Домовенок 34 ч

СОДЕРЖАНИЕ
I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ……………………...3
1.1.

Пояснительная записка...............................................................................................................3

1.2.

Цель и задачи программы...........................................................................................................4

1.3.

Содержание программы..............................................................................................................6

Учебный план.......................................................................................................................................6
Содержание учебного плана...............................................................................................................8
1.4.
II.

Планируемые результаты...........................................................................................................9
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ…………………….10

2.1.

Календарный учебный график................................................................................................10

2.2.

Условия реализации программы.............................................................................................13

2.3.

Методическое обеспечение....................................................................................................14

2.4.

Формы аттестации......................................................................................................................15

2.5.

Диагностический инструментарий (оценочные материалы)..............................................15

2.6.

Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы...............16

Список литературы

…………………………………………………………………………………………………………………………20

ПРИЛОЖЕНИЯ

…………………………………………………………………………………………………………………………23

Приложение 1...............................................................................................................................................23
Приложение 2...............................................................................................................................................24
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка
Данная программа является краткосрочной дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой, направлена на
формирование и развитие творческих способностей, художественноэстетического вкуса, воображения и фантазии детей.
Актуальность: Комплексная программа “Домовенок”, являясь прикладной,
носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение
обучающимися основными приёмами работы с бумагой и картоном,
техникой «ниткография», поделки из бросового материала. Обучение по
данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и
духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и
профессионального самоопределения, развития познавательной активности и
творческой самореализации обучающихся. Она призвана познакомить детей
с особенностями декоративно-прикладного искусства и способствует
адаптации обучающихся к нестабильным социально-экономическим
условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире.
Следует отметить, что, являясь комплексной, данная программа позволяет
избежать монотонности в обучении, благодаря овладению обучающимися
разнообразными видами декоративно-прикладного творчества.
В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и
исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых
нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство
органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя
национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный
потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до
сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовнохудожественного постижения мира.
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся 7 – 11 лет
— это очень подвижные дети и их внимание не может концентрироваться
более 10 минут на одной задачи, но если речь идет о занятии, которое им
интересно, то могут просидеть несколько часов. С ними нужно постоянно
переключаться и создавать обстановку успешности, подсказывать, помогать.
Количество детей в группе: до 12 человек. Условия набора детей в
коллектив: принимаются все желающие.
Режим занятий 2 занятия в неделю, по 45 минут.
Объем и срок освоения программы общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы - 34 учебных часа. Программа рассчитана на 4 месяца.
Особенности организации образовательного процесса
- Обучение проводится индивидуально или в малых группах в зависимости
от возраста и возможностей детей.
- Индивидуально определяется сложность изготовления изделий.
- Обучающиеся могут реализовать свой творческий замысел и фантазию.
- Нацеленность творческой мастерской на «конечный продукт.

- По мере приобретения знаний и опыта обучающимся ставятся новые, более
сложные задачи.
- На протяжении всего процесса обучения проводится контроль за
выполнением заданий.
Форма обучения очная, но в программе предусмотрено так же
использование дистанционных и комбинированных форм взаимодействия в
образовательном
процессе.
Возможен
переход
на
применение
дистанционных образовательных технологий в период режима «повышенной
готовности». (ФЗ № 273 гл. 2, ст.16, п. 2).
Формы организации образовательного процесса
- групповые,
- коллективные,
- индивидуальные.
Виды (формы) занятий коллективная работа, комбинированные
занятия, групповые, учебно-практические занятия, индивидуальная работа.
Перечень форм подведения итогов беседа, опрос, выполнение
простого задания по образцу, выставка, творческая (итоговая) работа,
презентация работы.
Отличительные особенности программы, новизна: В данной программе с
целью получения более высоких результатов предусматривается постепенное
усложнение заданий, что позволяет пробуждать в детях творческое
отношение к поставленной задаче, активизировать мыслительный процесс,
добиваться более быстрого и прочного усвоения знаний, умений и навыков.
Особенностью
программы
является:
активная,
совместная
и
взаимообогащающая деятельность педагога с обучающимися в освоении
новых приемов работы с материалом.
1.2.

