Программа Волшебный мир 34 ч

СОДЕРЖАНИЕ
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ ……..3
1.1. Пояснительная записка …………………………………………………...3
1.2. Цель и задачи программы ………………………………………………...5
1.3. Содержание программы ………………………………………………… .6
Учебный план ……………………………………………………………..6
Содержание учебного плана …………………………………………….8
1.4. Планируемые результаты ………………………………………………. .10
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ .12
2.1. Календарный учебный график …………………………………………... 12
2.2. Условия реализации программы…………………………………………. 13
2.3. Методическое обеспечение……………………………………………… 15
2.4. Формы аттестации ……………………………………………………….. 17
2.5.Диагностический инструментарий (оценочные материалы) …………... 17
2.6. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной
работы …………………………………………………………………………...18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….. 20
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………….. 25
-Приложение 1 «Критерии оценки результативности
обучения
по
дополнительной
образовательной
программе
«Волшебный мир». …………………………………………………………… 25
-Приложение 2 Оценочный лист освоения программы …………………….. 31
-Приложение 3 Принципы составления программы………………………… 32
-Приложение 4 Система деятельности педагога,
направленная на достижения успеха обучающихся ………………………... 33
-Приложение 5 Алгоритм учебного занятия ……………………………….... 36
-Приложение 6 Материалы для контроля освоения
программы «Волшебный мир»………………………………………………. 37
-Приложение 7. Психофизиологические особенности
развития детей в подростковом возрасте. …………………………………….38
-Приложение 8. Правила техники безопасности…………………………….. 44

2

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир» создана
для приобщения подрастающего поколения к различным видам прикладного
искусства.
Данная программа разработана на основе анализа концепций
художественного
образования
и
программ,
представленных
в
общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими
идеями:
- возрождения утраченной в период технократии духовности;
- формирования у обучающихся целостной картины мира;
- развития общей способности к творчеству;
- умение найти свое место в жизни;
Восприятие художественной и практической ценности изделий,
созданных народными умельцами, художниками-дизайнерами и просто
любителями, доступно детям среднего возраста.
Актуальность программы.
Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного
искусства можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания
детей.
Программа реализует идеи личностно ориентированного образования и
обеспечивает становление культуры личности: поддержание и развитие
субъектных свойств ребенка, порождение личностных смыслов учения и
жизни, пробуждение творческого потенциала личности и стимулирование ее к
самостоятельному решению разнообразных возникающих проблем.
В программе «Волшебный мир» широко и многосторонне раскрывается
связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.
Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в
процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает
возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у
обучающихся
изобразительных,
художественно-конструкторских
способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему
занятости свободного времени детей. Способствует развитию творческого
потенциала обучающегося, социализации, посредством полученных знаний,
художественных и жизненно необходимых навыков.
Предполагает целостное восприятие русской культуры, а также духовное,
творческое и эстетическое развитие и самоопределение личности.
Отличительные особенности программы, новизна образовательной
программы состоит прежде всего в том, что учебный материал собран в
несколько самостоятельных тематических модулей. Обучающиеся знакомятся
не с одним видом декоративно-прикладного творчества, а с тремя. Это
позволяет постоянно поддерживать интерес детей к художественному
3

творчеству. Кроме того, освоение множества технологических приемов при
работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного
творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и
способности,
создает
условия
для
развития
инициативности,
изобретательности, гибкости мышления. В течении обучения каждый ребенок
побывает в роли дизайнера, флориста, организатора выставок, научного
исследователя, модельера др.
Развитие творческих способностей детей выступает своеобразной
гарантией социализации личности ребенка в обществе. Программой
предусмотрены творческие проекты, проведение мастер-классов для различных
групп населения, участие в различных акциях, проводимых в социуме.
Работы, выполненные обучающимися по образовательной программе
«Волшебный мир», могут использоваться при проведении благотворительных
акций различных уровней.
Программа направлена на создание предметно-развивающей творческой
среды, удовлетворяющей потребности различных категорий детей: с
нормальной социализацией, одаренных, имеющих проблемы в развитии (ОВЗ)
и предлагает комбинированные формы взаимодействия участников
образовательного процесса
При создании программы учитывались психофизиологические
особенности развития детей в подростковом возрасте (Приложение 7).
Подросток стремиться к тем видам учебной деятельности, которые
делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может
быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными
самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче
осваивает способы действия, когда педагог лишь помогает ему.
Характеристика программы
Направленность программы- художественная
Форма реализации (тип) программы - построена по модульному принципу.
В основу программы положена работа по художественной обработке
различных материалов. Она включает следующие модули:
1. Работа с природным материалом.
2. Волшебный квиллинг.
3. Вышивка атласными лентами.
Распределение модулей в учебном году зависит от уровня подготовки,
способностей обучающихся, изъявивших желание заниматься в творческом
объединении, их предпочтений и заказа родителей (законных представителей).
Допускается вариативность продолжительности обучения по каждому
модулю.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 34 ч. освоения материала.
4

Всего – 34 часа.
Режим занятий :занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа
Тип занятий
Комбинированный, теоретический,
контрольный, исследовательский и т.п.
Форма обучения – очная.

