ЭКО программа

СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ…………….3
1.1 .Пояснительная записка………………………………………….…………...........3
1.2 .Цели и задачи программы………………………………………..……..................8
1.3 . Содержание программы……………………………………….…………………11
Учебный план…………………………………………………………………........11
Содержание учебного плана………………………………………………............12
1.4. Планируемые результаты……………………………………..............................13
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ……...15
2.1. Календарный учебный график……………………………………. …………...15
2.2 Условия реализации программы……………………………….………………..18
2.3.Методическое обеспечение ………………………………….………….............19
2.4. Формы аттестации…………………………………………….…………………21
2.5.Диагностический инструментарий…………………………...………………....22
2.6.Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной
работы………………………………………………………………………………23
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….26
IV. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….................27
Приложение 1………………………………………………………………….......27
Приложение 2………………………………………………………………...........30
Приложение 3 ………………………………………………………......................31
Приложение 4 ……………………………………………………...………….......32

1

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая база:
1. Конституция
Российской
Федерации
(принята
всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124- ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации.
4. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере».
5. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование», утвержденный протоколом президиума Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам от 03.09.2018 № 10V.
6. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержденный протоколом заседания президиума Совета
при Президенте Российской Федерации от 30.11.2016 № 11.
7. Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года».
8.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 № 678-р.
9. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации
от
05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
11. Приказ Министерства труда и социального развития Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
12. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
2

образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей).
16. Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации».
17. Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 29.09.2023 № АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе
с «Методическими рекомендациями по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих формирование функциональной грамотности
и
компетентностей,
связанных
с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития
страны»).
18. Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи».
19. Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
20. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289
«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и
3

организационно-экономических механизмов в системе дополнительного
образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
21. Приказ министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 01.08.2023 № 718 «О проведении независимой оценки
качества дополнительных общеразвивающих программ в Ростовской
области».
22. Приказ министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 03.08.2023 № 724 «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в Ростовской
области.
23. Приказ министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 17.09.2024 № 709.
24. Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 23.08.2024 № АЗ-1705/05 «О направлении Методические рекомендации по
реализации Единой модели профориентации обучающихся 6-11 классов
образовательных организаций Российской Федерации».
25. Концепции развития системы профессиональной ориентации населения
Ростовской области до 2030 года (постановление Правительства Ростовской
области от 26.07.2017 № 516).
26. Устав МБОУ ДО ЦВР Кашарского района
Направленность программы: естественнонаучная.
Актуальность данной программы заключается в том, чтобы дети и
подростки не бездумно смотрели на природу, а видели и понимали природные
явления и связь между ними; могли объяснить, почему происходит изменение
внешнего вида и образа жизни животных и растений в разное время года; могли
ответить на вопросы, где живут и чем питаются основные виды птиц, зверей,
насекомых, рыб, умели отличать деревья от кустарников, различать хвойные и
лиственные деревья.
Отличительные особенности программы: тесное переплетение
нескольких областей интересов.
Программа построена так, что в течение занятия у детей сохранена высокая
мотивация, дети чувствуют психологический комфорт. На занятиях дети в
игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические данные о
словарях и происхождении букв. Ненавязчиво затрагиваются темы «Звуки и
буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». Детей надо с ранних лет
вводить в удивительный и многоцветный мир слов, развивать языковое
чувство.
Педагогическая целесообразность программы.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды
работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал,
4

пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы,
кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Адресат программы: обучающиеся 7-15 лет. Занятия по программе
доступны для всех желающих (в том числе и для обучающихся с особыми
образовательными потребностями (высокий уровень мотивации, ОВЗ).
Режим занятий: продолжительность одного академического часа – 45
мин. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объем и срок освоения программы: 34 часа, 17 недель обучения, 2 часа в
неделю.
Сроки, объем и
уровень
реализации программы:
01.09.2025- 30.12.2025, 34 часа, стартовый.
Форма обучения: очная групповая (в группах одного возраста или
разновозрастных группах).
Возможна работа по подгруппам. Предусмотрены индивидуальные занятия.
Режим занятий: общее количество часов за 17 недель – 34 часа. Общее
количество часов в неделю - 2 часа.
Наполняемость группы: 10-12 человек. Занятия проводятся в
соответствии с календарным учебным графиком. Набор производится на
добровольной основе по интересам и способностям, и обучающиеся
распределяются по группам только в зависимости от смены обучения в
школе, учитывая пожелание ребенка. В объединение могут быть в течение
учебного года зачислены дети, не занимающиеся в группе ранее, но успешно
прошедшие собеседование. По необходимости проводится дополнительный
набор в объединения.
Формы организации образовательного процесса:
- групповые,
- коллективные,
- индивидуальные.
Виды (формы) занятий по программе: практические и семинарские
занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские,
деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия,
выполнение самостоятельной работы, экскурсии, выставки, творческие
отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Занятия
могут проводиться в следующих формах: исследования, конкурсы, семинары,
проекты, игры, итоговые мероприятия с приглашением родителей,
праздники.
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая,
практическая.
5

