Клуб ЭКО МЗ_compressed

СОДЕРЖАНИЕ
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ……....3
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)………....3
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………....5
1.3. Содержание программы……………………………………………………...6
Учебный план…………………………………………………………………....6
Содержание учебного плана……………………………………………………11
1.4. Планируемые результаты………………………………………………………16
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ……18
2.1. Календарный учебный график…………………………………………………18
2.2. Условия реализации программы……………………………………………….36
2.3.Методическое обеспечение……………………………………………………..36
2.4.Формы аттестации………………………………………………………………..38
2.5.Диагностический инструментарий (оценочные материалы)…………………40
2.6. Рабочая программа воспитания.
Календарный план воспитательной работы………………………………………...41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………46
Приложение 1…………………………………………………………………………46
Приложение 2…………………………………………………………………………49
Приложение 3…………………………………………………………………………50
Приложение 4…………………………………………………………………………51
Приложение 5………………………………………………………………………....52

2

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.Пояснительная записка
Связь человека с природой начинается с раннего детства. Став взрослым,
мы очень часто вспоминаем детские годы. Многое, конечно, забывается, но то,
что связано с природой, навсегда остается в памяти. Природа оставляет
глубокий след в душе человека, своим многообразием воздействует на наши
чувства, вызывая удивление, восхищение и желание узнать тайны
окружающего мира .
Но в сегодняшней, окружающей нас действительности, существует такой
факт, как падение детского интереса к таким наукам как биология и экология .
Как привить интерес обучающихся к этим наукам?
Думаем, что это возможно лишь через непосредственное вовлечение
детей и подростков к изучению тайн природы родного края, в научноисследовательскую деятельность, способную раскрыть суть экологических
взаимосвязей между человеком и окружающей средой.
На сегодняшний день существует множество различных программ
дополнительного образования, позволяющих изучать природу родного края
Но, к нашему сожалению, не все программы адаптированы к их реализации в
нашей сельской местности. Поэтому мы решили создать рабочую программу,
реализация которой будет происходить на основе анализа природных
компонентов, имеющихся в нашем селе.
Так возникла рабочая программа дополнительного образования
«Экологическое краеведение. Юный исследователь".
Теоретический материал рабочей программы составлен таким образом,
чтобы сформировать в сознании детей и подростков картину целостного
представления об окружающем его мире.
Структура программы предлагает наличие теоретических, практических,
экскурсионных занятий и часов для самостоятельной работы в зависимости от
темы. В рассматриваемых вопросах программы предусматривается более
полное изучение природы родного села. Весь материал построен с учетом
экологического подхода, раскрывающего межпредметные связи, дающие
возможность создать в сознании ребенка целостную картину окружающего
мира.Занятия предусматривают использование активных форм и методов
преподавания: экологические игры, практические работы, экскурсии,
разгадывание кроссвордов, ребусов, проведение викторин, инсценировок,
экологических симпозиумов и другое. Эти формы занятий развивают у детей и
подростков мышление, память, внимание, воображение. При этом используется
коллективная, групповая и индивидуальная формы работы с обучающимися.
Актуальность данной программы заключается в том, чтобы дети и
подростки не бездумно смотрели на природу, а видели и понимали природные
явления и связь между ними; могли объяснить, почему происходит изменение
внешнего вида и образа жизни животных и растений в разное время года; могли
ответить на вопросы, где живут и чем питаются основные виды птиц, зверей,
3

насекомых, рыб, умели отличать деревья от кустарников, различать хвойные и
лиственные деревья
Тип занятий:
комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный
Вид программы : модифицированный
Адресат программы
Данная программа ориентирована на детей и подростков от 7 до 17 лет,
рассчитана на 2 года обучения.
1 год-144 часа (4 часа в неделю).
2 год-216 часов (6 часов в неделю)
Направленность программы: естественнонаучная.
«В настоящее время воспитание будущих поколений самым тесным, если не
сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования.
Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и
развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается
всех участников образовательного процесса, в данном случае речь идёт о
формирование экологической культуры обучающихся. Особое внимание все
образовательные программы данного профиля должны уделить улучшению
подготовки учащихся по экологии, защите окружающей среды » .
(Из ежегодного послания президента Российской Федеральному собранию.)
Данная программа ориентирует преподавателя на развитие у обучающихся
знаний об экологии своей малой родины, на формирование экологического
сознания учащихся через познание экологического состояния природы той
местности, где они живут.
Основная цель курса: привитие учащимся любви к своей малой родине,
бережного отношения к природе, углубление их экологических знаний,
вовлечение в исследовательскую деятельность, воспитание экологической
культуры личности.
Задачи:
1. познакомить обучающихся с природой родного села, района,
ее экологическим состоянием;
2. познакомить с методиками и выработать навыки исследовательской
деятельности в природе;
3. выработать умения давать оценку экологического состояния
экосистемы;
4. сформировать потребность в природоохранной деятельности
посредством проведения экологических акций.

4

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы заключается в передаче комплекса знаний, умений и
навыков о природе родного края.
Задачи:
- образовательные: формировать систему экологических знаний в области
биологии и экологии через развитие интереса к дополнительному материалу;
- развивающие: развивать у детей навыки общения с живой природой,
исследовательской деятельности посредством фенологических наблюдений в
природе, учебно-исследовательской деятельности и практической работы;
- воспитательные: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к
природе и всему окружающему миру через экологические игры, викторины,
экскурсии, просмотры фильмов о природе, а также мотивацию к трудолюбию,
активности,
самостоятельности,
коллективизму.

5

1.3. Содержание программы

№
1

2.

3.
4.

Учебный план
РАЗДЕЛ 1 «Природа нашей местности» (16 часов)
Тема
Форма занятий
Колво
часов
2
Введение. Значение
Вводная лекция с
экологических знаний в
элементами беседы и
жизни людей
дискуссии
Особенности природы села
Святославка, ее богатство и
разнообразие,
географическое положение
села, экологические
проблемы
Антропологический фактор

6

«Вот моя деревня». Общие
принципы использования
биоиндикаторов

4

4

Форма
контроля

Тесты,
собеседован
ие,
практическая
работа
Рассказ учителя.
Тесты,
Беседа. Стихи о родных сообщения,п
просторах. Работа с
роверочная
картой Ростовской
работа
области. Экскурсия в
природу
Экскурсия с практикой.
Тесты,
Лекция с элементами
практическая
беседы
работа
Лекция с элементами
Отчёт о
беседы. Экскурсия по
проделанной
селу. Подбор
работе,
материалов для
тесты,
общебиологических
дискуссия
исследований

итого
16
РАЗДЕЛ 2 «Наша экологическая тропа» (18 часов)
№
Тема
Форма занятий
КолФорма
во
контроля
часов
1 Наша экологическая тропа.
4
Вводная лекция с
Тесты,
Определение маршрута
элементами беседы и практическая
дискуссии. Экскурсия в
работа
природу. Определение
маршрута
Составление карты-схемы
Практичес2. маршрута экологической
4
Практикум
кая работа,
тропы
сообщения
3.
6
Экскурсия. Практикум.
Виды деятельности на
Тесты,
Экологический
экологической тропе
составление
коллекции
симпозиум
«Экологическое состояние
6

4.

нашего села»
итого

№

1.

4
18

Определение уровня
загрязнённости воздуха

10

3.

«Воздух, которым мы
дышим»
итого

2

1
2.

3.
4.

5.

Дискуссия,
тесты

РАЗДЕЛ 3 «Воздушная оболочка нашей местности» (20 часов)
Тема
КолФорма занятий
Форма
во
контроля
часов
Методы оценки качества
Вводная лекция с
Тесты,
8
исследоваокружающей среды
элементами беседы и
тельская
дискуссии. Практикум.
работа
Лабораторная работа

2.

№

Семинар.
Экологический диспут

Проведение
исследовательской
деятельности.
Практикум на
местности
Семинар

Зачёт, проект

Сообщения

20

РАЗДЕЛ 4 «Лесные богатства села» (18 часов)
Тема
КолФорма занятий
Форма
во
контроля
часов
Введение
2
Вводная лекция с
Тесты,
элементами беседы и
практическая
дискуссии.
работа
Общая
8
Рассказ учителя.
Дискуссия,
характеристика лесных
Беседа. Практическая
тесты
экосистем, их
работа. Экскурсия..
структура и свойства
Деревья Красной книги
2
Семинар
Сообщения
2
Сообщения
Роль лесничеств в
Лекция с элементами
сохранении и
беседы. Экскурсия в
преумножении лесных
школьный музей.
богатств
Природоохранная
4
Оформление листовок. Тесты, отчёт
деятельность «Если не мы,
Практическое занятие. обучающихто кто?»
ся
итого
18
7

№

1.

