СОДЕРЖАНИЕ
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ….. …3
1.1. Пояснительная записка …………………………………………………….3
1.2. Цель и задачи программы………………………………………………......8
1.3. Содержание программы…………………………………………………….8
Учебный план……………………………………………………………………..10
Содержание учебного плана……………………………………………………..10
1.4. Планируемые результаты………………………………………………….17
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 20
2.1. Календарный учебный график…………………………………………….20
2.2. Условия реализации программы………………………………………….26
2.4. Формы аттестации………………………………………………………....27
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы) ……………27
2.6. Рабочая программа воспитания…………………………………………..28
Календарный
план
воспитательной
работы………………………………………………………………………………. …28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………36
2
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.
Пояснительная записка
Программа «Знатоки ПДД» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности»,
«Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей
жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном
транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни
детей и подростков. Поэтому дополнительное образование должно также поддержать движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожнотранспортного травматизма.
Особенность программы заключается в создании
условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на 24 часа.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на
каждом последующем этапе обучения.
Нормативно-правовая база образовательной программы:
Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022);
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование», утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от
3.09.2018 №10v;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р;
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
3
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации № АБ-3935/06 от
29.09.2023 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей…»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в
Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 03.08.2023 № 724 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в Ростовской области;
Устав МБОУ ДО ЦВР Кашарского района.
Направленность программы социально-гуманитарная.
Актуальность программы состоит в том, что изучение Правил дорожного движения
и основ безопасного управления транспортным средством крайне необходимо обучающимся. Они приобретают навыки, позволяющие им в повседневной жизни снизить риск попадания в критические дорожно- транспортные ситуации на улицах и
дорогах. Занятия проходят в увлекательной форме с пользой для обучающихся,
расширяя их кругозор и отвлекая их от бесцельного времяпровождения. Обучающиеся становятся более собраннее, целеустремлённее, учатся общению в коллективе
единомышленников. При разработке программы учтены изменения в правилах дорожного движения и законодательстве в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
4
Программа позволит воспитать такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часть именно
отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий
Отличительные особенности программы «Знатоки ПДД» подразумевает подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге, она дополнена более сложными элементами техники фигурного вождения велосипеда. Расширен материал по оказанию первой медицинской помощи. Включены творческие задания и
сценические выступления. Тесное взаимодействие всех обучающихся, родителей с
сотрудниками ГИБДД, встреча с медицинскими работниками, что позволит создать
условия для формирования безопасного образовательного пространства в ЦВР.
Применение комплексных интерактивных форм занятий, конструирование и моделирование ситуаций, решение задач с противоречиями, психотехнические тренинги,
дискуссии – критический диалог и многое другое. Данная образовательная Программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации используются современные технические оборудования, позволяющие освоить практическую часть
предложенного материала. Важное место в образовательном процессе отводится
компьютеризации. Дети получают пользовательские навыки работы на компьютере,
а также решают ситуационные задания по правилам дорожного движения, в игровой
форме составляют маршруты для велосипедистов и пешеходов. Полученные знания
необходимы в повседневной жизни детей и в профессиональном самоопределении.
Обучающиеся психологически и физически готовятся к принятию адекватных решений в любых ситуациях. Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на
данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается
намного легче, поэтому логично устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации. Конкурсы по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают
возможность проявить себя на практике. В том случае, когда учащийся чувствует
себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе.
Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя
в жизни. Такой подход педагога к организации занятий отличает работу объединения.
При освоении программы формируются личностные и волевые качества у детей, что
указывает на педагогическую целесообразность образовательной программы.
5
Адресат программы. Данная образовательная программа предназначена для детей
7-14 лет. Занимаются и мальчики, и девочки. Набор в группы происходит не на конкурсной основе. Главным критерием отбора в объединение является наличие у детей
желание заниматься.
Режим занятий.
Начало учебного периода– 1 сентября 2025г.
Продолжительность учебного периода – 34 недели.
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Общее количество часов –144 часа.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: 45минут.
Недельная нагрузка: 4 часа.
Окончание учебного периода – 31 мая 2025г.
Промежуточная аттестация – в конце первого полугодия.
Итоговая аттестация – в конце учебного года.
Период реализации программы – 01.09.25 г. по 31.05.2025г.
Объем и срок освоения программы Программа рассчитана на 2 года, объем учебных часов составляет 144 часа.
Особенности организации образовательного процесса:
1. Обучение проводится индивидуально или в малых группах в зависимости от
возраста и возможностей детей.
2. Индивидуально определяется сложность материала.
3. Обучающиеся могут реализовать свой творческий замысел.
4. Нацеленность на конечный результат.
5. По мере приобретения знаний и опыта обучающимся ставятся новые, более
сложные задачи.
6. На протяжении всего процесса обучения проводится контроль за выполнением
заданий.
Форма обучения: очная, но в программе предусмотрено так же использование дистанционных и комбинированных форм взаимодействия в образовательном процессе. Возможен переход на применение дистанционных образовательных технологий
в период режима «повышенной готовности».
Освоение данной образовательной программы предусматривает следующие формы
организации образовательного процесса: программа является предметной с упором на специализацию п профилактике безопасности дорожного движения.
Виды (формы) занятий: коллективная работа, комбинированные занятия, групповые, практические и теоретические занятия, индивидуальная работа, агитбригады,
акции, игры, соревнования, конкурсы.
Перечень форм подведения итогов: беседа, опрос, тесты, презентации.
6
1.2.
Цель и задачи программы
Цель - создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи :
личностные- сформировать у учащихся потребность в изучении правил дорожного
движения и осознанное к ним отношение, устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
- создать условия для развития психологических функций (мышление, воображение).
метапредметные- помощь детям в их желании сделать свою работу общественно
значимой.
-создать условия для воспитания нравственных качеств (отношение к окружающим).
- воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах
и улицах, в транспорте.
предметные- повысить интерес детей к велоспорту.
- обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи.
- создать условия для обучения навыкам работы в коллективе и в малых группах.
- развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации.
-создать условия для формирования навыков позитивного коммуникативного общения.
1.3. Содержание программы
Учебный план «Знатоки ПДД»
1 год обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
Таблица 1
Количество часов
Форма
контроля,
Теория Практика Всего
аттестации
МОДУЛЬ № 1. «ЮНЫЙ ИНСПЕКТОР ДВИЖЕНИЯ» - 60 часов
Движение ЮИД.
История и развитие Правил дорожного движения.
Мы – пассажиры.
История развития транспорта.
Виды общественного транспорта
Правила поведения в общественном
транспорте
Транспортные средства и дорожное
движение.
2
4
2
4
текущий
текущий
4
4
текущий
4
4
текущий
4
4
текущий
7
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Организация дорожного движения.
Участники дорожного движения.
Мы – пешеходы:
Правила пешеходов.
