ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………..3 II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.1 Учебный план………………………………………………………………….6 2.2 Учебный график………………………………………………………………11 III СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………...18 3.1 Условия реализации программы……………………………………………..18 3.2 Формы контроля и аттестации……………………………………………….19 3.3 Планируемые результаты…………………………………………………….19 IV МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………………...21 V ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ……………………………...23 VI СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….24 VII ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………26 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность: Комплексная программа “Домовенок”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приёмами работы с бумагой и картоном, техникой квиллин, декупаж, папье – маше, пейп - арт и д.р. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. Она призвана познакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства и способствует адаптации обучающихся к нестабильным социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире. Следует отметить, что, являясь комплексной, данная программа позволяет избежать монотонности в обучении, благодаря овладению обучающимися разнообразными видами декоративно-прикладного творчества. В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира. В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин естественнонаучного цикла, наблюдается тенденция к снижению познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся. В связи с этим возникает потребность в создании комплексных программ, посвященных не какому-то отдельному виду декоративноприкладного творчества, а, включающих одновременно несколько разделов данной образовательной области. Такие программы способствовали бы развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения – особого отношения к миру и понимания места человека в нём, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”. Отличительные особенности программы, новизна : В данной программе с целью получения более высоких результатов предусматривается постепенное усложнение заданий, что позволяет пробуждать в детях творческое отношение к поставленной задаче, активизировать мыслительный процесс, добиваться более быстрого и прочного усвоения знаний, умений и навыков. Особенностью программы является: активная, совместная и взаимообогащающая деятельность педагога с обучающимися в освоении новых приемов работы с материалом. Программа предполагает широкое использование иллюстративного материала; игр-занятий, развивающих абстрактное мышление; использование методических пособий, дидактических игр и декоративных изделий детей для 3 создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества. Детские работы могут служить зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. Цель: Разностороннее комплексное развитие детей, активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению. Задачи: образовательные: • – освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов дизайна; • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации; • выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат; • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно – прикладного искусства; • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; • приобретение навыков учебно-исследовательской работы. развивающие: • – развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям; • развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта; • развитие мелкой моторики рук; • развитие креативного мышления; • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; • развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры. воспитательные: • – воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности; • воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости; • воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата; • развитие коммуникативных способностей; • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников; • добиться максимальной самостоятельности детского творчества. Характеристика программы 4 Направленность: художественная. Тип: общеразвивающая программа. Вид: адаптированная (модифицированная). Уровень освоения: базовый. Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения – 144 часа, и предназначена для работы с обучающимися в возрасте 7-10 лет. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (2 занятия по 45 минут и 10 минут перемена) или 4 раза в неделю по 45 минут. Тип занятий: Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, старинных традициях в женском рукоделии. Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала, преподносится в виде рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям детей, обеспечивая их занятость в течение занятий. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда (готовую поделку, сувенир). Это необходимо и для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работы, важный не только для педагога, но и для детей. В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми будут работать дети. Большие изделия можно выполнять коллективно, что ускорит процесс творчества и даст учащимся навыки совместной работы. На занятиях групп используется индивидуальный подход к каждому ребенку. Форма обучения: очная. Адресат программы: Программа разработана для ребят 7-10 лет. Это разновозрастная группа с относительно постоянным составом обучающихся в количестве 12-15 человек. Наполняемость группы: не менее 12 обучающихся. II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 5 2.1 Учебный план № п/п Количество часов Теория Практика Всего Форма контроля, аттестаци и 1. Раздел 1. Введение в образовательную программу «Домовенок». в 4 Устный 1.1 Введение 4 образовательную опрос программу «Домовенок». Вводное занятие. Техника безопасности. 2. Раздел 2. Работа с бумагой. Аппликация. Как родилась бумага. 1 2.1 Волшебные свойства бумаги. 1 Устный опрос. Наблюден ие. 2.2 Что такое аппликация? 1 Виды бумаги для аппликации. Оборудование, материалы, инструменты используемые при изготовлении аппликаций. Техника безопасности при работе. - 1 Устный опрос. Наблюден ие. 2.3 Аппликации из 1 «ладошек». Просмотр работ в этой технике (презентация). Основные приемы работы. 1 2 Устный опрос. Наблюден ие. 2.4 Птицы из «ладошек». 1 Изготовление птичек по 5 6 Просмотр и анализ работ. 6 выбору: совушка, страус, петушок и др. 2.5 Панно «Лебеди». 1 Подготовка заготовок – ладошек, основы, фона, рамочки. Сборка в единую композицию. 3 4 Просмотр и анализ работ. 2.6 Рыбешки – «ладошки». 1 Изготовление различных рыбешек по выбору. 1 2 Просмотр и анализ работ. 2.7 Аппликация из мятой 1 бумаги. Выполнение работ: «Грибы в лесу», работы по творческому замыслу детей. 3 4 Просмотр и анализ работ. 2.8 Аппликация из комочков 1 бумаги, салфеток. Выполнение работ «Мои любимые цветы». 5 6 Просмотр и анализ работ. 2.9. «Медвежонок». - 4 4 Просмотр и анализ работ. 2.10 Работы по творческому замыслу детей. Выставка работ. 4 4 Просмотр и анализ работ. Участие в выставке. - 2 Устный опрос. Наблюден ие. 3. Раздел 3. Торцевание. Ознакомление с 2 3.1 техникой торцевание. Виды торцевания. Правилами выполнения работы инструментами, 7 необходимыми для данной работы. Этапами работы. Правилами техники безопасности 3.2 Выполнение работы «Осенний лист». 4 4 Просмотр и анализ работ. 3.3 Выполнение работы «Рыбки в аквариуме». 6 6 Просмотр и анализ работ. 3.4 Выполнение «Снеговик». 8 8 Просмотр и анализ работ. 3.5 Выполнение коллективной работы по творческому замыслу детей. Выставка работ. 10 10 Просмотр и анализ работ. Участие в выставке. 3.6 Торцевание пластилине. на 1 1 2 Просмотр и анализ работ. на - 2 2 Просмотр и анализ работ. на - 4 4 Просмотр и анализ работ. - 2 Устный опрос. Наблюден ие работы - Фрукты: «Яблоко». 3.7 Торцевание пластилине. «Банан». 3.8 Торцевание пластилине. Цветы: «Кактус» 4. Раздел 4. Ниткография. Знакомство с техникой 2 4.1 «Ниткография», с видами волокнистых материалов и правилами 8 их использования. Техника безопасности при работе. 4.2 Выполнение «Флаг России». работы - 4 4 Просмотр и анализ работ. 4.3 Выполнение работы « Бабочка» 4 4 Просмотр и анализ работ. 4.4 Выполнение работы «ПДД ты знать обязан!» 6 6 Просмотр и анализ работ. 4.5 Выполнение работы «Ваза с цветами» 4 4 Просмотр и анализ работ. 4.6 Выполнение работы «Мой любимый герой из мультика» 6 6 Просмотр и анализ работ. 4.7 Коллективная работа « Цветы на лугу» 4 4 Просмотр и анализ работ. 4.8 Выполнение работы «Пожар – это опасно!» 6 6 Просмотр и анализ работ. 2 Устный опрос. Наблюден ие. 5. Раздел 4. Поделки из бросового материала. Элементарные общие 5.1 2 правила создания предметов рукотворного мира. Инструктаж. Общее понятие о бросовом материале, их происхождении. Сбор бросового материала. Рассматривание 9 образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Игрушки из пробок, крышек. «Гусеница». 5.2 Общее понятие о пластиковых бутылках. Изготовление бабочек из пластиковых бутылок. 4 4 Просмотр и анализ работ. 5.3 Общее понятие о яичных лотках. Цветы из яичных лотков. 6 6 Просмотр и анализ работ. 5.4 Кашпо из пластиковых бутылок. 4 4 Просмотр и анализ работ. 