2.

РАЗДЕЛ 5 «Радиационное загрязнение окружающей среды» (30 часов)
Тема
Форма занятий
КолФорма
во
контроля
часов
Знакомство с
методиками
исследования
Подготовка природного
материала для проведения
работы «Сосна в качестве
тест-объекта в радио- и
общеэкологических
исследованиях»

4

Лекция с элементами
беседы. Анализ
научной литературы

Отчёт, тесты

12

Экскурсия. Сбор
природного материала.
Исследовательская
работа

Проект,
тесты

Оформление
результатов работы.
Круглый стол
(обобщение и
систематизация).
Семинар
Экологический
симпозиум

Практическая работа

3.

Описание работы

10

4.

Влияние радиоактивного
загрязнения на здоровье
человека

4

№

30
РАЗДЕЛ 6 «Агроклиматические ресурсы села» (10 часов)
Тема
Форма занятий
КолФорма
во
контроля
часов

1

Введение

2

Вводная лекция с
элементами беседы и
дискуссии

Защита
проектов

Тесты

8

2.

Понятие почвы, ее
свойства

3.

Характеристика почв
природно-хозяйственных
зон

4.

Характеристика почв
природно-хозяйственных
зон
итого

№

1

2.

Работа с картой
Кемеровской области, с
почвенной картойсхемой. Практическая
работа

Зачёт

2

Практикум
«Характеристика
качества почвы с
помощью растений
индикаторов».
Экскурсия на карьер.

Рефераты

2

Лекция с элементами
беседы, практическая
работа «Исследование
механического состава
различных типов почв»

Сообщения,
тесты

4

10

РАЗДЕЛ 7 «Водные ресурсы села» (20 часов)
Тема
Форма занятий
Колво
часов
Введение
Общая характеристика
водных экосистем;
биоценоз водоемов

2

Вводная лекция с
элементами беседы и
дискуссии

Сообщения

4

Практическая работа
«Описание родника»

Тесты,
отчёт

Практическая
работа.
Исследовательская
работа.
Беседа, лекция.
Практическая работа.
Лекция с
элементами
беседы.
Практическая

3.

Методики описания реки,
родника

4

4.

Методы изучения биоценоза
водоемов
Биоиндикация вод села

4

5

Форма
контроля

2

Зачёт

Тесты
Проект

9

работа.

6

7.

№

1.

2.

3.

4

Практическая
работа
«Сравнительный анализ
состояния
водных
биоценозов»

Пруды. Подземные
воды

2

Лекция с элементами
беседы

итого

20

Реки. Малые реки, ее
обитатели и экология

Тест

Дискуссия

РАЗДЕЛ 8 «Антропогенное влияние на природу села» (12 часов)
Тема
Форма занятий
КолФорма
во
контроля
часов
Введение
Региональные и локальные
проблемы химического,
физического и
биологического загрязнения
атмосферы, почв, водных
ресурсов
Последствия данного
воздействия

итого
всего

2

8

2

12
144

Вводная лекция с
элементами беседы

Тесты,
сообщения

Лекция с элементами
беседы. Практические
работы. Экскурсия.

Дискуссия,
тесты, зачёт

Экологический
мониторинг

Экологическая
конференция
Практическая работа

10

Содержание учебного плана на
1 год обучения 144 часа
Природа нашей местности 16 часов
Предмет и задачи курса «Экологическое краеведение». Значение
экологических знаний в жизни человека. Особенности природы села, его
богатство и разнообразие, географическое положение села, внутренние воды,
растительный и животный мир, экологические проблемы. Понятие экосистемы.
Экологические факторы. Понятие антропологического фактора. Практическая
работа. Подготовка природного материала для общебиологических
исследований.
Наша экологическая тропа 18 часов
Определение маршрута. Составление карты-схемы. Описание экосистем
данного маршрута. Определение объектов для исследовательской деятельности.
Практическая работа «Подготовка экскурсовода для проведения маршрута с
объяснением биолого-экологических объектов».
Воздушная оболочка нашей местности 20 часов
Методы оценки качества среды. Оценка качества среды методами
биоиндикации. Оценка качества воздуха. Знакомство с методиками,
позволяющими определить уровень загрязнённости воздуха. Анализ
полученных результатов исследований.
Лабораторная работа: Биоиндикация загрязнения атмосферного
воздуха с помощью лишайников .
Исследовательская работа: Определение количества потребляемых
энергоресурсов и выбрасываемого CO2.
Лесные богатства села 18 часов
Общая
характеристика
лесных
экосистем,
кустарников
и
полукустарников, их структуры и свойств. Характеристика лесных
фитоценозов
(лекарственных
растений).
Методы
геоботанических
исследований. Методы описания пробных площадок. Уникальность лесов села:
видовое разнообразие, наличие эндемиков, редких и ценных пород. Виды
древесных пород, занесенные в Красную книгу. Роль лесничества в сохранении
и преумножении лесных богатств. Проведение природоохранных акций:
«Сохраним окружающую природу», «Я и природа», «Моя малая родина».
Практические работы: 1. Описание лесного фитоценоза
2. Фенологические наблюдения в лесу
3. Подбор материалов о краснокнижных растениях
леса.
Радиационное загрязнение окружающей среды 30 часов
Понятие радиация, её виды. Выполнение исследовательской работы по
радиоактивному загрязнению воздуха. Влияние радиации на здоровье человека.
Болезни человека, вызванные радиоактивным загрязнением.
11

Исследовательская работа: Сосна в качестве тест-объекта в радио- и
общеэкологических исследованиях. Мониторинг радиоактивного загрязнения
[5].
Агроклиматические ресурсы села 10 часов
Понятие почвы, ее свойств. Плодородие. Характеристика почв природнохозяйственных зон села. Преобладающие типы почв на территории села.
Особенности климата.
Практическая работа: 1. Работа с почвенной картой-схемой.
2. Исследование механического состава
различных типов почв .
Водные ресурсы села 20 часов
Общая характеристика водных экосистем; биоценоз водоемов. Методики
описания реки, родника. Методы изучения биоценоза водоемов. Биоиндикация
вод села.
Малые реки, ее обитатели и экология. Пруды. Подземные воды.
Исследовательская работа: 1. Описание родника. Мониторинг
состояния родника — охраняемого объекта нашего села.
Практические работы: 1. Описание речки.
2. Изучение биоценозного водоема .
3. Работа с литературой. Подготовка сообщений
о водоемах.
4. Сравнительный анализ состояний водных
биоценозов
Антропогенное влияние на природу села 12 часов
Проблемы химического, физического и биологического загрязнения
атмосферы, почв, водных ресурсов села. Последствия данного воздействия.
Практическая работа: 1. Сравнительный анализ состояния различных
биоценозов в пределах села .
2. Изучение загрязненности бытовым мусором
окрестностей села.
Содержание учебного плана на 2 год обучения 216 часов
Введение - 20 часов
Мониторинг экологической обстановки в селе Кашары.
Работа над проектом «Мое дерево».
Не жалейте труда впереди холода (работа на цветнике).
Путешествие по экологической тропе ( 1часть).
Выставка детских экологических рисунков на тему: «Давайте
сохраним планету».
Беседа о вреде дыма: «Отходы, свалки».
Отчет:» Природоохранная деятельность села» (презентации).
12

