СОДЕРЖАНИЕ
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ............................................. 3
1.1.
Пояснительная записка (основные характеристики программы) ....................................... 3
1.2.
Цель и задачи программы ............................................................................................................ 5
1.3.
Содержание программы................................................................................................................ 7
Учебный план ......................................................................................................................................... 7
Содержание учебного плана ................................................................................................................. 7
Содержание учебного плана ............................................................................................................... 10
1.4.
Планируемые результаты .......................................................................................................... 12
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ................................. 15
2.1.
Календарный учебный график.................................................................................................. 15
2.2.
Условия реализации программы .............................................................................................. 23
2.4.
Формы аттестации ....................................................................................................................... 25
2.5.
Диагностический инструментарий (оценочные материалы) .............................................. 25
2.6.
Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы............... 26
Календарный план воспитательной работы .......................................................................................... 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................................................................... 32
Приложение 1 ............................................................................................................................................. 35
2
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.
Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Умелые руки» разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами, являющимися основанием для
проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ:
- Конституция Российской Федерации (с поправками от 04.07.2020);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Устав МБОУ ДО ЦВР Кашарского района.
Направленность программы.
Дополнительная
общеразвивающая
программа «Умелые руки» имеет художественную направленность.
Актуальность программы. С развитием науки и техники появляется
большое количество новых материалов для творчества, новых прикладных
технологий, вызывающих интерес у детей.
Отличительные особенности программы. Синтетический характер
творчества, когда при создании изделия одновременно используется несколько
прикладных технологий, что позволяет создавать неповторимые, уникальные
вещи.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности
заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта обучающихся и
степени усвоения ими учебного материала.
Практическая
работа
на
занятиях
не
является
жестко
регламентированной, обучающиеся имеют возможность выбора и реализации
своих творческих замыслов, что позволяет удержать интерес к курсу «Умелые
руки».
3
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
она способствует всестороннему развитию личности ребенка, способствует
реализации знаний, полученных в школе, способствует раннему
самоопределению, реализуя себя, решая социально значимые задачи.
Адресат программы дети
6-10 лет. Набор производится на
добровольной основе по интересам и способностям.
Главным критерием отбора в объединение является наличие у детей желание
заниматься декоративно-прикладным творчеством.
Режим занятий: 4 часа в неделю по 45 минут. Перерыв между
занятиями 10 минут.
Объем и срок освоения программы:
Объем 144 часа, программа рассчитана на 2 года обучения
Особенности организации образовательного процесса:
1. Обучение проводится индивидуально или в малых группах в зависимости
от возраста и возможностей детей.
2. Индивидуально определяется сложность изготовления изделий.
3. Обучающиеся могут реализовать свой творческий замысел и фантазию.
4. По мере приобретения знаний и опыта обучающимся ставятся новые,
более сложные задачи.
5. На протяжении всего процесса обучения проводится контроль за
выполнением заданий.
Форма обучения: очная, но в программе предусмотрено так же
использование дистанционных и комбинированных форм взаимодействия в
образовательном процессе. Возможен переход на применение дистанционных
образовательных технологий в период режима «повышенной готовности».
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа; или 4 раза в неделю по 1
часу.
Формы организации образовательного процесса:
- групповые,
- коллективные,
- индивидуальные.
Виды (формы) занятий:
-традиционные;
- комбинированные;
- практические;
- индивидуальная работа.
Перечень форм подведения итогов:
- беседа,
- опрос,
- выполнение простого задания по образцу,
- выставка, творческая (итоговая) работа, презентация работы
4
1.2.
Цель и задачи программы
Цель - разностороннее комплексное развитие детей, активизация
познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной
жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному
самоопределению.
Задачи:
воспитательные (личностные)
- воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения
- умение довести начатое дело до конца
- экономного отношения к используемым материалам
- расширение коммуникативных способностей
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
развивающие (метапредметные)
- развитие внимания, памяти, логического
и абстрактного мышления,
пространственного воображения
- развитие мелкой моторики рук и глазомера
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии
образовательные (предметные)
- углубление и расширение знаний об истории и развитии таких видов искусств
как оригами, бисероплетение, тестопластика и другие
- обучение техникам оригами, бисероплетение, тестопластика, декупаж
- формирование умений следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать
схемы изделий
Цели и задачи 1-го года обучения.
Оригами.
• Учить складывать б/ф «треугольник», «воздушный змей», «конверт»,
«двойной треугольник», «катамаран».
• Учить складывать поделки по показу педагога, используя,
инструкционные карты. Условные знаки и схемы служат дополнительной
иллюстрацией при показе процесса складывания.
• Знакомить с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина; терминами оригами: сгиб, линия
перегиба.
• Знакомить с историей возникновения искусства оригами.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
Бисероплетение.
• Учить низать бисер на проволоку (техника параллельного плетения).
• Знакомить с историей возникновения и развития искусства
бисероплетения.
• Знакомить с инструментами и материалами.
5
• Подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения.
Тестопластика.
• Обучить основным приемам лепки, основным элементам
формообразования.
• Сформировать представление о роли цвета в мелкой пластике.
• Сформировать представление об основах композиции.
• Сформировать основные знания по объёмной и плоскостной лепке.
• Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в
достижении поставленной цели.
Цели и задачи 2-го года обучения.
Оригами.
- Знакомить с историей возникновения бумаги; виды бумаги.
- Продолжать знакомить с историей искусства оригами.
- Усложнение поделок на основе ранее изученных базовых форм.
- Учить складывать базовые формы «Двойной квадрат», «Рыба».
- Формировать умение следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.
- Знакомить с системой условных знаков.
- Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление;
художественный вкус, творческие способности.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Бисероплетение.
- Продолжать учить низать бисер на проволоку.
- Формировать умения и навыки практической работы с бисером на основе
теории цветоведения и композиции.