5.5 Работы выполненные по творческому замыслу детей. 6 6 Просмотр и анализ работ. 5.6 Работа с фантиками. Аппликация «Цветы» Выставка работ. 6 6 Просмотр и анализ работ. Участие в выставке. - 4 Просмотр и анализ работ. Участие в выставке. 121 144 6. Раздел 6. Итоговое занятие. Подведение итогов 4 6.1 работы за год. Выставка лучших работ: «Удивительное рядом». Итого: 23 10 Содержание учебного плана 1 год обучения. 1. Введение в образовательную программу. (4 часа). Теория: Знакомство c группой обучающихся. Введение в образовательную программу «Домовенок». Беседа по правилам техники безопасности на занятиях и в объединении. Инструменты для работы, их назначение и правильное применение. Правила безопасности при работе с ножницами и другими колющими и режущими предметами. Правила умелых ручек. Что такое природа. Правила поведения в природе. Презентация. 2. Работа с бумагой. Аппликация.(32 часа). Теория: Что такое аппликация? Изучение видов аппликации. Виды бумаги. Аппликации из «ладошек». Просмотр работ в этой технике (презентация). Основные приемы работы. Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике (презентация). Аппликация из комочков бумаги и салфеток. Практика: Изготовление аппликаций из ладошек. Птицы из ладошек «Совушка», «Страус», «Петушок». Изготовление аппликаций по творческому замыслу детей. Аппликации из мятой бумаги: «Грибы в лесу». Аппликации из комочков бумаги, салфеток: «Медвежонок», работы по творческому замыслу детей. 3.Торцевание. (36 часов). Теория: Ознакомление с техникой торцевание. Виды торцевания. Правилами техники безопасности; правилами выполнения работы; инструментами, необходимыми для данной работы; этапами работы. Практика: «Осенний лист», «Рыбки в аквариуме». Выполнение коллективной работы по творческому замыслу детей. Торцевание на пластилине. Выполнение работ: «Яблоко», «Банан», «Кактус». Выставка работ. 4. Ниткография. (36 часов). Теория: Знакомство с техникой «Ниткография», с видами волокнистых материалов и правилами их использования. Техника безопасности при работе. Практика: Выполнение работы «Флаг России», «ПДД ты знать обязан!», «Мой любимый герой из мультика», «Пожар – это опасно!», «Цветы на лугу». 5. Поделки из бросового материала. (28 часов). Теория: Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Инструктаж. Общее понятие о бросовом материале, их происхождении. Сбор бросового материала. Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Общее понятие о пластиковых бутылках. Общее понятие о яичных лотках Практика: Игрушки из пробок и крышек. «Гусеница». Изготовление бабочек из пластиковых бутылок. Цветы из яичных лотков. Аппликация из фантиков «Цветы». 6.Итоговое занятие. (4 часа). Подведение итогов работы за год. Выставка лучших работ: «Удивительное рядом». 11 2.2 Календарный учебный график Календарный учебный график «Домовенок» № Дат п/ а п Кол- Время во проведен часо ия в занятия Тема занятия Форма занятия Место проведен ия Форма контроля Введение в образовательную программу «Домовенок». 1. Введение в образовательн ую программу «Домовенок». Вводное занятие. Техника безопасности. Лекция с использовани ем ИКТ. 4 Беседа. Устный опрос Наблюдени е. Работа с бумагой. Аппликация. 2. 3. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственнико в. Волшебные свойства бумаги. Что такое аппликация? Виды бумаги для аппликации. Оборудование , материалы, инструменты используемые при изготовлении аппликаций. Техника безопасности при работе. Лекция. Беседа. 1 Лекция. Беседа. 1 12 Устный опрос Наблюдени е. Устный опрос Наблюдени е. 4. 5. 6. 7. 8. Аппликации из «ладошек». Просмотр работ в этой технике (презентация). Основные приемы работы. Птицы из «ладошек». Изготовление птичек по выбору: совушка, страус, петушок и др. Панно «Лебеди». Подготовка заготовок – ладошек, основы, фона, рамочки. Сборка в единую композицию. Рыбешки – «ладошки». Изготовление различных рыбешек по выбору. Аппликация из мятой бумаги. Выполнение работ: «Грибы в лесу», работы по творческому замыслу детей. 2 Презентация. Рассказ педагога. Практическа я работа. 6 Рассказ педагога. Практическа я работа. Просмотр и анализ работ. 4 Рассказ педагога. Практическа я работа. Просмотр и анализ работ. 2 Рассказ педагога. Практическа я работа. Просмотр и анализ работ. 4 Рассказ педагога. Практическа я работа. Просмотр и анализ работ. 13 Устный опрос Наблюдени е. 9. 10 11 Аппликация из комочков бумаги, салфеток. Выполнение работ «Мои любимые цветы». «Медвежонок ». Работы по творческому замыслу детей. Выставка работ. 6 Рассказ педагога. Практическа я работа. Просмотр и анализ работ. 