Цель и задачи программы

Цель: Разностороннее комплексное развитие детей, активизация
познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной
жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному
самоопределению.
Задачи:
образовательные:
 – освоение приёмов и способов работы с различными материалами и
инструментами, обеспечивающими изготовление художественных
поделок, элементов дизайна;
 закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,
изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и
способствовать их систематизации;
 выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её
результат;
 знакомить с основами знаний в области композиции,
формообразования, декоративно – прикладного искусства;

 совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке различных
материалов;
 приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
развивающие:
 – развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к
художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в
создании поделок, отвечающих художественным требованиям;
 развитие образного мышления и творческого воображения,
эстетического отношения к природному окружению своего быта;
 развитие мелкой моторики рук;
 развитие креативного мышления;
 развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
 развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус,
чувство меры.
воспитательные:
 – воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности;
 воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
 воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении
результата;
 развитие коммуникативных способностей;
 осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание
школьников;
 добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

1.3.

Содержание программы

Учебный план
Таблица 1
Учебный план
«Домовенок»
№
п/п

Количество часов
Теория Практика Всего

Форма
контроля,
аттестаци
и
1. Раздел 1. Введение в образовательную программу «Домовенок».
1.1 Введение
в 1
1
Устный
образовательную
опрос
программу «Домовенок».
Вводное занятие. Техника
безопасности.
2. Раздел 2. Работа с бумагой. Аппликация.
2.1
Что такое аппликация? 1
1
Устный
Виды
бумаги
для
опрос.
аппликации.
Наблюден
Оборудование,
ие.
материалы, инструменты
используемые
при
изготовлении
аппликаций.
Техника
безопасности
при
работе.
2.2
Аппликации
из 1
1
2
Устный
«ладошек».
опрос.
Наблюден
ие.
2.3
Аппликация из мятой 2
2
Просмотр
бумаги.
Выполнение
и
анализ
работ: «Грибы в лесу»,
работ.
работы по творческому
замыслу детей.
2.4
Работы по творческому 2
2
Просмотр
замыслу
детей.
и
анализ
Выставка работ.
работ.
Участие в
выставке.
3. Раздел 3. Торцевание.
3.1
Ознакомление
с 1
1
Устный
техникой
торцевание.
опрос.

3.2

Виды торцевания. Этапы
работы.
Правила
техники безопасности.
Выполнение
работы «Снеговик».

3.3

Торцевание
на
пластилине.
«Гиацинт».
3.4
Торцевание
на
пластилине.
Цветы: «Кактус»
4. Раздел 4. Ниткография.
4.1
Знакомство с техникой
«Ниткография»,
с
видами
волокнистых
материалов и правилами
их
использования.
Техника
безопасности
при работе.
4.2
Выполнение
работы
«Цветы в нашей жизни»

Наблюден
ие.
2

2

-

2

2

-

2

2

1

1

2

Устный
опрос.
Наблюден
ие

-

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

2

Устный
опрос.
Наблюден
ие.
Просмотр
и
анализ
работ.

5. Раздел 4. Поделки из бросового материала.
5.1
Общее понятие о
1
1
бросовом материале, их
происхождении. Сбор
бросового материала.
5.2
Общее
понятие
о 4
пластиковых крышечках.
Изготовление игр из
крышечек.
5.3
Общее понятие о яичных 6
лотках.
Цветы из
яичных лотков.
6. Раздел 6. Итоговое занятие.
6.1
Подведение
итогов 1
работы за год.
Выставка лучших работ:
«Твори и удивляй!».

4

6

Просмотр
и
анализ
работ.

1

Просмотр
и
анализ
работ.
Участие в
выставке.

И
того:

7
27
Содержание учебного плана

Просмотр
и
анализ
работ.
Просмотр
и
анализ
работ.
Просмотр
и
анализ
работ.