- Продолжать знакомить с историей и развитием искусства бисероплетения; с
миром труда взрослых.
- Развивать творческие и интеллектуальные способности.
- Воспитывать заботливое отношение к близким
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Тестопластика.
- Продолжать учить основным приёмам лепки, основным элементам
формообразования на примере изготовления различных поделок из солёного
теста.
- Учить основам цветоведения.
- Формировать знания по объемной и плоскостной лепке.
- Способствовать преодолению воспитанниками «комплекса неумения»
средствами декоративно-прикладного искусства, развитие уверенности в себе и
своих возможностях.
- Активизировать воображение, фантазию.
6
1.3.
Содержание программы
Учебный план
Учебный план
1год обучения
«Умелые руки»
№
п/п
Таблица 1
Название
раздела, темы
Количество часов
Форма
контроля,
Теори Практ Всего
аттестации
я
ика
1.
Вводное занятие. Знакомство с
2
2
Устный опрос
курсом
2 Раздел «Оригами»
2.1 Знакомство с разделом. Что
2
2
Устный опрос
такое оригами.
2.2 Базовые формы
2
30
32
Педагогическое
наблюдение
3 Раздел «Бисероплетение»
3.1 Знакомство с разделом
2
2
Устный опрос
3.2 Плетение
на
проволоке.
2
32
34
Педагогическое
Плоские фигурки.
наблюдение.
Просмотр
и
анализ работ.
4 Раздел «Тестопластика»
4.1 Знакомство с разделом
1
1
Устный опрос
4.2 Основные способы и приемы
1
16
17
Педагогическое
лепки.
наблюдение
4.3 Лепка простых форм.
1
17
18
Просмотр
и
анализ работ
5 Раздел «Оригами»
5.1 Базовые формы
4
32
36
Просмотр
и
анализ работ
Итого:
17
127
144
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. (2 часа)
Знакомство с детьми. Цель и задачи объединения. Режим работы.
Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Организация рабочего места. Правила рук и туловища во время работы.
Правила техники безопасности.
7
2. Знакомство с разделом «Оригами». (34 часа)
Что такое оригами. История возникновения искусства оригами. Где
можно применить. Условные обозначения, термины, принятые в оригами.
Понятие «базовые формы». Знакомство с коллекцией бумаги.
Правила поведения на занятиях оригами.
«Базовые формы»:
«Треугольник»
«Воздушный змей»
«Конверт»
«Катамаран».
Знакомство с основными приёмами складывания базовых форм.
Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание
изделий на основе простых базовых форм. Оформление плоскостных
композиций с полученными изделиями.
3. Знакомство с разделом «Бисероплетение». (36 часов)
История возникновения и развития искусства бисероплетения, рассказ о
содержании обучения. Демонстрация образцов, знакомство с материалами и
инструментами. Инструктаж по технике безопасности, гигиена зрения.
Организация рабочего места.
Плетение на проволоке.
Обучение низанию бисера на проволоку. Знакомство с техникой
параллельного плетения на проволоке. Изготовление плоских фигурок.
4. Знакомство с разделом «Тестопластика». (36 часов)
Теория. История появления поделок из соленого теста. Материалы и
инструменты используемые в работе с соленым тестом. Подготовка рабочего
места. Приготовление соленого теста (рецепт). Инструктаж по технике
безопасности.
Практика. Приготовление соленого теста.
1. Основные способы лепки.
Основные формы. Теория. Основные элементы формообразования в
лепке.
Практика. Лепки шара, цилиндра, конуса. Деление теста на части,
соединение деталей. Изготовление поделок на основе базовых элементов.
Приемы лепки. Теория. Приемы лепки - раскатывание, скатывание,
сплющивание, защипывание.
Практика. Освоение приемов лепки. Лепка шара, раскатывание с
помощью скалки, защипывание полученной лепешки. Изготовление листьев
различной конфигурации разными способами (вырезание из пласта,
вылепливание).
Способы лепки. Теория. Способы лепки - конструктивный, пластический.
Практика. Изготовление поделок конструктивным способом –«Божья
коровка», «Колобок», «Удав».
2. Лепка простых форм.
8
Овощи. Теория. Беседы «Дары осени». Рассматривание иллюстраций и
рисунков с изображением овощей, фруктов, ягод. Обсуждение особенностей
форм и размеров различных плодов.
Практика. Лепка овощей. Овощной натюрморт.
Фрукты. Теория. Беседа «Собираем урожай». Рассматривание
иллюстраций и рисунков с изображением фруктов. Рассматривание муляжей
фруктов и обсуждение особенностей форм и размеров различных плодов.
Практика. Лепка различных фруктов.
Ягоды. Теория. Беседа «У медведя во бору». Использование
иллюстраций и рисунков с изображением, ягод. Обсуждение особенностей
форм и размеров различных плодов.
Практика. Лепка ягод (клубника, малина, вишня, смородина).
Оформление работы на бумажной одноразовой тарелке.
5. Раздел «Оригами». (36 часов)
Базовые формы
«Двойной треугольник»
«Катамаран»
Знакомство с основными приёмами складывания базовых форм.
Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание
изделий на основе
этих базовых форм. Оформление композиций с
полученными изделиями.
Таблица 2
Учебный план 2 года обучения
«Умелые руки»
№
п/п
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2.1
Название
раздела, темы
1 Раздел «Оригами»
Вводное занятие. Беседа по
охране труда.
Условные обозначения.
Количество часов
Теори Практ Всего
я
ика
1
Базовые
формы
оригами:
повторение
изученных.
Изучение новых: «Двойной
квадрат», «Рыба».
Композиции.
Диагностика.
9
1
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение.
Просмотр
и
анализ работ
4
10
14
1
23
24
2
13
1
15
1
2 Раздел «Бисероплетение»
Вводное
занятие.
Основы
1
цветоведения.