Дорожные знаки для пешеходов.
Я прилежный пешеход.
«Мой друг– велосипед!»
Кто придумал велосипед.
Велосипедист – водитель транспортного средства.
Мои друзья – велосипед, ролики, самокат.
Знаки для велосипедистов.
Творческая мастерская.
Нарисую друга я.
Мини –соревнования.
Акция «Давайте нарисуем ПДД!»
Творческая мастерская .
Литературная композиция
Тестирование.
4
4
текущий
4
4
текущий
6
6
текущий
6
6
текущий
4
4
текущий
6
6
текущий
2
2
текущий
6
6
текущий
2
текущий
2
МОДУЛЬ № 2. «МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА» - 30 часов
1
8
2
Общие принципы оказания первой
помощи.
Виды повязок.
8
текущий
10
10
текущий
3
Что такое аптечка и её состав.
2
2
4
текущий
4
2
2
4
текущий
5
Как отличить ушиб от раны.
Викторина.
Экскурсия в медкабинет.
2
2
6
Тестирование
2
1
2
2
МОДУЛЬ № 3. «БЕЗОПАСНОСТЬ И- Я» -30 часов
Где можно, а где нельзя играть.
6
6
Правила поведения в общественных
местах. Безопасный отдых - Санки,
Лыжи и Коньки.
Перекрестки:
8
8
Что такое перекресток.
текущий
текущий
текущий
8
3
4
1
2
3
Учимся «читать» знаки перекрестков.
Помощники перекрестка.
Игровая программа.
Вежливый-Водитель.
6
6
текущий
Внимательный-Пешеход.
Наглядная агитация:
10
10
текущий
Рисунок и плакат, листовка и газета;
Экскурсия.
Творческая мастерская – выпускаем
газету.
МОДУЛЬ № 4. «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» -24 часа
Основы
пропаганды по БДД.
2
Изготовление листовок, буклетов, писем водителям.
Составление сценария для выступления по БДД.
Подготовка к выступлению.
4
Выступление агитбригады, проведение викторин, игр, конкурсов.
5
Защита творческих работ.
4
2
4
текущий
текущий
6
6
текущий
2
2
текущий
10
итоговый
10
Cодержание учебного плана.
1 год обучения
МОДУЛЬ 1. «Юный инспектор движения» 60 ч.
Отряд юных инспекторов движения – это творческое объединение школьников, которые помогают школе в организации работы по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма, пропагандируют правила дорожного движения (безопасного поведения на улицах и дорогах города) среди учащихся своей школы.
Теория: Знакомство с основными задачами, направлениями работы, правами и обязанностями юного инспектора движения, составными частями дороги, участниками
дорожного движения. Осваивают правила движения пешехода, правила пассажира.
Практика: Подготовка к участию в конкурсах.
МОДУЛЬ 2. «Медицинская подготовка» 30 ч.
Теория: Знакомство с правилами оказания первой медицинской
9
помощи при различных видах заболевания, видами кровотечений, видами повязок.
Осваивают правила оказания первой медицинской помощи при различных видах
заболевания, остановки кровотечений, технику наложения повязок.
Практика: Оказание первой медицинской помощи.
МОДУЛЬ № 3. «БЕЗОПАСНОСТЬ И -Я» -30 часов
Теория: Дискуссия о «скрывающихся» опасностях на дороге в осенне-зимний
период. Темы для бесед: Какие опасности могут нас поджидать в темное время
суток. Как безопасно проложить маршрут от дома до школы и обратно. Как
стать заметным на дорогах в темное время суток.
Практика: Проводится викторина «Зима#Дорога#Я». Создание макета «Мой
безопасный маршрут».
МОДУЛЬ 4. «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» 24 ч.
Теория: Знакомство с мероприятиями по пропаганде БДД; узнают об особенностях
различных форм по пропаганде БДД, просматривают образцы листовок; могут изготовить по образцу листовки, буклеты, письма водителям, составлять сценарии
для выступления по БДД.
Практика: Дежурство в микрорайоне образовательного учреждения, участие в
творческих конкурсах по БДД самостоятельно или в команде, проводить викторины, конкурсы по ПДД.
Содержание программы
Учебный план «Знатоки ПДД»
2 год обучения
№
п/п
1
2
3
Таблица 2
Количество часов
Форма
контроля,
Теория Практика Всего
аттестации
МОДУЛЬ № 1. «ЮНЫЙ ИНСПЕКТОР ДВИЖЕНИЯ» - 72 часа
Введение в образовательную
2
программу. Входящий контроль.
Мой друг – велосипед!
Велосипеды бывают разные.
Как ухаживать за 2-х колесным
другом. Быть защищенным и модным.
Тренировки на велосипедах.
Качественное прохождение элементов
вело -трассы. Мини-соревнования.
Устройство велосипеда и
6
экипировка велосипедиста.
2
текущий
6
6
текущий
6
6
текущий
6
текущий
10
Правила для велосипедистов.
4
5
6
7
8
9
1
Акция «Давайте нарисуем ПДД:
4
4
текущий
Принятие участия в Акции и конкурсах по ПДД.
История Госавтоинспекции.
6
6
текущий
А Вы знаете что…
Что такое Госавтоинспекция и кто такой инспектор ДПС.
Из истории дорожного
6
6
текущий
знака. А вы знаете что…
Знаки бывают разные.
Учим язык дорожных знаков.
Права и обязанности водителя.
6
6
текущий
Законы перевозки.
Велосипед, мопед, мотоцикл.
Правила скорости и
применение спец-сигналов.
Светофор и Регулировщик: современ- 6
6
текущий
ные светофоры. Действия регулировщика.
Сигналы светофора и
6
текущий
6
регулировщика. Применение аварийной сигнализации и знака
аварийной остановки.
Цветовые и звуковые сигналы на
спецтранспорте
Дорожные знаки:
18
18
текущий
Запрещающие знаки.
Предупреждающие знаки.
Знаки сервиса.
Предписывающие знаки.
Информационно- указательные знаки.
Знаки приоритета.
Опознавательные знаки транспортных
средств.
Знаки дополнительной
информации (таблички)
МОДУЛЬ № 2. «МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА» - 24 часа
Первая помощь.
Дорожная аптечка. Лекарства.
6
6
текущий
11
Чем отличается ушиб от раны.
2
3
4
1
2
3
4
1
2
Виды кровотечения.
текущий
6
6
Алгоритм действий при ДТП.
Раны, ссадины, порезы.
6
текущий
6
Ушибы, сотрясение, переломы.
Транспортировка.
текущий
6
6
Сам себе спасатель.
МОДУЛЬ № 3. «БЕЗОПАСНОСТЬ И- Я» - 28 часов
Погодные опасности на дороге.
4
4
текущий
«Плюсы» и «Минусы»
транспортных средств.
