Домовенок СЗ

ОГЛАВЛЕНИЕ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………..3
II.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план………………………………………………………………….6
2.2 Учебный график………………………………………………………………11
III СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………...18
3.1 Условия реализации программы……………………………………………..18
3.2 Формы контроля и аттестации……………………………………………….19
3.3 Планируемые результаты…………………………………………………….19
IV МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………………...21
V ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ……………………………...23
VI СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….24
VII ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………26

2

I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность: Комплексная программа “Домовенок”, являясь прикладной,
носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение
обучающимися основными приёмами работы с бумагой и картоном, техникой
квиллин, декупаж, папье – маше, пейп - арт и д.р. Обучение по данной
программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного
воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального
самоопределения, развития познавательной активности и творческой
самореализации обучающихся. Она призвана познакомить детей с
особенностями декоративно-прикладного искусства и способствует адаптации
обучающихся к нестабильным социально-экономическим условиям, подготовке
к самостоятельной жизни в современном мире.
Следует отметить, что, являясь комплексной, данная программа позволяет избежать
монотонности в обучении, благодаря овладению обучающимися разнообразными
видами декоративно-прикладного творчества.
В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и
исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых
нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично
вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные
традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения
культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в
неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира.
В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов
дисциплин естественнонаучного цикла, наблюдается тенденция к снижению
познавательной преобразующей предметно-практической деятельности
учащихся. В связи с этим возникает потребность в создании комплексных
программ, посвященных не какому-то отдельному виду декоративноприкладного творчества, а, включающих одновременно несколько разделов
данной образовательной области. Такие программы способствовали бы
развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества,
эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения –
особого отношения к миру и понимания места человека в нём, правильного
представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”.
Отличительные особенности программы, новизна : В данной программе с
целью получения более высоких результатов предусматривается постепенное
усложнение заданий, что позволяет пробуждать в детях творческое отношение к
поставленной задаче, активизировать мыслительный процесс, добиваться более
быстрого и прочного усвоения знаний, умений и навыков. Особенностью
программы является: активная, совместная и взаимообогащающая деятельность
педагога с обучающимися в освоении новых приемов работы с материалом.
Программа предполагает широкое использование иллюстративного материала;
игр-занятий,
развивающих
абстрактное
мышление;
использование
методических пособий, дидактических игр и декоративных изделий детей для
3

создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества.
Детские работы могут служить зрительной информацией для родителей и
украшением интерьера.
Цель:
Разностороннее
комплексное
развитие
детей,
активизация
познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной
жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному
самоопределению.
Задачи:
образовательные:
• – освоение приёмов и способов работы с различными материалами и
инструментами, обеспечивающими изготовление художественных
поделок, элементов дизайна;
• закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,
изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и
способствовать их систематизации;
• выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её
результат;
• знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
декоративно – прикладного искусства;
• совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке различных
материалов;
• приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
развивающие:
• – развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к
художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в
создании поделок, отвечающих художественным требованиям;
• развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического
отношения к природному окружению своего быта;
• развитие мелкой моторики рук;
• развитие креативного мышления;
• развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
• развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус,
чувство меры.
воспитательные:
• – воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности;
• воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
• воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата;
• развитие коммуникативных способностей;
• осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание
школьников;
• добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Характеристика программы
4

Направленность: художественная.
Тип: общеразвивающая программа.
Вид: адаптированная (модифицированная).
Уровень освоения: базовый.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения – 144 часа, и предназначена для
работы с обучающимися в возрасте 7-10 лет.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (2 занятия по 45 минут и 10 минут
перемена) или 4 раза в неделю по 45 минут.
Тип занятий: Каждое занятие по темам программы, как правило, включает
теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические
сведения — это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация
познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства,
народных промыслов, старинных традициях
в женском рукоделии.
Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала,
преподносится в виде рассказа-информации или беседы, сопровождаемой
вопросами к детям.
Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во
время занятий соответствует силам и возможностям детей, обеспечивая их
занятость в течение занятий. Каждое занятие спланировано таким образом,
чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда (готовую поделку,
сувенир). Это необходимо и для того, чтобы проводить постоянный
сравнительный анализ работы, важный не только для педагога, но и для детей.
В процессе изготовления художественных вещей большое внимание
обращается на подбор изделий, над которыми будут работать дети. Большие
изделия можно выполнять коллективно, что ускорит процесс творчества и даст
учащимся навыки совместной работы.
На занятиях групп используется индивидуальный подход к каждому ребенку.
Форма обучения: очная.
Адресат программы: Программа разработана для ребят 7-10 лет. Это
разновозрастная группа с относительно постоянным составом обучающихся в
количестве 12-15 человек.
Наполняемость группы: не менее 12 обучающихся.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ
ГРАФИК