Форма
контроля,
аттестации
1
Просмотр
анализ работ
Устный опрос
и
2.2
Плетение на проволоке. Цветы
из бисера.
1
25
26
2.3
Объемные фигурки из бисера.
1
25
26
2.4
1
3.2
Диагностика.
3 Раздел «Тестопластика»
Вводное
занятие.
Основы
цветоведения.
Елочные игрушки.
3.3
3.1
1
Педагогическое
наблюдение.
Просмотр
и
анализ работ
Просмотр
и
анализ работ
Устный опрос
1
3
4
Устный опрос
1
17
18
Цветы.
2
17
19
3.4
Кулоны.
2
17
19
3.5
4.1
Диагностика.
1
4 Раздел «Бисероплетение»
Панно из бисера
2
Просмотр
и
анализ работ
Просмотр
и
анализ работ
Просмотр
и
анализ работ
Устный опрос
43
45
4.2
Диагностика
1
1
Итого:
1. Оригами.
21
1
195
216
Просмотр и
анализ работ
Просмотр и
анализ работ
Содержание учебного плана
Вводное занятие
Оригами — искусство складывания из бумаги. Виды бумаги. Рассказ об
истории возникновения материалов, на которых делали записи, рисовали в
древности. История возникновения бумаги. Термины, принятые в оригами.
Беседа по охране труда.
Условные обозначения.
Изучение условных знаков принятых в оригами и основных приёмов
складывания. Зарисовка условных знаков.
Базовые формы оригами.
Базовые формы – основа любого изделия.
Повторение изученных базовых форм. Изучение новых базовых форм
«Двойной треугольник», «Рыба».
Знакомство со схемами складывания базовых форм.
Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм
(работа с инструкционными картами и схемами).
Композиции.
10
Составление плоскостных и объёмных композиций из поделок, сделанных на
основе изученных базовых форм.
Диагностика.
Изготовление б/ф «конверт», «катамаран». Вырезывание
геометрических фигур: круг, треугольник, звезда. Изготовление по
инструкционной карте, по схеме поделки «Лисичка». Композиция «Лисичка в
лесу».
2. Бисероплетение.
Вводное занятие.
Теория: Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.
Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
Плетение на проволоке
Цветы из бисера.
Теория: Ознакомление с теорией цветоведения. Дать понятия: хроматические –
ахроматические цвета, светлота и насыщенность цвета, гармония родственных
и контрастных цветов. Знакомство с новым материалом–«бусина», «рубка»,
«стеклярус». Понятия о новых видах плетения - объёмном, круговом,
петельном, игольчатом.
Практика: Ознакомление с технологическими этапами изготовления цветов и
цветочных композиций – «начало, фиксирование первой бисерины», «основная
работа», «окончание работы», плетение цепочки цветком из шести лепестков,
цепочки цветком из восьми лепестков, изготовление простых цветов и
листочков.
Объемные игрушки из бисера
Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления
объемных игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное
плетение. Техника выполнения. Обучение использованию схем,
технологических карт. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и
композиционное решение.
Практика: Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление.
Применение.
Диагностика. Основы теории цветоведения инструменты и материалы,
техники плетения из бисера.
3. Тестопластика.
Основы цветоведения
Цветовой круг. Теория. Основные и дополнительные цвета.
Практика. Смешивание красок. Роспись поделок.
Теплые и холодные цвета. Теория. Теплые и холодные цвета.
Практика. Цветовое решение готовых поделок.
Хроматические и ахроматические цвета.
11
Теория. Хроматические и ахроматические цвета.
Практика. Раскрашивание сырого и выпеченного изделия.
Елочные игрушки
Елочная игрушка «Заяц». Теория. Особенности лепки объемной игрушки и
оформление сувениров.
Практика. Объемная елочная игрушка «Заяц».
Новогодние традиции. Теория. Традиции празднования Нового года у разных
народов.
Практика. Елочные игрушки в виде овощей и фруктов. Использование
канцелярских скрепок.
Восточный гороскоп. Теория. Символ года по восточному календарю.
Знакомство с восточным гороскопом.
Практика. Изготовление сувенира – символ наступающего года по восточному
календарю.
Дед Мороз и Снегурочка. Теория. Изучение рождественских традиций
украшать елку.
Практика. Лепка объемных фигурок Деда Мороза и Снегурочки.
Цветы
Ромашки. Теория. Знакомство с разновидностями цветов.
Практика. Лепка букета из ромашек.
Розы. Теория. Садовые цветы. Загадки на тему «Цветы».
Практика. Подставка с розами.
Васильки. Теория. Цветы полевые.
Практика. Букет из васильков.
Кулоны
Теория. Понятие – кулоны.
Практика. Лепка кулонов разной формы.
Диагностика. Основные приемы лепки, основы цветоведения. Приготовление
теста.
4.. Бисероплетение.
Панно из бисера
Теоретические сведения.
Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления поделок:
параллельное, объемное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей.
Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных
героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание
картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов
композиции к основе. Оформление панно.
Диагностика. Панно из бисера «Стрекоза на лугу».
1.4.
Планируемые результаты
Личностные:
12
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие
способности и фантазию;
- приобретут коммуникативные навыки и умения работы в коллективе;
Метапредметные:
- научатся принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку;
- оценивать свои действия;
- выполнять учебные действия в материале;
- разовьют трудовые способности;
Предметные:
В результате обучения по данной программе обучающиеся научатся:
В разделе «Оригами»:
- различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- виды бумаги;
- научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; создавать
изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- познакомятся с историей искусства оригами;
В разделе «Бисероплетение»:
- будут знать различные виды материалов, инструментов; специальную
терминологию, обозначающую материалы, инструменты, (бисер, бусина, рубка,
стеклярус, проволока, иголка, нитки, фиксирование);
- основные техники низания: параллельное, игольное, петельное, круговое.