34

1. Введение в образовательную программу. (1 час).
Теория: Знакомство c группой обучающихся. Введение в образовательную
программу «Домовенок». Беседа по правилам техники безопасности на
занятиях и в объединении. Инструменты для работы, их назначение и
правильное применение. Правила безопасности при работе с ножницами и
другими колющими и режущими предметами. Что такое природа. Правила
поведения в природе. Презентация.
2. Работа с бумагой. Аппликация.(7 часов).
Теория: Что такое аппликация? Изучение видов аппликации. Виды
бумаги. Аппликации из «ладошек». Просмотр работ в этой технике
(презентация). Основные приемы работы. Аппликация обрывная.
Аппликация из комочков бумаги и салфеток.
Практика: Изготовление аппликаций из ладошек. Изготовление аппликаций
по творческому замыслу детей. Аппликации из мятой бумаги: «Грибы в
лесу».
3.Торцевание. (5 часов).
Теория: Ознакомление с техникой торцевание. Виды торцевания.
Правилами техники безопасности; правилами выполнения работы;
инструментами, необходимыми для данной работы; этапами работы.
Практика: выполнение работы «Снеговик». Торцевание на пластилине.
Выполнение работ: «Гиацинт», «Кактус». Выставка работ.
4. Ниткография. (6 часов).
Теория: Знакомство с техникой «Ниткография», с видами волокнистых
материалов и правилами их использования. Техника безопасности при
работе.
Практика: Выполнение работы «Цветы в нашей жизни».
5. Поделки из бросового материала. (12 часов).
Теория: Элементарные общие правила создания предметов рукотворного
мира. Инструктаж. Общее понятие о бросовом материале, их происхождении.
Сбор бросового материала. Общее понятие о пластиковых бутылках и
крышечках. Общее понятие о яичных лотках.
Практика: Изготовление игр из крышечек. «Гусеница». Изготовление
бабочек из пластиковых бутылок. Цветы из яичных лотков.
6.Итоговое занятие. (1 час).
Подведение итогов работы за год. Выставка лучших работ: «Твори и
удивляй!».

1.4.

Планируемые результаты

Личностные
- Наличие у учащихся представлений о различныз техниках, их
особенностях и умения их различать (называет их, знает материал, из
которого сделано изделие)
- Приобретение учащимися практических умений и навыков по
созданию работ из бумаги, бросового материала - умеет подбирать материал
и инструмент для работы, сличать промежуточные результаты с образцами,
выполнять основные этапы по изготовлению практической работы.
- Организация учащимися рабочего места в соответствии с
используемым материалом и поддерживание порядка во время работы;
- Знание основных правил техники безопасности при работе, названия
и назначения материалов.
Метапредметные:
Познавательные
универсальные
учебные
действия:
умение
результативно мыслить и работать с информацией;
Регулятивные универсальные учебные действия: умение организовать
свою деятельность;
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение общаться,
взаимодействовать с людьми.
Предметные:
-приобретут первоначальные знания, умения и навыки по работе с бросовым
материалом;
-научится технике безопасности на занятиях с различными видами бумаги;
- будут уметь правильно сочетать цвета бумаги и картона при изготовлении
поделок;
-будут знать общую информацию о том, как можно дать вторую жизнь не
нужным вещам.
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами;
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание,
вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и
способов изготовления, готовое изделие);
- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, аппликация,
торцевание).
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на
занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и
плоскостных композициях.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и
роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых
народных промыслах, об истории их возникновения и развития.

II.

№
Дат
п/
а
п

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2
Календарный учебный график
«Домовенок»

Тема занятия

Кол
Время
-во проведен
часо
ия
в
занятия

Форма
занятия

Место
проведен
ия

Форма
контроля

Введение в образовательную программу «Домовенок».

1.

Введение в
образователь
ную
программу
«Домовенок».
Вводное
занятие.
Техника
безопасности.

1

Лекция с
использован
ием ИКТ.
Беседа.

Устный
опрос
Наблюдени
е.

Работа с бумагой. Аппликация.

2.

3.

Что такое
аппликация?
Виды бумаги
для
аппликации.
Оборудовани
е, материалы,
инструменты
используемые
при
изготовлении
аппликаций.
Техника
безопасности
при работе.
Аппликации
из
«ладошек».
Основные
приемы

1

2

Лекция.
Беседа.

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Устный
опрос
Наблюдени
е.

Устный
опрос
Наблюдени
е.

4.

5.

работы.
Аппликация
из мятой
бумаги.
Выполнение
работ:
«Грибы в
лесу», работы
по
творческому
замыслу
детей.
Работы по
творческому
замыслу
детей.
Выставка
работ.

2

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

2

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.
Выставка.

Просмотр и
анализ
работ.