Формы и методы работы по реализации программы отбираются с
учётом возрастных особенностей воспитанников. На занятиях используются
КВНы,
викторины,
разгадывание
кроссвордов,
сочинительство,
разнообразные формы индивидуальной, групповой и фронтальной работы с
обучающимися посредством наглядного, словесного, игрового и
практического метода обучения.
Все это развивает у детей сообразительность, внимание, учит
выдержке,
настойчивости,
развивает
воображение.
Курс
имеет
концентрическое построение и это позволяет соблюдать необходимую
постепенность и нарастание сложности материала.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
На занятиях используются командный (групповой), индивидуальный
(личный) и игровой (развлекательный) методы работы.
Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием различных
методов. К ним относятся:
метод демонстрации (наглядные пособия – журналы, фото,
таблицы, карточки, аудиозаписи, видеоматериалы, а также личный
пример).
• тестирование.
Формы
проведения
занятий
• лекции;
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов,
дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок,
считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с
разнообразными словарями;
• Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в
занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

•

Перечень форм подведения итогов.
Для определения результативности используются такие формы, как:
– сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, что
позволяет организовать содержательное общение детей;
– реализацию для детей определенных эмоциональных условий:
создание атмосферы
принятия ребенка и его права на самостоятельный
выбор,

6

обеспечение ему постоянного внимания, отсутствие негативного
воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с
требовательностью;
– использование приемов и методов общепедагогического влияния:
поощрение достижений ребенка, закрепление веры в успех;
– развитие сотрудничества с родителями, которые охотно подключатся к
этой деятельности: подбор книг, подбор материалов, организация домашнего
досуга. Выбор методов работы обусловлен содержанием воспитания и
обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива,
возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между
педагогом и детьми.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Ожидаемые результаты программы:
В результате изучения курса «ЭКО» обучающиеся получат возможность
• развивать самостоятельность и личную ответственность
в
информационной деятельности;
• формировать личностный смысл учения;
• формировать целостный взгляд на окружающий мир.
• осваивать способы решения проблем поискового характера;
• определять способы решения поставленной задачи;
• осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
• построение рассуждения;
• учиться использовать различные способы анализа,
передачи
и
интерпретации информации в соответствии с задачами.
• учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
• формировать мотивацию к работе на результат;
• учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества
или компромисса;
• интерес к познанию мира природы своего края;
• потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
• осознание места и роли человека в биосфере;
• преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.

7

1.2. Цели и задачи программы
Цель программы заключается в передаче комплекса знаний, умений и
навыков о природе родного края.
Задачи:
- образовательные: формировать систему экологических знаний в области
биологии и экологии через развитие интереса к дополнительному материалу;
- развивающие: развивать у детей навыки общения с живой природой,
исследовательской деятельности посредством фенологических наблюдений в
природе, учебно-исследовательской деятельности и практической работы;
- воспитательные: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к
природе и всему окружающему миру через экологические игры, викторины,
экскурсии, просмотры фильмов о природе, а также мотивацию к трудолюбию,
активности, самостоятельности, коллективизму.
Теоретический материал рабочей программы составлен таким образом,
чтобы сформировать в сознании детей и подростков картину целостного
представления об окружающем его мире.
Структура программы предлагает наличие теоретических, практических,
экскурсионных занятий и часов для самостоятельной работы в зависимости от
темы. В рассматриваемых вопросах программы предусматривается более
полное изучение природы родного села. Весь материал построен с учетом
экологического подхода, раскрывающего межпредметные связи, дающие
возможность создать в сознании ребенка целостную картину окружающего
мира. Занятия предусматривают использование активных форм и методов
преподавания: экологические игры, практические работы, экскурсии,
разгадывание кроссвордов, ребусов, проведение викторин, инсценировок,
экологических симпозиумов и другое. Эти формы занятий развивают у детей и
подростков мышление, память, внимание, воображение. При этом используется
коллективная, групповая и индивидуальная формы работы с обучающимися.
Тип занятий:
комбинированный,
теоретический,
практический,
диагностический,
контрольный
Вид программы : модифицированный
Направленность программы: естественнонаучная.
«В настоящее время воспитание будущих поколений самым тесным, если не
сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования.
Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и
развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается
всех участников образовательного процесса, в данном случае речь идёт о
формирование экологической культуры обучающихся. Особое внимание все
образовательные программы данного профиля должны уделить улучшению
подготовки учащихся по экологии, защите окружающей среды » .
(Из ежегодного послания президента Российской Федеральному собранию.)
8

1.
2.
3.
4.

Данная программа ориентирует преподавателя на развитие у обучающихся
знаний об экологии своей малой родины, на формирование экологического
сознания учащихся через познание экологического состояния природы той
местности, где они живут.
Основная цель курса: привитие учащимся любви к своей малой родине,
бережного отношения к природе, углубление их экологических знаний,
вовлечение в исследовательскую деятельность, воспитание экологической
культуры личности.
Задачи:
познакомить обучающихся с природой родного села, района, ее
экологическим состоянием;
познакомить с методиками и выработать навыки исследовательской
деятельности в природе;
выработать умения давать оценку экологического состояния
экосистемы;
сформировать потребность в природоохранной деятельности
посредством проведения экологических акций.