- основы цветоведения;
- условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера,
правила ухода и хранения изделий из бисера;
- будут уметь самостоятельно изготавливать простые изделия по образцу или
схеме;
- применять технику низания на проволоку: параллельное плетение, объемное
плетение;
В разделе «Тестопластика»:
- будут знать историю появления поделок из солёного теста;
- материалы и инструменты, используемые в работе с солёным тестом;
- технологию приготовления солёного теста;
- освоят основные приёмы лепки – раскатывание, скатывание, сплющивание,
защипывание;
- основные элементы формообразования в лепке - лепка шара, цилиндра,
конуса;
- будут уметь соблюдать правила безопасного труда;
- переводить шаблоны на тесто;
13
- изготавливать и оформлять поделки;
- осуществлять декоративную работу при лепке изделия;
14
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.
Календарный учебный график
Календарный учебный график 1года обучения
«Умелые руки»
№ Дат
п/
а
п
1
Тема
занятия
Кол
Время
-во проведен
часо
ия
в
занятия
Знакомство с
2
курсом.
Форма
занятия
Место
проведен
ия
Беседа
Таблица 2
Форма
контроля
Устный
опрос
1. Раздел Оригами (34 часов)
2
3
4
Вводное
2
занятие.
Инструктаж
по ТБ. Что
такое
оригами?
Материалы и
инструменты
Условные
обозначения,
термины.
Виды бумаги
Изготовлени 1
е
базовых
форм
«треугольни
к»,
«воздушный
змей»
Изготовлени 9
е поделок на
основе б/ф
«треугольни
к»: «Кот и
щенок»,
«Лиса
и
зайчик»
15
Беседа
Устный
опрос
Практичес
кая
деятельнос
ть
Просмотр
и анализ
работ
Практичес
кая
деятельнос
ть
Просмотр
и анализ
работ
5
6
7
8
Изготовлени
е поделок на
основе б/ф
«воздушный
змей»:
«Клубничка»
,
«Морковка»,
«Листик»,
«Яблоко
с
листочком»
Изготовлени
е
базовой
формы
«конверт»
Изготовлени
е поделок на
основе б/ф
«конверт»:
«Кораблик»,
«Курочка»,
«Игрушкашутка»
Контрольная
работа
1.
9
10
Практичес
кая
деятельнос
ть
Просмотр
и анализ
работ
1
Практичес
кая
деятельнос
ть
Практичес
кая
деятельнос
ть
Просмотр
и анализ
работ
Контрольн
ое занятие
Практичес
кая работа
10
1
Просмотр
и анализ
работ
Раздел Бисероплетение (36 часов)
История
2
возникновен
ия
и
развития
искусства
бисероплете
ния.
Материалы и
инструменты
. Инструктаж
по
ТБ.
Гигиена
зрения.
Организация
рабочего
места
Беседа
16
Устный
опрос
10
Техника
2
плетения на
проволоке
Беседа.
Практичес
кая
деятельнос
ть
Просмотр
и анализ
работ
11
Плоские
1
фигурки из
бисера
на
проволоке,
показ
образцов,
сочетание
цвета
Изготовлени 6
е поделок в
технике
параллельно
го плетения
на проволоке
«Рыбка»
«Елочка»
6
Мастеркласс
Устный
опрос
Беседа.
Практичес
кая
деятельнос
ть
Просмотр
и анализ
работ
Практичес
кая работа
14
«Елочная
игрушка»
6
Практичес
кая работа
15
«Кувшин»
6
Практичес
кая работа
16
«Тюльпаны» 6
Практичес
кая работа
17
Контрольная 1
работа
Контрольн
ое занятие
Просмотр
и анализ
работ
Просмотр
и анализ
работ
Просмотр
и анализ
работ
Просмотр
и анализ
работ
Устный
опрос
12
13
2. Раздел Тестопластика (36 часов)
18
История
1
появления
поделок из
соленого
теста.
Материалы и
Беседа
17
Устный
опрос
19
20
инструменты
.
Рецепт
приготовлен
ия соленого
теста.
Инструктаж
по ТБ.
Основные
1
способы
и
приемы
лепки.
Лепка шара, 4
цилиндра,
конуса.
Беседа
Устный
опрос
Практичес
кая
деятельнос
ть
Просмотр
и анализ
работ
Просмотр
и анализ
работ
Просмотр
и анализ
работ
21
Приемы
лепки
4
Практичес
кая работа
22
Раскатывани
е с помощью
скалки,
вырезание по
шаблону,
при помощи
формы
Деление
теста
на
части,
соединение
деталей.
Изготовлени
е поделок на
основе
базовых
элементов
«Овощи,
ягоды,
фрукты
–
дары
природы»
Изготовлени
е поделок из
соленого
4
Практичес
кая
деятельнос
ть
3
Практичес
кая
деятельнос
ть
Просмотр
и анализ
работ
1
Беседа
Устный
опрос
5
Практичес
кая
деятельнос
Просмотр
и анализ
работ
23
24
25
18
26
27
28
теста:
«Овощи»
ть
Изготовлени 6
е поделок из
соленого
теста:
«Фрукты»
Изготовлени 6
е поделок из
соленого
теста:
«Ягоды»
Контрольная 1
работа
Практичес
кая
деятельнос
ть
Просмотр
и анализ
работ
Практичес
кая
деятельнос
ть
Просмотр
и анализ
работ
Контрольн
ое занятие
Устный
опрос.
Практичес
кая работа
3. Раздел Оригами (36 часов)
29
30
31
32
Понятие
«базовые
формы»
в
оригами,
какие
бывают б/ф.
Для чего они
нужны
Изготовлени
е
б/ф
«двойной
треугольник
»
Изготовлени
е поделок на
основе б/ф
«двойной
треугольник
«Танцующий
гномик»,
«Летучая
мышь»,
«Ракета»
Изготовлени
е поделок на
1
Беседа
Устный
опрос.