Устный
опрос
Наблюдени
е. Участие
в выставке.

Торцевание.

6.

Ознакомлени
е с техникой
торцевание.
Виды
торцевания.
Этапами
работы.
Правилами
техники
безопасности

7.

Выполнение
работы
«Снеговик».

8.

9.

Торцевание
на
пластилине.
«Гиацинт».
Торцевание
на
пластилине.
«Кактус».

Устный
опрос

1

Лекция.
Беседа.

2

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

2

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

2

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

Наблюдени
е.

Ниткография.

10

11

Знакомство с
техникой
«Ниткографи
я», с видами
волокнистых
материалов и
правилами их
использовани
я. Техника
безопасности
при работе.
Выполнение
работы
«Цветы в
нашей
жизни»

2

Рассказ
педагога.
Инструктаж.

4

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Устный
опрос
Наблюдени
е.

Просмотр и
анализ
работ.

Поделки из бросового материала.

12

13

14

15

Общее
понятие о
бросовом
материале, их
происхожден
ии. Сбор
бросового
материала.
Общее
понятие о
пластиковых
крышечках.
Изготовление
игр из
крышечек.
Общее
понятие о
яичных
лотках.
Цветы из
яичных
лотков.
Подведение

Устный
опрос

2

Лекция.
Беседа.

4

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

6

Рассказ
педагога.
Презентация
.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ

1

Итоги.

Просмотр и

Наблюдени
е.

итогов
работы за год.
Выставка
лучших
работ: «Твори
и удивляй!».

Выставка

анализ
работ.Учас
тие в
выставке.

34
2.2. Условия реализации программы
Материально - техническое оснащение должно соответствовать
определенным нормам и требованиям.
-кабинет должен быть проветриваемый, содержащий ученические столы с
оборудованными рабочими местами в количестве не менее - 15 штук;
-стол педагога - 1 штука;
-интерактивная доска - 1 штука;
-меловая или маркерная доска - 1 штука;
-ноутбук - 1 штука;
- колонки- 1 штука.
Материально-техническое обеспечение учеников:
- Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.
-Материал для основы композиций: плотный картон, гофрированный картон,
тонкая фанера, плита ДВП.
-Материал для фона: черная упаковочная бумага, бархатная бумага,
однотонная ткань, кора сосны, березы и других деревьев, декоративный
картон, плита ДВП.
-Калька, копировальная бумага, плотная белая бумага, цветная офисная
бумага.
-Клей: ПВА, полимерный, «Момент»
-Различные кисти.
-Нитки, иголки.
-Ножницы, кусачки
-Канцелярские кнопки
-Линейки
-Инструменты и вспомогательные приспособления: ножницы, кусачки,
плоскогубцы, круглогубцы.
- Материалы: засушенные растения, кора деревьев, спилы древесины, фанера,
ДВП, синтепон, тесьма, ленты, поролон, вата, мулине, проволока, воск,
стеклярус, фурнитура: пуговицы, крючки, петли, кнопки, калька, бумага,
салфетки трёхслойные, картон, копировальная бумага, миллиметровая
бумага, акварельные краски, клей ПВА, клей “Момент”, обойный клей, мука,
соль.
Кадровое обеспечение: педагог - руководитель объединения, реализующий

данную программу владеет следующими профессиональными и
личностными качествами:
•
обладает специальным художественно-педагогическим образованием;
•
владеет навыками и приёмами организации творческих занятий;
•
знает физиологию и психологию детского возраста;
•
умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
•
умеет создать комфортные условия для успешного развития личности
обучающихся;
•
умеет видеть и раскрывать творческие способности обучающихся.
2.3. Методическое обеспечение
Методическое обеспечение программы:
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры,
соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,
показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности - исследовательский – самостоятельная
творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
1.Дидактический материал:
- методические разработки по темам занятий.
- таблицы, схемы
- статьи, рекомендации
- словарь терминов
2.Раздаточный материал:
- схемы (по темам занятий);
- материалы для оформления и творчества детей (бисер)- для каждого
учащегося;
-канцелярские принадлежности (ножницы) - для каждого учащегося;