Опасные пешеходы.
4
4
текущий
Стань заметным на дороге.
Новое об улицах и дорогах.
6
6
текущий
Зачем взрослые рисуют на
дороге (новое о разметке, цветовые
полосы, дорожные знаки на дороге
Как сделать заметней
дорогу (освещение, ограждение,
размеры дорог).
Школа пешехода.
4
4
текущий
Где можно и где нельзя играть.
Правила поведения в общественных
местах. Пешеходные прогулки.
Знаки перекрестков.
2
2
текущий
Правила перехода перекрестка.
Световые и звуковые сигналы, приме- 2
текущий
2
няемые на перекрестках.
Дороги, улицы и тротуары.
текущий
2
2
Разметка дорог. Правила тротуара.
Как стать заметным на дороге.
текущий
2
2
Учим язык дорог.
Темное время суток.
текущий
2
2
Железнодорожный переезд.
МОДУЛЬ № 4. «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» -20 часов
Наглядная агитация:
стихи и лозунги, сочинение, плакаты и
листовки. Буклеты.
Участие в конкурсах ЮИД.
6
6
текущий
4
4
текущий
12
3
4
5
Конкурс рисунка «ПДД
каникул не знают!».
Историческое путешествие
(история наглядной агитации, рисунки
плакаты, газеты + экскурсия в биб-ку).
Тест на знания ПДД.
2
Итоговый контроль.
2
2
текущий
6
6
текущий
2
Cодержание учебного плана.
2 год обучения
МОДУЛЬ № 1. «ЮНЫЙ ИНСПЕКТОР ДВИЖЕНИЯ» - 72 часа
Теория: Рассказ педагога о планах работы детского объединения на новый
учебный год. Во время активного «погружения» в курс изучаемого предмета,
обучающиеся знакомятся с графиком занятий, а так же повторяют технику
безопасности.
Практика: Обновляются личные дневники ЮИДовцев. Обучающие проходят
тест (входящая диагностика).
Теория: Беседа об разных видах велосипеда, о техническом устройстве,
экипировке. О том, как можно защитить себя и своего 2-х колесного друга от
столкновений на дорогах. Провести инструктаж по правилам ДД, при езде на
велосипеде.
Практика: Организовывается выставка детских работ «Мой друг – велосипед!».
Теория: Педагог напоминает правила выполнения элементов велотрассы,
входящих в соревнования «Безопасное колесо».
Практика: Тренировки на велосипедах. Качественное прохождение велотрассы
на время. Мини-соревнования, где есть отдельные номинации для роллеров и
«водителей» самокатов.
Теория: Педагог проводит беседу о том, что такое Госавтоинспекция и для чего
она предназначена. А также - кто такой инспектор ДПС, его функции, права и
обязанности.
Практика: Просмотр тематического фильма на тему «Госавтоинспекция».
Проводится ролевая игра «Инспектор ДПС».
Теория: Педагог рассказывает обучающимся о том, как зарождалась история
дорожного знака. Напоминает детям о главных группах дорожных знаков и где
их применяют.
Практика: В ходе беседы разыгрываются тематические сюжеты, с
использованием «старых/первых» и современных дорожных знаков.
13
Проводится викторина «Сто дорог, а знаки одни».
Теория: Рассказ педагога с элементами демонстрации о работе светофора и
регулировщика, о специальных сигналах, когда, где их можно применять и в
какое время суток.
Практика: Тестовые задания, дидактические игры, разгадывание и составление
тематических ребусов.
МОДУЛЬ № 2. «МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА» - 24 часа
Теория: Педагог рассказывает, используя дидактические игры, о дорожной
аптечке, как еѐ собрать, что входит в еѐ состав, какие лекарства первой
необходимости нужны. Чем отличается ушиб от раны, ссадины или пореза.
Виды кровотечения, как их распознать и как оказать первую помощь.
Обучающиеся знакомятся с алгоритмом действий при ДТП и оказанию помощи
пострадавшим.
Практика: Ролевые игры на оказание первой помощи (закрепление пройденного
материала). Конкурс «Юный медик».
МОДУЛЬ № 3. «БЕЗОПАСНОСТЬ И-Я» - 28 часов
Теория: Проводится занятие-инструктаж о поведении в общественных местах,
безопасное поведение на льду, на ледяных горках. Рассматриваются различные
варианты опасностей, как с ними справиться, а еще лучше - научиться их
предвидеть или избегать.
Практика: Прежде, чем отправиться на пешеходные прогулки на каток,
городские горки, экскурсии на лыжах на природу, проводится викторина «Я
прилежный пешеход».
Теория: Просмотр презентации о перекрестках дорог. Педагог напоминает
какие виды перекрестков существуют, их предназначение и какие скрытые
опасности могут поджидать необразованных пешеходов и водителей.
Практика: Чтобы понять и закрепить правила перекрестков, уметь «читать»
знаки перекрестков – проводится игровая программа, а так же в творческой
мастерской, через аппликацию, ребята моделируют ситуации. Закрепляющим
этапом, по данной теме, проводится экскурсия на перекрестки города.
Теория: Рассказ педагога на темы: «Погодные опасности на дороге», «Чем
хороши и чем опасны транспортные средства», «Обязанности пешехода – быть
заметным».
Практика: Составление тематических ребусов. Экскурсия на улицы города.
Творческая мастерская – изготовление фликеров. Сочинение писем-обращений
к водителям.
Теория: Педагог информирует обучающихся о новшествах введенных в
14
Правила дорожного движения, касаемых улиц и автодорог – цветовая разметка
на дорогах, умение еѐ «читать», для чего она предназначен. Самое главное на
данном занятии – еще раз напомнить детям о безопасном переходе проезжей
части.
Практика: Проводится тематическая игра. В творческой мастерской, через
пластелинографию, обучающие закрепляют полученные знания.
Теория: Беседы на темы – «Права и обязанности водителя», «Законы
перевозки», «Велосипед, мопед, мотоцикл», «Правила скорости и применение
спецсигналов». Педагог разбирает различные ситуации, которые могут
сложится на дороге - Опасные и чрезвычайные ситуации. Скорость движения
автомобиля. Тормозной путь автомобиля. Поведение при угрозе и во время
аварии.
Практика: Проведение тематических игр–соревнований по изученным темам.
МОДУЛЬ № 4. «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» -20 часов
Теория: Обсуждение участия в акции. Выбор номинации, техники исполнения
конкурсных работ.
Практика: Работа в творческих мастерских. Подготовка выставки.
Теория: Общее обсуждение сценария агитбригады. Проба на роли, выбор
ответственных за музыкальное сопровождение и изготовление атрибутики.
Практика: Подготовка, репетиции, прослушивания.
Выступление агитбригады на праздниках в подшефных Детских садиках, КТД
«Отчий дом» (родительском собрании).