2
Практичес
кая
деятельнос
ть
Просмотр
и анализ
работ
10
Практичес
кая
деятельнос
ть
Просмотр
и анализ
работ
11
Практичес
кая
Просмотр
и анализ
19
33
34
основе б/ф
«двойной
квадрат»:
«Коробочка»
«Корзинка»,
«Елочка»
Изготовлени 11
е поделок на
основе б/ф
«катамаран»:
«Катамаран»
, «Бабочка»,
«Вертушка»
Контрольная 1
работа
деятельнос
ть
работ
Практичес
кая
деятельнос
ть
Просмотр
и анализ
работ.
Выставка
детских
поделок»
Контрольн
ое задание
Практичес
кая работа
144
Итого
Календарный учебный график
2 года обучения
«Умелые руки»
№ Дат
п/
а
п
Тема
занятия
Кол
Время
-во проведен
часо
ия
в
занятия
Форма
занятия
Место
проведен
ия
Таблица 3
Форма
контроля
1. Раздел Оригами (55часов)
1
Вводное
занятие.
Инструктаж
по
ТБ.
Оригами –
искусство
складывания
из
бумаги.
История
1
Беседа
возникновен
ия бумаги,
20
Устный
опрос
2
виды
и
свойства
бумаги.
Материалы и
инструменты
Условные
14
обозначения:
изучение
условных
знаков и
основных
приёмов
складывания
из бумаги.
Зарисовка
условных
знаков.
Практичес
кая
деятельнос
ть
Просмотр
и анализ
работ
3
Базовые
24
формы
оригами:
повторение
изученных.
Изучение
новых:
«двойной
квадрат»,
«рыба».
История
искусства
оригами.
Практичес
кая
деятельнос
ть
Просмотр
и анализ
работ
4
Композиции: 15
«Осенние
цветы»,
«Осенний
лес»
Практичес
кая
деятельнос
ть
Просмотр
и анализ
работ
5
Контрольная 1
работа
Контрольн
ое занятие
Практичес
кая работа
2. Раздел Бисероплетение (54 часов)
21
6
7
Вводное
1
занятие.
История
искусства
бисероплете
ния.
Материалы и
инструменты
. Инструктаж
по
ТБ.
Гигиена
зрения.
Организация
рабочего
места
Техника
1
плетения на
проволоке
8
Плетение
25
цветов
из
бисера
9
Изготовлени 26
е объемных
поделок из
бисера
в
технике
параллельно
го плетения
на проволоке
Контрольная 1
работа
10
Беседа
Устный
опрос
Беседа.
Практичес
кая
деятельнос
ть
Просмотр
и анализ
работ
Мастеркласс.
Практичес
кая работа
Беседа.
Практичес
кая
деятельнос
ть
Просмотр
и анализ
работ
Контрольн
ое занятие
Устный
опрос
Просмотр
и анализ
работ
3. Раздел Тестопластика (61 часов)
11
Основы
цветоведени
я.
Инструктаж
по ТБ.
4
Беседа
22
Устный
опрос
12
Елочные
игрушки
теста
13
Лепка цветов 19
из теста
14
Лепка
19
кулонов из
теста
Контрольная 1
работа
15
из
18
Беседа.
Практичес
кая
деятельнос
ть
Практичес
кая
деятельнос
ть
Устный
опрос.
Просмотр
и анализ
работ
Просмотр
и анализ
работ
Практичес
кая работа
Просмотр
и анализ
работ
Устный
опрос.
Практичес
кая работа
Контрольн
ое занятие
4. Раздел Бисероплетение (46 часов)
16
Изготовлени 45
е панно из
бисера
17
Контрольная 1
работа
Итого
Беседа
Практичес
кая
деятельнос
ть
Контрольн
ое задание
Просмотр
и анализ
работ
Практичес
кая работа
216
2.2.
Условия реализации программы
Материально-техническое
оснащение:
учебное
помещение,
соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных
СанПиН 2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28.
- Столы с оборудованными рабочими местами в количестве не менее - 12 штук;
- стол педагога - 1 штука;
- меловая или маркерная доска - 1 штука;
23
- компьютер - 1 штука;
Кадровое обеспечение: Реализация программы осуществляется
педагогом дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное
или высшее образование по направлению подготовки и отвечающим
квалификационным требованиям и профессиональным стандартам.
2.3.
Методическое обеспечение
Методы обучения:
- словесные (устное изложение, беседа, рассказ);
- наглядные (показ образцов, иллюстраций, мультимедийных материалов,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
- практические (выполнение работ по показу педагога, по инструкционным
картам);
-объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
-репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение.
Формы обучения:
-фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися;
-индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
-групповой - организация работы в группах;
-индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы организации учебного занятия:
-традиционные;
- комбинированные;
- практические;
- игры;
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающие;
- информационные;
- личностно-ориентированного, дифференцированного и игрового обучения.
Дидактические материалы:
- учебно-наглядные пособия (по каждой теме занятий);
- специальная, методическая литература;
- инструкционные карты и схемы;
- образцы изделий;
- альбом лучших работ детей;
24
- таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Методические разработки:
- образовательная программа;
- тематические папки;
- планы занятий;
- конспекты открытых занятий:
- составление диагностической карты «Оценка результатов освоения
программы»;
- система деятельности педагога, направленная на достижения успеха
обучающихся (Приложение 3 ).
2.4. Формы аттестации
контрольные занятия в виде устных опросов и практических заданий, а также
организуются итоговые выставки детского творчества.
- начальный контроль (в начале учебного года);
- текущий (в течение всего года);
-промежуточный контроль (октябрь, декабрь, март)
-итоговый контроль (май).
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
Используются следующие методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов опроса, выполнение практических
заданий;
- участие в конкурсах;
- мониторинг.