- бумага для каждого учащегося;
2.4 Формы аттестации
Для отслеживания ожидаемых результатов достижений каждого ребёнка
используются следующие способы диагностики:
- педагогическое наблюдение;
- анализ творческих работ,
- анализ участия обучающихся в выставках, презентациях, конкурсах.
Беседа, опрос, выполнение простого задания по образцу, выставка,
творческая (итоговая) работа, презентация работы.
2.5. Диагностический инструментарий
Для оценки результативности выполнения программы осуществляется
мониторинг учебной деятельности в форме вводного, тематического, и
итогового видов контроля.
Разработаны
«Критерии
оценки
результативности
обучения
по
дополнительной образовательной программе творческого объединения
«Домовенок» (Приложение 1) Результаты заносятся в «Оценочный лист».
Способы определения результативности
Используются следующие методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов опросов, выполнения учащимися
практических заданий, участия учащихся в конкурсах, активности учащихся
на занятиях;
- мониторинг.
Для отслеживания результативности:
Виды контроля
Время проведения

Цель проведения

Начальный или входной контроль
В начале учебного года.
Определение уровня
развития учащихся, их
творческих способностей.
Текущий контроль
В течение всего учебного Определение
степени
курса.
усвоения
учащимися
учебного
материала.
Определение
готовности
учащихся к восприятию
нового
материала.
Повышение ответственности
и
заинтересованности
учащихся
в
обучении.
Выявление
учащихся,
отстающих и опережающих

Формы контроля
Беседа, тестирование,
анкетирование.
Педагогическое
наблюдение,
опрос,
практическая работа.

обучение. Подбор наиболее
эффективных методов и
средств обучения.
Промежуточный или рубежный контроль
По окончании изучения Определение
степени
темы или раздела.
усвоения
учащимися
учебного
материала.
Определение
результатов
обучения.
Итоговый контроль
В конце учебного курса Определение
изменения
обучения.
уровня развития учащихся,
их творческих способностей.
Определение
результатов
обучения.
Получение
сведений
для
совершенствования
образовательной программы
и методов обучения.

Опрос, практическая работа,
творческая работа, конкурс.

Опрос, практическая работа,
творческая работа, конкурс,
итоговые
занятия,
анкетирование.

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы
и поощрения обучающихся.
Объектами контроля являются:
- знания, умения, навыки по изучаемому предмету;
- степень самостоятельности и уровень творческих способностей.
Мониторинг роста компетентности учащегося проводится в начале,
середине и конце учебного процесса, а также по мере прохождения
программы по 3 уровням: высокий, средний, низкий.
Для выявления результатов выбрано несколько форм: практическая работа,
тест, участие в конкурсах.
При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность
посещения занятий и интереса к работе в кружке. Оценкой достигнутого
уровня является участие детей в выставках, конкурсах.
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические – по итогам изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ
учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов,
родителей, гостей.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит
через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых
мероприятиях, создании личной папки работ.
Диагностические таблицы с критериями диагностирования находятся в
Приложении 2.
2.6.

Рабочая программа воспитания. Календарный план
воспитательной работы

Цель воспитательного процесса. Развитие мотивации личности к
познанию и творчеству, создание благоприятных психолого-педагогических
условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося,
сохранения неповторимости раскрытия его потенциальных способностей.
Задачи воспитательного процесса.
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и
культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при
соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих моральноволевых качеств.
Планируемые результаты. В результате освоения воспитательной
программы ребенок должен:
-различать основные проявления добра и зла, принимать и уважать ценности
семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе,
к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга:
ответственность за свои действия и поведение;
-быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника,
способным взаимодействовать с взрослыми и сверстниками на основе общих
интересов и дел;
- быть любознательным, наблюдательным, испытывающим потребность в
творческом самовыражении, проявляющим активность, самостоятельность,
инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной видах
деятельности и в самообслуживании.
Приоритетные направления воспитания
Общекультурное направление: (гражданско-патриотическое воспитание,
приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание);
Духовно-нравственное
направление: (нравственно-эстетическое
воспитание, семейное воспитание);
Здоровье
сберегающее
направление: (физическое
воспитание
и
формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности);
Общеинтеллектуальное направление: (популяризация научных знаний,
проектная деятельность);
Социальное направление: (трудовое).
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия
Виды деятельности:
-игровая (мотивационная игровая ситуация занятия)
-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками);
-восприятие художественной литературы и фольклора;
-двигательные формы активности ребенка.
Формы организации деятельности:

- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток,
таблиц, презентаций, наглядных пособий; показ способов действия с
инструментами и материалами;
- беседа/разговор;
- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы)
- объяснение способов действия с инструментами и материалами;
- анализ выполненных работ;
- непосредственно творческий процесс
- сюрпризные моменты, игровые ситуации; пальчиковые игры, динамические
упражнения;
- сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
- экспериментирование с различными художественными материалами;
- экскурсия, экспедиция, ярмарка;
- выставки лучших работ, использование работ в оформлении кабинета.
Методологическую базу воспитательной системы составляют
следующие подходы:
Системный подход. Сущность подхода заключается в системном видении
педагогических явлений и процессов, в различении отдельных компонентов
системы и установлении между ними связей, в оценке результатов их
взаимодействия и построении связей с другими внешними системами.
Личностно-ориентированный подход. Сущность подхода заключается в
методологической ориентации педагогической деятельности, которая
позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и
способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и
самореализации
личности
ребенка,
развитие
его
неповторимой
индивидуальности. Этот подход связан с устремлением педагога
содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его
субъективных качеств.
Средовой подход предполагает использование окружающей социальной
среды, ее культурных и социальных объектов для гармоничного развития
личности ребенка и воспитания гражданственности.
Рефлексивный подход позволяет использовать приемы рефлексии для
формирования у ребенка потребности осуществлять самооценку своих
отношений, результатов деятельности путем сравнения этих оценок с
оценками окружающих людей, а также для дальнейшего корректирования
собственной позиции.

Таблица 3
Календарный план воспитательной работы
№
Название
Цель
Краткое
Форма
п/п мероприятия,
содержание проведе
события
ния
1 «Международ Знакомство Развивающее Беседа
ный день
занятие
с днем
распространен грамотности
ия
грамотности»
2
«Осень –
Создание Воспитательное Беседа
рыжая
комфортной мероприятие на
подружка». обстановки свежем воздухе
в группе

Сроки Ответственн
провед
ые
ения
сентябр Зайцева О.А.
ь

октябрь Зайцева О.А.

3

«Маме милой Создание Мастер-класс Беседа
подарю»
комфортной
обстановки
в группе

ноябрь Зайцева О.А.

4

«День
Гражданско Воспитательное Беседа
Неизвестного патриотичес мероприятие
Солдата»(3
кое
декабря)
воспитание

декабрь Зайцева О.А.

Список литературы
Нормативно-правовая
база.
Краткосрочная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Домовенок»
разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами,
являющимися
основанием
для
проектирования
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Конституция Российской Федерации (с поправками от 04.07.2020);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года №
816
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
- Устав МБОУ ДО ЦВР Кашарского района.
Список литературы для педагогов:
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной
школе. - М.: “Просвещение”, 1985.
Н.Ф. Бабина Развитие творческого мышления учащихся при решении
кроссвордов. – Воронеж 2000.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного
обучения // Педагогика. 1997. №7.
Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя.
– Москва - Воронеж, 1995.
Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: “Просвещение”, 1993.
Журнал “Школа и производство”.
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников.
Основы дизайнообразования. – М., 1999.
Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической
педагогики. - Ростов-на-Дону, 1997.
Кульневич С.В. Педагогика личности. – Воронеж, 1997.
Михайленко М.А. Внеклассная работа с природным материалом. – Воронеж,
1992.
Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. - М., 1996.
Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990.