Юннаты на осенних развлечениях ( подготовка к празднику).
«Золотая волшебница осень» конкурс на лучший букет.
Многообразие животных и растений - 16 часов
Дикорастущие и культурные растения.
Лекарственные и ядовитые растения.
Деревья и кустарники произрастающие в садах Ростовской области.
Комнатные растения. Правила ухода за ними.
Подготовка презентаций «О растениях Ростовской области».
Беседа «Перелетные птицы и их охрана».
Уход за домашними «любимцами».
Выпуск стенгазеты «Мой край родной».
Место человека в природе – 8 часов
Природа - колыбель человечества.
Экологические проблемы человечества ( подготовка докладов,
презентаций).
Выступление ребят с докладами.
Представление презентаций «Проблема чистой воды».
Красота явлений природы – 8 часов
Красота явлений природы
Природа - источник красоты и гармонии.
Явления природы ( фильм).
Конкурс рисунков «Чудеса природы».
«Не бойтесь Земле поклониться» - 18 часов
Ведение АПХ: садоводство, огородничество, цветоводство.
Лабораторное занятие на тему: «Особенности строения
растений».
Правила благоустройства населенных пунктов.
Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой».
Путешествие на родину комнатных растений. Уход за ними.
Защитные свойства снега (роль снега на растения зимой).
Познавательная игра «Что растет в моем родном краю».
Выпуск стенгазеты «Что растет в моем родном краю».
Презентации «Что растет в моем родном краю».
13

Современные проблемы экологии – 18 часов
Экологическое состояние в РОССИИ.
Экологическое состояние в Ростовской области и Кашарском
районе (встреча с экологами района).
Природоохранная деятельность села Кашары.
Опасность глобальной экологической катастрофы.
Основные экологические проблемы нашего региона.
Природоохранная деятельность, уборка территорий от мусора
(школьный двор).
Практическая работа по формированию навыков посадки и
ухода за растениями.
Конкур плакатов «Береги природу!»
Экологический субботник.
Человек изменяет землю – 22 часа
Влияние человека на земную кору.
Использование природных богатств.
Отходы и свалки.
Глобальное потепление климата (причины, проблемы).
Соблюдение правил благоустройства населенных пунктов.
Привлечение внимания жителей к экологическим проблемам
села ( выпуск буклетов).
Опытно – экспериментальная работа (работа на цветнике)
Опытно – экспериментальная работа (работа на цветнике)
Конкур стихов, загадок и фотоснимков на тему «Весна красна!»
Выпуск стенгазеты.
Защита проектов.
Экология человека – 10 часов
Жилище человека-его среда обитания
Факторы, влияющие на здоровье человека
Санитарная проверка пищевых продуктов по упаковке и
этикетке
Гигиена человека
Техника и методика самомассажа
Растительный мир края -12 часов
Типы растительности своей местности
Редкие и исчезающие растения и их охрана
14

Лекарственные растения края и их использование
Лекарственные растения края и их
Использование
Виды растений Кашарского района, занесенные в Красную книгу.
Реликты и эндемики флоры Кашарского района
Животный мир края -10 часов
Обзор животного мира края
Редкие и исчезающие
Животные края
Редкие и исчезающие
Животные края
«Красная книга» животных
«Красная книга» животных
Поверхностные и подземные воды – 32 часа
Реки нашей местности
Загрязнение рек
Основные виды подземных вод
Что такое родник?
Родники Кашарского района
Родники села Кашары
Родники моего села
Факторы загрязнения подземных вод
Рельеф и полезные ископаемые – 20 часов
Геологическое строение территории.
Полезные ископаемые. Влияние добычи полезных ископаемых на
окружающую среду, их охрана и рациональное использование
Главные черты рельефа
Формирование современного рельефа
Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.
Неживое в природе -24 часа
Неживое в природе
Неживая природа.
Солнце – источник тепла и света
Вода, её признаки и свойства
Берегите воду. Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы
15

Кислотные дожди
Растения рядом. Проект
1.4.Планируемые результаты освоения программы
Программа предусматривает достижение следующих результатов
образования:
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы своего края;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие учащимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической
позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни,
культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные,
регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Метапредметными результатами программы является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
·
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя.
·
Проговаривать последовательность действий.
·
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.
·
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога
·
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
·
Делать предварительный отбор источников информации:
16

ориентироваться в дополнительной литературе
·
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию,
полученную из других источников.
·
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы группы
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы
на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
·
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
·
Слушать и понимать речь других.
·
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог).
·
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
·
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
·
Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение учащимися
воспитательных результатов, которые распределяются по трем уровням:
первый- приобретение социальных знаний;
второй – получение опыта переживания и позитивного отношения к
определенным ценностям, к объектам родного края;
третий – получение опыта самостоятельно.
Ожидаемые результаты:
У детей - положительные эмоциональные проявления, устойчивый интерес к
природе, растительному и животному миру родного края, желание участвовать
в его охране и приумножении.
К концу года обучающиеся должны иметь представления:
- О географическом положении Ростовской области, сложившейся
экологической ситуации, проблемах и путях решения экологических проблем
региона, природных ресурсах и их использовании в хозяйстве..

17

II КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график 1 год обучения 144 часа (4 час в неделю).
№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во Время
часов проведения
занятия
2

Форма
занятия

Место
проведения

лекция

школа

1
2

02.09.2025
02.09.2025

Природа нашей местности
Введение. Значение экологических
знаний в жизни людей

3
4

06.09.2025
06.09.2025

Особенности природы села

2

дискусси
я

Школа

5
6

09.09.2025
09.09.2025

Принципы организации
биологического мониторинга

2

лекция

Школа

7
8

13.09.2025
13.09.2025

Экосистемы, экологические факторы

2

семинар

Школа

9
10

16.09.2025
16.09.2025

Антропологический фактор

2

игра

Школа

11
12

20.09.2025
20.09.2025

Антропогенные факторы среды

2

конферен Школа
ция

13
14

23.09.2025
23.09.2025

2

15
16

27.09.2025
27.09.2025

«Вот моя деревня». Общие
принципы использования
биоиндикаторов
Подборка природного материала для
общебиологических
исследований

экскурсия Х. Второй
Киевски
й
экскурсия Х. Второй
Киевски
й

2

Форма
контроля
Участие в
мероприяти
и
Участие в
мероприяти
и
Участие в
мероприяти
и
Участие в
мероприяти
и
Участие в
мероприяти
и
Участие в
мероприяти
и
Участие в
мероприяти
и
Участие в
меропр
иятии

16
2

лекция

школа

17
18

30.09.2025
30.09.2025

Наша экологическая тропа
Определение маршрута

19
20

04.10.2025
04.10.2025

Определение маршрута

2

лекция

Школа

21
22

07.10.2025
07.10.2025

Составление карты-схемы маршрута
экологической тропы

2

проект

Школа

23
24

11.10.2025
11.10.2025

Составление карты-схемы

2

проект

Школа

25
26

14.10.2025
14.10.2025

Виды деятельности на
экологической тропе

2

игра

Школа

27
28

18.10.2025
18.10.2025

Описание природных экосистем
данного маршрута

2

конферен школа
ция

29
30

21.10.2025
21.10.2025

2

поход

Лес

31
32

25.10.2025
25.10.2025

Определение объектов для
исследовательской
деятельности
Семинар «Экологическое состояние
нашего села»

2

семинар

Школа

33
34

28.10.2025
28.10.2025

Влияние экологического состояния
нашего села на здоровье людей

2

проект

Школа

35
36

01.11.2025
01.11.2025

лекция

Школа

Воздушная оболочка нашей
местности
Знакомство с методами оценки

18
2

Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Отчёт

Участие в
меропр
иятии

37
38

08.11.2025
08.11.2025

39
40

11.11.2025
11.11.2025

41
42

15.11.2025
15.11.2025

43
44

18.11.2025
18.11.2025

45
46

22.11.2025
22.11.2025

47
48

качества среды
Оценка качества среды методами
биоиндикации
Оценка качества воздуха.
Знакомство с методиками,
позволяющими определить
уровень загрязнённости воздуха
Лабораторная работа:

2
2

2

Биоиндикация загрязнения
атмосферного воздуха с помощью
лишайников

лекция

Школа

Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии

семинар

школа

практиче
ская

Школа

Участие в
меропр
иятии

проект

Школа

Отчёт

Школа
Школа

Исследовательская работа:
Определение количества
потребляемых энергоресурсов и
выбрасываемого в атмосферу CO2
Знакомство с методикой проведения
работы. Подбор данных

2

2

круглый
стол

25.11.2025
25.11.2025

Обработка результатов работы

2

игра

49
50

29.11.2025
29.11.2025

Анализ результатов

2

конферен Школа
ция

51
52

02.12.2025
02.12.2025

Оформление проектных работ

2

проект

Школа

Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Отчёт

53

06.12.2025
06.12.2025

Семинар «Воздух, которым мы

2

семинар

Школа

Участие в

54

дышим»

55
56

09.12.2025
09.12.2025

Лесные богатства села
Вводное занятие

57
58

13.12.2025
13.12.2025

59
60

16.12.2025
16.12.2025

61
62

20.12.2025
20.12.2025

Общая характеристика лесных
экосистем, их структура и
свойства. П/р № 1.
Характеристика лесных
фитоценозов. Методы
геоботанических исследований
Определение растений. Методы
описания пробных площадок

63
64

23.12.2025
23.12.2025

Уникальность лесов села. Экскурсия
в зимний лес. П/р № 2.