9

1.3. Содержание программы
Учебный план

Таблица 1

Учебный план
«ЭКО»
№
п/п
1.
1.1

1.2

1.3

1.4

2.
2.1
2.2
2.3
2.4

Название раздела,
темы

Количество часов
Теория Практика

Форма
контроля,
аттестации
Раздел 1 / Модуль 1 Введение. Природа нашей местности.
0
1
Инструктаж. Введение. 1
Анкетирован
Значение экологических
ие.
знаний в жизни людей
Собеседовани
е.
1
1
2
Особенности природы
Работа с
села, ее богатство и
картой
разнообразие,
Ростовской
географическое
области.
положение села,
Экскурсия в
экологические проблемы
природу.
1
1
2
Антропологический
Экскурсия с
фактор .
практикой.
Всего

1
1
2
«Вот моя деревня».
Общие принципы
использования
биоиндикаторов
Раздел 2 /Модуль 2 Наша экологическая тропа
Наша экологическая
1
1
2
тропа. Определение
маршрута
Составление карты-схемы 1
1
2
маршрута экологической
тропы
1
2
Виды деятельности на 1
экологической тропе
Экологическое состояние 1
нашего села

1

2

3. Раздел 3 /Модуль 3 Воздушная оболочка нашей местности

Отчёт о
проделанной
работе, тесты,
дискуссия
Тесты,
практическая
работа
Практическая
работа,
сообщения
Тесты,
составление
коллекции
Дискус
сия,
тесты

10

3.1 Методы оценки
качества
окружающей среды

1

1

2

3.2 Определение уровня
загрязненности
воздуха
3.3 Воздух, которым мы
дышим

2

4

6

Зачет, проект

1

1

2

Сообщения

4.Раздел 4/Модуль 4 Лесные богатства села
4.1 Введение.
0,5
0,5
4.2 Общая характеристика
0,5
лесных экосистем, их
структура и свойства
4.3 Деревья Красной книги. 1
4.4 Роль лесничеств в
сохранении и
преумножении
лесных богатств
4.5 Природоохранная
деятельность «Если
не мы, то кто же?»
Итого:

1

0,5

1

1

2

1

1

2

1

2

3

16

18

34

Исслед
ование

Практические
тесты
Дискус
сия
Сообщения
Сообщения

Отчет
обучающихс
я.

Содержание учебного плана
Природа нашей местности 7 часов
Предмет и задачи курса «Экологическое краеведение». Значение
экологических знаний в жизни человека. Особенности природы села, его
богатство и разнообразие, географическое положение села, внутренние воды,
растительный и животный мир, экологические проблемы. Понятие экосистемы.
Экологические факторы. Понятие антропологического фактора. Практическая
работа. Подготовка природного материала для общебиологических
исследований.
Наша экологическая тропа 8 часов
Определение маршрута. Составление карты-схемы. Описание экосистем
данного маршрута. Определение объектов для исследовательской деятельности.
Практическая работа «Подготовка экскурсовода для проведения маршрута с
объяснением биолого-экологических объектов».
Воздушная оболочка нашей местности 10 часов
11

Методы оценки качества среды. Оценка качества среды методами
биоиндикации. Оценка качества воздуха. Знакомство с методиками,
позволяющими определить уровень загрязнённости воздуха. Анализ
полученных результатов исследований.
Лабораторная работа: Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха с
помощью лишайников .
Исследовательская работа: Определение количества потребляемых
энергоресурсов и выбрасываемого CO2.
Лесные богатства села 9 часов
Общая
характеристика
лесных
экосистем,
кустарников
и
полукустарников, их структуры и свойств. Характеристика лесных
фитоценозов
(лекарственных
растений).
Методы
геоботанических
исследований. Методы описания пробных площадок. Уникальность лесов села:
видовое разнообразие, наличие эндемиков, редких и ценных пород. Виды
древесных пород, занесенные в Красную книгу. Роль лесничества в сохранении
и преумножении лесных богатств. Проведение природоохранных акций:
«Сохраним окружающую природу», «Я и природа», «Моя малая родина».
Практические работы: 1. Описание лесного фитоценоза
2. Фенологические наблюдения в лесу
3. Подбор материалов о краснокнижных растениях леса.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы своего края;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие учащимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической
позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни,
культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные,
регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
12

Метапредметными результатами программы является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
·
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя.
·
Проговаривать последовательность действий.
·
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.
·
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога
·
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
·
Делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в дополнительной литературе
·
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию,
полученную из других источников.
·
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы группы
·
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с
помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков).
Коммуникативные УУД:
·
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
·
Слушать и понимать речь других.
·
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог).
·
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
·
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
·
Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах.

13

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.

Дата

№

1
2

Календарный учебный график

Таблица 2

Календарный учебный график
Экологический клуб «ЭКО»
КолВремя
Форма
Место
во
проведен
занятия
проведения
Форма
Тема занятия
часов ия
контроля
занятия
7
Природа нашей местности
Особенности природы села 1
Анализ МБОУ Киевская
Тестирование
первоисточника
СОШ
1

Рассказ

3
4
5

Принципы организации
биологического мониторинга
Экосистемы, экологические
факторы
Антропологический фактор

2

Обучающая игра

1

6

Антропогенные факторы среды

1

7

«Вот моя деревня». Общие
принципы использования
биоиндикаторов
Наша экологическая тропа

1

Тематическая
лекция
Анализ
первоисточника
Дискуссия

МБОУ
Киевская СОШ
МБОУ Киевская
СОШ
МБОУ Киевская
СОШ
МБОУ Киевская
СОШ
МБОУ Киевская
СОШ

Анкетирование
Беседа
Анализ работы

Творческое
задание

8
14

8

Определение маршрута

1

Тематические
МБОУ
задания Киевская СОШ

9

Составление карты-схемы
маршрута экологической тропы
Составление карты-схемы

1

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Дискуссия

10
11
12
13
14
15

16
17

1

Виды деятельности на 1
экологической тропе
Описание природных экосистем 1
данного маршрута
Определение объектов для 1
исследовательской
деятельности
Семинар «Экологическое 1
состояние нашего села»
Влияние экологического 1
состояния нашего села на
здоровье людей
Воздушная оболочка нашей 10
местности
Знакомство с методами оценки
качества среды
Оценка качества среды
методами биоиндикации