4 Рассказ педагога. Практическа я работа. Просмотр и анализ работ. 4 Рассказ педагога. Практическа я работа. Выставка. Устный опрос Наблюдени е. Участие в выставке. Торцевание. 12 13 Ознакомление с техникой торцевание. Виды торцевания. Правилами выполнения работы инструментам и, необходимым и для данной работы. Этапами работы. Правилами техники безопасности Выполнение работы «Осенний лист». 2 Лекция. Беседа. 4 Рассказ педагога. Практическа я работа. 14 Устный опрос Наблюдени е. Просмотр и анализ работ. 14 Выполнение работы «Рыбки в аквариуме». 15 Выполнение работы «Снеговик». 16 17 18 19 Выполнение коллективной работы по творческому замыслу детей. Выставка работ. Торцевание на пластилине. Фрукты: «Яблоко». Торцевание на пластилине. «Банан». Торцевание на пластилине. Цветы: «Кактус» Рассказ педагога. Практическа я работа. Рассказ педагога. Практическа я работа. 6 8 Просмотр и анализ работ. Просмотр и анализ работ. 8 Рассказ педагога. Практическа я работа. Выставка. Просмотр и анализ работ.Участ ие в выставке. 2 Рассказ педагога. Практическа я работа. Просмотр и анализ работ. Рассказ педагога. Практическа я работа. Рассказ педагога. Практическа я работа. 2 4 Просмотр и анализ работ. Просмотр и анализ работ. Ниткография. 20 Знакомство с техникой «Ниткография », с видами волокнистых материалов и правилами их использовани я. Техника безопасности при работе. Рассказ педагога. Инструктаж. 2 15 Устный опрос Наблюдени е. 21 Выполнение работы «Флаг России». 22 Выполнение работы « Бабочка» 23 Выполнение работы «ПДД ты знать обязан!» 24 Выполнение работы «Ваза с цветами» 25 26 27 Выполнение работы «Мой любимый герой из мультика» Коллективная работа « Цветы на лугу» Выполнение работы «Пожар – это опасно!» Рассказ педагога. Практическа я работа. Рассказ педагога. Практическа я работа. Рассказ педагога. Практическа я работа. Рассказ педагога. Практическа я работа. 4 4 6 4 Просмотр и анализ работ. Просмотр и анализ работ. Просмотр и анализ работ. Просмотр и анализ работ. 6 Рассказ педагога. Практическа я работа. Просмотр и анализ работ. 4 Практическа я работа. Просмотр и анализ работ. 6 Практическа я работа. Просмотр и анализ работ. Поделки из бросового материала. 28 Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Инструктаж. Общее понятие о бросовом материале, их Лекция. Беседа. 2 16 Устный опрос Наблюдени е. происхождени и. Сбор бросового материала. Рассматриван ие образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Игрушки из пробок, крышек. «Гусеница» 29 30 31 32 33 Общее понятие о пластиковых бутылках. Изготовление бабочек из пластиковых бутылок. Общее понятие о яичных лотках. Цветы из яичных 23.лотков. Кашпо из пластиковых бутылок. Работы выполненные по творческому замыслу детей. Работа с фантиками. Аппликация «Цветы» 4 Рассказ педагога. Практическа я работа. Просмотр и анализ работ. 6 Рассказ педагога. Презентация. Практическа я работа. Просмотр и анализ работ 4 Рассказ педагога. Практическа я работа. Просмотр и анализ работ 6 Рассказ педагога. Практическа я работа. Просмотр и анализ работ 6 Рассказ педагога. Практическа я работа. Просмотр и анализ работ 17 Выставка работ. 34 Подведение итогов работы за год. Выставка лучших работ: «Удивительно е рядом». Выставка. Итоги. Выставка 4 144 18 Просмотр и анализ работ.Участ ие в выставке. III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1 Условия реализации программы Набор учащихся в группу проводится в конце летних каникул и в начале учебного года. Группы комплектуются из расчета 12-15 человек. Прием детей в группу 1-го года обучения производится на добровольной основе без вступительных экзаменов и предварительного отбора. Материально - техническое оснащение должно соответствовать определенным нормам и требованиям. -кабинет должен быть проветриваемый, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве не менее - 15 штук; -стол педагога - 1 штука; -интерактивная доска - 1 штука; -меловая или маркерная доска - 1 штука; -ноутбук - 1 штука; - колонки- 1 штука. Материально-техническое обеспечение учеников: - Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами. -Материал для основы композиций: плотный картон, гофрированный картон, тонкая фанера, плита ДВП. -Материал для фона: черная упаковочная бумага, бархатная бумага, однотонная ткань (шелк, бархат, сукно, фланель, сатин, мешковина, холст), кора сосны, березы и других деревьев, декоративный картон, плита ДВП. -Калька, копировальная бумага, плотная белая бумага, цветная офисная бумага. -Клей: ПВА, полимерный, «Момент» -Различные кисти. -Нитки, иголки, портновские булавки. -Ножницы, кусачки -Канцелярские кнопки -Линейки -Инструменты