- критерии оценки результативности обучения по дополнительной
общеобразовательной программе объединения «Умелые руки» (Приложение 1)
Результаты заносятся в «Оценочный лист» (Приложение 2)
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и
поощрения обучающихся.
Объектами контроля являются:
- знания, умения, навыки по изучаемому предмету;
- степень самостоятельности и уровень творческих способностей.
Мониторинг роста компетентности обучающегося проводится в начале,
середине и конце учебного года, а также по мере прохождения программы по 3
уровням: высокий, средний, низкий.
Для выявления результатов используется практическая работа.
Виды контроля
Время
Цель проведения
проведения
Начальный или входной контроль
25
Таблица 4
Формы контроля
В
начале
Определение
уровня
учебного года.
развития обучающихся, их
творческих способностей.
Текущий контроль
В течение
Определение
степени
всего
учебного усвоения
обучающимися
года (по ходу учебного
материала.
занятий).
Определение готовности
к
восприятию нового материала.
Выявление
обучающихся,
отстающих и опережающих
обучение. Подбор наиболее
эффективных
методов
и
средств обучения.
Промежуточный или рубежный контроль
По
Определение
степени
окончании
усвоения
обучающимися
изучения
темы учебного
материала.
или раздела.
Определение
результатов
обучения.
Итоговый контроль
В
конце
Определение изменения
учебного года или уровня развития обучающихся,
курса обучения.
их творческих способностей.
Определение
результатов
обучения. Получение сведений
для
совершенствования
образовательной программы и
методов обучения.
Беседа, тестирование
Педагогическое
наблюдение, устный опрос,
практическая работа.
Контрольная работа
(устный опрос,
практическая работа).
Конкурсы, выставки.
Устный опрос,
практическая работа,
итоговая выставка.
2.6.
Рабочая программа воспитания. Календарный план
воспитательной работы
Цель воспитательного процесса. Развитие личности, создание условий
для самореализации, самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства.
Задачи воспитательного процесса: усвоение знаний, норм, духовнонравственных ценностей, которые выработало российское общество;
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
26
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на
практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).
- осознание российской гражданской идентичности;
- развитие самостоятельности и инициативы;
- внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
Планируемые результаты.
- Формирование и развитие у обучающихся положительных общечеловеческих
и гражданских качеств личности.
- Сформируется культура общения.
- Сформируется потребность в ведении здорового образа жизни.
- Сформируется отношение к труду и к трудовой деятельности.
- Обучающимся будет предоставлена возможность для индивидуальной
самореализации и презентации своих успехов в совместной деятельности через
участие в конкурсах, выставках ДПИ, выступлениях на различных
мероприятиях.
Приоритетные направления воспитания.
Общекультурное направление: (гражданско-патриотическое воспитание,
приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание);
Духовно-нравственное направление: (нравственно-эстетическое воспитание,
семейное воспитание);
Здоровье
сберегающее
направление: (физическое
воспитание
и
формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности);
Социальное направление: (трудовое).
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия.
познавательная
(обогащение
представлений
об
окружающей
действительности,
формирование
потребности
в
образовании,
интеллектуальное развитие);
- ценностно-ориентационная (рациональное осмысление общечеловеческих и
социальных ценностей мира, осознание личности, развитие рефлексии);
- общественная (содействие социализации школьников, включение их в
сопереживание проблемам общества, приобщение к активному преобразованию
действительности);
- эстетическая (развитие чувствительного мироощущения, потребности в
прекрасном, способности к художественному мышлению, реализация
индивидуальных способностей);
- спортивно-оздоровительная (формирование здорового образа жизни).
Формы организации деятельности:
27
Календарный план воспитательной работы
1 года обучения
№
Название
п/п мероприятия,
события
Цель
Таблица 5
Краткое
Форма
Сроки
Ответственн
содержание проведения проведения
ые
1 «Вредные
Обучение Противостоя Утренник
привычки и практически ние вредным
м навыкам привычкам
их
последствия»
Сентябрь
2
Октябрь
«День
Воспитание
народного духовноединства» нравственны
х качеств
личности,
любви к
Родине
3 «День мамы» Воспитание
любви и
уважения к
родному
человеку –
маме
История
Беседа
праздника.
Показ
презентации
о спасении
родной
земли.
История Утренник
праздника.
Чтение
стихов о
маме.
Поздравлени
е для мам
4 «Безопасность Закрепить Прохождени
Тест
на дорогах»
навыки е теста о
безопасного безопасном
поведения на поведении
дорогах на дороге
5 «Корочка
хлеба»
Ноябрь
Декабрь
Воспитани Просмотр
Беседа
Январь
е
ролика.
патриотизма. Беседа по
Изучение
содержанию
истории
6 «День
Воспитание
Поздравле Конкурсна Февраль
защитника
патриотизма ния от
я
Отечества»
девочек.
программа
Спортивные
конкурсы
7 « Не оставляй Формирован
Показ
Март
костер в лесу» ие знаний по инсценировк Агитсказк
технике
ио
28
безопасност коварстве
а
ив
потухающег
обращении с о уголька
открытым
огнем
8 «День Земли» Экологиче Знакомство с Утренник
ское
экологическ
ими
воспитание
проблемами
нашей
страны и
планеты в
целом
9 «ПионерыВоспитание
Беседа о
Беседа
герои»
патриотизма
ВОВ.
Чувства
О героизме
детей,
долга,
сострадания проявленном
в годы ВОВ
29
Апрель
Май
Календарный план воспитательной работы
2 года обучения
№
Название
п/п мероприятия,
события
Цель
Таблица 6
Краткое
Форма
Сроки
Ответственн
содержание проведения проведения
ые
1 «Зависть»
Воспитание Инсцениров Беседа
положительн ка и анализ
ых качеств рассказа,
характера других
произведени
й,
показывающ
их
отрицательн
ое
воздействие
зависти
2 «Мы разные, Воспитание
Показ
Беседа
но мы вместе» духовнопрезентации
нравственны о народах
разной
х качеств
национально
личности,
сти,
любви к
Родине
населяющих
нашу Родину
3 «Моя мама
Воспитание История Утренник
самая
любви и
праздника.