Программа образовательной области “Технология”. - М.,1994.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1 – 4 классы
одиннадцатилетней школы). – М., 1988.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Культура быта (кружки по прикладному искусству и обслуживающему
труду). – М., 1982.
Творческие работы учащихся школ Аннинского района. – Анна, 1989.
Список литературы для обучающихся (родителей):
Азбука цветов. Сост. Рошаль И.В. – СПб, 1998.
Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.
Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.
Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
Ефимова А. Сделаем игрушки сами. – М., 1983.
Искусственные и сухие цветы./ Составитель Аржанухина Н.В. – М., 2000.
Кискальт И. Солёное тесто. – М., 2001.
Козинкина Е.А. Цветы из ткани. – М., 1990.
Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. - М., 1991.
Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки из носочков. – М., 2001.
Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. – М., 2001.
Кувалдина О.Н. Сделаем сами своими руками. – Воронеж, 1999.
Никологорская О.А. Природа и творчество. – М., 1990.
Паславский А. Природа, фантазия, творчество. Альбом самоделок. – Киев,
1989.
Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М., 1999.
Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. – Воронеж, 1994.
Рукоделие. – Харьков, 1997.
Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения. – М., 2000.
Смотрова Н.А. Игрушки из ниток. – СПб., 2000.
Сухорукова Л.Г., Чечулинская А.В. Искусство делать цветы. М., 1992.
Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. – М., 2001.
Список литературы, использованной педагогом при написании
дополнительной общеобразовательной программы:
1. Конституция Российской Федерации (с поправками от 04.07.2020);
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273);
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.);
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года №
816
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(рзд.VI.Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»):
Интернет- ресурсы:
- Поделки из ладошек - 95 фото идей самодельных изделий для детского сада
и школьников 1, 2,3, 4 класса (podelochkin.ru)
- Поделки из ладошек - мастер-классы по созданию аппликаций, новогодних
изделий и объемных поделок (gidrukodeliya.ru)
- Торцевание из гофрированной бумаги для начинающих: какая бумага
используется, техника скрученной бумаги картин с трафаретами для
распечатки, объемное торцевание с мастер классом, аппликации из цветной
бумаги (e-ipar.ru)

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Критерии оценки результативности выполнения программы
Аккуратность
Эстетическое
оформление
Самостоятельност
ь
Творческий
подход

- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень
- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень
- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень
- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень

Приложение № 2
Уровни и критерии знаний, умений навыков детей при
приёме в группы обучения

Уровни подготовленности
Высокий
№

1.

Виды деятельности
Навыки работы с
бисером
(теоретические и
практические
навыки)

Владеет несложными приёмами
бисероплетения, может
выполнять несложные поделки.

.2.

Навыки работы с
инструментами

3.

Личностные

средний

низкий

Знает назначение инструментов,
умеет пользоваться ими

Имеет представление о
бисероплетении, выполняет
несложную работу под
наблюдением педагога.
Знает назначение
инструментов, но неумело
ими пользуется

Не имеет навыков
работы с бисером, не
может выполнить
несложную фигурку.
Не знает назначения
инструментов, не умеет
ими пользоваться

Имеет мотивацию к восприятию

Может мобилизовать

Проявляет

качества

нового материала, проявляет
аккуратность, внимательность,
доброжелательность по
отношению к товарищам

внимание, не может довести
начатое до конца, имеет
слабые навыки общения в
коллективе

неусидчивость,
невнимательность, не
умеет организовать
рабочее место,
некоммуникабелен

Приложение №3
Правила техники безопасности.
1. При работе с карандашами:
 Проводить заточку только с помощью точилки или специального ножа;
 Не размахивать карандашом во время работы;
 Не грызть кончик карандаша во избежание отравления.
1. При работе с красками и кистью:
 Не брать краски в рот, так как могут содержать токсичные вещества;
 При работе использовать специальную подстилку на стол;
 Не разбрызгивать краску с кисти.
2. При работе с ножницами, иголками, булавками:
 Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не
уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии
должны быть сомкнуты;
 Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они
могут поранить;

 Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями;
 Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца;
 При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она легко может
сломаться и поранить палец;
 Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или
случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку;
 Сломанную иглу следует отдать руководителю.
3. При работе с клеем:
 Помнить, что клей токсичен.
 После окончания работы плотно закрыть тюбик с клеем.
 В случае попадания клея на слизистую оболочку необходимо сообщить
педагогу и промыть глаза холодной водой.

Приложение № 4
Здоровьесберегающие технологии на занятиях.
Физкультминутки.
***
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли, (шагают на месте.)
За природой наблюдали.
(Поворачивают голову в сторону.)
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели. (Руки вверх.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (Присесть.)
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали. (Помахали руками.)
Дружно хлопаем. (Хлопнуть в ладоши.)

