01.06.2021
Введение.
Летние каникулы - самая
лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей
и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные
связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы - это
период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной
интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут
научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время.
Организация летнего отдыха
- один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная
деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс
непрерывным в течение всего года.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный
отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения
детского организма.
В МБОУ ДО ЦВР занимаются более 400 детей в возрасте 5-117 лет. МБОУ ДО Центр
внешкольной работы Кашарского района на летних каникулах активно продолжает
свою работу, предоставив возможность детям получить дополнительные знания
и умения, интересно
провести свободное время, самораскрыться и реализовать свои способности,
научиться заботиться о своем здоровье.
Учитывая возрастные особенности участников программы, мы
определили такие формы работы, которые будут способствовать развитию у ребенка
познавательной и развивающей сферы, нравственных оценок, социальной адаптации,
патриотических чувств.
2. Пояснительная
записка
Актуальность
программы
Разработка
программы организации отдыха, оздоровления и занятости детей
«Каникулы
- 2021» была вызвана:
·
социальным заказом на оказание услуги по
организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период;
·
повышением спроса родителей и детей на
организованный и содержательный отдых детей;
·
необходимостью проведения профилактической работы
с несовершеннолетними в рамках летнего периода;
·
актуальностью задач современного воспитания;
·
необходимостью использования богатого
творческого потенциала детей, подростков и педагогов в реализации поставленных
целей и задач.
Новизна
Программа
Лето «Каникулы-2021» по своей направленности
является комплексной, реализуется по тематическим модулям и включает в себя
разноплановую деятельность, объединяет различные направления
оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях учреждения дополнительного
образования.
Формы
организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей разноплановы и
разнообразны, участники разных возрастных категорий и интересов, но жить они
будут одной идеей: «Сделай лучше, узнай больше, живи ярче!». При реализации
программы предусматривается непрерывная образовательная работа педагогов
дополнительного образования с обучающимися.
Реализуя
программу «Каникулы-2021», мы поможем мальчишкам и девчонкам самоопределиться,
найти новых друзей, узнать друг друга и себя, обменяться идеями, мыслями,
проблемами, поможем понять, что их жизнь и здоровье зависят от них самих,
природных условий, экологической обстановки.
Принципы
программы
Организация
летнего отдыха оздоровления и занятости детей и подростков –
это зона
особого внимания к ребенку, его социальной защите и поддержке, время для
творческого развития, обогащения его внутреннего мира, создание условий для
социализации с учетом реалий современного мира.
Мы даем
ребенку право свободного выбора вида деятельности, занятия в соответствии со
своими интересами и склонностями, расширяем поле социализации детей и
подростков, обеспечиваем выход на иной уровень (общения, отношений, социальной
помощи и защиты, молодежной политики, культуры, спорта и т.д.), повышаем его
статус, его самооценку, предоставляем ему право быть самостоятельным в принятии
решений, создаем условия для приобретения дополнительных знаний, умений и
навыков, учим бережно относиться к своему здоровью.
Основные
принципы программы:
·
Принцип гуманизации образования – в
основу всего процесса ставится развитие личности, учет развития способностей
каждого ребенка, формирование на этой основе индивидуального педагогического
сопровождения обучающихся, стимулирования, коррекции и развития их
особенностей.
·
Принцип индивидуализации и дифференциации воспитания,
предполагающий учет особенностей, интересов и потребностей конкретного ребенка
и групп детей и подростков.
·
Принцип научности,
предполагающий использование новейших достижений
педагогики и психологии
для обеспечения наибольшей эффективности дополнительного образования.
·
Принцип природосообразности и
культуросообразности, как основа для
разнообразной досуговой
деятельности, в соответствии с возрастом, потребностями, способностями личности
и окружающей ее природной среды.
·
Принцип игры, реализуемый посредством
включения участников смены в ролевые игры.
·
Принцип творческого начала в
воспитании, предполагающий создание условий для активной самореализации детей в
коллективной творческой деятельности.