1
1

МБОУ
Киевская СОШ
МБОУ Киевская
СОШ
МБОУ
Киевская СОШ
МБОУ Киевская
СОШ
Тематические МБОУ Киевская
задания
СОШ
Круглый стол МБОУ Киевская
СОШ
Дискуссия МБОУ Киевская
СОШ

Беседа
Картосхема

Беседа
Творческое
задание
Описание

Рисунки

Практическая МБОУ Киевская
работа
СОШ

Беседа

Практическая МБОУ Киевская
работа
СОШ

Практическое
задание
15

18

22

Оценка качества воздуха.
Знакомство с методиками,
позволяющими определить
уровень загрязнённости воздуха
Лабораторная работа:
Биоиндикация загрязнения
атмосферного воздуха с
помощью лишайников
Исследовательская работа:
Определение количества
Потребляемых
Энергоресурсов
выбрасываемого в атмосферу
CO2
Знакомство с методикой
проведения работы. Подбор
данных
Обработка результатов работы

23

Анализ результатов

1

24

Оформление проектных работ

1

25

Семинар «Воздух, которым мы
дышим»
Лесные богатства села

1

19

20

21

1

рактическая работа МБОУ Киевская
СОШ

Практическое
задание

1

Лабораторная МБОУ Киевская
работа
СОШ

Оформление
работы

1

Исследование МБОУ Киевская
СОШ

Схема

1
1

9

МБОУ Киевская Устный контроль
Практическая
СОШ
работа
Практическая МБОУ Киевсая
Практическое
работа
СОШ
задание
Анализ БОУ Киевская
Практическое
первоисточника
СОШ
задание
Практическая МБОУ Киевская
Анализ
работа
СОШ
выполненного
Дискуссия МБОУ Киевская
СОШ

Выступления

16

26
27
28
29
30
31

Общая характеристика лесных
экосистем, их структура и
свойства. П/р № 1.
Характеристика лесных
фитоценозов. Методы
геоботанических исследований
Определение растений. Методы
описания пробных площадок
Уникальность лесов села.
Экскурсия в лес. П/р № 2.
Породы деревьев Красной
книги. П/р № 3.
Роль лесничеств в сохранении и
преумножении лесных богатств.
(школьный музей)

32
33

Оформление экологических
листовок: «Сохраним
окружающую природу», «Я и
природа», «Моя малая родина»

34

Экологическое мероприятие,
посвящённое природоохранной
деятельности
«Если не мы, то кто?»

1
1
1
1
1
1

2

1

МБО

Практическое
задание

МБОУ Киевская
Рассказ
СОШ

Схема

МБОУ Киевская
Обучающее
СОШ
занятие
МБОУ Киевская
Экскурсия
СОШ
Практическая МБОУ Киевская
работа
СОШ
Круглый стол МБОУ Киевская
СОШ

Описание

Обучающее
занятие

Маршрутный
лист
Творческое
задание
Беседа

МБОУ Киевская
Творческая
СОШ
мастерская

Оформить
листовку

Защита МБОУ Киевская
проектов
СОШ

Творческое
задание

34
17

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

аудитория (кабинет);
парты, стулья;
карточки с играми и заданиями;
тексты для работы на занятиях;
компьютер;
проектор;
сканер;
принтер;
меловая доска;
стол педагога;
материально- техническая база МБОУ ДО «Центр внешкольной
работы»;
учебно-методическая литература;
интерактивная образовательная платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/
Кадровое обеспечение. Программу может реализовывать педагог,
имеющий педагогическое образование, соответствующую подготовку
для реализации программы, в совершенстве владеющий навыками
руководства учебно- творческой деятельностью обучающихся и
методикой преподавания.
2.3 Методическое обеспечение.
Для эффективной реализации программы необходимо использовать
разнообразные формы и методы обучения. Основные методические
приемы помогают сформировать у учащихся познавательную
самостоятельность и развивать творческие способности.
По количеству детей, участвующих в занятии программа предусматривает
коллективную,
групповую
и
индивидуальную
формы
работы.
Индивидуальная работа – написание рефератов, подготовка выступлений на
семинарах и конференциях, исследовательская работа в природе, а также
проектная форма работы. Одними из условий для успешной реализации
программы является:
1.
Кабинет для занятий кружка.
2.
Шкаф для хранения таблиц, дисков, пособий, справочных материалов.
3.
Сканер, принтер, цифровой аппарат. Компьютеры, с установленным
программным обеспечением Мiсгоsoft Windows 7, Мiсгоsoft Оffice 2007.
4.
Оборудование по биологии (микроскоп, различные виды луп, ёмкости
для сбора материала, пипетки, скальпели, стекла покровные и предметные,
термометр для воды и воздуха, чашки Петри, лабораторные иглы).
18

