В мире экологии 16 ч

СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ……........... .3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………… 3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………… 5
1.3. Содержание программы………………………………………………………. . .6
Учебный план…………………………………………………………………. 6
Содержание учебного плана………………………………………………… . 7
1.4. Планируемые результаты………………………………………………………. 8
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ……10
2.1. Календарный учебный график……………………………………………….. .10
2.2. Условия реализации программы……………………………………………… 11
2.3. Методическое обеспечение…………………………………………………… .11
2.4. Формы аттестации………………………………………………………………12
2.5. Диагностический инструментарий……………………………………………. 12
2.6. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной
работы…………………………………………………………………………………12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………15

2

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.

Пояснительная записка

Программа реализуется в любой период обучения, является краткосрочной и
имеет ознакомительный уровень.
Термин «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том,
что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его
составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на
природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к
окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё
воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным
явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у
ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется
эстетическое восприятие окружающего мира.
Нормативно-правовая база образовательной программы:
Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями от 29.12.2022);
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование», утвержденный протоколом президиума Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам от 3.09.2018 №10v;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№ 678-р;
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации № АБ-3935/06
от 29.09.2023 «Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей…»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
3

Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О
мероприятиях по формированию современных управленческих решений и
организационно-экономических механизмов в системе дополнительного
образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех
каждого ребенка» национального проекта «Образование»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской
области от 03.08.2023 № 724 «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в Ростовской области;
Устав МБОУ ДО ЦВР Кашарского района.
Направленность краткосрочной дополнительной общеразвивающей
программы «В мире экологии» естественнонаучная.
Актуальность программы:
Вовлечь детей в процесс познания живой природы, научить высказывать
свои мысли и отстаивать их – это основа организации экологического
кружка, так как биологическое образование.
Краткосрочная программа «В мире экологии» направлена на
формирование устойчивого интереса к познанию мира живой природы.
Отличительной особенностью программы является развитие
коммуникативных навыков у учащихся, т.е. навыков передачи своего
жизненного опыта, экологических знаний в кругу общения. Также данная
программа способствует развитию у учащихся экологической
грамотности, экологической культуры.
Реализация задач объединения «В мире экологии» идёт как через
индивидуальный подход, так и через коллективную работу. В связи с чем
идёт опора на научные разработки классиков педагогов и современные
методики формирования социальных навыков в процессе коллективной
работы и закрепление опыта решения сложных задач при коллективной
работе.
Что
указывает
на педагогическую
целесообразность
образовательной программы.
Адресат
программы:
Данная
образовательная
программа
предназначена для детей 8-14 лет. Занимаются и мальчики, и девочки.
Ребенок, обучающийся по данной программе, может и не обладать
особыми естественнонаучными знаниями. Поэтому, набор в группы
происходит не на конкурсной основе. Главным критерием отбора в
объединение является наличие у детей желания.
Наполняемость учебных групп: составляет 12-15 человек.
Режим занятий: 4 раза в неделю по 1 часу (4 часа в неделю).
Всего 16 часов.
Продолжительность каждого занятия 45 мин.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 месяц; 16 часов.
Особенности организации образовательного процесса:
1. Обучение проводится индивидуально или в малых группах в зависимости
от возраста и возможностей детей.
2. Индивидуально определяется сложность подачи материала.
4

3. Обучающиеся могут реализовать свою фантазию.
4. Нацеленность объединения на «конечный продукт».
5. По мере приобретения знаний и опыта обучающимся ставятся новые, более
сложные задачи.
6. На протяжении всего процесса обучения проводится контроль за
выполнением заданий.
Формы обучения: очная
- беседа;
- опрос;
- практическая работа;
- наблюдение.
Виды (формы) занятий: коллективная работа, комбинированные занятия,
групповые, учебно–практические занятия, индивидуальная работа.
Перечень форм подведения итогов: беседа, опрос, тестирование,
наблюдение, практическое занятие.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей
Задачи программы
Обучающие:
•
формировать интерес к изучению живой природы;
•
воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и
удивительное;
•
формирование знаний о современной экологической картине
мира, мировоззренческих понятий для осмысления окружающей
действительности через активные формы творческого познания мира,
общения с природой;
Развивающие:
•
изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
•
углублять уже имеющие знания;
•
развитие памяти, мышления, коммуникативных способностей;
Воспитательные
•
воспитание нравственного восприятия природы;
•
побуждение к действиям, направленное на бережное отношение к
окружающему миру;
•
понимание ответственности человечества и каждого человека за
будущее.