и вспомогательные приспособления: ножницы, кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, пинцет, вязальный крючок, шило, швейные иглы, булавки, напёрсток, копировальный ролик, кисточки, карандаши, шариковые ручки, портновские мелки, ластик, линейка, циркуль, сантиметровая лента, электрический утюг, гладильная доска. - Материалы: засушенные растения, кора деревьев, спилы древесины, фанера, ДВП, раковины моллюсков, яичная скорлупа, ткань, драп, трикотаж, флизелин, синтепон, кружево, тесьма, ленты, поролон, вата, швейные нитки, мулине, проволока, воск, стеклярус, фурнитура: пуговицы, крючки, петли, кнопки, калька, бумага, салфетки трёхслойные, картон, копировальная бумага, миллиметровая бумага, акварельные краски, клей ПВА, клей “Момент”, обойный клей, мука, соль. 19 Кадровое обеспечение: педагог - руководитель объединения, реализующий данную программу владеет следующими профессиональными и личностными качествами: • обладает специальным художественно-педагогическим образованием; • владеет навыками и приёмами организации творческих занятий; • знает физиологию и психологию детского возраста; • умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету; • умеет создать комфортные условия для успешного развития личности обучающихся; • умеет видеть и раскрывать творческие способности обучающихся. 3.2 Формы контроля и аттестации Для отслеживания ожидаемых результатов достижений каждого ребёнка используются следующие способы диагностики: - педагогическое наблюдение; - анализ творческих работ, - анализ участия обучающихся в выставках, презентациях, конкурсах. Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной программе используются следующие формы контроля: - начальный контроль (сентябрь); - текущий контроль (в течение всего учебного года); -итоговый контроль (май). Формами аттестации являются: - анализ творческих работ; - самоанализ учащимися своих творческих работ; - выполнение и защита творческой работы (конкурсные мероприятия городского, областного уровня), - самостоятельная работа. 3.3 Планируемые результаты: В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения: - познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества; - познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования; - Простейшие правила организации рабочего места; Приемы разметки (линейка, угольник, циркуль, шаблон, трафарет); Приемы соединения различных деталей (клей, нитки, проволока, щелевые замки); Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами; 20 - овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание; - научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие); - научатся работать нужными инструментами и приспособлениями; * познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, аппликация, торцевание). - научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях. Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития. Предметные: - значение занятий декоративно - прикладным искусством в жизни человека; - виды и свойства материалов, используемых в работе. - технологию заготовки природного материала и его хранение; - последовательность выполнения работы. обучающиеся должны уметь: - подбирать в определённой гамме материал, необходимый для работы в различных техниках; - овладеть способами построения композиции, свободно применять композиционные средства; - следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами; - в процессе работы ориентироваться на качество изделий. Личностные: - развитое художественно-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) мастерства; - позитивная самооценка своих творческих возможностей. Метапредметные: - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в творческой жизни объединения, центра, района и др.; -опыт, полученный на занятиях в объединении (умение свободно выражать свои чувства в работе, самостоятельно заниматься оформлением работы, правильно использовать художественные навыки), будет востребован в жизни и поможет чувствовать себя комфортно в любой социальной среде, а также повлиять на выбор профессии. - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных творческих задач; - наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и 21 внеурочной деятельности. IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 22 В объединении «Домовёнок» на занятиях используются следующие формы работы: • Личностно – ориентированная (раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка); • Групповые (организация совместных действий); • Уровневой дифференциации (учет индивидуальных творческих особенностей). • Формы и методы организации учебного