5

2.1 Учебный план
№
п/п

Количество часов
Теория

Практика

Всего

Форма
контроля,
аттестаци
и

1. Раздел 1. Введение в образовательную программу «Домовенок».
в 4
Устный
1.1 Введение
4
образовательную
опрос
программу «Домовенок».
Вводное занятие. Техника
безопасности.
2. Раздел 2. Работа с бумагой. Аппликация.
Как родилась бумага. 1
2.1
Волшебные
свойства
бумаги.

1

Устный
опрос.
Наблюден
ие.

2.2

Что такое аппликация? 1
Виды
бумаги
для
аппликации.
Оборудование,
материалы, инструменты
используемые
при
изготовлении
аппликаций.
Техника
безопасности
при
работе.

-

1

Устный
опрос.
Наблюден
ие.

2.3

Аппликации
из 1
«ладошек».
Просмотр
работ в этой технике
(презентация). Основные
приемы работы.

1

2

Устный
опрос.
Наблюден
ие.

2.4

Птицы из «ладошек». 1
Изготовление птичек по

5

6

Просмотр
и
анализ
работ.

6

выбору: совушка, страус,
петушок и др.
2.5

Панно
«Лебеди». 1
Подготовка заготовок –
ладошек, основы, фона,
рамочки.
Сборка
в
единую композицию.

3

4

Просмотр
и
анализ
работ.

2.6

Рыбешки – «ладошки». 1
Изготовление различных
рыбешек по выбору.

1

2

Просмотр
и
анализ
работ.

2.7

Аппликация из мятой 1
бумаги.
Выполнение
работ: «Грибы в лесу»,
работы по творческому
замыслу детей.

3

4

Просмотр
и
анализ
работ.

2.8

Аппликация из комочков 1
бумаги, салфеток.
Выполнение работ «Мои
любимые цветы».

5

6

Просмотр
и
анализ
работ.

2.9.

«Медвежонок».

-

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

2.10

Работы по творческому замыслу детей. Выставка
работ.

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.
Участие в
выставке.

-

2

Устный
опрос.
Наблюден
ие.

3. Раздел 3. Торцевание.
Ознакомление
с 2
3.1
техникой
торцевание.
Виды
торцевания.
Правилами выполнения
работы инструментами,
7

необходимыми
для
данной работы. Этапами
работы.
Правилами
техники безопасности
3.2

Выполнение
работы «Осенний лист».

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

3.3

Выполнение
работы «Рыбки в аквариуме».

6

6

Просмотр
и
анализ
работ.

3.4

Выполнение
«Снеговик».

8

8

Просмотр
и
анализ
работ.

3.5

Выполнение
коллективной работы по
творческому
замыслу
детей. Выставка работ.

10

10

Просмотр
и
анализ
работ.
Участие в
выставке.

3.6

Торцевание
пластилине.

на 1

1

2

Просмотр
и
анализ
работ.

на -

2

2

Просмотр
и
анализ
работ.

на -

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

-

2

Устный
опрос.
Наблюден
ие

работы -

Фрукты: «Яблоко».
3.7

Торцевание
пластилине.
«Банан».

3.8

Торцевание
пластилине.
Цветы: «Кактус»

4. Раздел 4. Ниткография.
Знакомство с техникой 2
4.1
«Ниткография»,
с
видами
волокнистых
материалов и правилами
8

их
использования.
Техника
безопасности
при работе.
4.2

Выполнение
«Флаг России».

работы -

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

4.3

Выполнение работы « Бабочка»

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

4.4

Выполнение
работы «ПДД ты знать обязан!»

6

6

Просмотр
и
анализ
работ.

4.5

Выполнение
работы «Ваза с цветами»

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

4.6

Выполнение
работы «Мой любимый герой из
мультика»

6

6

Просмотр
и
анализ
работ.

4.7

Коллективная работа « Цветы на лугу»

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

4.8

Выполнение
работы «Пожар – это опасно!»