65
66

27.12.2025
27.12.2025

Породы деревьев Красной книги.
П/р № 3.

67
68

30.12.2025
30.12.2025

69
70

10.01.2026
10.01.2026

Роль лесничеств в сохранении и
преумножении лесных богатств.
(школьный музей)
Оформление
экологических
листовок: «Сохраним окружающую
природу», «Я и природа», «Моя
малая родина»

меропр
иятии

20
2

лекция

Школа

2

практиче
ская

Школа

2
2
2
2

экскурсия Лес
дискусси
я

Школа

экскурсия Лес
практиче
ская

Школа

2

круглый
стол

Школа

2

практиче
ская

Школа

Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии

71
72

13.01.2026
13.01.2026

Экологическое мероприятие,
посвящённое природоохранной
деятельности «Если не мы, то
кто?»

73
74

17.01.2026
17.01.2026

75
76

20.01.2026
20.01.2026

77
78

24.01.2026
24.01.2026

79
80

27.01.2026
27.01.2026

81
82

31.01.2026
31.01.2026

Определение объекта и предмета
исследования

83
84

03.02.2026
03.02.2026

Определение продолжительности
жизни хвои

85
86

07.02.2026
07.02.2026

87
88

10.02.2026
10.02.2026

89
90

14.02.2026
14.02.2026

Экспресс-оценка загрязнения
воздуха по классу повреждения
хвои (с пом. табл.)
Определение уровня радиационного
загрязнения воздуха (с пом.
табл.)
Сравнительный анализ проб

Радиационное загрязнение
окружающей среды
Введение
Знакомство с методиками
исследования
Подбор природного материала для
проведения работы «Сосна в
качестве тест-объекта в радио- и
общеэкологических исследованиях»
Взятие проб

2

18
2
2
2

субботни
к

Река
Участие в
Большая
меропр
иятии

лекция

Школа

лекция

Школа

поход

Х. Второй
Киевски
й

2

экскурсия Лес

2

дискусси
я

Школа

практиче
ская

Школа

2

практиче
ская

Школа

2

практиче
ская

Школа

2

семинар

Школа

2

Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр

91
92

17.02.2026
17.02.2026

Оформление результатов
исследования

2

проект

Школа

иятии
Отчёт

93
94

21.02.2026
21.02.2026

Оформление результатов
исследования

2

проект

Школа

Отчёт

95
96

24.02.2026
24.02.2026

Оформление результатов
исследования

2

проект

Школа

Отчёт

97
98

28.02.2026
28.02.2026

Семинарское занятие «Защита
исследовательской работы»

2

конферен школа
ция

99
100

03.03.2026
03.03.2026

101
102

07.03.2026
07.03.2026

Влияние радиоактивного
загрязнения на здоровье
человека
Заболевания человека, вызванные
радиоактивным загрязнением

103
104

10.03.2026
10.03.2026

105
106

14.03.2026
14.03.2026

107
108

семинар

Школа

2

лекция

Школа

30
2

лекция

Школа

Агроценозы

2

лекция

Школа

17.03.2026
17.03.2026

Понятия почвы, её свойств,
плодородие

2

игра

Школа

109
110

21.03.2026
21.03.2026

Характеристика почв природнохозяйственных зон. П/р № 1.

2

практиче
ская

Школа

111

24.03.2026

Преобладающие типы почв на

2

практиче

Школа

Агроклиматические ресурсы
Введение

2

Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в

112

24.03.2026

113
114

28.03.2026
28.03.2026

115
116

31.03.2026
31.03.2026

117
118

04.04.2026
04.04.2026

119
120

территории села. П/р № 2.
Водные ресурсы села
Введение

ская
10
2

меропр
иятии

лекция

Школа

Общая характеристика водных
экосистем. Биоценоз водоёмов.
П/р № 1.
Методы описания реки, родника.
Исследовательская работа № 1.

2

практиче
ская

Школа

2

проект

Школа

07.04.2026
07.04.2026

Оценка качества воды

2

дискусси
я

Школа

121
122

11.04.2026
11.04.2026

Методы изучения биоценоза
водоёмов. П/р № 2.

2

123
124

14.04.2026
14.04.2026

Биологический контроль водоёма.
П/р № 3.

2

125
126

18.04.2026
18.04.2026

Биоиндикация вод села

2

127
128

21.04.2026
21.04.2026

Малые реки

2

129
130

25.04.2026
25.04.2026

Обитатели и экология малых рек.
П/р № 4.

2

131
132

28.04.2026
28.04.2026

Пруды. Подземные воды

2

Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Отчёт

Участие в
меропр
иятии
практиче школа
Участие в
ская
меропр
иятии
практиче Школа
Участие в
ская
меропр
иятии
семинар
Школа
Участие в
меропр
иятии
экскурсия Река
Участие в
Большая
меропр
иятии
практиче Школа
Участие в
ская
меропр
иятии
Круглый Школа
Участие в
стол
меропр

133
134

05.05.2026
05.05.2026

Антропогенное влияние.
Введение

135
136

12.05.2026
12.05.2026

Проблемы химического загрязнения
атмосферы села. П/р № 1.

137
138

16.05.2026
16.05.2026

139
140

19.05.2026
19.05.2026

141
142

23.05.2026
23.05.2026

143
144

26.05.2026
26.05.2026

Региональные проблемы
физического загрязнения
атмосферы
Региональные и локальные
проблемы биологического
загрязнения атмосферы
Региональные и локальные
проблемы химического
загрязнения почв, воды
Изучение загрязнённости села
бытовым мусором. П/р № 2.

20

иятии
лекция

Школа

практиче
ская

Школа

2

семинар

Школа

2

семинар

Школа

2

семинар

Школа

2

практиче
ская

Школа

2
2

12
144

Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии

Календарный учебный график 2 год обучения 216 часов (3 часа в неделю)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Дата

Тема занятия

Введение
Мониторинг экологической
обстановки в селе Кашары.
Работа над проектом «Мое
дерево».
Не жалейте труда впереди
холода (работа на цветнике).
Путешествие по экологической
тропе ( 1часть).
Выставка детских
экологических рисунков на
тему: «Давайте сохраним
планету».
Беседа о вреде дыма: «Отходы,
свалки».
Отчет:» Природоохранная
деятельность села»
(презентации).
Юннаты на осенних

Кол-во Время
часов проведения
занятия
2

Форма
занятия

Место
проведения

Форма
контроля

лекция

школа

2

дискусси
я

Школа

2

лекция

Школа

2

субботни
к

Школа

2

игра

Школа

2

выставка

Школа

Участие в
мероприяти
и
Участие в
мероприяти
и
Участие в
мероприяти
и
Участие в
мероприяти
и
Участие в
мероприяти
и
Участие в
мероприяти
и

2

беседа

2

дискусси
я

2

Круглый

Х. Второй
Киевски
й
Х. Второй
Киевски
й
Школа

Участие в
мероприяти
и
Отчёт
Участие в

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

развлечениях ( подготовка к
празднику).
«Золотая волшебница осень»
конкурс на лучший букет.
Многообразие животных и
растений
Дикорастущие и культурные
растения.
Лекарственные и ядовитые
растения.
Деревья и кустарники
произрастающие в садах
Ростовской области.
Комнатные растения. Правила
ухода за ними.
Подготовка презентаций « О
растениях Ростовской области».
Беседа «Перелетные птицы и их
охрана».
Уход за домашними
«любимцами».
Выпуск стенгазеты «Мой край
родной».

сто
2

меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии

лекция

Школа

дискусси
я

Школа

Участие в
меропр
иятии

2

семинар

Школа

2

проект

Школа

2

практиче
ская

Школа

2

семинар

Школа

2

семинар

Школа

2

проект

Школа

Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Отчёт

2

проект

Школа

Отчёт

лекция

Школа

Участие в
меропр
иятии

20
2

16

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

Место человека в природе
Природа - колыбель
человечества.
Экологические проблемы
человечества ( подготовка
докладов, презентаций).
Выступление ребят с
докладами.
Представление презентаций
«Проблема чистой воды».