5.
Бумага для принтера, СД – диски, папки для бумаг, канцелярские
принадлежности.
6.
Наглядные пособия (гербарии растений, коллекции семян, макеты
растений и животных, чучела птиц).
7.
Иллюстративный материал (таблицы, фотоматериалы, рисунки).
8.
Канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, клей, тетради).
9.
Компьютерные презентации по темам программы.
10. Информационный материал к темам программы.
11. Видеофильмы по экологии.
12. Энциклопедии по экологии.
13. Раздаточный материал (карточки, таблички с алгоритмами выполнения
заданий).
14. Методические пособия (тесты по темам, задания, опросники)
Методы обучения: словесный – беседа, анализ текста, объяснение,
рассказ, работа с книгой, наглядный – демонстрация картин,
видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по
образцу; практический – наблюдение, практические задания, упражнения,
метод проблемного обучения – поисковые или эвристические методы,
методы проектного обучения, исследовательские методы.
Методы воспитания: методы формирования сознания (методы
убеждения) объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример. Методы
организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение,
педагогическое
требование,
упражнение,
общественное
мнение,
воспитывающие ситуации. Методы стимулирования поведения и
деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание
качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков,
противоречащих нормам поведения). В процессе обучения ребята видят
закономерности окружающего мира и идут по естественным законам
природы и жизни. Моделируя различные схемы, выполняя творческие
задания, дети вникают в естественные законы природы, учатся видеть
прекрасное и дорогое в жизни, и во всем окружающем.
Описание применяемых педагогических технологий: Средствами
эффективного усвоения программы курса являются игры, творческие задания,
опыты и практические занятия, создание экологических проектов, изготовление
поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,
моделирование, разработка и создание экознаков, экологические акции,
знакомство с определителями, гербаризация,
составление памяток.
Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной
экологической деятельности: семейные экологические домашние задания,
участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной
Недели экологии, участие в организации праздников и в выполнении летних
заданий.
19

Формы организации учебного занятия.
При реализации программы, в зависимости от решаемых задач с
обучающимися, занятия проводятся в группах и индивидуально. При этом
используются следующие формы проведения занятий
1. Устное изложение темы, развивающее творческую мыслительную
деятельность учащихся.
2. Экскурсия.
3. Практическое занятие.
Дидактический и лекционный материал
Таблицы,
эскизы,
схемы,
плакаты,
картины,
фотографии,
дидактические карточки, игры, памятки, научная и специальная литература,
раздаточный
материал,
диафильмы, диапозитивы, видеозаписи,
аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные
средства,
методики
по
исследовательской
работе,
тематика
исследовательской работы, литература по методике преподавания.
Обеспечение программы методическими видами продукции средства обучения
Методические пособия для педагога: литература по направления,
справочные материалы, тематические подборки, конспекты занятий,
конспекты бесед к занятиям, конспекты экскурсий, методические разработки
игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций, ознакомление с
методической литературой, новыми педагогическими теориями
и
технологиями, наличие рабочей учебной программы.
Примеры дидактических материалов, викторин, игр и заданий,
используемых на занятиях приведены в приложении .
Алгоритм учебного занятия приведен в приложении.
2.4. Формы аттестации
Текущий контроль осуществляется в ходе собеседования перед
экскурсиями и практическими работами, в ходе индивидуального опроса в
процессе проведения занятий и в виде отчета обучающихся по оформлению
дневников наблюдений и проектов.
Итоговый контроль предполагает обязательный отчет учащихся по
выполненным творческим работам исследовательского характера, итоговое
тестирование.
Для отслеживания ожидаемых результатов достижений каждого ребёнка
используются следующие способы диагностики:
- педагогическое наблюдение;
- анализ творческих работ,
- анализ участия обучающихся в выставках, презентациях, конкурсах.
Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной
программе используются следующие формы контроля:
- начальный контроль (сентябрь);
20

- текущий контроль (в течение всего учебного года);
-итоговый контроль (май).
Формами аттестации являются:
- анализ творческих работ;
- самоанализ учащимися своих творческих работ;
- выполнение и защита творческой работы (конкурсные мероприятия ,
самостоятельная работа.)
2.5. Диагностический инструментарий
Для оценки результативности выполнения программы осуществляется
мониторинг учебной деятельности в форме вводного, тематического, и
итогового видов контроля.
Тематический контроль осуществляется в ходе собеседования перед
экскурсиями и практическими работами, в ходе индивидуального опроса в
процессе проведения занятий и в виде отчета обучающихся по оформлению
дневников наблюдений и проектов.
Итоговый контроль предполагает обязательный отчет учащихся по
выполненным творческим работам исследовательского характера, итоговое
тестирование.
1. Теоретическая подготовка:
- углубленные теоретические знания по предмету;
- владение специальной терминологией.
2. Практическая подготовка:
- практические умения и навыки
- владение навыками работы со специальным оборудованием и оснащением.
3. Основные общеучебные компетентности:
- умение подбирать и анализировать специальную литературу;
- умение пользоваться различными источниками информации;
- умение публичного представления творческой работы
4. Коммуникативные компетентности:
- стремление к самореализации социально-адекватными способами;
- умение в практической деятельности сочетать индивидуальные и
коллективные формы
работы
5. Творческая активность:
- проявление экологической грамотности, творческого воображения,
- умение творчески подходить к экологическим ситуациям;
- активная эколого –творческая деятельность.
6. Критерии оценки освоения содержания программы.
5 баллов – критерий ярко выражен;
4 балла – критерий выражен
3 балла – критерий слабо выражен.
Результаты оценки заносятся в диагностические карты
21