Теория: Педагог разбирает с обучающимися темы: Что такое Листовка, Плакат,
чем их можно сопроводить, для яркости, привлекательности – Стихотворением
или Лозунгом. Как подбираются стихи к плакатам и листовкам, как создаются
плакаты, листовки и в чем их отличие.
Практика: Экскурсии . Самостоятельное изготовление плаката по ПДД, сочинения
«ПДД каникул не знают!».
Теория: Педагог знакомит обучающихся с конкурсами по ПДД различного
уровня, вместе определяют «фронт» работы.
Практика: Творческие мастерские, отправка работ обучающихся на конкурсы.
Проведение конкурса рисунка «ПДД каникул не знают!».
Теория: Обучающиеся повторяют и закрепляют пройденный материал и
готовятся к итоговому тестированию.
Практика: Обучающие проходят тест (итоговая диагностика).
15
1.4.
Планируемые результаты
1 год обучения
Личностные:
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе
«Безопасное детство с отрядом ЮИД»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в
том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей.
Регулятивные:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
16
Предметные:
Предметные результаты включают в себя знания о правилах дорожного движения, безопасном поведении на дороге, дорожных знаках, сигналах светофора,
видах транспорта, причинах ДТП, а также умения применять эти знания на практике для обеспечения собственной безопасности и безопасности других участников дорожного движения.
выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями
своего поведения, как участника дорожного движения.
объяснять значение и функции конкретного знака.
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций.
разыгрывать различные роли участников дорожного движения, передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Планируемые результаты
2 год обучения
Личностные:
отражение индивидуальных личностных качеств обучающихся, которые они
должны приобрести в процессе освоения данного курса.
Это: понимание необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности;
готовность и способность к саморазвитию, самообучению и личностному самоопределению;
уважительное отношение к иному мнению;
овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях и условиях;
дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
-навыки формирования собственной культуры безопасного образа жизни;
-навыки творческого подхода в решении любых задач, к работе на результат;
-навыки в составлении собственной индивидуальной образовательной траектории
(ИОТ);
-оказание бескорыстной помощи окружающим, умение находить с ними общий
язык и общие интересы в преодолении определённых трудностей.
Метапредметные результаты:
17
характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий
обучающихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые
задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;
умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои учебные и
практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
самостоятельно оценивать уровень сложности ситуации и определять наиболее
эффективные способы выхода из неё, корректировать свои действия, если ситуация изменяется;
умение определять способы и варианты действий в рамках предложенных (создавшихся) условий и требований;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить
компромиссы при принятии общих решений;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Регулятивные:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и
результата действия с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
18
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
отражают приобретённый опыт обучающихся в вопросах обеспечения собственной безопасности жизнедеятельности, а также обеспечивают успешное применение на практике полученных знаний и навыков. Это:
навыки наблюдения за окружающим миром с позиции собственной безопасности;
знание правил безопасного поведения в различных аспектах жизнедеятельности;
умение самостоятельно оценить уровень сложности конкретной опасной ситуации и составить алгоритм собственных действий выхода из неё;
обнаружение ошибок при постановке и выполнении учебных заданий с позиции
безопасности жизнедеятельности, отбор способов и вариантов их исправления;
навыки общения с взрослыми людьми и сверстниками по правилам основ безопасности жизнедеятельности;
умение выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и оценивать
уровень возможного личного риска;
анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности, поиск возможностей и способов их улучшения;
оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и действий по их устранению.
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график
«Знатоки ПДД»
1 год обучения
№
п/п
Дата
Кол.
часов
Тема занятия
Время
проведе
ния
занятия
Форма
занятия
Таблица 3
Место
проведения
Форма
контроля
МОДУЛЬ № 1. «ЮНЫЙ ИНСПЕКТОР ДВИЖЕНИЯ» - 60 часов
1
Движение ЮИД.
2
14.30-16.30
Беседа
Презентация
школа
текущий
19
2
История и развитие Правил 4
дорожного движения.
14.30-16.30
14.30-16.30
3
Мы – пассажиры.
4
История развития транспорта.
Виды общественного транс- 4
порта
Правила поведения в общественном транспорте
14.30-16.30
Транспортные средства и до- 4
рожное движение.
14.30-16.30
Организация дорожного дви- 4
жения. Участники дорожного
движения.
14.30-16.30
14.30-16.30
8
Мы – пешеходы:
4
Правила пешеходов.
Дорожные знаки для пешеходов.
Я прилежный пешеход.
«Мой друг– велосипед!»
6
Кто придумал велосипед.
9
Велосипедист – водитель
транспортного средства.
6
14.30-16.30
10
Мои друзья – велосипед, ролики, самокат.
4
14.30-16.30
Знаки для велосипедистов.
Творческая мастерская.
Нарисую друга я.
Мини –соревнования.
6
14.30-16.30
2
14.30-16.30
Акция «Давайте нарисуем
ПДД!» Творческая мастерская .
Литературная композиция
Тестирование.
6
14.30-16.30
4
5
6
7
11
12
13
14
2
14.30-16.30
14.30-16.30
Беседа.
Видеофильм
Беседа
Видеофильм
школа
Беседа
Видеофильм
школа
Беседа
Видеофильм
Беседа
Видеофильм
школа
Викторина.
Видеофильм
школа
Беседа
Презентация
Беседа
Презентация
Беседа
Видеофильм
Викторина.
Творческая мастерская .
Творческая мастерская .
школа
текущий
школа
текущий
текущий
текущий
школа
текущий
текущий
школа
школа
школа
школа
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
школа
текущий
школа
МОДУЛЬ № 2. «МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА» - 30 часов
20
1
2
Общие принципы оказания
первой помощи.
8
14.30-16.30
Беседа
школа
Виды повязок.
10
14.30-16.30
Видеофильм
Видеофильм
Викторина.
школа
Практика
медкабинет
Что такое аптечка и её состав. 4
14.30-16.30
4
Как отличить ушиб от раны.
Викторина.
4
14.30-16.30
5
Экскурсия в медкабинет.
2
14.30-16.30
6
Тестирование
2
14.30-16.30
3
1
2
3
4
школа
школа
14.30-16.30
текущий
текущий
текущий
текущий
школа
МОДУЛЬ № 3. «БЕЗОПАСНОСТЬ И -Я» -30 часов
Где можно, а где нельзя иг6
14.30-16.30 Беседа
школа
рать.
ВидеоПравила поведения в общефильм
ственных местах. Безопасный
отдых - Санки,
Лыжи и Коньки.
Перекрестки:
8
14.30-16.30 Беседа
школа
Что такое перекресток.
ВидеоУчимся «читать» знаки перефильм
крестков.
Помощники перекрестка.
Игровая программа.
Вежливый-Водитель.
6
14.30-16.30 Беседа
школа
Внимательный-Пешеход.