Красота явлений природы
Красота явлений природы
Природа - источник красоты и
гармонии.
Явления природы ( фильм).
Конкурс рисунков «Чудеса
природы».
«Не бойтесь Земле
поклониться»
Ведение АПХ: садоводство,
огородничество, цветоводство.
Лабораторное занятие на тему:
«Особенности строения
растений».
Правила благоустройства

2
2
2
2
8
2
2

лекция

Школа

семинар

школа

практиче
ская
проект

Школа

Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Отчёт

Школа

Отчёт

Просмотр Школа
филь
ма
конферен Школа
ция

Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Отчёт

2

проект

Школа

2

выставка

Школа

8
2

Участие в
меропр
иятии

лекция

Школа

Участие в
меропр
иятии

2

практиче
ская

Школа

Участие в
меропр
иятии
Участие в

экскурсия Х. Второй

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76

населенных пунктов.
Беседа «Лиственные и хвойные
растения зимой».
Путешествие на родину
комнатных растений. Уход за
ними .
Защитные свойства снега (роль
снега на растения зимой).
Познавательная игра « Что
растет в моем родном краю».
Выпуск стенгазеты « Что растет
в моем родном краю».
Презентации« Что растет в
моем родном краю».
Современные проблемы
экологии
Экологическое состояние в
РОССИИ.
Экологическое состояние в
Ростовской области и
Кашарском районе (встреча с
экологами района).
Природоохранная деятельность
села Кашары.

2
2

дискусси
я

Киевски
й
Школа

меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии

беседа

Школа

практиче
ская

Школа

2

круглый
стол

Школа

2

практиче
ская

Школа

2

семинар

Школа

лекция

Школа

Участие в
меропр
иятии

лекция

Школа

Участие в
меропр
иятии

поход

Х. Второй
Киевски
й

Участие в
меропр
иятии

2
2

18
2

2

2

77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97

Опасность глобальной
экологической катастрофы.
Основные экологические
проблемы нашего региона.
Природоохранная деятельность,
уборка территорий от мусора
(школьный двор).
Практическая работа по
формированию навыков
посадки и ухода за растениями.
Конкур плакатов «Береги
природу!»
Экологический субботник.
Человек изменяет землю
Влияние человека на земную
кору.
Использование природных
богатств.
Отходы и свалки.

2

экскурсия Лес

2

дискусси
я

Школа

субботни
к

Школа

2

практиче
ская

Школа

2

практиче
ская

Школа

2

субботни
к

Школа

18
2

лекция

Школа

2

семинар

Школа

2

конферен школа
ция

2

Глобальное потепление климата
(причины, проблемы).

2

Соблюдение правил

2

семинар

Школа

субботни

Парк

Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в

98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118

благоустройства населенных
пунктов.
Привлечение внимания жителей
к экологическим проблемам
села ( выпуск буклетов).
Опытно – экспериментальная
работа (работа на цветнике)
Опытно – экспериментальная
работа (работа на цветнике)
Конкур стихов, загадок и
фотоснимков на тему « Весна
красна!»
Выпуск стенгазеты.
Защита проектов.
Экология человека
Жилище человека-его среда
обитания
Факторы, влияющие на
здоровье человека
Санитарная проверка пищевых
продуктов по упаковке и
этикетке
Гигиена человека

к
2

практиче
ская

2

Субботни Школа
к

2

Субботни Школа
к

2

игра

Школа

2

практиче
ская

Школа

2

практиче
ская

Школа

лекция

Школа

2

практиче
ская

Школа

2

проект

Школа

2

дискусси
я

Школа

22
2

Школа

меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Отчёт
Участие в
меропр

119
120
121
122

Техника и методика
самомассажа
Растительный мир края

2

практиче
ская

школа

10
2

лекция

школа

Типы растительности своей
местности

иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии

123
124

Редкие и исчезающие растения и их
охрана

2

экскурсия Школа

125
126

Лекарственные растения края и их
использование

2

семинар

127
128

Лекарственные растения края и их
использование

2

практиче
ская

129
130

Виды растений Кашарского района,
занесенные в Красную книгу.

2

семинар

131
132

Реликты и эндемики флоры
Кашарского района

2

семинар

12
2

семинар

Школа

Участие в
меропр
иятии

дискусси
я

Школа

Участие в
меропр

133
134

Животный мир края

135
136

Редкие и исчезающие
Животные края

Участие в
меропр
иятии
Школа
Участие в
меропр
иятии
Река
Участие в
Большая
меропр
иятии
Школа
Участие в
меропр
иятии
Школа
Участие в
меропр
иятии

Обзор животного мира края
2

иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии

137
138

Редкие и исчезающие
Животные края

2

лекция

Школа

139
140

« Красная книга» животных

2

проект

Школа

141
142

« Красная книга» животных

2

проект

Школа

143146

Поверхностные и подземные воды

10
4

лекция

школа

Участие в
меропр
иятии

147150

Загрязнение рек

4

семинар

школа

151154

Основные виды подземных вод

4

лекция

школа

155158

Что такое родник?

4

дискусси
я

школа

159162

Родники Кашарского района

4

экскурсия Кашарский
район

163166

Родники села Кашары

4

семинар

167170

Родники моего села

4

конферен школа
ция

Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр

Реки нашей местности

школа

171174

Факторы загрязнения подземных вод

4

иятии
Участие в
меропр
иятии

проект

школа

4

лекция

школа

Участие в
меропр
иятии

32
175178

Рельеф и полезные ископаемые

179182

Полезные ископаемые. Влияние
добычи полезных ископаемых на
окружающую среду, их охрана и
рациональное использование

4

семинар

школа

Участие в
меропр
иятии

183186

Главные черты рельефа

4

дискусси
я

школа

187190

Формирование современного
рельефа

4

лекция

школа

191194

Влияние хозяйственной
деятельности человека на рельеф.

4

семинар

школа

20
4

Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии

лекция

школа

Геологическое строение территории.

195198

Неживое в природе
Неживая природа.

199202

Солнце – источник тепла и света

4

практиче школа
ская

203-

Вода, её признаки и свойства

4

практиче школа

Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в

206

ская

207210

Берегите воду. Почва – святыня
наша. Состав и свойства почвы

4

семинар

школа

211214

Кислотные дожди

4

семинар

школа

215216

Растения рядом
Проект

4

проект

школа

24
216

меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии
Участие в
меропр
иятии

2.2.Условия реализации программы
Для эффективной реализации программы необходимо использовать
разнообразные формы и методы обучения. Основные методические приемы
помогают сформировать у учащихся познавательную самостоятельность и
развивать творческие способности.
По количеству детей, участвующих в занятии программа предусматривает
коллективную, групповую и индивидуальную формы работы. Индивидуальная
работа – написание рефератов, подготовка выступлений на семинарах и
конференциях, исследовательская работа в природе, а также проектная форма
работы. Одними из условий для успешной реализации программы является:
1.
Кабинет для занятий кружка.
2.
Шкаф для хранения таблиц, дисков, пособий, справочных материалов.
3.
Сканер, принтер, цифровой аппарат. Компьютеры, с установленным
программным обеспечением Мiсгоsoft Windows 7, Мiсгоsoft Оffice 2007.
4.
Оборудование по биологии (микроскоп, различные виды луп, ёмкости для
сбора материала, пипетки, скальпели, стекла покровные и предметные,
термометр для воды и воздуха, чашки Петри, лабораторные иглы).
5.
Бумага для принтера, СД – диски, папки для бумаг, канцелярские
принадлежности.
6.
Наглядные пособия (гербарии растений, коллекции семян, макеты
растений и животных, чучела птиц).
7.
Иллюстративный материал (таблицы, фотоматериалы, рисунки).
8.
Канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, клей, тетради).
9.
Компьютерные презентации по темам программы.
10. Информационный материал к темам программы.
11. Видеофильмы по экологии.
12. Энциклопедии по экологии.
13. Раздаточный материал (карточки, таблички с алгоритмами выполнения
заданий).
14. Методические пособия (тесты по темам, задания, опросники)
15. Правила поведения в природе.
2.3.Методическое обеспечение:
Методы обучения: словесный - беседа, анализ текста, объяснение,
рассказ, работа с книгой, наглядный – демонстрация картин, видеоматериалов,
иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу; практический
– наблюдение, практические задания, упражнения, метод проблемного
обучения – поисковые или эвристические методы, методы проектного
обучения, исследовательские методы.
Методы воспитания: методы формирования сознания (методы
убеждения) объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример. Методы организации
деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое
требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
36

Методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение
положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание
(осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения). В
процессе обучения ребята видят закономерности окружающего мира и идут по
естественным законам природы и жизни. Моделируя различные схемы,
выполняя творческие задания, дети вникают в естественные законы природы,
учатся видеть прекрасное и дорогое в жизни, и во всем окружающем.
Описание применяемых педагогических технологий: Средствами
эффективного усвоения программы курса являются игры, творческие задания,
опыты и практические занятия, создание экологических проектов, изготовление
поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,
моделирование, разработка и создание экознаков, экологические акции,
знакомство с определителями, гербаризация,
составление памяток.
Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной
экологической деятельности: семейные экологические домашние задания,
участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели
экологии, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Формы организации учебного занятия.
При реализации программы, в зависимости от решаемых задач с
обучающимися, занятия проводятся в группах и индивидуально. При этом
используются следующие формы проведения занятий
1. Устное изложение темы, развивающее творческую мыслительную деятельность
учащихся.
2. Экскурсия.
3. Практическое занятие.
Дидактический и лекционный материал
Таблицы, эскизы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические
карточки, игры, памятки, научная и специальная литература, раздаточный
материал,
диафильмы,
диапозитивы,
видеозаписи,
аудиозаписи,
мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, методики
по исследовательской работе, тематика исследовательской работы, литература
по методике преподавания.

37

2.4.Формы аттестации
Текущий контроль осуществляется в ходе собеседования перед экскурсиями и
практическими работами, в ходе индивидуального опроса в процессе
проведения занятий и в виде отчета обучающихся по оформлению дневников
наблюдений и проектов.
Итоговый контроль предполагает обязательный отчет учащихся по
выполненным творческим работам исследовательского характера, итоговое
тестирование.
Для отслеживания ожидаемых результатов достижений каждого ребёнка
используются следующие способы диагностики:
- педагогическое наблюдение;
- анализ творческих работ,
- анализ участия обучающихся в выставках, презентациях, конкурсах.
Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной
программе используются следующие формы контроля:
- начальный контроль (сентябрь);
- текущий контроль (в течение всего учебного года);
-итоговый контроль (май).
Формами аттестации являются:
- анализ творческих работ;
- самоанализ учащимися своих творческих работ;
- выполнение и защита творческой работы (конкурсные мероприятия ,
самостоятельная работа.)
Оценка результатов обучения происходит по пятибалльной системе,
согласно определенным показателям.
1. Теоретическая подготовка:
- углубленные теоретические знания по предмету;
- владение специальной терминологией.
2. Практическая подготовка:
- практические умения и навыки
- владение навыками работы со специальным оборудованием и оснащением.
3. Основные общеучебные компетентности:
- умение подбирать и анализировать специальную литературу;
- умение пользоваться различными источниками информации;
- умение публичного представления творческой работы
4. Коммуникативные компетентности:
- стремление к самореализации социально-адекватными способами;
- умение в практической деятельности сочетать индивидуальные и
коллективные формы
работы
5. Творческая активность:
- проявление экологической грамотности, творческого воображения,
38

- умение творчески подходить к экологическим ситуациям;
- активная эколого -творческая деятельность.
6. Критерии оценки освоения содержания программы.
5 баллов – критерий ярко выражен;
4 балла - критерий выражен
4 балла - критерий слабо выражен.
Результаты оценки заносятся в диагностические карт

39

2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
Для оценки результативности выполнения программы осуществляется
мониторинг учебной деятельности в форме вводного, тематического, и
итогового видов контроля.
Тематический контроль осуществляется в ходе собеседования перед
экскурсиями и практическими работами, в ходе индивидуального опроса в
процессе проведения занятий и в виде отчета обучающихся по оформлению
дневников наблюдений и проектов.
Итоговый контроль предполагает обязательный отчет учащихся по
выполненным творческим работам исследовательского характера, итоговое
тестирование.
Обеспечение программы методическими видами продукции средства обучения
Методические пособия для педагога: литература по направления,
справочные материалы, тематические подборки, конспекты занятий, конспекты
бесед к занятиям, конспекты экскурсий, методические разработки игр, бесед,
походов, экскурсий, конкурсов, конференций, ознакомление с методической
литературой, новыми педагогическими теориями и технологиями, наличие
рабочей учебной программы.
Примеры дидактических материалов, викторин, игр и заданий, используемых
на занятиях приведены в приложении .
Алгоритм учебного занятия приведен в приложении.

40

2.6 Рабочая программа воспитания. Календарный план
воспитательной работы.

Цели воспитательного процесс.
Сформировать знания учащихся о родном селе и крае, которые включают в себя
историю, географию, экономику и экологию своей малой родины. На основе этих
знаний развивать ценностно-ориентированную личность ученика, способную к
самоопределению и самореализации, приобщённой к национальным и мировым
культурным традициям.
Задачи воспитательного процесса.
Развивать у детей патриотические чувства к Родине, исследовательской деятельности
посредством работы с историческими источниками, учебно-исследовательской
деятельности и практической работы. Воспитывать у детей любовь и бережное
отношение к историческому наследию и культуре через игры, викторины, экскурсии,
просмотры фильмов о истории нашего региона, а также мотивацию к трудолюбию,
активности, самостоятельности, коллективизму.
Планируемые результаты.
Знать географию и экологию своего села. Знать историю своего рода и села в целом.
Знать культуру и экономику населённого пункта. Знать положение и значение села в
системе района, области, региона и страны. Биографии знаменитых земляков и их
вклад в процветание России. Работать с различными видами источников. Проводить
исследовательские работы, находить решения различным поисковым проблемам.
Грамотно вести поисковые исследовательские записи. Составлять отчёт о проделанной
работе. Выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих
товарищей.
Приоритетные направления воспитания
Общекультурное направление: (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение
детей к культурному наследию, экологическое воспитание).
Духовно-нравственное направление: (нравственно-эстетическое воспитание, семейное
воспитание);
Здоровье сберегающее направление: (физическое воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности);
Общеинтеллектуальное направление: (популяризация научных знаний, проектная
деятельность);
Социальное направление: (трудовое).
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и содержание
деятельности, методы воспитательного взаимодействия
Виды деятельности:
-игровая (мотивационная игровая ситуация занятия)
-комуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
-восприятие художественной литературы и фольклора;
-музыкальная (музыкальное сопровождение творческой деятельности);
-двигательная (взаимодействие с художественными материалами) формы активности
ребёнка.
Формы организации деятельности:
41

-рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц,
презентаций, наглядных пособий;
-беседа/разговор;
-анализ воспитательных работ;
-непосредственно творческий процесс;
-игровые ситуации, пальчиковые игры, динамические упражнения;
-сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
-экспериментирование с различными художественными материалами;
-экскурсия, экспедиция, ярмарка;
-выставки лучших работ, использование работ в оформлении кабинета.
Методологическую базу воспитательной системы составляют следующие
подходы:
Системный подход. Сущность подхода заключается в системном видении
педагогических явлений и процессов, в различении отдельных компонентов системы и
установлении между ними связей, в оценке результатов их взаимодействия и
построении связей с другими внешними системами.
Личностно-ориентированный
подход.
Сущность
подхода
заключается
в
методологической ориентации педагогической деятельности, которая позволяет
посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий
обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности
ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности. Этот подход связан с
устремлением педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося,
проявлению его субъективных качеств.
Средовой подход предполагает использование окружающей социальной среды, её
культурных и социальных объектов для гармонического развития личности ребёнка и
воспитания гражданственности.
Рефлексивный подход позволяет использовать приёмы рефлексии для формирования у
ребёнка потребности осуществлять самооценку своих отношений, результатов
деятельности путём сравнения этих оценок с оценками окружающих людей, а так же
для дальнейшего корректирования собственной позиции.

42

Календарный план воспитательной работы
№

Название мероприятия

1

«Мы – веселые туристы!»