6

6

Просмотр
и
анализ
работ.

2

Устный
опрос.
Наблюден
ие.

5. Раздел 4. Поделки из бросового материала.
Элементарные общие
5.1
2
правила создания
предметов рукотворного
мира. Инструктаж.
Общее понятие о
бросовом материале, их
происхождении. Сбор
бросового материала.
Рассматривание
9

образцов игрушек.
Объяснение
преимуществ этих
игрушек. Игрушки из
пробок, крышек.
«Гусеница».
5.2

Общее
понятие
о пластиковых бутылках.
Изготовление бабочек из
пластиковых бутылок.

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

5.3

Общее понятие о яичных лотках. Цветы из яичных
лотков.

6

6

Просмотр
и
анализ
работ.

5.4

Кашпо из пластиковых бутылок.

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

5.5

Работы выполненные по творческому
замыслу
детей.

6

6

Просмотр
и
анализ
работ.

5.6

Работа с фантиками. Аппликация
«Цветы»
Выставка работ.

6

6

Просмотр
и
анализ
работ.
Участие в
выставке.

-

4

Просмотр
и
анализ
работ.
Участие в
выставке.

121

144

6. Раздел 6. Итоговое занятие.
Подведение
итогов 4
6.1
работы за год.
Выставка лучших работ:
«Удивительное рядом».

Итого:

23

10

Содержание учебного плана

1 год обучения.
1. Введение в образовательную программу. (4 часа).
Теория: Знакомство c группой обучающихся. Введение в образовательную
программу «Домовенок». Беседа по правилам техники безопасности на занятиях
и в объединении. Инструменты для работы, их назначение и правильное
применение. Правила безопасности при работе с ножницами и другими
колющими и режущими предметами. Правила умелых ручек. Что такое природа.
Правила поведения в природе. Презентация.
2. Работа с бумагой. Аппликация.(32 часа).
Теория: Что такое аппликация? Изучение видов аппликации. Виды бумаги.
Аппликации из «ладошек». Просмотр работ в этой технике (презентация).
Основные приемы работы. Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой
технике (презентация). Аппликация из комочков бумаги и салфеток.
Практика: Изготовление аппликаций из ладошек. Птицы из ладошек «Совушка»,
«Страус», «Петушок». Изготовление аппликаций по творческому замыслу детей.
Аппликации из мятой бумаги: «Грибы в лесу». Аппликации из комочков бумаги,
салфеток: «Медвежонок», работы по творческому замыслу детей.
3.Торцевание. (36 часов).
Теория: Ознакомление с техникой торцевание. Виды торцевания. Правилами
техники безопасности; правилами выполнения работы; инструментами,
необходимыми для данной работы; этапами работы.
Практика: «Осенний лист», «Рыбки в аквариуме». Выполнение коллективной
работы по творческому замыслу детей. Торцевание на пластилине. Выполнение
работ: «Яблоко», «Банан», «Кактус». Выставка работ.
4. Ниткография. (36 часов).
Теория: Знакомство с техникой «Ниткография», с видами волокнистых
материалов и правилами их использования. Техника безопасности при работе.
Практика: Выполнение работы «Флаг России», «ПДД ты знать обязан!», «Мой
любимый герой из мультика», «Пожар – это опасно!», «Цветы на лугу».
5. Поделки из бросового материала. (28 часов).
Теория: Элементарные общие правила создания предметов рукотворного
мира. Инструктаж. Общее понятие о бросовом материале, их происхождении.
Сбор бросового материала. Рассматривание образцов игрушек. Объяснение
преимуществ этих игрушек. Общее понятие о пластиковых бутылках. Общее
понятие о яичных лотках
Практика: Игрушки из пробок и крышек. «Гусеница». Изготовление бабочек из
пластиковых бутылок. Цветы из яичных лотков. Аппликация из фантиков
«Цветы».
6.Итоговое занятие. (4 часа).
Подведение итогов работы за год. Выставка лучших работ: «Удивительное
рядом».
11

2.2 Календарный учебный график
Календарный учебный график
«Домовенок»
№
Дат
п/
а
п

Кол- Время
во проведен
часо
ия
в
занятия

Тема занятия

Форма
занятия

Место
проведен
ия

Форма
контроля

Введение в образовательную программу «Домовенок».

1.

Введение в
образовательн
ую программу
«Домовенок».
Вводное
занятие.
Техника
безопасности.

Лекция с
использовани
ем ИКТ.