5

1.3. Содержание программы
Учебный план

№

Учебный план
«В мире экологии»
Тема занятия

Таблица 1

Количество часов

Всего

Теория

Практик
а

Раздел «Экосистема и экология»
Организационное занятие.
Основы экологического образования
Природа - наш общий дом.
Основные составляющие природы

2

1,5

0,5

1

1

-

Беседа

1

0,5

0,5

7
1,5

4
1

3
0,5

4

Раздел «Живая природа»
Насекомые – маленькие обитатели
планеты
Крылатые - пернатые

Беседа
Опрос
Тестировани
е

1,5

0,5

1

5

Кто живёт в воде?

2

1

1

6

Зелёная аптека

1

0,5

0,5

7

Планета Земля.

1

1

-

3

Раздел «Человек и окружающая его
среда»
Знакомимся с растениями красной
книги
Знакомимся с животными красной
книги
Воздух, значение его чистоты для живых
организмов

7

3

4

2

1

1

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

11

Вода - чудо природы

1,5

0,5

1

12

Подведение итогов.
Итоговое тестирование.
ИТОГО:

1,5

0,5

1

16

8,5

7,5

Беседа
Практическое
занятие
Беседа
Презентация
Итоговое
тестирование

1
1
2

2
3

8
9
10

6

Формы
аттестации/
контроля

Беседа
Беседа
Практическо
е занятие
Наблюдение,
опрос
Беседа,
опрос
Практическо
е занятие
Беседа

Содержание учебного плана
Раздел: «Экосистема и экология»
Тема 1. Организационное занятие. Основы экологического образования
Теория: Ознакомление учащихся с программой, проведение инструктажа
по ТБ и ПДД. Взаимоотношения общества и природы в истории
цивилизации. Предмет экологии. Среды жизни. Среда обитания. Условия
существования
Тема 2. Природа - наш общий дом. Основные составляющие природы
Теория: Закономерности взаимосвязей явлений и объектов в природе и
хозяйственной деятельности человека. Познакомить учащихся с
разнообразием природы; рассмотреть
взаимосвязи между живой и неживой природой; определить значение
природы для человека, прививать бережное отношение к природе.
Практика: тестирование.
Тема 3. Насекомые – маленькие обитатели планеты
Теория: Кто такие насекомые? Видовое разнообразие насекомых, где живут
насекомые? Чем питаются насекомые?
Тема 4. Крылатые - пернатые
Теория: Среда обитания. Перелётные и зимующие птицы. Хищные
птицы. Практика: Отгадывание ребуса на тему птицы. Поделка лебедь.
Тема 5. Кто живёт в воде?
Теория: Морские млекопитающие (дельфин, касатка, морж, морской
лев).Обитатели моря Рыбы. Особенности рыб.
Тема 6. Зелёная аптека
Теория: Понятие зелёная аптека. Лекарственные растения в лесу.
Лекарственные растения на лугу. Лекарственные растения на подоконнике.
Правила сбора лекарственных растений, правила сушки. Применение растений
в лекарственных целях
Практика: Практическая работа рисунок по теме "Лекарственные растения"
Тема7. Планета Земля
Теория: Как появилась земля
- Атмосфера Земли
- Как появилась цивилизация
- Откуда появились океаны
- Кто наши предки
- Как извергаются вулканы
- Что такое эволюция
- Откуда появились полезные ископаемые
- Что будет если Земля перестанет вращаться.
Тема 8. Знакомимся с растениями красной книги
Теория: Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с
растениями Красной книги.
Практика: работа с литературой.
Тема 9. Знакомимся с животными красной
книги Теория: Знакомство с животными
7