·
Принцип свободы самовыражения, который
предполагает, что окончательный выбор способов и видов деятельности должен
оставаться за личностью.
·
Принцип социально – педагогической компетентности
кадров, предполагающий, необходимый уровень психолого –
педагогической и методической подготовленности работников к решению
определенного круга социально – педагогических проблем и постоянное его
повышение.
·
Принцип безопасности жизни и здоровья детей, защита
их прав и личного достоинства.
Цель: Организация занятости детей и подростков в период
летних каникул через создание целостной системы каникулярного отдыха детей,
обеспечивающей физическое и психическое здоровье детей, активизацию их
творческого потенциала и вовлечение их в социально значимую деятельность.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитание гордости за духовно-нравственные ценности национальной
культуры;
- формирование творческого потенциала у детей;
- формирование навыков социокультурного, толерантного поведения через
общение с ровесниками и взрослыми во временном детском коллективе;
- воспитание уважения к труду и его результатам;
- развитие морально-волевых качеств, умения проявлять решительность и
настойчивость в преодолении трудностей;
-
формировать потребность в ведении здорового и безопасного образа
жизни.
Развивающие:
-
развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных и
других способностей через активное вовлечение в различные сферы практической
деятельности;
- развитие
коммуникативных навыков, умения сотрудничать, включаться в коллективную
деятельность;
- развитие
интеллекта и общей культуры;
- развивать практические навыки в направлении безопасности
жизнедеятельности.
Образовательные:
-
приобретение детьми новых знаний, навыков и умений в различных видах досуговой
деятельности;
- расширить представление о целостности культурного наследия
России, познакомить с культурными традициями, своеобразием родного языка через
воспитательные мероприятия.
Адресат
программы
Программа
рассчитана на детей от 7 до 17 лет.
При
реализации программы учитываются индивидуальные особенности всех возрастных
групп.
Сроки
реализации программы.
По
продолжительности программа является краткосрочной, т.к. реализуется в течение
3-х месяцев (июнь, июль, август).
Формы
организации деятельности:
·
Коллективное творческое дело (КТД) −
форма, основанная на определенной направленности деятельности, ориентированной
на пользу, радость людям; характеризуется стремлением к общению, к
познавательной деятельности. Результатом грамотного осуществления КТД является
позитивная активность детей, причем не зрительская, а деятельностная,
сопровождающаяся чувством коллективного авторства.
·
Квест (приключенческая игра) – один из
современных жанров сюжетно-ролевых игр, представляющий собой интерактивную
историю. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно
повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играет
решение головоломок и задач, требующих от игроков умственных и физически
активных усилий.
·
Тренинг общения – это прием
воспитания через общение. Слова «деятельность», «общение» относятся здесь не к
педагогу, а к предмету его усилий. Тренинги общения –технология педагогической
деятельности, направленная на создание у ребят средствами групповой
практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта,
опыта общения (опыта взаимопонимания, поведения и т.д.). Здесь ориентировка
дана не на личностные изменения, а на получение в модельной форме определенного
социального опыта.
·
Игра – форма
педагогической деятельности в условных ситуациях. Игра направлена на
воссоздание и усвоение социального и жизненного опыта.
Организация
деятельности предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы
работы. К участию в реализации программы
привлекается педагогический коллектив МБУ ДО ЦВР. Планируется
проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для
укрепления здоровья и организации досуга детей в летний период.
Программа «Каникулы
- 2021» представляет собой комплекс оздоровительных, интеллектуально -
развивающих, военно - патриотических мероприятий.
Ожидаемые
результаты работs:
- укрепление
здоровья детей;
- развитие у
обучающихся интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение
социального опыта;
- формирование
коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры,
досуга;
- вырабатывание
навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование
осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира
Расписание программы ЛЕТО
«Каникулы-2020»
Понедельник-Суббота С 9.00 до 13.