процесса. • При организации учебного процесса используются различные технологии развивающего и личностно - ориентированного обучения: • - технологии модульного обучения; • - технология проблемного обучения; • - здоровьесберегающие технологии; • - технологии проектного обучения; • - технологии дифференцированного обучения; • - ИКТ • В процессе занятий используются различные формы: • традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. • А также различные методы: • Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: • - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); • - наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); • - практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; • - репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; • - частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; • - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. • Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: • - фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; • - индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; • - групповой – организация работы в группах; • - индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. 23 V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Для оценки результативности выполнения программы осуществляется мониторинг учебной деятельности в форме вводного, тематического, и итогового видов контроля. Разработаны «Критерии оценки результативности обучения по дополнительной образовательной программе творческого объединения «Домовенок» (Приложение 1) Результаты заносятся в «Оценочный лист» 24 VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список рекомендуемой литературы для педагогов. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: “Просвещение”, 1985. Н.Ф. Бабина Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 1997. №7. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – Москва - Воронеж, 1995. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: “Просвещение”, 1993. Журнал “Школа и производство”. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999. Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. - Ростов-на-Дону, 1997. Кульневич С.В. Педагогика личности. – Воронеж, 1997. Михайленко М.А. Внеклассная работа с природным материалом. – Воронеж, 1992. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. - М., 1996. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990. Программа образовательной области “Технология”. - М.,1994. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1 – 4 классы одиннадцатилетней школы). – М., 1988. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта (кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду). – М., 1982. Творческие работы учащихся школ Аннинского района. – Анна, 1989. Список рекомендуемой литературы для обучающихся. Азбука цветов. Сост. Рошаль И.В. – СПб, 1998. Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000. Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992. Ефимова А. Сделаем игрушки сами. – М., 1983. Искусственные и сухие цветы./ Составитель Аржанухина Н.В. – М., 2000. Кискальт И. Солёное тесто. – М., 2001. Козинкина Е.А. Цветы из ткани. – М., 1990. Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. - М., 1991. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки из носочков. – М., 2001. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. – М., 2001. Кувалдина О.Н. Сделаем сами своими руками. – Воронеж, 1999. Никологорская О.А. Природа и творчество. – М., 1990. 25 Паславский А. Природа, фантазия, творчество. Альбом самоделок. – Киев, 1989. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М., 1999. Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. – Воронеж, 1994. Рукоделие. – Харьков, 1997. Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения. – М., 2000. Смотрова Н.А. Игрушки из ниток. – СПб., 2000. Сухорукова Л.Г., Чечулинская А.В. Искусство делать цветы. М., 1992. Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. – М., 2001. 26 VII. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 Критерии оценки результативности выполнения программы Аккуратность - высокий уровень - средний уровень - низкий уровень Эстетическое оформление - высокий уровень - средний уровень - низкий уровень Самостоятельность - высокий уровень - средний уровень - низкий уровень Творческий подход - высокий уровень - средний уровень - низкий уровень 27 Приложение №2 Правила техники безопасности. 1. При работе с карандашами: • Проводить заточку только с помощью точилки или специального ножа; • Не размахивать карандашом во время работы; • Не грызть кончик карандаша во избежание отравления. 