Викторина
Наглядная агитация:
10
Рисунок и плакат, листовка и
газета;
Экскурсия.
Творческая мастерская – выпускаем газету.
текущий
Творческая мастерская
текущий
текущий
текущий
школа
текущий
МОДУЛЬ № 4. «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» -24 часа
1
Основы
БДД.
пропаганды по
2
14.30-16.30
4
14.30-16.30
2
Изготовление листовок, буклетов, писем водителям.
Творческая мастерская
Творческая мастерская
школа
текущий
школа
текущий
21
3
4
5
Составление сценария для
выступления по БДД.
Подготовка к выступлению.
Выступление агитбригады,
проведение викторин, игр,
конкурсов.
6
14.30-16.30
Защита творческих работ.
10
2
14.30-16.30
14.30-16.30
Творческая мастерская
Презентация
2 год обучения
№
п/п
Дата
Кол.
часов
Тема занятия
текущий
Репетиция Д/С
Творческая
мастерская
Календарный учебный график
«Знатоки ПДД»
Время
проведе
ния
занятия
школа
Форма
занятия
текущий
школа
Таблица 4
Место
проведения
Форма
контроля
МОДУЛЬ № 1. «ЮНЫЙ ИНСПЕКТОР ДВИЖЕНИЯ» - 72 часа
1
2
3
4
5
6
Введение в образовательную
программу. Входящий контроль.
Мой друг – велосипед!
Велосипеды бывают разные.
Как ухаживать за 2-х колесным другом. Быть защищенным и модным.
Тренировки на велосипедах.
Качественное прохождение
элементов вело -трассы. Мини-соревнования.
Устройство велосипеда и
экипировка велосипедиста.
Правила для велосипедистов.
Акция «Давайте нарисуем
ПДД:
Принятие участия в Акции и
конкурсах по ПДД.
История Госавтоинспекции.
А Вы знаете что…
Что такое Госавтоинспекция
и кто такой инспектор ДПС.
2
14.30-16.30
6
14.30-16.30
6
14.30-16.30
6
14.30-16.30
4
14.30-16.30
6
14.30-16.30
Беседа
Презентация
Беседа.
Видеофильм
Практика
школа
Беседа
Видеофильм
Практика
Беседа
Видеофильм
Беседа
Видеофильм
Акция
Беседа
Видеофильм
школа
текущий
школа
текущий
текущий
школа
текущий
школа
текущий
школа
текущий
22
7
8
9
10
11
Из истории дорожного
6
знака. А вы знаете что…
Знаки бывают разные.
Учим язык дорожных знаков.
14.30-16.30
Права и обязанности водителя.
Законы перевозки.
Велосипед, мопед, мотоцикл.
Правила скорости и
применение спец-сигналов.
Светофор и Регулировщик:
современные светофоры.
Действия регулировщика.
Сигналы светофора и
регулировщика. Применение
аварийной сигнализации и
знака
аварийной остановки.
Цветовые и звуковые сигналы
на спецтранспорте
Дорожные знаки:
Запрещающие знаки.
Предупреждающие знаки.
Знаки сервиса.
Предписывающие знаки.
Информационно- указательные знаки.
Знаки приоритета.
Опознавательные знаки
транспортных средств.
Знаки дополнительной
информации (таблички)
14.30-16.30
6
6
14.30-16.30
6
14.30-16.30
18
14.30-16.30
Викторина.
Видеофильм
Практика
Беседа
Презентация
Практика
школа
Беседа
Презентация
Беседа
Видеофильм
Практика
школа
Викторина.
Видеофильм
Практика
Игра
школа
текущий
школа
текущий
текущий
школа
текущий
текущий
МОДУЛЬ № 2. «МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА» - 24 часа
1
2
3
Первая помощь.
6
Дорожная аптечка. Лекарства.
Чем отличается ушиб от раны.
Виды кровотечения.
6
Алгоритм действий при ДТП.
14.30-16.30
Раны, ссадины, порезы.
Ушибы, сотрясение, переломы.
14.30-16.30
6
14.30-16.30
Беседа
Презентация
Практика
Видеофильм
Практика
Видеофильм
Практика
школа
текущий
школа
школа
текущий
текущий
23
4
1
2
3
4
Транспортировка.
Сам себе спасатель.
6
14.30-16.30
Практика
МОДУЛЬ № 3. «БЕЗОПАСНОСТЬ И -Я» -28 часов
Погодные опасности на доро- 4
14.30-16.30 Беседа
ге. «Плюсы» и «Минусы»
Видеотранспортных средств.
фильм
Опасные пешеходы.
4
14.30-16.30 Беседа
Стань заметным на дороге.
Видеофильм
Новое об улицах и дорогах.
6
14.30-16.30 Беседа
Зачем взрослые рисуют на
Викторина
дороге (новое о разметке,
Презентацветовые полосы, дорожные
ция
знаки на дороге
Практика
Как сделать заметней
дорогу (освещение, ограждение, размеры дорог).
Школа пешехода.
4
14.30-16.30 Практика
Где можно и где нельзя игБеседа
рать.
ВидеоПравила поведения в общефильм
ственных местах. Пешеходные прогулки.
Знаки перекрестков.
2
14.30-16.30 Беседа
ПрезентаПравила перехода перекрестция
ка.
Световые и звуковые сигна- 2
14.30-16.30 Беседа
лы, применяемые на переВидеокрестках.
фильм
Дороги, улицы и тротуары.
14.30-16.30 Беседа
2
Разметка дорог. Правила троВидеотуара.
фильм
Как стать заметным на доро- 2
14.30-16.30 Беседа
ге. Учим язык дорог.
Видеофильм
Темное время суток.
14.30-16.30 Беседа
2
Железнодорожный переезд.
Видеофильм
школа
школа
школа
текущий
текущий
текущий
школа
текущий
школа
текущий
школа
школа
школа
школа
школа
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
МОДУЛЬ № 4. «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» -20 часов
1
Наглядная агитация:
6
стихи и лозунги, сочинение,
плакаты и листовки. Буклеты.
14.30-16.30
Творческая мастерская
школа
текущий
24
Участие в конкурсах ЮИД.
4
14.30-16.30
2
3
4
5
Конкурс рисунка «ПДД
каникул не знают!».
2
14.30-16.30
Историческое путешествие
6
(история наглядной агитации,
рисунки плакаты, газеты +
экскурсия в биб-ку).
Тест на знания ПДД.
2
Итоговый контроль.
14.30-16.30
14.30-16.30
Творческая мастерская
школа
текущий
Творчешкола
ская мастерская
Репетиция школа
Творческая
мастерская
Презентация
текущий
текущий
школа
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение. должно соответствовать определенным нормам и требованиям.