лучшая»
уважения к
Чтение
родному
стихов о
человеку –
маме.
маме
Поздравлени
е для мам
4 «Безопасность Закрепить Прохождени
Тест
на дорогах»
навыки е теста о
безопасного безопасном
поведения на поведении
дорогах на дороге
5 «Блокадный
Воспитани
Ленинград» е
патриотизма.
Изучение
истории
Беседа
30
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
6 «Есть такая
профессия –
Родину
защищать»
Воспитание История
Конкурсна Февраль
патриотизма, праздника,
я
уважения к чтение
программа
военнослужа стихов,
щим
конкурсы
7 «Масленица» Приобщение Народные Утренник
Март
детей к загадки,
народным пословицы,
традициям и игры.
обычаям Угощение
блинами
8 «О вреде
Формирован Как человек Беседа
Апрель
наркотиков» ие здорового приобщается
образа
к
жизни
наркотикам.
Чтение
статьи из
газеты
9 «О великой Воспитание Исполнение Утренник
Май
Отечественно патриотизма песен,
й войне»
Гражданстве стихов.
нности,
Исторически
памяти
и е данные о
уважения к ВОВ
защитникам
Отечества
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273).
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от
29.12.2022г.).
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
(далее – Концепция).
5.
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
6.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при
Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).
7.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 г.
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Приказ №629).
9.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017
года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ» (далее – Приказ № 816).
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
11. Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и
детейинвалидов на
базе образовательных организаций,
реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации».
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. №
ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного
образования для обучающихся с ОВЗ».
32
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI.
Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»).
15. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 №
289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений
и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного
образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
16. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 01.08.2023г №718 «О проведении независимой оценки
качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской
области».
Методическая литература:
1.
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома.
Экспериментальный учебник для начальной школы. М., «Аким», 1995
2.
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль,
«Академия развития», 1996
3.
Афонькин С.Ю., Афонокина Е.Ю. Все об оригами.- СПб.: ООО
«СЗКЭО» «Кристалл», 2005.- 272с.,ил.
4.
Ерофеева Л.Г.Оригами: первые шаги. Приемы, игрушки, поделки.Ярославль: Академия развития, 2009.- 192с.,ил.- (умелые руки)
5.
Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами.- 7-е изд.- М.: Айрис-пресс,
2007.- 192с.: ил.
6.
Сухаревская О.Н. Оригами для самых маленьких.- 2-е изд.- М.:
Айрис-пресс, 2009, 144с.: ил.
7.
Острун Н.Д. Оригами. Динамические модели.- 2-е изд.- М.: Айриспресс, 2006, 144с.: ил.
8.
Афонькин С.Ю., Афонокина Е.Ю. Игрушки из бумаги. СПб,
Издательский Дом «Литера», 2004.- 192с.:ил.
9.
Афонькин С.Ю., Афонокина Е.Ю. Оригами. Бумажный зоопарк.СПб, Издательский Дом «Литература», 2002.- 192с.: ил.
10. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие
игрушки из бумаги и картона.- М.: ООО «ИКТЦ» «Лада», 2008.- 192с.: ил.
14. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.- М.:
33
АСТ-ПРЕСС Книга, 2010.- 104с.: ил.
15.Оригами/ Сост. М.В. Бедина.- Харьков: «Книжный 0-66 клуб
семейного досуга», 2011.- 320с.: ил.
По бисероплетению.
1. Данкевич, Е. В, Д 17 1000 новых идей с бусинами и бисером / Е. В.
Данкевич, А. И. Григорьева. – М.: Астрель, СПб.: Сова, 2012. – 192 с.: ил.
2. Фадеева, Е. В. Ф 15 Простые поделки из бисера / Елена Фадеева. – М.
: Айрис - пресс, 2012, - 144с. : цв. ил. – (Внимание: дети!).
3. Изабель Кассап- Селье Объемные фигкрки из бисера
4. Ингрид Морас Животные из бисера АРТ - РОДНИК
5. Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997.
По тестопластике.
1. Белова Н.Р., Игрушки к празднику. «Эксмо», 2007.
2. Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
4. Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры,
украшения. «Астрель», 2008.
5. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста.
6. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
34
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
«Критерии оценки результативности обучения по дополнительной
образовательной программе объединения «Умелые руки»
Показатели
(оцениваемые Критерии
параметры)
Таблица 7
Степень выраженности Оценка
оцениваемого качества
1. Теоретическая подготовка обучающегося.
1.1.Теоретичес Соответствие Недостаточный
Неудовлетво
кие знания
теоретически уровень
рительно (2 б
знаний
Ребенок овладел мене
обучающегос чем половиной объема
программным знаний, умений и
требованиям навыков,
предусмотренных
программой.
Средний уровень Удовлетвори
Объем усвоенных
тельно (3 б.)
знаний составляет боле
половины объема
знаний, умений и
навыков,
предусмотренных
программой.
Достаточный
Хорошо (4 б)
уровень Ребенок
освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период
Оптимальный
Отлично (5 б.
уровень
Ребенок полностью
овладел знаниями,
умениями и навыками,
заложенными в
программе, имеет
высокие достижения
35
Методы
диагностики
Педагогическо
е наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос и др.
(дипломы, грамоты
различного уровня)
1.2. Владение Осмысленнос Недостаточный
Неудовлетво
специальной
ьи
уровень Ребенок
рительно (2 б
терминологией правильность избегает употреблять
использовани специальные термины
я специально Средний уровень Удовлетвори
терминологииРебенок сочетает
тельно (3 б.)
специальную
терминологию с
бытовой.
Достаточный
Хорошо (4 б)
уровень
Специальные термины
употребляет
осознанно.