4

Беседа.

Устный
опрос
Наблюдени
е.

Работа с бумагой. Аппликация.

2.

3.

Как родилась
бумага.
Сколько у
бумаги
родственнико
в. Волшебные
свойства
бумаги.
Что такое
аппликация?
Виды бумаги
для
аппликации.
Оборудование
, материалы,
инструменты
используемые
при
изготовлении
аппликаций.
Техника
безопасности
при работе.

Лекция.
Беседа.

1

Лекция.
Беседа.

1

12

Устный
опрос
Наблюдени
е.

Устный
опрос
Наблюдени
е.

4.

5.

6.

7.

8.

Аппликации
из «ладошек».
Просмотр
работ в этой
технике
(презентация).
Основные
приемы
работы.
Птицы из
«ладошек».
Изготовление
птичек по
выбору:
совушка,
страус,
петушок и др.
Панно
«Лебеди».
Подготовка
заготовок –
ладошек,
основы, фона,
рамочки.
Сборка в
единую
композицию.
Рыбешки –
«ладошки».
Изготовление
различных
рыбешек по
выбору.
Аппликация
из мятой
бумаги.
Выполнение
работ: «Грибы
в лесу»,
работы по
творческому
замыслу
детей.

2

Презентация.
Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

6

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

4

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

2

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

4

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

13

Устный
опрос
Наблюдени
е.

9.

10

11

Аппликация
из комочков
бумаги,
салфеток.
Выполнение
работ «Мои
любимые
цветы».
«Медвежонок
».
Работы по
творческому
замыслу
детей.
Выставка
работ.

6

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

4

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

4

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.
Выставка.

Устный
опрос
Наблюдени
е. Участие в
выставке.

Торцевание.

12

13

Ознакомление
с техникой
торцевание.
Виды
торцевания.
Правилами
выполнения
работы
инструментам
и,
необходимым
и для данной
работы.
Этапами
работы.
Правилами
техники
безопасности
Выполнение
работы
«Осенний
лист».

2

Лекция.
Беседа.

4

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.
14

Устный
опрос
Наблюдени
е.

Просмотр и
анализ
работ.

14

Выполнение
работы
«Рыбки в
аквариуме».

15

Выполнение
работы
«Снеговик».

16

17

18

19

Выполнение
коллективной
работы по
творческому
замыслу
детей.
Выставка
работ.
Торцевание на
пластилине.
Фрукты:
«Яблоко».
Торцевание на
пластилине.
«Банан».
Торцевание на
пластилине.
Цветы:
«Кактус»

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.
Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

6

8

Просмотр и
анализ
работ.
Просмотр и
анализ
работ.

8

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.
Выставка.

Просмотр и
анализ
работ.Участ
ие в
выставке.

2

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.
Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

2

4

Просмотр и
анализ
работ.
Просмотр и
анализ
работ.

Ниткография.

20

Знакомство с
техникой
«Ниткография
», с видами
волокнистых
материалов и
правилами их
использовани
я. Техника
безопасности
при работе.

Рассказ
педагога.
Инструктаж.

2

15

Устный
опрос
Наблюдени
е.

21

Выполнение
работы «Флаг
России».

22

Выполнение
работы «
Бабочка»

23

Выполнение
работы «ПДД
ты знать
обязан!»

24

Выполнение
работы «Ваза
с цветами»

25

26

27

Выполнение
работы «Мой
любимый
герой из
мультика»
Коллективная
работа «
Цветы на
лугу»
Выполнение
работы
«Пожар – это
опасно!»

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.
Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.
Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.
Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

4

4

6

4

Просмотр и
анализ
работ.
Просмотр и
анализ
работ.
Просмотр и
анализ
работ.
Просмотр и
анализ
работ.

6

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

4

Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

6

Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

Поделки из бросового материала.

28

Элементарные
общие
правила
создания
предметов
рукотворного
мира.
Инструктаж.
Общее
понятие о
бросовом
материале, их

Лекция.
Беседа.

2

16

Устный
опрос
Наблюдени
е.

происхождени
и. Сбор
бросового
материала.
Рассматриван
ие образцов
игрушек.
Объяснение
преимуществ
этих игрушек.
Игрушки из
пробок,
крышек.
«Гусеница»

29

30

31

32

33

Общее
понятие о
пластиковых
бутылках.
Изготовление
бабочек из
пластиковых
бутылок.
Общее
понятие о
яичных
лотках.
Цветы из
яичных
23.лотков.
Кашпо из
пластиковых
бутылок.
Работы
выполненные
по
творческому
замыслу
детей.
Работа с
фантиками.
Аппликация
«Цветы»

4

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

6

Рассказ
педагога.
Презентация.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ

4

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ

6

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ

6

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ

17

Выставка
работ.