-кабинет должен быть проветриваемый, содержащий ученические столы с
оборудованными рабочими местами в количестве не менее - 6 штук;
-стол педагога - 1 штука;
-меловая доска - 1 штука;
-компьютер - 1 штука;
-проектор- 1 штука;
-экран – 1 штука;
- коллекция видеороликов и презентаций по модулям образовательной программы.
Аптечка, инвентарь по фигурному вождению велосипеда комплект знаков,
спортивный зал, спортивная площадка, магнитные знаки правил дорожного
движения, кабинет информационно-коммуникационных технологий, кабинет
по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение, подписка газеты
«Добрая дорога детства». Экзаменационные билеты для проверки уровня
знаний обучающихся по модулям.
Кадровое обеспечение. Реализацию дополнительной общеразвивающей программы может осуществлять педагог дополнительного образования.
2.3 . Методическое обеспечение
- межведомственное взаимодействие с ГИБДД.
- совместный план работы с отделом ГИБДД;
- вопросы обеспечения
безопасности
всех участников
воспитательно
- образовательного процесса на совещаниях педагогических работников и административных совещаниях при заведующем;
2.2.
25
- методические мероприятия по предупреждению дорожнотранспортного травматизма и пропаганде основ безопасности и правил
дорожного движения.
2.4. Формы аттестации
-Выставки.
-Праздники.
-Театрализованные представления.
-Соревнования.
-Конкурсы.
-Агитбригады.
2.5.
Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
Для оценки результативности выполнения программы осуществляется мониторинг учебной деятельности в форме вводного, текущего, промежуточного и
итогового видов контроля.
Вводный контроль осуществляется в начале учебного год Вводный контроль
дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, навыков и умений.
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия с целью проверки усвоения
прошедшего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его
проведении используются такие формы, как теоретический диалог, фронтальный опрос, устный опрос, практическая и самостоятельная работа по изготовлению изделий.
Промежуточный контроль осуществляется по мере прохождения раздела и подготавливает обучающихся к контрольным занятиям. Здесь используются следующие формы – тестирование и контрольная работа (карточки-задания и выполнение изделий по предложенным схемам и самостоятельно разработанным
эскизам). Данный вид контроля также предусматривает участие в конкурсах и
выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года на поиск решения ситуационных задач.
Разработаны «Критерии оценки результативности обучения по дополнительной
образовательной программе творческого объединения «Безопасное детство с
отрядом ЮИД»
2.6. Рабочая программа воспитания.
Календарный план воспитательной работы.
26
Цель воспитательного процесса. Развитие мотивации личности к познанию и
творчеству, создание благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения
неповторимости раскрытия его потенциальных способностей.
Задачи воспитательного процесса
формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении
правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих моральноволевых качеств.
Планируемые результаты. В результате освоения воспитательной программы
ребенок должен:
различать основные проявления добра и зла, принимать и уважать ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность
за свои действия и поведение;
освоить основы речевой культуры;
быть дружелюбным и доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, способным взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел;
-быть любознательным, наблюдательным, испытывающим потребность в творческом самовыражении, проявляющим активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной видах деятельности и в самообслуживании.
Приоритетные направления воспитания.
Общекультурное направление: (гражданско-патриотическое воспитание,
приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание);
Духовно-нравственное направление: (нравственно-эстетическое воспитание,
семейное воспитание);
Здоровьесберегающее направление: (физическое воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасностьжизнедеятельности);
Общеинтеллектуальное направление: (популяризация научных знаний, проектная деятельность);
Социальное направление: (трудовое).
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия.
Виды деятельности:
игровая (мотивационная игровая ситуация занятия)
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
восприятие художественной литературы и фольклора;
музыкальная (музыкальное сопровождение творческой деятельности)
двигательная (взаимодействие с художественными материалами) формы активности ребенка.
27
Методологическую базу воспитательной системы составляют следующие
подходы:
Системный подход. Сущность подхода заключается в системном видении педагогических явлений и процессов, в различении отдельных компонентов системы и установлении между ними связей, в оценке результатов их взаимодействия и построении связей с другими внешними системами.
Личностно-ориентированный подход. Сущность подхода заключается в методологической ориентации педагогической деятельности, которая позволяет
посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации
личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Этот подход
связан с устремлением педагога содействовать развитию индивидуальности
учащегося, проявлению его субъективных качеств.
Средовой подход предполагает использование окружающей социальной среды,
ее культурных и социальных объектов для гармоничного развития личности
ребенка и воспитания гражданственности.
Рефлексивный подход позволяет использовать приемы рефлексии для формирования у ребенка потребности осуществлять самооценку своих отношений, результатов деятельности путем сравнения этих оценок с оценками окружающих
людей, а также для дальнейшего корректирования собственной позиции.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
2
Таблица 4
Название мероприяЦель
Краткое
Форма
Сроки
Ответственные
тия,
содержание
проведения
проведения
события
"Как прекрасен этот
Содействие
Беседа, посвящен- 1 неделя Педагог дополнимир!"
воспитанию у
ная Дню Мира,
сентября тельного образообучающихся
Презентация «Как
вания объединения
патриотизма,
прекрасен этот
«Безопасное детчувства солимир!»
ство с отрядом
дарности, соЮИД»
причастности
к происходящим в мире
событиям,
чувства гордости за свою
страну, чувства толерантности.
«Правилам движения – Закрепить
Конкурсно – игро- 2 неделя
наше уважение!»
знания детей о
вая программа
сентября
правилах дорожного движения и профилактика
28
3
Дары осени
4
«Блесни умом!».
5
«Жизнь прожить – не
поле перейти»
6
7
детского дорожного травматизма среди
школьников.
Способствовать развитию
мышления,
скорости реакции, познавательной активности, создание атмосферы взаимовыручки.
Создание
условий для
коммуникативных способностей
обучающихся.Воспитание
интереса к
народным
праздникам
Сплочение
детского коллектива, создание отличного настроения.
Игровая4 неделя сенразвлекательная
тября
программа
Праздничная про- 1 неделя окграмма тября
«Не знали эти руки скуки» Поздравительная
открытка
для пожилых людей
«Улыбнитесь, учитель!» Воспитывать у
детей чувства
уважения к
учителям.
«Вместе ярче!»
Участие в выстав- 3 неделя сенке – конкурсе
тября
Расширить и
углубить экологическую
культуру детей; создать
условия, побуждающие
день пожилых людей
Акция
Праздничная про- 2 неделя окграмма
тября
Всероссийский 3 неделя окурок «Экология и
тября
энергосбережение»
29
8
9
10
детей с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему
живому; привлечение к
природоохранной работе.
«С шуткой жить весеСплочение
лей»
детского коллектива через
создание позитивного
настроения и
дружеской атмосферы.
«Россия – это мы!»
«Семейная игра:
Мама и я!»
Игра-КВН
4 неделя октября
Совершенствование духовной и
нравственной
культуры, путем знакомства с историей России.