2
3
4
5
6
7
8
9

Форма
проведения

Туристическое
путешествие
«Унылая пора, очей очарованье…»
Литературно –
музыкальная
гостиная
« Самая лучшая мама Земли!»
Конкурсно –
развлекательная
программа
« Новогодний калейдоскоп»
Информационный
час
«Покормите птиц зимой…»
Экологическая
акция
«Служить России суждено тебе и
Спортивно –
мне!»
развлекательная
программа
«Весна, весна на улице, весенние
Познавательная
деньки!»
программа
«День Земли – праздник экологов!» Информационно
– познавательная
программа
«Помним сердцем!»
Урок Мужества

Дата
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг/ Под ред. Ашихминой
Т.Я. – М.: «Агар», 2000.
2. Голиков В.И. Фауна Кубани: видовой состав и экология. Учебное пособие Краснодар: Издательство «Традиция», 2007 г.
3. Ерманова М.А. Основы экологии. ООО «Издательский дом Литера», Санкт –
Петербург, 2013 г.
4. Колесников С.И. Экология. Учебно-методическое пособие, Ростов н /Д:
Легион, 2016г.
5. С.А. Литвинская, А.П. Тильба, Р.Г. Филимонова. Редкие и исчезающие
растения Кубани. Краснодар: Книжное изд-во, 2000 г.
6.
Методика рекогносцировочного обследования малых
водоемов: Методическое пособие/ Богомолов А.С., Засадько Д.Н. – М.:
Экосистема, 1998.
7.
Муравьев Оценка экологического состояния природноантропогенного комплекса: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и
доп. – СПб: Крисмас+, 2000.
8.
Муравьев А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка
экологического состояния почвы: Практическое руководство / Под ред. А.Г.
Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 1999.
9. Методическое пособие по полевой экологии (для учителей и педагогов
дополнительного образования) Экологические исследования школьников в
природе. Ассоциация «Экосистема» Московский полевой учебный центр
«Экосистема», 2015 г.
10. Эко Гид: Путеводитель по экосистемам. Компьютерные атласы – определители
объектов природы России. Ассоциация «Экосистема» Московский полевой
учебный центр «Экосистема», 2010 г.
11.[Электронный ресурс]. Официальный сайт
ttp://www.kremlin.ru/transcripts/messages
Для учащихся:
1. Высоцкая М.В. Биология 5-11 классы. Нетрадиционные уроки. Исследование,
интегрирование, моделирование.- Учитель.2009.-489
2. Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии 3-8 классы.- Учитель. 2010.-160.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников.
Издательство « Учебная литература», дом «Федоров».2010.
4. Травникова В.В. Биологические экскурсии. Учебно-методическое пособие.Паритет.2012.-256

44

5. Зверев А.Т. Экология. Практикум. 10-11 кл. Учебное пособие для
общеобразовательных учреждений /А.Т.Зверев. Отв. ред. Ю.Б. Королев. – М.:
ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.
6. Эко Гид: Путеводитель по экосистемам. Компьютерные атласы – определители
объектов природы России. Ассоциация «Экосистема» Московский полевой
учебный центр «Экосистема», 2010 г.

45

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение1
Методики выявления уровня компетентности учащихся в результате
освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «ЭКО».
Разнообразные способы определения результативности, как правило, выступают для обучающихся в скрытой форме, либо предлагаются обучающимся
как игра, состязание, проверка собственных сил. В процессе реализации
программы используются следующие методики по сформированности нравственного потенциала личности.
Методика «Диагностика эффективности воспитания на основе динамики
личностного роста ребенка» разработана Д. Григорьевым, И. Кулешовой, П.
Степановым.
Цель: определение структуры ценностных отношений, свидетельствующих о
личностном росте ребенка, опираясь на позицию В.А. Караковского: в современном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены, как
Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, культура.
Методика «Размышляем о жизненном опыте» разработана кандидатом
педагогических наук Н.Е. Щурковой.
Цель: выявить нравственную воспитанность;
- создание жизнеспособного коллектива учащихся, которым является объединение «ЭКО», где каждый может проявить свои творческие и
интеллектуальные способности, обрести единомышленников.
Прогнозируемые результаты.
Внешняя результативность:
- стабильность функционирования подросткового коллектива;
- качество УУД, проявляющихся в практической деятельности.
Внутренняя результативность:
- изменение стереотипа поведения, осуществление самоконтроля, самоанализа;
- повышение социальной активности подростков;
- повышение уровня культуры подростка;
- личностное самоопределение подростка;
- сознательный выбор профессии с учетом своих способностей; игра,
состязание, проверка собственных сил.
Методика выявления уровня компетентности учащихся
Методика 1. Экологическая культура.
Цель: выявление представлений учащихся о компонентах экологической
культуры человека, их соотношении.
Задание: расставьте ранговые места от 1 до 7 по степени важности для себя
следующих компонентов экологической культуры человека:
·
система экологических знаний;
46

·
практические экологические умения;
·
владение правилами поведения в природе;
·
интерес к экологическим проблемам;
·
потребность в общении с природой; понимание многосторонней
(универсальной) ценности природы;
·
убежденность в необходимости ответственно относиться к природе.
Методика 2. Экологическая деятельность.
Цель: выявление направленности личности в экологической деятельности.
Задание: расположите в порядке убывания (в зависимости от их значимости
для себя) следующие дела:
·
участие в экологических митингах;
·
работа на даче;
·
туристические походы;
·
забота о домашних животных;
·
выпуск экологической газеты;
·
оформление стенда о природе, ее охране;
·
изготовление скворечника;
·
участие в конкурсах;
·
экскурсии в природу;
·
чтение книг о природе.
Методика 3. Отношение к природе.
Цель: выявление факторов развития интереса, других мотивов отношения
учащихся к природе.
Задание: перечислите в порядке убывания по степени значимости для себя, что
влияет на Ваше отношение к природе:
·
непосредственное общение с природой;
·
чтение книг о природе;
·
уроки биологии, географии, физики и т.д.
·
посещение музеев;
·
участие в практических делах по охране природы;
·
телевизионные передачи;
·
кинофильмы о природе;
·
беседы и лекции о природе, ее охране.
Методика 4. Интерес к природе.
Цель: выявление спектра интересов детей к природе.
Задание: ранжируйте (расставьте по степени значимости для себя)
характеристики, отражающие Ваш интерес к природе:
·
сбор ягод, грибов, цветов и т.п.;
·
получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций;
·
безграничные возможности открытия чего-то нового, получение новых
знаний;
·
купание, загорание;
·
рисование природы;
·
помощь природе в ее охране;
47

·
пение на природе;
·
игры на природе;
·
нахождение на природе способствует лучшему пониманию себя,
самосознанию;
·
исследовательская деятельность в природе.
Методика 5. Ценность природы.
Цель: выявление осознания учащимися многосторонней (универсальной)
ценности природы, ее компонентов.
Задание: расположите по степени значимости для себя, за что Вы цените
природу:
·
природа – источник знаний;
·
природа дает представление о прекрасном в жизни;
·
природа дает человеку грибы, ягоды, орехи, другие продукты питания;
·
природа дает человеку древесину;
·
природа – источник вдохновения, творчества для человека;
·
природа (солнце, воздух, вода) способствуют закаливанию, укреплению
здоровья человека;
·
природа – это главное богатство народа, страны.
Методика 6. Экологические знания.
Цель: выявление уровня сформированности у детей экологических знаний,
приоритетности определенных групп знаний.
Задание: расположите по степени важности для себя следующие группы
знаний о природе:
·
знания о животном мире;
·
знания о растениях;
·
знания о человеке;
·
знания о экологических проблемах;
·
знания о взаимодействии человека и природы;
·
знания о явлениях природы;
·
знания о цветах;
·
знания о лекарственных травах;
·
знания о эволюции природы;
·
знания о возможных видах деятельности человека в природе.