34

Подведение
итогов работы
за год.
Выставка
лучших работ:
«Удивительно
е рядом».

Выставка.

Итоги.
Выставка

4

144

18

Просмотр и
анализ
работ.Участ
ие в
выставке.

III.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Условия реализации программы
Набор учащихся в группу проводится в конце летних каникул и в начале
учебного года. Группы комплектуются из расчета 12-15 человек. Прием детей в
группу 1-го года обучения производится на добровольной основе без
вступительных экзаменов и предварительного отбора.
Материально - техническое оснащение должно соответствовать
определенным нормам и требованиям.
-кабинет должен быть проветриваемый, содержащий ученические столы с
оборудованными рабочими местами в количестве не менее - 15 штук;
-стол педагога - 1 штука;
-интерактивная доска - 1 штука;
-меловая или маркерная доска - 1 штука;
-ноутбук - 1 штука;
- колонки- 1 штука.
Материально-техническое обеспечение учеников:
- Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.
-Материал для основы композиций: плотный картон, гофрированный картон,
тонкая фанера, плита ДВП.
-Материал для фона: черная упаковочная бумага, бархатная бумага, однотонная
ткань (шелк, бархат, сукно, фланель, сатин, мешковина, холст), кора сосны,
березы и других деревьев, декоративный картон, плита ДВП.
-Калька, копировальная бумага, плотная белая бумага, цветная офисная бумага.
-Клей: ПВА, полимерный, «Момент»
-Различные кисти.
-Нитки, иголки, портновские булавки.
-Ножницы, кусачки
-Канцелярские кнопки
-Линейки
-Инструменты и вспомогательные приспособления: ножницы, кусачки,
плоскогубцы, круглогубцы, пинцет, вязальный крючок, шило, швейные иглы,
булавки, напёрсток, копировальный ролик, кисточки, карандаши, шариковые
ручки, портновские мелки, ластик, линейка, циркуль, сантиметровая лента,
электрический утюг, гладильная доска.
- Материалы: засушенные растения, кора деревьев, спилы древесины, фанера,
ДВП, раковины моллюсков, яичная скорлупа, ткань, драп, трикотаж, флизелин,
синтепон, кружево, тесьма, ленты, поролон, вата, швейные нитки, мулине,
проволока, воск, стеклярус, фурнитура: пуговицы, крючки, петли, кнопки,
калька, бумага, салфетки трёхслойные, картон, копировальная бумага,
миллиметровая бумага, акварельные краски, клей ПВА, клей “Момент”,
обойный клей, мука, соль.
19

Кадровое обеспечение: педагог - руководитель объединения, реализующий
данную программу владеет следующими профессиональными и личностными
качествами:
•
обладает специальным художественно-педагогическим образованием;
•
владеет навыками и приёмами организации творческих занятий;
•
знает физиологию и психологию детского возраста;
•
умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
•
умеет создать комфортные условия для успешного развития личности
обучающихся;
•
умеет видеть и раскрывать творческие способности обучающихся.
3.2 Формы контроля и аттестации
Для отслеживания ожидаемых результатов достижений каждого ребёнка
используются следующие способы диагностики:
- педагогическое наблюдение;
- анализ творческих работ,
- анализ участия обучающихся в выставках, презентациях, конкурсах.
Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной
программе используются следующие формы контроля:
- начальный контроль (сентябрь);
- текущий контроль (в течение всего учебного года);
-итоговый контроль (май).
Формами аттестации являются:
- анализ творческих работ;
- самоанализ учащимися своих творческих работ;
- выполнение и защита творческой работы (конкурсные мероприятия
городского,
областного уровня),
- самостоятельная работа.
3.3 Планируемые результаты:
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по
программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают
следующие основные знания и умения:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для
художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
- Простейшие правила организации рабочего места;
Приемы разметки (линейка, угольник, циркуль, шаблон, трафарет);
Приемы соединения различных деталей (клей, нитки, проволока, щелевые
замки);
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами;
20

- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание,
вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и
способов изготовления, готовое изделие);
- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
* познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, аппликация,
торцевание).
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях
для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных
композициях.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли
декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных
промыслах, об истории их возникновения и развития.
Предметные:
- значение занятий декоративно - прикладным искусством в жизни человека;
- виды и свойства материалов, используемых в работе.
- технологию заготовки природного материала и его хранение;
- последовательность выполнения работы.
обучающиеся должны уметь:
- подбирать в определённой гамме материал, необходимый для работы в
различных техниках;
- овладеть способами построения композиции, свободно применять
композиционные средства;
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- в процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Личностные:
- развитое художественно-эстетическое чувство, проявляющееся в
эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или
индивидуального) мастерства;
- позитивная самооценка своих творческих возможностей.
Метапредметные:
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в творческой жизни объединения, центра, района и др.;
-опыт, полученный на занятиях в объединении (умение свободно выражать свои
чувства в работе, самостоятельно заниматься оформлением работы, правильно
использовать художественные навыки), будет востребован в жизни и поможет
чувствовать себя комфортно в любой социальной среде, а также повлиять на
выбор профессии.
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при
решении различных творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
21

внеурочной деятельности.

IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
22

В объединении «Домовёнок» на занятиях используются следующие
формы работы:
• Личностно – ориентированная (раскрыть и использовать субъективный
опыт каждого ребенка);
• Групповые (организация совместных действий);
• Уровневой дифференциации (учет индивидуальных творческих
особенностей).
• Формы и методы организации учебного процесса.
• При организации учебного процесса используются различные технологии
развивающего и личностно - ориентированного обучения:
• - технологии модульного обучения;
• - технология проблемного обучения;
• - здоровьесберегающие технологии;
• - технологии проектного обучения;
• - технологии дифференцированного обучения;
• - ИКТ
• В процессе занятий используются различные формы:
• традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры,
праздники, конкурсы, соревнования и другие.
• А также различные методы:
• Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• - наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• - практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
др.).
• Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
• - репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
• - частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
• - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
• Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
• - фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• - индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
• - групповой – организация работы в группах;
• - индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
23

V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Для оценки результативности выполнения программы осуществляется
мониторинг учебной деятельности в форме вводного, тематического, и
итогового видов контроля.
Разработаны «Критерии оценки результативности обучения по дополнительной
образовательной
программе
творческого
объединения
«Домовенок»
(Приложение 1) Результаты заносятся в «Оценочный лист»

24

VI.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список рекомендуемой литературы для педагогов.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.
- М.: “Просвещение”, 1985.
Н.Ф. Бабина Развитие творческого мышления учащихся при решении
кроссвордов. – Воронеж 2000.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного
обучения // Педагогика. 1997. №7.
Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. –
Москва - Воронеж, 1995.
Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: “Просвещение”, 1993.
Журнал “Школа и производство”.
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы
дизайнообразования. – М., 1999.
Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики.
- Ростов-на-Дону, 1997.
Кульневич С.В. Педагогика личности. – Воронеж, 1997.
Михайленко М.А. Внеклассная работа с природным материалом. – Воронеж,
1992.
Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. - М., 1996.
Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990.
Программа образовательной области “Технология”. - М.,1994.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1 – 4 классы
одиннадцатилетней школы). – М., 1988.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Культура быта (кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду). –
М., 1982.
Творческие работы учащихся школ Аннинского района. – Анна, 1989.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся.
Азбука цветов. Сост. Рошаль И.В. – СПб, 1998.
Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.
Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.
Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
Ефимова А. Сделаем игрушки сами. – М., 1983.
Искусственные и сухие цветы./ Составитель Аржанухина Н.В. – М., 2000.
Кискальт И. Солёное тесто. – М., 2001.
Козинкина Е.А. Цветы из ткани. – М., 1990.
Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. - М., 1991.
Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки из носочков. – М., 2001.
Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. – М., 2001.
Кувалдина О.Н. Сделаем сами своими руками. – Воронеж, 1999.
Никологорская О.А. Природа и творчество. – М., 1990.
25

Паславский А. Природа, фантазия, творчество. Альбом самоделок. – Киев, 1989.
Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М., 1999.
Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. – Воронеж, 1994.
Рукоделие. – Харьков, 1997.
Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения. – М., 2000.
Смотрова Н.А. Игрушки из ниток. – СПб., 2000.
Сухорукова Л.Г., Чечулинская А.В. Искусство делать цветы. М., 1992.
Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. – М., 2001.