Красной книги. Практика: работа с литературой.
Тема 10. Воздух, значение его чистоты для живых организмов
Теория: Закреплять и уточнять знания детей о свойствах воздуха (воздух
заполняет все пустое пространство, имеет вес, он бесцветен, без запаха,
давит на все поверхности, с которыми соприкасается и сжимается, является
проводником звука);
Практика: на основании опытной деятельности формировать понимание того,
что
человек не может жить без воздуха: дать представление о составе окружающего
воздуха:помочь детям сделать вывод о том, что растения дают живым существам
кислород для дыхания:
Тема 11. Вода - чудо природы
Теория: Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе.
Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле
писатели? Познакомить детей со свойствами воды. Воспитывать бережное
отношение к воде и природе в целом. Уточнить и расширить знания о воде,
ее свойствах, роли в жизни человека; познакомить с круговоротом воды в
природе; прививать бережное отношение к воде, как к основному
природному ресурсу.
Практика: использовать знания и способы исследовательской
деятельности для изучения свойств воды.
Тема 12. Подведение итогов.
Теория, Практика: Итоговое тестирование
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- воспитание стремления быть в гармонии с окружающей природой;
- развитие эстетического восприятия и отношения к природе и социальной среде;
- развитие эмоциональной сферы ребенка на основе общения с природой и
социальной средой;
- формирование устойчивой потребности в развитии творческих способностей;
- воспитание гуманных чувств – сочувствия, сопереживания, добра,
справедливости, необходимости быть в ответе за всё живое;
- повышение

творческой активности ребенка,

проявление инициативы и

любознательности;
Метапредметные:
Познавательные:
- научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования;
- освоить доступные способы изучения природы, правила безопасного
нахождения в природе;
Регулятивные:
- самостоятельно оценивать ситуацию, способствующую охране окружающей среды;
Коммуникативные:
8

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою позицию;
- приходить к общему решению в совместной работе;
- не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Предметные результаты:
- взаимосвязи человека и окружающей среды
- формирование устойчивой потребности в познании нового учебного материала.

9

II.

№
п/
п

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2
Календарный учебный график
Место
проведени
я

Форма
контроля

Беседа

МБОУ ДО
ЦВР

Беседа

1

Беседа
Опрос

МБОУ ДО
ЦВР

Тестировани
е

1,5

Беседа
Практическа
я работа

МБОУ ДО
ЦВР

Беседа

1,5

Беседа

МБОУ ДО
ЦВР

2

6

Кто живет в
воде?
Зеленая аптека

Беседа
Наблюдение
Беседа
опрос

МБОУ ДО
ЦВР
МБОУ ДО
ЦВР

Беседа
Практическа
я работа
Наблюдение
опрос
Практическо
е занятие

7

Планета Земля

1

Беседа

МБОУ ДО
ЦВР

Беседа

8

Знакомимся с
растениями
красной книги

2

Беседа

Беседа

Знакомимся с
животными
красной книги
Воздух,
значение его
чистоты для
живых
организмов

1

Практическо
е занятие
Беседа
Практическо
е занятие

МБОУ ДО
ЦВР
МБОУ ДО
ЦВР

Практическо
е занятие

МБОУ ДО
ЦВР

Беседа
Практическо
е занятие

1

2

3

4
5

9

10

Дат
а

Тема
занятия

Колво
часо
в

Организационн
ое занятие.
Основы
экологического
образования.
Природа-наш
общий дом.
Основные
составляющие
природы.
Насекомыемаленькие
обитатели
планеты
Крылатые
пернатые