2.6. Рабочая программа воспитания экологического клуба «ЭКО»
Цели воспитательного процесс.
Сформировать знания учащихся о родном селе и крае, которые включают в себя
историю, географию, экономику и экологию своей малой родины. На основе этих
знаний развивать ценностно-ориентированную личность ученика, способную к
самоопределению и самореализации, приобщённой к национальным и мировым
культурным традициям.
Задачи воспитательного процесса.
Развивать у детей патриотические чувства к Родине, исследовательской
деятельности посредством работы с историческими источниками, учебноисследовательской деятельности и практической работы. Воспитывать у детей
любовь и бережное отношение к историческому наследию и культуре через игры,
викторины, экскурсии, просмотры фильмов о истории нашего региона, а также
мотивацию к трудолюбию, активности, самостоятельности, коллективизму.
Планируемые результаты.
Знать географию и экологию своего села. Знать историю своего рода и села в
целом. Знать культуру и экономику населённого пункта. Знать положение и
значение села в системе района, области, региона и страны. Биографии знаменитых
земляков и их вклад в процветание России. Работать с различными видами
источников. Проводить исследовательские работы, находить решения различным
поисковым проблемам. Грамотно вести поисковые исследовательские записи.
Составлять отчёт о проделанной работе. Выступать с результатами своих работ и
участвовать в анализе работ своих товарищей.
Приоритетные направления воспитания
Общекультурное
направление:
(гражданско-патриотическое
воспитание,
приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание).
Духовно-нравственное направление: (нравственно-эстетическое воспитание,
семейное воспитание);
Здоровье сберегающее направление: (физическое воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности);
Общеинтеллектуальное направление: (популяризация научных знаний, проектная
деятельность);
Социальное направление: (трудовое).
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и содержание
деятельности, методы воспитательного взаимодействия
Виды деятельности:
-игровая (мотивационная игровая ситуация занятия)
-комуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
-восприятие художественной литературы и фольклора;
-музыкальная (музыкальное сопровождение творческой деятельности);
-двигательная (взаимодействие с художественными материалами) формы
активности ребёнка.
22

Формы организации деятельности:
-рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц,
презентаций, наглядных пособий;
-беседа/разговор;
-анализ воспитательных работ;
-непосредственно творческий процесс;
-игровые ситуации, пальчиковые игры, динамические упражнения;
-сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
-экспериментирование с различными художественными материалами;
-экскурсия, экспедиция, ярмарка;
-выставки лучших работ, использование работ в оформлении кабинета.
Методологическую базу воспитательной системы составляют следующие
подходы:
Системный подход. Сущность подхода заключается в системном видении
педагогических явлений и процессов, в различении отдельных компонентов
системы и установлении между ними связей, в оценке результатов их
взаимодействия и построении связей с другими внешними системами.
Личностно-ориентированный подход. Сущность подхода заключается в
методологической ориентации педагогической деятельности, которая позволяет
посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов
действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации
личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности. Этот подход
связан с устремлением педагога содействовать развитию индивидуальности
учащегося, проявлению его субъективных качеств.
Средовой подход предполагает использование окружающей социальной среды, её
культурных и социальных объектов для гармонического развития личности
ребёнка и воспитания гражданственности.
Рефлексивный подход позволяет использовать приёмы рефлексии для
формирования у ребёнка потребности осуществлять самооценку своих отношений,
результатов деятельности путём сравнения этих оценок с оценками окружающих
людей, а так же для дальнейшего корректирования собственной позиции.

23

Календарный план воспитательной работы
Таблица 3
Направление
Наименование
№ воспитательной
мероприятия
работы
1

Экологическое
воспитание

2

Воспитание
здорового
образа жизни

3

Срок
Ответственный Планируемый
выполнения исполнитель
результат

«Природа –
сентябрь
великое чудо
планеты !»
(Международный
День туризма)
«Еда: полезная и сентябрь
вредная»

Кебелеш О.В.

Духовнонравственное
воспитание

«Спасибо тебе,
учитель! »

октябрь

Кебелеш О.В.

4

Гражданскопатриотическое

«Диалог
мудрости»
(День пожелых
людей)

октябрь

Кебелеш О.В.

5

Духовнонравственное
воспитание

«Самая лучшая
мама Земли!»

ноябрь

Кебелеш О.В.

6

Трудовое
воспитание

«Чистый
посёлок»

ноябрь

Кебелеш О.В.

Формирование
трудового
образа жизни.

7

Гражданскопатриотическое

«Вместе против
террора»

декабрь

Кебелеш О.В.

8

Экологическое
воспитание

«Мы все в ответе декабрь
за нашу планету»

Кебелеш О.В.

Формирование
ценностного
отношения к
России и
своему народу
Формирование
экологической
культуры и
экологического
мышления

Кебелеш О.В.

Формирование
экологической
культуры и
экологического
мышления
Повышение
уровня
воспитанности
Привитие
правильных
пищевых
привычек
Формирование
ценностного
отношения к
России и
своему народу
Повышение
уровня
воспитанности

24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература для педагогов:
1.
Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое
время – новые подходы: методическое пособие. – М.: Педагогическое общество
России, 2021. – 272 с.
2.
[Электронный
ресурс].
Официальный
сайт
ttp://www.kremlin.ru/transcripts/messages.
3. Буйлова, Л.Н., Клёнова, Н.В. Концепция развития дополнительного
образования детей: от замысла до реализации: методическое пособие. – М.:
Педагогическое общество России, 2021. – 192 с.
4. Инструментарий работника системы дополнительного образования
детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для
обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное
образование для детей». – М.: Фонд новых форм развития образования,
Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский
Государственный Технический университет имени Н.Э. Баумана, 2021. – 608 с.
5. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
(включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по
разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ,
2021. – 67 с. [Электронный ресурс].
Multimedia – поддержка курса экология
1.
2.
3.
4.
5.
6.