48

Приложение 2
Уровни и критерии экологической воспитанности обучающихся.
По мнению Л.А. Мишариной и В.А. Горбуновой – «то, как ребенок относится к
природе и ее богатствам, помогает животным и растениям, охраняет природу и
знает правило поведения в природе, понимает доступные и родственные связи
между живыми организмами – все это называется экологической
воспитанностью ребенка и характеризует его внутренний мир».
Экологическое воспитание рассматривается как интересное образование,
регулирующее знания, умения и отношения.
За основу определения качественных характеристик уровней взяты теории,
предложенные Л.П.Симоновой: научно-познавательный, ценностный,
нормативный, практически – деятельностный.
На основе методик были определены уровни и критерии экологической
воспитанности.
Низкий уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство
животных, растений леса, луга, поля, водоема, вычленяя их некоторые
особенности. Умеют определять состояние растений в зависимости от среды
обитания, с помощью педагога классифицируют растения. Познавательное
отношение к животным и растениям не устойчиво.
Средний уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство
животных и растений разных сообществ по представлению и небольшой
опорой на наглядность. С помощью педагога классифицируют животных и
растения. Устанавливают некоторые общие связи, сравнивая растения.
Используют известные способы наблюдений. Недостаточно владеют
обобщенными представлениями и не владеют понятиями рода и вида при
классификации растений. Не всегда способны прогнозировать последствия
неадекватных воздействий на природу, но при этом проявляют бережное и
заботливое отношение к животным и растениям. Знают о существовании
Красной книги, называют некоторые растения и животных, занесенных в нее.
Эмоционально откликаются на яркие растения, проявляя внимательность,
устойчивый интерес. В процессе наблюдений вспоминают стихи, песни,
пословицы.
Высокий уровень – у детей этого уровня многообразны знания о животных и
растениях разных сообществ. Самостоятельно устанавливают связи между
развитием растений и средой обитания. Знания сформированы на уровне
представлений, понятий, рода и вида. Дети способны устанавливать общие и
частные связи с помощью наглядно – схематических пособий. Используют
разные виды наблюдений за ростом и развитием растений и животных в разных
сообществах и в соответствии с сезоном. Воспитательное отношение к природе
устойчивое. Часто задают поисковые вопросы. Появляются эвристические
суждения. Бережно относятся к растениям и животным, нетерпимы к людям в
случае нарушения правил поведения в лесу, поле, на лугу. Эмоционально
откликаются на красоту природы, используют песни, стихи, загадки о
растениях и животных. Проявляют бережное отношение к дарам природы,
49

•
•

понимая самоценность исчезающих растений и животных, занесенных в
Красную книгу.
Приложение 3
Анкетирование
Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала
путём опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение
материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица.
По содержанию анкета должна охватывать только определённую проблему. Это
позволяет сделать не только количественный, но и качественный анализ. По
форме вопросы могут быть:
закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов);
открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа,
поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую
информацию).
Вопросы, разработанные Н. С. Житовой.
Вопросы
1.Нравится ли тебе бывать в
природе?
2.Что ты больше всего любишь
делать, приходя в природу?

Ответы
1. Нравится.

1. Слушать птиц, любоваться природой,
гулять
2. Загорать, купаться
3. Играть в подвижные игры
4. Собирать ягоды, грибы
5. Рвать цветы.
3.Приходилось ли тебе оказывать 1. Нет, не приходилось
помощь животным, растениям?
2. Подбираю бездомных животных и
ухаживаю за ними
3. Лечил собаке глаз
4. Отогревал зимой птиц
5. Лечил раненую птицу
6. Подкармливаю зимой птиц
4.В каких делах по охране природы 1. Не принимал участие
2. Делал с папой скворечник
ты и твои друзья принимали
участие?
3. Принимал участие в озеленении класса,
школьного двора
5. Какие книги о природе ты читал? 1. Не люблю книги о природе
2. Читаю книги В. Бианки, Е. Чарушина и
др.
К этой анкете составьте свои 2 – 3 вопроса

50

Приложение 4

Диагностический опросник,
выявляющий сформированность умений, «отношений»,
«желаний» у обучающихся к окружающему миру.
За основу взята методика Н.С.Жестовой с введением дополнительных
вопросов на выявление у учащихся отношения к природе, знания и желания
общаться с ней. Процедура эксперимента: учащимся третьих классов
предлагается бланк вопросов, на котором расчерчены три графы «умения»,
«отношения», «желания» и даются вопросы, на которые они должны ответить.
Баллы Умения
Отношения
Желания
2
Сделаю хорошо; нравится;
хочу заниматься;
1
Сделаю средне;
безразлично;
безразлично;
Не сделаю
не нравится
не хочу
0
заниматься
Перечень вопросов:
1. ухаживать за животными.
2. помогать больным животным.
3. выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
4. помогать и защищать бездомных животных.
5. рисовать рисунки с изображением природы.
6. разъяснять людям нужные им сведения о природе.
7. охранять природу.
8. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса.
9. следить за состоянием развития растений.
10. распространение детенышей животных (щенят, котят и т.д.).
11. распространять растения.
12. наблюдать и изучать природу и природные явления.
13. помогать пернатым друзьям.
14. смотреть телепередачи о животных.
Обработка результатов:
Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма
характеризует отношения, знания, умения.
Низкий уровень – от 0 до 9 баллов – не проявляют желания заботится о
животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не
развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному
содержанию не проявляют.
Средний уровень – от 9 до 19 – не всегда способны анализировать последствия
неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание,
заботу и бережное отношение.
Высокий уровень – от 20 до 28 баллов – проявляют желание, заботу, бережное
отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность.
Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый
интерес к окружающему миру

51

Приложение 5

Алгоритм учебного занятия
дата

Тема
форма
проведения
Цели и
задачи:

педагог Ф.И.О.

Петровская Т. А.
Исследование механического
состава различных типов почв
(пришкольного участка).
Практическое занятие

объединение

«ЭКО»

группа,
год
обучени
я;

Сформировать у детей знания о
почве в природе и его значении
для живых организмов;
Отработать методику заложения
почвенного разреза, научить
определять генетические
горизонты почвы;
совершенствовать навыки
постановки эксперимента;
развивать умения логически
мыслить, делать самостоятельные
выводы и обобщения;
воспитывать умение работать в
коллективе, толерантность и
готовность к сотрудничеству.
Уметь проводить обработку
результатов проведенного
исследования;
Прививать любовь к природе,
воспитывать экологическую
культуру и правила поведения в
природной среде;
Применять на практике знания,
умения и навыки для решения
комплекса задач охраны
окружающей среды.
план занятия Блок №1 Вступление
с указанием 1.Вступительное слово педагога
тематических 2. Презентация «Методика
блоков
и заложения почвенного разреза».
Блок№2 Практическая работа
частей
52

занятия,

«Исследование механического
состава различных типов почв».
1.Определение механического
состава почв пришкольного
участка;
2. Анализ результатов
исследования, обработка
информации, построение таблиц;
3. Выводы по работе;
Блок №3 Дополнительные
исследования
1. Пользуясь знаниями,
полученными сегодня и на основе
предыдущих занятий, попробуйте
по нарисованным примерным
экологическим нишам (в
двухмерном поле) определить
тип почв
2. Предложения по улучшению
плодородия почвы в районе
школы.
Блок №4 Анализ собранной
информации:
1. Оцените свой пройденный путь
во время урока, ваш вклад в
общую копилку полученных
группой знаний, необходимых
для дальнейших экологических
исследований; 2.Сообщения
детей о результатах
исследований.
3.Выводы по работе и о
последствиях вмешательства
человека в экологическое
равновесие села.
Блок № 5 Заключение
1.Заключительное слово педагога
2.Подведение итогов занятия

вопросы и
задания

Дети перед занятием обсудили круг вопросов по теме и
получили задания поработать с источниками информации, а
также провести самостоятельные наблюдения и
исследования по вопросам:
1. Что входит в состав почв? Какие они бывают?
53

2. Какую роль играет почва в жизни живых организмов на

земле;
3. Подготовить сообщения по темам:
а) Как улучшить плодородие почв;
б) Какие живые организмы живут в почве?
в) Чем отличается почвенный воздух от атмосферного?
АРМ: компьютер, проектор, экран

технические
средства
обучения
дидактически Презентации по теме, карточки - задания для сбора
е материалы информации, таблицы обработки информации по расчету и
определению механического состава почв.
методическая
Баздырев Г.И, Сафонов А.Ф. Земледелие с основами
литература
почвоведения и агрохимии.- М.: Колос, 2012
Воробьев В.Б., Петровский Е.И. Почвоведение.Издательство Ифра-М.,2012
Попова Т.А. Экология в школе, М.: 2005
Федоров Е.И. Нечаева Г.А. Экология в экспериментах:
учебное пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.
интернетhttp://900igr.net/prezentacii-po-ekologii.html
ресурсы
http://www.hij.ru http://www.ecolife.ru

54

55


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».