1

«В мире экологии»
Время
Форма
проведени занятия
я
занятия

1

1

Беседа

10

11
12

Вода-чудо
природы
Подведение
итогов.
Итоговое
тестирование

1,5

Беседа
Презентация
Беседа

1,5

ИТОГО:

МБОУ ДО
ЦВР
МБОУ ДО
ЦВР

Беседа
Беседа
тестировани
е

16
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение программы
- учебный кабинет (столы, стулья, шкаф для хранения пособий, стенды
для организации выставок работ обучающихся, инструкции по технике
безопасности)
- аудио- и видеоматериалы экологической тематики;
- технические средства обучения (телевизор, видеокассеты,
мультимедийный проигрыватель);
канцелярские принадлежности (карандаши, ножницы, кисти, бумага,
цветная бумага, картон, линейки, ластик, клей, пластилин, краски,
фломастеры).
Кадровое обеспечение. Реализацию дополнительной общеразвивающей программы
может осуществлять педагог дополнительного образования.
2.3. Методическое обеспечение
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого
ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип системности и последовательности - знание в программе даются в
определенной системе, накапливая запас знаний, обучающиеся могут
применять их на практике.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой
информации:
наглядные методы: презентации, демонстрации рисунков, плакатов,
коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более
детального обследования объектов, дополняют словесные методы,
способствуют развитию мышления детей.
практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Данные методы
позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют
развитию навыков и умений детей. Большое значение приобретает
выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов,
бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
Сочетание словесного и наглядного методов учебно-воспитательной
деятельности, воплощённых в форме рассказа, беседы, творческого задания,
позволяют психологически адаптировать ребёнка к восприятию материала,
направить его потенциал на познание истории родного края, расширению
11

кругозора.
Занятие состоит из следующих структурных компонентов:
• Организационный момент, характеризующийся подготовкой учащихся к занятию:
• Повторение материала, изученного на предыдущем занятии:
• Постановка цели занятия перед обучающимися;
• Изложение нового материала;
• Практическая работа:
• Обобщение материала, изученного в ходе занятия:
• Подведение итогов:
• Уборка рабочего места.
2.4. Формы аттестации
Беседа, опрос, тестирование, практические занятия, тестирование.
2.5. Диагностический инструментарий
Экологическое воспитание в дополнительном учреждении является одним из
важнейших условий формирования грамотных и воспитанных людей, с раннего
возраста реализующих в своем поведении и деятельности принцип гуманного,
бережного и заботливого отношения к природе, что в свою очередь способствует
появлению поколения с эгоцентрическом типом мышления, стремящегося преодолеть
кризисные экологические явления .
От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос
выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете.
Экологическая ответственность напрямую связана с такими качествами личности,
как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленное последствия своих
действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.
2.6. Рабочая программа воспитания.
Календарный план воспитательной работы.
Цель воспитательного процесса. Развитие мотивации личности к познанию и
окружающему миру, создание благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения
неповторимости раскрытия его потенциальных способностей.
Задачи воспитательного процесса
формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры
поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил
поведения в школе, дома, в общественных местах;
формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых
качеств.
Планируемые результаты.
В результате освоения воспитательной программы ребенок должен:
-различать основные проявления добра и зла, принимать и уважать ценности семьи и
общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному
поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и
поведение;
12