Оптимальный
Отлично (5 б.
уровень
Специальные термины
употребляет осознанно
и в полном
соответствии с их
содержанием.
2.Практическая подготовка ребенка
2.1.
Соответствие Недостаточный
Неудовлетво
Практические практических уровень
рительно (2 б
умения и
умений и
Ребенок овладел мене
навыки,
навыков
чем половиной
предусмотренны программным предусмотренных
е
требованиям умений и навыков
Средний уровень Удовлетвори
программой
Объем усвоенных
тельно (3 б.)
умений и навыков
составляет более
половины
предусмотренных
программой умений и
навыков.
Достаточный
Хорошо (4 б)
уровень
Учащийся овладел
практически всеми
умениями и навыками
предусмотренными
36
Педагогическо
е наблюдение,
собеседование
Педагогическо
е наблюдение,
контрольное
задание
программой за
конкретный период
Оптимальный
Отлично (5 б.
уровень
Ребенок полностью
овладел знаниями,
умениями и навыками,
заложенными в
программе, имеет
высокие достижения
(дипломы, грамоты
различного уровня).
2.2. Владение Отсутствие Недостаточный
Неудовлетво
затруднений в уровень
рительно (2 б
различными
использовани Учащийся испытывает
художественным и материалов серьезные затруднения
и материалами и и
в выборе
инструментами инструментов художественных
материалов и
инструментов, в их
использовании
Средний уровень Удовлетвори
Работает с различными тельно (3 б.)
материалами
инструментами с
помощью педагога.
Достаточный
Хорошо (4 б)
уровень
Работает различными
материалами и
инструментами
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей
Оптимальный
Отлично (5 б.
уровень
Работает различными
материалами и
инструментами
самостоятельно, не
испытывая трудностей
Недостаточный
Неудовлетво
2.3. Творческие Креативность уровень
рительно (2 б
навыки
в выполнении Креативность в работа
37
Педагогическо
е наблюдение,
контрольное
задание
Педагогическо
е наблюдение
2.4. Развитие
воображения
практических отсутствует
заданий
Средний уровень Удовлетвори
В работах
тельно (3 б.)
проявляется
начальный
(элементарный)
уровень развития
креативности.
Учащийся в состоянии
выполнять лишь
простейшие
практические задания
педагога
Достаточный уровень
Работы выполняются Хорошо (4 б)
на репродуктивном
уровне. Ребенок
выполняет в основном
задания на основе
образца
Оптимальный
Отлично (5 б.
уровень
Творческий
уровень. Выполняет
практические задания с
элементами творчества
Недостаточный
Неудовлетво Педагогическо
Способность уровень
рительно
е наблюдение
проявлять
Проявления
(2 б)
воображение творческого
практической воображения
деятельности практически незаметны
Средний уровень. Удовлетвори
Проявляет творческое тельно (3 б.)
воображение в случае,
если педагог оказываю
соответствующую
помощь.
Достаточный
уровень. Способен к Хорошо (4 б)
выполнению
творческих заданий
самостоятельно
38
Оптимальный
уровень
Проявляет
воображение при
выполнении всех
творческих заданий.
3. Общеучебные умения и навыки обучающегося.
Недостаточный
3.1. УчебноАдекватность уровень.
коммуникативнывосприятия Ребенок испытывает
е умения: умени информации, затруднения при
слушать и
идущей от
работе, нуждается в
слышать
педагога
постоянной помощи и
педагога
контроле педагога
Средний уровень.
Умеет слушать и
выполняет задания,
данные педагогом.
Обращается за
помощью при
необходимости.
3.2.Умение
организовать
свое рабочее
место
Достаточный
уровень.
Большую часть задани
выполняет
самостоятельно
Оптимальный
уровень.
Работает
самостоятельно
Недостаточный
Способность уровень.
самостоятельнУчащийся испытывает
о готовить
затруднения в
свое рабочее организации своей
место к
деятельности и
деятельности рабочего места,
и убирать его нуждается в
за собой
постоянной помощи и
контроле педагога.
Освоил менее чем
половины правил
39
Отлично (5 б.
Неудовлетво Педагогическо
рительно
е наблюдение
(2 б)
Собеседование
Удовлетвори
тельно (3 б.)
Хорошо (4 б)
Отлично (5 б.
Неудовлетво Педагогическо
рительно (2 б е наблюдение
техники безопасности
Средний уровень. Удовлетвори
Умеет организовать тельно (3 б.)
свою деятельность при
помощи педагога.
Освоил более половины
правил техники
безопасности
Достаточный
Хорошо (4 б)
уровень.
Самостоятельно может
подготовиться к
выполнению
различных заданий.
Знает и выполняет
основные правила
техники безопасности
Оптимальный
Отлично (5 б.
уровень.
Самостоятельно
готовится ко всем
занятиям.
Строго соблюдает
правила техники
безопасности, следит з
соблюдением техники
безопасности другими
воспитанниками
40
Оценочный лист освоения программы
Приложение 2
Таблица 8
№ ФИ
Теоретическая Практическая
Общеучебные Ито
п/п обучаю подготовка
подготовка ребенка
умения
го
и навыки .
вый
ще
обучающегося.
гося
балл
Теорети Владе Практи Владе Твор Разви Учебно Уме
чекие ние спе ческие ние
ческие тие
-комму ние
знания циаль умения иразлич навыки вооб ника
орга
раже тивные ни
ной
навыки, ными
ния умения зовать
терми преду
худо
смот
но
жествен
умение свое
рабо
логией ренные ными
слу
шать чее
програм мате
риа
и слы место
мой
лами
шать
педа
и инст
гога
ру
ментам
Итоговый балл:
Неудовлетворительно – до 16 баллов
Удовлетворительно – 17-24 балла
Хорошо – 25-32 балла
Отлично – 33-40 баллов
41