http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
www.ecoculture.ru - Сайт экологического просвещения
www.ecocommunity.ru - Информационный сайт, освещающий проблемы
экологии России.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа:
http://schoolcollection.edu.ru1.
«Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
Правила хорошего тона в нашей жизни обязательна! (www.knigge.ru )

25

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение1
Методики выявления уровня компетентности учащихся в результате
освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «ЭКО».
Разнообразные способы определения результативности, как правило, выступают для обучающихся в скрытой форме, либо предлагаются обучающимся как
игра, состязание, проверка собственных сил. В процессе реализации программы
используются следующие методики по сформированности нравственного
потенциала личности.
Методика «Диагностика эффективности воспитания на основе динамики
личностного роста ребенка» разработана Д. Григорьевым, И. Кулешовой, П.
Степановым.
Цель: определение структуры ценностных отношений, свидетельствующих о
личностном росте ребенка, опираясь на позицию В.А. Караковского: в современном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены, как
Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, культура.
Методика «Размышляем о жизненном
педагогических наук Н.Е. Щурковой.

опыте»

разработана

кандидатом

Цель: выявить нравственную воспитанность;
- создание жизнеспособного коллектива учащихся, которым является объединение
«ЭКО», где каждый может проявить свои творческие и интеллектуальные
способности, обрести единомышленников.
Прогнозируемые результаты.
Внешняя результативность:
- стабильность функционирования подросткового коллектива;
- качество УУД, проявляющихся в практической деятельности.
Внутренняя результативность:
- изменение стереотипа поведения, осуществление самоконтроля, самоанализа;
- повышение социальной активности подростков;
- повышение уровня культуры подростка;
- личностное самоопределение подростка;
- сознательный выбор профессии с учетом своих способностей; игра, состязание,
проверка собственных сил.
Методика выявления уровня компетентности учащихся
Методика 1. Экологическая культура.
Цель: выявление представлений учащихся о компонентах экологической
культуры человека, их соотношении.
26

Задание: расставьте ранговые места от 1 до 7 по степени важности для себя
следующих компонентов экологической культуры человека:
·
система экологических знаний;
·
практические экологические умения;
·
владение правилами поведения в природе;
·
интерес к экологическим проблемам;
·
потребность в общении с природой; понимание многосторонней
(универсальной) ценности природы;
·
убежденность в необходимости ответственно относиться к природе.
Методика 2. Экологическая деятельность.
Цель: выявление направленности личности в экологической деятельности.
Задание: расположите в порядке убывания (в зависимости от их значимости для
себя) следующие дела:
·
участие в экологических митингах;
·
работа на даче;
·
туристические походы;
·
забота о домашних животных;
·
выпуск экологической газеты;
·
оформление стенда о природе, ее охране;
·
изготовление скворечника;
·
участие в конкурсах;
·
экскурсии в природу;
·
чтение книг о природе.
Методика 3. Отношение к природе.
Цель: выявление факторов развития интереса, других мотивов отношения
учащихся к природе.
Задание: перечислите в порядке убывания по степени значимости для себя, что
влияет на Ваше отношение к природе:
·
непосредственное общение с природой;
·
чтение книг о природе;
·
уроки биологии, географии, физики и т.д.
·
посещение музеев;
·
участие в практических делах по охране природы;
·
телевизионные передачи;
·
кинофильмы о природе;
·
беседы и лекции о природе, ее охране.
Методика 4. Интерес к природе.
Цель: выявление спектра интересов детей к природе.
27

Задание: ранжируйте (расставьте по степени значимости для себя)
характеристики, отражающие Ваш интерес к природе:
·
сбор ягод, грибов, цветов и т.п.;
·
получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций;
·
безграничные возможности открытия чего-то нового, получение новых
знаний;
·
купание, загорание;
·
рисование природы;
·
помощь природе в ее охране;
·
пение на природе;
·
игры на природе;
·
нахождение на природе способствует лучшему пониманию себя,
самосознанию;
·
исследовательская деятельность в природе.
Методика 5. Ценность природы.
Цель: выявление осознания учащимися многосторонней (универсальной)
ценности природы, ее компонентов.
Задание: расположите по степени значимости для себя, за что Вы цените
природу:
·
природа – источник знаний;
·
природа дает представление о прекрасном в жизни;
·
природа дает человеку грибы, ягоды, орехи, другие продукты питания;
·
природа дает человеку древесину;
·
природа – источник вдохновения, творчества для человека;
·
природа (солнце, воздух, вода) способствуют закаливанию, укреплению
здоровья человека;
·
природа – это главное богатство народа, страны.
Методика 6. Экологические знания.
Цель: выявление уровня сформированности у детей экологических знаний,
приоритетности определенных групп знаний.
Задание: расположите по степени важности для себя следующие группы знаний о
природе:
·
знания о животном мире;
·
знания о растениях;
·
знания о человеке;
·
знания о экологических проблемах;
·
знания о взаимодействии человека и природы;
·
знания о явлениях природы;
·
знания о цветах;
·
знания о лекарственных травах;
·
знания о эволюции природы;
·
знания о возможных видах деятельности человека в природе.
28