-освоить основы речевой культуры;
-быть дружелюбным и доброжелательным, умеющим слушать и слышать
собеседника, способным взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе
общих интересов и дел;
- быть любознательным, наблюдательным, испытывающим потребность в творческом
самовыражении, проявляющим активность, самостоятельность, инициативу в
познавательной, игровой, коммуникативной видах деятельности и в
самообслуживании.
Приоритетные направления воспитания.
Общекультурное направление: (гражданско-патриотическое воспитание,
приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание);
Духовно-нравственное направление: (нравственно-эстетическое воспитание,
семейное воспитание);
Здоровьесберегающее направление: (физическое воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасностьжизнедеятельности);
Общеинтеллектуальное направление: (популяризация научных знаний,
проектная деятельность);
Социальное направление: (трудовое).
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия.
Виды деятельности:
-игровая (мотивационная игровая ситуация занятия)
-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
-восприятие художественной литературы и фольклора;
-музыкальная (музыкальное сопровождение творческой деятельности)
-двигательная (взаимодействие с художественными материалами) формы активности
ребенка.
Формы организации деятельности:
- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц,
презентаций, наглядных пособий; показ способов действия с инструментами и
материалами;
- беседа/разговор;
- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы)
- объяснение способов действия с инструментами и материалами;
- анализ выполненных работ;
- непосредственно творческий процесс
- сюрпризные моменты, игровые ситуации; пальчиковые игры, динамические
упражнения;
- сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
- экспериментирование с различными художественными материалами;
- экскурсия, экспедиция, ярмарка;
- выставки лучших работ, использование работ в оформлении кабинета.
Методологическую базу воспитательной системы составляют следующие
подходы:
13

Системный подход. Сущность подхода заключается в системном видении
педагогических явлений и процессов, в различении отдельных компонентов системы
и установлении между ними связей, в оценке результатов их взаимодействия и
построении связей с другими внешними системами.
Личностно-ориентированный подход. Сущность подхода заключается в
методологической ориентации педагогической деятельности, которая позволяет
посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов
действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации
личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Этот подход
связан с устремлением педагога содействовать развитию индивидуальности
учащегося, проявлению его субъективных качеств.
Средовой подход предполагает использование окружающей социальной среды, ее
культурных и социальных объектов для гармоничного развития личности ребенка и
воспитания гражданственности.
Рефлексивный подход позволяет использовать приемы рефлексии для формирования
у ребенка потребности осуществлять самооценку своих отношений, результатов
деятельности путем сравнения этих оценок с оценками окружающих людей, а также
для дальнейшего корректирования собственной позиции.
Таблица 3
Календарный план воспитательной работы.
№
п/п
1

2
3
4
5

Название мероприятия
Традиционные мероприятия
День открытых дверей (Экскурсия по
территории МБОУ ДО ЦВР Кашарского
района)
Экологическое воспитание
Беседа «Земля-наш общий дом»
Здоровый образ жизни
Беседа «В стране здоровья»
Патриотическое воспитание
Беседа «Все начинается с любви»
Эстетическое воспитание
Беседа «Мир вокруг нас»

14

Месяц проведения
1 неделя обучения

2 неделя обучения
2 неделя обучения
3 неделя обучения
4 неделя обучения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовая база образовательной программы:
1. Конституция Российской Федерации (с поправками от 04.07.2020);
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее – ФЗ №273);
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.);
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания» (рзд.VI.Гигиенические нормативы по
устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»):
10. Устав МБОУ ДО ЦВР Кашарского района.
Методическая литература:
1.Александрова Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д.
Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2015.
2.Соколова С. Оригами: Игрушки из бумаги.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»;
СПб.: « Валери СПД», 2017. -400с.,ил.
3.Практическая экология для всех: научно-популярное пособие / Алексеев
С.В., Груздева Н.В. и др. – Спб.: Крисмас+, 2015. – 112 с
4.Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы:
Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., стер. – Спб: Химия, 2016. – 352 с., ил
5.Экология
животных: 7 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/В.Г. Бабенко, Д. В. Богомолов и др.
М.: Вентана – Граф,2015.
6.Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: пособие для
учащихся общеобразовательных2015
7.Энциклопедия Я познаю мир. Мир зверей.- М.: АСТ «Астрель», 2014.
15

8.Энциклопедия Я познаю мир. Природа. – М.: «астрель», 2014.
9.Я познаю мир. Животные: Дет. энциклопедия/ Авт.-сост. П.Р. Ляхов. – М.: ООО
«Издательство АСТ», 2014.
10. Нидон К. Растения и животные. Руководство для натуралистов. - М.: М

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».