26

VII.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1

Критерии оценки результативности выполнения программы
Аккуратность

- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень

Эстетическое
оформление

- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень

Самостоятельность - высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень
Творческий
подход

- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень

27

Приложение №2
Правила техники безопасности.
1. При работе с карандашами:
• Проводить заточку только с помощью точилки или специального ножа;
• Не размахивать карандашом во время работы;
• Не грызть кончик карандаша во избежание отравления.
2. При работе с красками и кистью:
• Не брать краски в рот, так как могут содержать токсичные вещества;
• При работе использовать специальную подстилку на стол;
• Не разбрызгивать краску с кисти.
3. При работе с ножницами, иголками, булавками:
• Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не
уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии
должны быть сомкнуты;
• Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут
поранить;
• Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями;
• Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца;
• При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она легко может сломаться
и поранить палец;
• Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или
случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку;
• Сломанную иглу следует отдать руководителю.
4. При работе с клеем:
• Помнить, что клей токсичен.
• После окончания работы плотно закрыть тюбик с клеем.
• В случае попадания клея на слизистую оболочку необходимо сообщить
педагогу и промыть глаза холодной водой.

28

Приложение № 3
Здоровьесберегающие технологии на занятиях.
Физкультминутки.
***
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли, (шагают на месте.)
За природой наблюдали.
(Поворачивают голову в сторону.)
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели. (Руки вверх.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (Присесть.)
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали. (Помахали руками.)
Дружно хлопаем. (Хлопнуть в ладоши.)
Ногами топаем. (Топнуть ногами.)
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали! (Сесть за столы.)
***
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдемся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от стола не отпускает.
(Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В сторону разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к печам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед, другой вперед,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперед и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за столы.)
***
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
29

И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно
ловят снежинки).
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы идем, идем (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Садятся за столы.)
Пальчиковые игры. Игры для рук.
Русская игра «Утречко».
(Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуют солнышко с лучами.)
- Эй, братец Федя, разбуди соседей.
(Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения. Левая
ладонь снизу, поддерживает кулак. Пальцы вытянуты.)
- Вставай, Большок!
(Щелчок по указательному пальцу левой руки.)
Вставай, Указка!
(Щелчок по указательному пальцу левой руки.)
Вставай, Середка! (Щелчок по среднему пальцу.)
Вставай, Сиротка! (Щелчок по безымянному пальцу.)
И Крошка-Митрошка! (Щелчок по мизинцу.)
Привет, Ладошка! (Щелчок в центре ладони.)
Все потянулись и проснулись.
(Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.)
При повторении игры руки меняются ролями.
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин. Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты,
словно в руках мяч.
Много нас, а он один. Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в
кулак, прямым остается только один палец каждой руки.
Эта долька – для ежа.
Ладони сжаты в кулак, на каждую фразу
Эта долька – для стрижа.
дети разжимают по пальцу, начиная с
Эта долька – для утят.
большого.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка… кожура.
Дети прячут руки за спину.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда.
«Сделаем гимнастику для рук»
30

Много ли надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружок,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок.
(Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры)
Гимнастика для глаз.
«Бабочки»
Спал цветок. (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка
подавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулась. (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки.)
Встрепенулся, подтянулся.
(Руки согнуты в стороны – выдох.)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
***
Ах, как долго вышивали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно. (Посмотреть влево, вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх – вправо, вверх - влево.)
Вправо, влево, поворот,
А потом скатимся вниз. (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать.)
Релаксация «Волшебный замок».
Педагог включает спокойную музыку со звуками природы или классическую.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вздоха и выдоха и
найдите внутри себя самих точку внутреннего спокойствия – такое место в душе,
где тихо и спокойно.
Представь себе, что ты оказался в чужом городе и идешь по какой-то маленькой
улочке. Улица выводит тебя на площадь, где стоит замок. Замок переливается
огнями. Ты подходишь к замку, и двери открываются. Ты проходишь внутрь.
Там светло от множества люстр, играет волшебная музыка. Ты попадаешь в твою
31

любимую сказку. Все персонажи улыбаются тебе, и ты улыбаешься им. Тебе
хорошо на душе и спокойно. Ты видишь свою любимую сказку. К тебе подходит
фея, берет тебя за руку и ведет к выходу. Ты улыбаешься, машешь рукой
сказочным героям. Ты выходишь из дверей замка. Идешь по улице, находишь
скамейку и садишься. Ты счастливо улыбаешься и открываешь глаз.