2. При работе с красками и кистью: • Не брать краски в рот, так как могут содержать токсичные вещества; • При работе использовать специальную подстилку на стол; • Не разбрызгивать краску с кисти. 3. При работе с ножницами, иголками, булавками: • Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты; • Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить; • Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями; • Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца; • При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она легко может сломаться и поранить палец; • Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку; • Сломанную иглу следует отдать руководителю. 4. При работе с клеем: • Помнить, что клей токсичен. • После окончания работы плотно закрыть тюбик с клеем. • В случае попадания клея на слизистую оболочку необходимо сообщить педагогу и промыть глаза холодной водой. 28 Приложение № 3 Здоровьесберегающие технологии на занятиях. Физкультминутки. *** Мы немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, (шагают на месте.) За природой наблюдали. (Поворачивают голову в сторону.) Вверх на солнце посмотрели, И их лучики согрели. (Руки вверх.) Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. (Присесть.) А потом все дружно встали, Великанами все стали. Бабочки летали, Крыльями махали. (Помахали руками.) Дружно хлопаем. (Хлопнуть в ладоши.) Ногами топаем. (Топнуть ногами.) Хорошо мы погуляли, И немножечко устали! (Сесть за столы.) *** Чтобы отдохнули ножки, Мы пройдемся по дорожке. Но дорожка не простая – Нас от стола не отпускает. (Ходьба на месте.) Голову тяну к плечу, Шею я размять хочу. В сторону разок-другой Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.) Пальцы ставим мы к печам, Руки будем мы вращать. Круг вперед, другой вперед, А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперед и назад.) Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься. (Дети садятся за столы.) *** С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками 29 И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки). А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. (Руки в стороны.) Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.) Вон лисица в поле скачет, Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.) Ну, а мы идем, идем (Ходьба на месте.) И к себе приходим в дом. (Садятся за столы.) Пальчиковые игры. Игры для рук. Русская игра «Утречко». (Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуют солнышко с лучами.) - Эй, братец Федя, разбуди соседей. (Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения. Левая ладонь снизу, поддерживает кулак. Пальцы вытянуты.) - Вставай, Большок! (Щелчок по указательному пальцу левой руки.) Вставай, Указка! (Щелчок по указательному пальцу левой руки.) Вставай, Середка! (Щелчок по среднему пальцу.) Вставай, Сиротка! (Щелчок по безымянному пальцу.) И Крошка-Митрошка! (Щелчок по мизинцу.) Привет, Ладошка! (Щелчок в центре ладони.) Все потянулись и проснулись. (Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.) При повторении игры руки меняются ролями. «Мы делили апельсин» Мы делили апельсин. Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч. Много нас, а он один. Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только один палец каждой руки. Эта долька – для ежа. Ладони сжаты в кулак, на каждую фразу Эта долька – для стрижа. дети разжимают по пальцу, начиная с Эта долька – для утят. большого. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка… кожура. Дети прячут руки за спину. Он сердит на нас – беда! Разбегайтесь кто куда. «Сделаем гимнастику для рук» 30 Много ли надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромный круг, А потом еще кружок, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень Развеселый чудачок. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры) Гимнастика для глаз. «Бабочки» Спал цветок. (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка подавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулась. (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки.) Встрепенулся, подтянулся. (Руки согнуты в стороны – выдох.) Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.) *** Ах, как долго вышивали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно. (Посмотреть влево, вправо.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх – вправо, вверх - влево.) Вправо, влево, поворот, А потом скатимся вниз. (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать.) Релаксация «Волшебный замок». Педагог включает спокойную музыку со звуками природы или классическую. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вздоха и выдоха и найдите внутри себя самих точку внутреннего спокойствия – такое место в душе, где тихо и спокойно. Представь себе, что ты оказался в чужом городе и идешь по какой-то маленькой улочке. Улица выводит тебя на площадь, где стоит замок. Замок переливается огнями. Ты подходишь к замку, и двери открываются. Ты проходишь внутрь. Там светло от множества люстр, играет волшебная музыка. Ты попадаешь в твою 31 любимую сказку. Все персонажи улыбаются тебе, и ты улыбаешься им. Тебе хорошо на душе и спокойно. Ты видишь свою любимую сказку. К тебе подходит фея, берет тебя за руку и ведет к выходу. Ты улыбаешься, машешь рукой сказочным героям. Ты выходишь из дверей замка. Идешь по улице, находишь скамейку и садишься. Ты счастливо улыбаешься и открываешь глаз. 32 Приложение № 4 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Проведение выставок работ обучающихся: в объединении в образовательном учреждении. Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества. Результативность: Результатом занятия должно быть достижение цели занятия: приобщение детей к некоторым знаниям по работе с бумагой, гофрокартоном, шерстяными нитями, работе с пластилином, путем решения поставленных задач перед обучающимися и педагогом. Практическим же результатом занятий является достаточно высокий технический и уровень выполнения практических работ. 33 Приложение №5 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 год обучения. № п/п Тема занятия Дата проведения План Тема №1. Введение в образовательную программу «Домовенок». ( 4 часа) 1-2 3-4 Введение в образовательную программу «Домовенок». Вводное занятие. Техника безопасности. 4 Тема №2. Работа с бумагой. Аппликация (34 часа) 5 6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. Что такое аппликация? Виды бумаги для аппликации. Оборудование, материалы, инструменты используемые при изготовлении аппликаций. Техника безопасности при работе. Аппликации из «ладошек». Просмотр работ в этой технике (презентация). Основные приемы работы. Птицы из «ладошек». Изготовление птичек по выбору: совушка, страус, петушок и др. 1 Панно «Лебеди». Подготовка заготовок – ладошек, основы, фона, рамочки. Сборка в единую композицию. Рыбешки – «ладошки». Изготовление различных рыбешек по выбору. Аппликация из мятой бумаги. Выполнение работ: «Грибы в лесу», работы по творческому замыслу детей. Аппликация из комочков бумаги, салфеток. Выполнение работ «Мои любимые цветы». 4 31-32 «Медвежонок» 33-34 35-36 Работы по творческому замыслу детей. Выставка 37-38 работ. Тема № 3. Торцевание (38 часов) 39-40 41-42 43-44 Ознакомление с техникой торцевание. Виды торцевания. Правилами выполнения работы инструментами, необходимыми для данной работы. Этапами работы. Правилами техники безопасности Выполнение работы «Осенний лист». 34 1 2 6 2 4 6 4 4 2 4 Факт 45-46 47-48 49-50 51-52 53-54 55-56 57-58 59-60 61-62 63-64 65-66 67-68 69-70 Выполнение работы «Рыбки в аквариуме». 6 Выполнение работы «Снеговик». 8 Выполнение коллективной работы по творческому замыслу детей. Выставка работ. 10 Торцевание на пластилине. Фрукты: «Яблоко». 2 71-72 «Банан». 2 73-74 Цветы: «Кактус» 75-76 Тема № 4.Ниткография. (36 часов) 77-78 4 Знакомство с техникой «Ниткография», с видами волокнистых материалов и правилами их использования. Техника безопасности при работе. Выполнение работы «Флаг России». 79-80 81-82 83-84 Выполнение работы « Бабочка» 85-86 87-88 Выполнение работы «ПДД ты знать обязан!» 89-90 91-92 93-94 Выполнение работы «Ваза с цветами» 95-96 97-98 Выполнение работы «Мой любимый герой из 99-100 мультика» 101-102 103-104 Коллективная работа « Цветы на лугу» 105-106 107-108 Выполнение работы «Пожар – это опасно!» 109-110 111-112 Тема № 5. Поделки из бросового материала. (28 часа) 2 4 4 6 4 6 4 6 113-114 Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Инструктаж. Общее понятие о бросовом материале, их происхождении. Сбор бросового материала. Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Игрушки из пробок, крышек. «Гусеница» 2 115-116 117-118 119-120 121-122 Общее понятие о пластиковых бутылках. Изготовление бабочек из пластиковых бутылок. Общее понятие о яичных лотках. Цветы из яичных лотков. 4 35 6 123-124 125-126 Кашпо из пластиковых бутылок. 127-128 129-130 Работы выполненные по творческому замыслу детей. 131-132 133-134 135-136 Работа с фантиками. Аппликация «Цветы» Выставка 137-138 работ. 139-140 Тема № 12. Итоговое занятие. (4 часа) 141-142 Подведение итогов работы за год. 143-144 Выставка лучших работ: «Удивительное рядом». 36 4 6 6 4