Праздничная про- 1 неделя нограмма, посвященября
ная Дню народного единства.
Укрепление
семейных традиций, содействие творческой самореализации детей
и их родителей. Отражение средствами фотографии удивительного образа Матери;
Праздничная про- 2 неделя нограмма, посвящёнября
ная Дню матери
фотовыставка
Воспитание
гуманности,
человечности,
любви к матери, родной семье, близким
людям
30
11 «Быть здоровым я хочу - Сформировать
пусть меня научат!» у детей сознательное отношение к своему здоровью.
12 «Мусор смело пустим в Развитие экодело!»
логического
воспитания
13
«Игрушка на ёлку»
14
«Зимние узоры»
Познакомить с
историей возникновения
новогодней
игрушки, воспитывать интерес к творчеству, любовь к ручному труду.
показать и
оценить уровень творческого и исполнительского роста коллектива творческого объединения за
полугодие
Создание
праздничной
атмосферы
через творчество обучающихся .
15
«А у нас Новый год!
Воспитание
Праздник в гости зо- содружества в
вет!»
объединении.
Создание
праздничной
атмосферы.
16 «Безопасные дороги де- Воспитание
тям»
навыков безопасного поведения на дорогах
Акция
3 неделя ноября
Акция
4 неделя ноября
Фестиваль, ново- 1 неделя дегодних игрушек
кабря
Концертная про- 2 неделя деграмма
кабря
Новогоднее пред- 3 неделя деставление
кабря
Акция
4 неделя декабря
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.
2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены
в действие с 1.07.2003 года, изменения к правилам дорожного движения
2014года.
3.Комментарий к Правилам дорожного движения РФ за 2009, 2010 годы
4.«Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2009.
5.Методические
рекомендации по профилактике
детского дорожнотранспортного травматизма в общеобразовательных школах.
М -19988.
6.В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на
улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
7.Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. –
М: «ВАКО», 2006. – 208 с.
8.В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО», 2006
9.Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному руководителю . Лекции для родителей. – Волгоград : Учитель, 2006.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988
Полезные ссылки на ресурсы по правилам дорожной безопасности
1. http://www.avtovodila.ru/index.php?art=for_children&menu=poleznosti Материа
лы данной статьи могут помочь родителям уберечь детей от несчастных
случаев на дорогах. Отдельные материалы можно скачать и распечатать, в
онлайн-игру можно поиграть прямо на компьютере.
2. http://www.dddgazeta.ru – информационный портал всероссийской газеты
«Добрая дорога детства» ( Газета адресована детям, педагогам,
родителям. Цель публикаций – способствовать уменьшению детского
дорожно-транспортного травматизма, уберечь ребенка от ДТП, сохранить его
жизнь и здоровье, обеспечив тем самым будущее нашим детям и стране).
3. http://www.propaganda-bdd.ru/index.php - Центр Пропаганды предлагает
вашему вниманию печатную и электронную продукцию: книги, методические
рекомендации, тесты, плакаты, игры, электронные пособия по профилактике
дорожной безопасности для дошкольников, учащихся общеобразовательных
учреждений.
32
4. http://azbez.com/safety/home - на сайте "Азбука безопасности" вы найдете
правила, рекомендации, публикации, советы психологов и профессионалов о
безопасности детей и подростков: в доме, в интернете, на водоеме, на дороге, в
транспорте, в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера,
психология о безопасности .
5. http://scshurma.narod.ru/school/sait/sait_pdd/index.htm Сайт знакомит ребят и
их родителей с правилами и знаками дорожного движения, их особенностями и
нюансами в необходимом для усвоения объеме, закрепляет знания ПДД в
занимательной форме, в том числе и с помощью видеороликов и тестов.
6. http://www.spas-extreme.ru/ - портал детской безопасности «СПАСЭКСТРИМ».
Игры, комиксы, видео и многое другое.
7. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0a75ead5-3af5-4c31a0da9a5b9388db0d/index_listing.html ИГРА "ВЫБЕРИ МАРШРУТ".
8. http://www.creativecenter.ru/maint-ddtp-etest.dwp?test=test2 Тест он-лайн для 57-классников по ПДД
9. http://www.creativecenter.ru/maint-ddtp-etest.dwp?test=test1 Тест он-лайн для 24-классников по ПДД
10. http://viki.rdf.ru/item/985/ Мультимедийное пособие "На наших улицах и
дорогах" предназначен для начальных классов общеобразовательной школы.
Данное пособие включает в себя три раздела: "Элементы и виды дорог", "Виды
перекрестков", "Проверь себя". Пособие можно использовать при проведении
занятий по Правилам дорожного движения (ПДД), классных часах, а также
индивидуально дома.
11. http://skazochnaya.ru/index.php?newsid=35084 Игра «По дороге со
Смешариками» - это весѐлый интерактивный мультфильм-учебник по правилам
дорожного движения для малышей.
12. http://de.3dn.ru/publ/43 Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для
школьников.
13. http://pdd24.ru/index.html Лаборатория безопасности дорожного движения
«Дорога безопасности». Страничка для учителей, страничка для родителей.
14. http://www.igraza.ru/page-1-1-18.html Ребусы по ПДД. В данных ребусах
зашифрованы термины, связанные с ПДД.
33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Формы и методы работы
В программе курса «непрерывного образования юных участников дорожного
движения» приоритет отдан интерактивным формам работы (обучения), где
ребенок находится не в роли пассивного, скучающего наблюдателя, а является
активным участником процесса обучения, в результате которого остаются личные впечатления и опыт безопасного поведения, которые пригодятся ему в дальнейшем.
Интерактивное обучение (от англ. «interact» – взаимодействовать) — это, прежде
всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие
преподавателя и обучаемого.
Интерактивные методики не заменяют полностью лекционный материал, но способствуют его лучшему усвоению и, что особенно важно, формируют мнения,
отношения, навыки поведения.
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
• «мозговой штурм» (атака);
• мини-лекция;
• работа в малых группах;
• различные виды игр (ролевые, моделирующие, деловые);
• игровые упражнения;
• решение ситуационных задач;
• приглашение визитера (гостя);
• инсценировка (моделирование) ситуаций;
• выступление в роли обучающего (тренера, эксперта);
• презентация;
• тестирование;
• групповые дискуссии (с присваиванием или без социальных ролей);
• сочинения;
• интервью;
• просмотр и обсуждение фильмов (видеосюжетов);
• обсуждение литературных, музыкальных и других художественных произведений;
• подготовка и проведение различных акций, мероприятий;
• обратная связь.
«Мозговая атака», «мозговой штурм» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать
оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не
требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговая атака» применяется,
когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу.
34
Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. Алгоритм
проведения:
1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.
2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в
любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).
4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано тренером со слов участников.
5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно
сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.