Приложение 2
Уровни и критерии экологической воспитанности обучающихся.
По мнению Л.А. Мишариной и В.А. Горбуновой – «то, как ребенок относится к
природе и ее богатствам, помогает животным и растениям, охраняет природу и
знает правило поведения в природе, понимает доступные и родственные связи
между живыми организмами – все это называется экологической
воспитанностью ребенка и характеризует его внутренний мир».
Экологическое воспитание рассматривается как интересное образование,
регулирующее знания, умения и отношения.
За основу определения качественных характеристик уровней взяты теории,
предложенные Л.П.Симоновой: научно-познавательный, ценностный,
нормативный, практически – деятельностный.
На основе методик были определены уровни и критерии экологической
воспитанности.
Низкий уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных,
растений леса, луга, поля, водоема, вычленяя их некоторые особенности. Умеют
определять состояние растений в зависимости от среды обитания, с помощью
педагога классифицируют растения. Познавательное отношение к животным и
растениям не устойчиво.
Средний уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных
и растений разных сообществ по представлению и небольшой опорой на
наглядность. С помощью педагога классифицируют животных и растения.
Устанавливают некоторые общие связи, сравнивая растения. Используют
известные способы наблюдений. Недостаточно владеют обобщенными
представлениями и не владеют понятиями рода и вида при классификации
растений. Не всегда способны прогнозировать последствия неадекватных
воздействий на природу, но при этом проявляют бережное и заботливое отношение
к животным и растениям. Знают о существовании Красной книги, называют
некоторые растения и животных, занесенных в нее. Эмоционально откликаются на
яркие растения, проявляя внимательность, устойчивый интерес. В процессе
наблюдений вспоминают стихи, песни, пословицы.
Высокий уровень – у детей этого уровня многообразны знания о животных и
растениях разных сообществ. Самостоятельно устанавливают связи между
развитием растений и средой обитания. Знания сформированы на уровне
представлений, понятий, рода и вида. Дети способны устанавливать общие и
частные связи с помощью наглядно – схематических пособий. Используют разные
виды наблюдений за ростом и развитием растений и животных в разных
сообществах и в соответствии с сезоном. Воспитательное отношение к природе
устойчивое. Часто задают поисковые вопросы. Появляются эвристические
суждения. Бережно относятся к растениям и животным, нетерпимы к людям в

29

случае нарушения правил поведения в лесу, поле, на лугу. Эмоционально
откликаются на красоту природы, используют песни, стихи, загадки о растениях и
животных. Проявляют бережное отношение к дарам природы, понимая
самоценность исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Приложение 3
Анкетирование
Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путём
опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала,
касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. По
содержанию анкета должна охватывать только определённую проблему. Это
позволяет сделать не только количественный, но и качественный анализ. По форме
вопросы могут быть:
•
•

закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов);
открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа,
поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую
информацию).
Вопросы, разработанные Н. С. Житовой.
Вопросы

Ответы

1.Нравится ли тебе бывать в
природе?

1. Нравится.

2.Что ты больше всего любишь
делать, приходя в природу?

1. Слушать птиц, любоваться природой,
гулять
2. Загорать, купаться
3. Играть в подвижные игры
4. Собирать ягоды, грибы
5. Рвать цветы.

3.Приходилось ли тебе оказывать
помощь животным, растениям?

1. Нет, не приходилось
2. Подбираю бездомных животных и
ухаживаю за ними
3. Лечил собаке глаз
4. Отогревал зимой птиц
30

5. Лечил раненую птицу
6. Подкармливаю зимой птиц
4.В каких делах по охране природы
ты и твои друзья принимали
участие?

1. Не принимал участие
2. Делал с папой скворечник
3. Принимал участие в озеленении класса,
школьного двора

5. Какие книги о природе ты читал? 1. Не люблю книги о природе
2. Читаю книги В. Бианки, Е. Чарушина и др.
К этой анкете составьте свои 2 – 3 вопроса
Приложение 4
Диагностический опросник,
выявляющий сформированность умений, «отношений»,
«желаний» у обучающихся к окружающему миру.
За основу взята методика Н.С.Жестовой с введением дополнительных вопросов на
выявление у учащихся отношения к природе, знания и желания общаться с ней.
Процедура эксперимента: учащимся третьих классов предлагается бланк вопросов,
на котором расчерчены три графы «умения», «отношения», «желания» и даются
вопросы, на которые они должны ответить.
Баллы

Умения

Отношения

Желания

2

Сделаю хорошо;

нравится;

хочу заниматься;

1

Сделаю средне;

безразлично;

безразлично;

0

Не сделаю

не нравится

не хочу
заниматься

Перечень вопросов:
1. ухаживать за животными.
2. помогать больным животным.
3. выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
4. помогать и защищать бездомных животных.
5. рисовать рисунки с изображением природы.
6. разъяснять людям нужные им сведения о природе.
31

7. охранять природу.
8. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса.
9. следить за состоянием развития растений.
10. распространение детенышей животных (щенят, котят и т.д.).
11. распространять растения.
12. наблюдать и изучать природу и природные явления.
13. помогать пернатым друзьям.
14. смотреть телепередачи о животных.
Обработка результатов:
Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует
отношения, знания, умения.
Низкий уровень – от 0 до 9 баллов – не проявляют желания заботится о животных
и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно
относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не
проявляют.
Средний уровень – от 9 до 19 – не всегда способны анализировать последствия
неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание,
заботу и бережное отношение.
Высокий уровень – от 20 до 28 баллов – проявляют желание, заботу, бережное
отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность.
Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый
интерес к окружающему миру.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».