32

Приложение № 4
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
Проведение выставок работ обучающихся:
в объединении
в образовательном учреждении.
Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического
творчества.
Результативность:
Результатом занятия должно быть достижение цели занятия: приобщение
детей к некоторым знаниям по работе с бумагой, гофрокартоном, шерстяными
нитями, работе с пластилином, путем решения поставленных задач перед
обучающимися и педагогом.
Практическим же результатом занятий является достаточно высокий
технический и уровень выполнения практических работ.

33

Приложение №5
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения.
№ п/п

Тема занятия

Дата проведения
План

Тема №1. Введение в образовательную программу «Домовенок». ( 4 часа)
1-2
3-4

Введение в образовательную программу «Домовенок».
Вводное занятие. Техника безопасности.

4

Тема №2. Работа с бумагой. Аппликация (34 часа)
5
6

7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30

Как родилась бумага. Сколько у бумаги
родственников. Волшебные свойства бумаги.
Что такое аппликация? Виды бумаги для аппликации.
Оборудование, материалы, инструменты используемые
при изготовлении аппликаций. Техника безопасности
при работе.
Аппликации из «ладошек». Просмотр работ в этой
технике (презентация). Основные приемы работы.
Птицы из «ладошек». Изготовление птичек по выбору:
совушка, страус, петушок и др.

1

Панно «Лебеди». Подготовка заготовок – ладошек,
основы, фона, рамочки. Сборка в единую композицию.
Рыбешки – «ладошки». Изготовление различных
рыбешек по выбору.
Аппликация из мятой бумаги. Выполнение работ:
«Грибы в лесу», работы по творческому замыслу детей.
Аппликация из комочков бумаги, салфеток.
Выполнение работ «Мои любимые цветы».

4

31-32
«Медвежонок»
33-34
35-36
Работы по творческому замыслу детей. Выставка
37-38
работ.
Тема № 3. Торцевание (38 часов)
39-40

41-42
43-44

Ознакомление с техникой торцевание. Виды
торцевания.
Правилами
выполнения
работы
инструментами, необходимыми для данной работы.
Этапами работы. Правилами техники безопасности
Выполнение работы «Осенний лист».
34

1

2
6

2
4
6

4
4

2

4

Факт

45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65-66
67-68
69-70

Выполнение работы «Рыбки в аквариуме».

6

Выполнение работы «Снеговик».

8

Выполнение коллективной работы по творческому
замыслу детей. Выставка работ.

10

Торцевание на пластилине. Фрукты: «Яблоко».

2

71-72

«Банан».

2

73-74
Цветы: «Кактус»
75-76
Тема № 4.Ниткография. (36 часов)
77-78

4

Знакомство с техникой «Ниткография», с видами
волокнистых
материалов
и
правилами
их
использования. Техника безопасности при работе.
Выполнение работы «Флаг России».

79-80
81-82
83-84
Выполнение работы « Бабочка»
85-86
87-88
Выполнение работы «ПДД ты знать обязан!»
89-90
91-92
93-94
Выполнение работы «Ваза с цветами»
95-96
97-98
Выполнение работы «Мой любимый герой из
99-100
мультика»
101-102
103-104 Коллективная работа « Цветы на лугу»
105-106
107-108 Выполнение работы «Пожар – это опасно!»
109-110
111-112
Тема № 5. Поделки из бросового материала. (28 часа)

2

4
4
6

4
6

4
6

113-114

Элементарные общие правила создания предметов
рукотворного мира. Инструктаж. Общее понятие о
бросовом материале, их происхождении. Сбор
бросового материала. Рассматривание образцов
игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек.
Игрушки из пробок, крышек. «Гусеница»

2

115-116
117-118
119-120
121-122

Общее понятие о пластиковых бутылках. Изготовление
бабочек из пластиковых бутылок.
Общее понятие о яичных лотках. Цветы из яичных
лотков.

4

35

6

123-124
125-126 Кашпо из пластиковых бутылок.
127-128
129-130 Работы выполненные по творческому замыслу детей.
131-132
133-134
135-136 Работа с фантиками. Аппликация «Цветы» Выставка
137-138 работ.
139-140
Тема № 12. Итоговое занятие. (4 часа)
141-142 Подведение итогов работы за год.
143-144
Выставка лучших работ: «Удивительное рядом».

36

4
6

6

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».