После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать
главные и второстепенные. «Мозговая атака» является эффективным методом
при необходимости:
• обсуждения спорных вопросов;
• стимулирования неуверенных обучаемых для участия в обсуждении;
• сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;
• выяснения информированности или подготовленности аудитории.
Тестирование. С помощью метода тестирования можно определить уровень информированности молодых людей или их отношение к обсуждаемой теме. Подход к формулировке вопросов тестов должен быть корректным: они должны
быть составлены грамотно, четко, на понятном языке и щадить чувства учащихся.
Получив тест, учащиеся должны внимательно прочитать его и отметить свой вариант ответа в соответствующей графе: «верно» – «не верно», «не знаю».
Затем, если тест не анонимный, ответы обсуждаются в парах или малых группах.
Итоги анонимного тестирования подводятся преподавателем (тренером). А итоги обычного тестирования – после совместного обсуждения ответов.
Работа в малых группах. Учебная группа разделяется на несколько малых подгрупп (от 3 до 7 человек в каждой) на установленный ведущим (учителем) период времени для решения какой-либо задачи. Малые группы могут решать одинаковые задачи (например, сравнить мнения, выбрать лучший вариант, заслушав
несколько), либо каждая малая группа решает отдельную задачу и в результате
деятельности всех групп получается единый продукт.
Такая форма работы применяется, когда нужно продемонстрировать сходство
или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать
план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу. Ведущий (преподаватель, тренер) обеспечивает диагностику и мониторинг, организует учебную среду, осуществляет поддержку (дает советы, разъяснения), когда в наличии нет других ресурсов.
Ролевая игра. Это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или
эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
35
Ролевая игра проводится в небольших группах. Участники получают задание на
карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам
распределить роли с учетом характеров детей.
Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить
себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально,
почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой
ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями.
Мини-лекция. Одна из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Перед ее началом можно провести мозговой штурм или ролевую игру,
связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме.
Материал излагается на доступном для участников языке. Каждому термину
необходимо дать определение. Теорию лучше объяснять по принципу «от общего к частному». Перед тем как перейти к следующему вопросу, необходимо
подытожить сказанное и убедиться, что вы были правильно поняты.
Важно ссылаться на авторитетные источники и подчеркивать, что все сказанное
– не придумано вами, а изучено и описано специалистами в данной области. По
окончании выступления нужно обсудить все возникшие вопросы, затем спросить, как можно использовать полученную информацию на практике и к каким
результатам это может привести.
Мини-лекции предлагается проводить в интерактивном режиме: перед объявлением какой-либо информации тренер спрашивает, что знают об этом участники;
после предоставления какого-либо утверждения тренер предлагает обсудить отношение участников к этому вопросу. Например: А вы как считаете? Как вы
предлагаете это делать? Как вы думаете, к чему это может привести? и т.п.
Разработка проекта. Этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу.
Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение
друзей. Например, можно разработать проект по снижению риска несчастных
случаев на воде во время лагерной смены.
Просмотр и обсуждение видеофильмов. Возможно использование как художественных, так и документальных видеофильмов, фрагментов из них, а также видеороликов и видеосюжетов. Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий и тренингов в соответствии с его
темой и целью, а не только как дополнительный материал.
Перед показом фильма необходимо поставить перед ребятами несколько (3–5)
ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно
останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию.
В конце необходимо совместно с ребятами подвести итоги и озвучить извлеченные выводы.
36
Обратная связь позволяет выяснить реакцию участников на обсуждаемые темы,
увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить
результат. Наиболее простая форма обратной связи заключается в том, что
участникам (в произвольном или заданном порядке) предлагается высказаться по
поводу прошедшего упражнения, информационного блока, конкретного дня или
всего занятия.
Важно акцентировать внимание на чувствах и переживаниях каждого из участников. Все высказывания должны быть выслушаны молча, без споров, комментариев и вопросов, как со стороны тренера, так и со стороны других участников.
Каждого говорящего следует благодарить за сказанное. Предоставлять обратную
связь наравне со всеми участниками следует также тренеру.
Общие правила и обязательные условия реализации интерактивных методов работы:
• вовлечение в процесс обучения всех участников группы;
• внимание за психологическим и эмоциональным настроем всех участников
группы;
• подготовленность учебного пространства для комфортной работы группы, с
учётом перемещений участников в ходе занятия;
• наличие и соблюдение ведущим (учителем) чёткого регламента занятия;
• наличие определённых соглашений (правил) группы (правило поднятой руки,
правило свободы мнения и уважения к мнению окружающих и т.д.);
• добровольность выбора участников (по отношению к работе в малых группах, принятию игровых ролей и т.д.).
Для качественной реализации модульной программы курса с целью формирования практических навыков, отработки и закрепления алгоритмов безопасного
поведения в различных ситуациях разработаны специальные практические мероприятия, которые дополняют практически все тренинговые практические занятия.
Формы проведения специальных практических мероприятий:
• Фестиваль социальных роликов – создание видеороликов, направленных
на пропаганду безопасного поведения в подростковой среде. Дети выступают в
качестве авторов, режиссеров, операторов, актеров, экспертов. В основе содержания ролика – правила безопасного поведения, рассматриваемые при изучении
разных блоков модуля.
• Электронная интерактивная викторина – комплексная игра, включающая
в себя несколько известных телевизионных интеллектуальных программ, содержанием которой является материал модуля или отдельного его блока. Игра
транслируется с помощью мультимедийного проектора на экран, управление игрой происходит с ноутбука. Участие в игре индивидуально-командное.
• Приключенческий квест – игра на местности, направленная на формирование навыков безопасного поведения в незнакомом ребенку пространстве. Участие командное, в основе содержания – умение использовать природные и искусственные ориентиры для решения поставленной задачи с минимальными
рисками в условиях ограниченного времени.
37
• Ситуационно-ролевая игра – игра, которая задает определенную жизненную ситуацию, максимально приближенную к реальности, и роль каждого
участника в этой ситуации. Основная цель игроков – выполнить свою игровую
задачу максимально безопасными для себя и окружающих способами.
• Стратегическая игра – большая командная игра, включающая интеллектуальные, психологические, физические испытания, направленная на формирование устойчивых навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Для
прохождения игры большое значение имеет не только знание участниками основ
безопасности, но и грамотное распределение ресурсов команды при прохождении Миссий.
• Ток-шоу – результат предварительной работы по выбору актуальной темы,
подбору гостей, экспертов, комментаторов, представленный в форме обсуждения, дискуссии. Тема выбирается путем предварительного опроса участников
программы.
• Журналистское расследование – межгрупповое мероприятие, в ходе которого журналисты и корреспонденты одной группы изучают и представляют сюжет о ситуации, героями которой являются представители другой группы, привлекая при этом экспертов для оценки произошедшей ситуации.
38