Ногами топаем. (Топнуть ногами.)
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали! (Сесть за столы.)
***
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдемся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от стола не отпускает.
(Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В сторону разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к печам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед, другой вперед,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперед и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за столы.)
***
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения,
словно ловят снежинки).
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы идем, идем (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Садятся за столы.)
Пальчиковые игры. Игры для рук.
Русская игра «Утречко».
(Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуют солнышко с лучами.)
- Эй, братец Федя, разбуди соседей.
(Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения.
Левая ладонь снизу, поддерживает кулак. Пальцы вытянуты.)

- Вставай, Большок!
(Щелчок по указательному пальцу левой руки.)
Вставай, Указка!
(Щелчок по указательному пальцу левой руки.)
Вставай, Середка! (Щелчок по среднему пальцу.)
Вставай, Сиротка! (Щелчок по безымянному пальцу.)
И Крошка-Митрошка! (Щелчок по мизинцу.)
Привет, Ладошка! (Щелчок в центре ладони.)
Все потянулись и проснулись.
(Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.)
При повторении игры руки меняются ролями.
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин. Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты,
словно в руках мяч.
Много нас, а он один. Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы
сжимаются в кулак, прямым остается только один палец каждой руки.
Эта долька – для ежа.
Ладони сжаты в кулак, на каждую фразу
Эта долька – для стрижа.
дети разжимают по пальцу, начиная с
Эта долька – для утят.
большого.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка… кожура.
Дети прячут руки за спину.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда.
«Сделаем гимнастику для рук»
Много ли надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружок,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок.
(Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры)
Гимнастика для глаз.
«Бабочки»
Спал цветок. (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка
подавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулась. (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки.)
Встрепенулся, подтянулся.
(Руки согнуты в стороны – выдох.)
Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
***
Ах, как долго вышивали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно. (Посмотреть влево, вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх – вправо, вверх - влево.)
Вправо, влево, поворот,
А потом скатимся вниз. (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать.)

Приложение № 5
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
Проведение выставок работ обучающихся:
в объединении
в образовательном учреждении.
Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и
технического творчества.
Результативность:
Результатом занятия должно быть достижение цели занятия:
приобщение детей к некоторым знаниям по работе с бумагой,
гофрокартоном, шерстяными нитями, работе с пластилином, путем решения
поставленных задач перед обучающимися и педагогом.
Практическим же результатом занятий является достаточно высокий
технический и уровень выполнения практических работ.

Приложение №6
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(34 часа)
№ п/п

Тема занятия

Дата проведения
План

Тема №1. Введение в образовательную программу «Домовенок». ( 1 час)
1

Введение в образовательную программу «Домовенок».
Вводное занятие. Техника безопасности.
Тема №2. Работа с бумагой. Аппликация (7 часов)

1

2

Что такое аппликация? Виды бумаги для аппликации.
Оборудование, материалы, инструменты используемые
при изготовлении аппликаций. Техника безопасности
при работе.
Аппликации из «ладошек».

1

Аппликация из мятой бумаги. Выполнение работ:
«Грибы в лесу», работы по творческому замыслу детей.

2

3-4
5-6

2

Факт

7-8

Работы по творческому замыслу детей. Выставка
работ.
Тема № 3. Торцевание (7 часов)

2

9

1

10-11

Ознакомление с техникой торцевание. Виды
торцевания.
Правилами
выполнения
работы
инструментами, необходимыми для данной работы.
Этапами работы. Правилами техники безопасности
Выполнение работы «Снеговик».

12-13

Торцевание на пластилине: «Гиацинт».

2

2

14-15
Торцевание на пластилине: «Кактус»
16-17
Тема № 4.Ниткография. (6 часов)

2

18-19

2

Знакомство с техникой «Ниткография», с видами
волокнистых
материалов
и
правилами
их
использования. Техника безопасности при работе.
Выполнение работы « Цветы в нашей жизни»

20-21
22-23
Тема № 5. Поделки из бросового материала.
24-25

4

(12 часов)

Общее понятие о бросовом материале, их
происхождении. Сбор бросового материала.
Общее понятие о пластиковых крышечках.
Изготовление игр из крышечек.
Общее понятие о яичных лотках. Цветы из яичных
лотков.

26-27
28-29
30-31
32-33
34-35
Тема № 12. Итоговое занятие. (4 часа)
36
Подведение итогов работы за год.
Выставка лучших работ: «Твори и удивляй!».

2
4
6

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».