практический,

диагностический,

Адресат программы
Программа разработана для ребят 10-14 лет. Это группа среднего
школьного возраста с относительно постоянным составом обучающихся в
количестве 10-12 человек.
1.2.Цель и задачи программы
Цель формирование художественно-творческих способностей детей
через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности,
развитие эстетических чувств и представлений.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,
изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать
их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
-раскрывать истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою
мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного
искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству
художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках
решений и генерирования идей.
Воспитательные:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание
школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному
искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
5

1.3.Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Количество часов
Теори
я

Практик Всег
а
о

Таблица 1
Форма
контроля,
аттестации

Модуль 1. Флористика (11 часов)
1.1

Введение. Материалы и 1
инструменты
для
изготовления
флористических
работ.
Технология заготовки и
хранения
природного
материала

0

Аранжировка
из 1
сухоцветов. Презентация
«Виды
аранжировок»,
подготовленная
малыми
группами

2

1.3

Индивидуальная
творческая работа

0

5

5

Просмотр и
анализ работ

1.4

Тестовая
контрольная 1
работа по теме «Работа с
природными материалами»
Выставка
работ
из 0
природного материала

0

1

Тестирование

1

1

Участие
выставке

1.2

1.5

1

Устный опрос
Педагогическ
ое
наблюдение

3

Устный опрос
Педагогическ
ое
наблюдение

в

Модуль 2. Волшебный квиллинг (12 часов)
2.1

Введение. Материал —
бумага

1

0

1

Устный опрос

2.2

Конструирование

1

3

4

Просмотр и
анализ работ

2.3

Изготовление цветов в
технике квиллинга

1

2

3

Просмотр и
анализ работ

2.4

Изготовление животных в
технике квиллинга

1

2

3

Просмотр и
анализ работ

6

2.5

Выставка работ
обучающихся,
выполненных в технике
квиллинга.

0

1

1

Участие в
выставке

Модуль 3. Вышивка атласными лентами (11часов)
3.1

Вводное занятие. Техника
безопасности на занятиях
по вышиванию атласными
лентами.

3.2

Искусство декора.
Презентация «История
вышивки лентами»,
подготовленная
обучающимися

3.3

Технология вышивки
лентами

3.4

Вышитые предметы в
интерьере дома.
Самостоятельный выбор
темы работы.

3.6

Итоговая контрольная
1
работа по разделам
программы
«Использование различных
материалов для создания
декоративных работ»

3.7

Итоговая выставка
творческих работ
учащихся. Награждение
победителей.

1

0

1

Устный опрос

1

0

1

Устный опрос
Педагогическ
ое
наблюдение

2

4

6

Устный опрос
Педагогическ
ое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ

0

2

2

Просмотр и
анализ работ

0

1

Тестирование

1

1

Участие в
выставке

0

7

Итого

10

24

34

Cодержание учебного плана
Модуль 1. Флористика (11 часов)
1.Введение. Материалы
флористических работ (1 часа)

и

инструменты

для

изготовления

Теория. Ознакомление с правилами работы в классе. Цели, задачи и
содержание программы. Беседа о русской народной культуре. Просмотр
иллюстраций изделий народных мастеров. Знакомство с правилами
композиционного построения: передача движения, покоя, правила золотого
сечения, передача ритма, симметрия и асимметрия в композиции, равновесие,
выделение композиционного центра. Демонстрация лучших работ учащихся
прошлых лет
1.2 Аранжировка из сухоцветов (3 часа)
Теория. История и основные направления аранжировки. Основные виды
композиций и техника изготовления. Подготовка растительного материала для
сухих букетов. Подбор природного и вспомогательного материала.
последовательность изготовления.
Практика. Подбор материала для букета. Создание букета. Примерные
задания: «Букет ниспадающий и текучий», «Венок», «Композиция в корзине»,
«Бутоньерка», «Гобелен».
1.3 Индивидуальная творческая работа (5 часов).
Практика. Выполнение работы в любом жанре по самостоятельно избранной
теме, разработанному эскизу.
1.4. Тестовая контрольная работа по теме «Работа с природными
материалами» (1 часа)
1.5. Выставка работ обучающихся из природного материала.
Теория. Подведение итогов работы по разделу.
Практика. Подготовка работ к выставке. Организация выставки детских работ.
Модуль 2. Волшебный квиллинг (12 часов).
2.1. Введение. Материал — бумага (1 час).
Теория. Знакомство обучающихся с необходимыми материалами и
инструментами, используемых для работы в технике квиллинга. Как родилась
бумага? История возникновения бумаги. Свойства бумаги. Разнообразие
бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга. Инструктаж по
технике безопасности при работе с инструментами.
8

Практика. Изучение свойств бумаги.
2.2. Конструирование (4 часа).
Теория. Основные базовые формы “капля”, “треугольник”, “долька”,
“квадрат”, “прямоугольник”, «завитки», “спирали в виде стружки”.
Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления.
Примеры различного применения форм.
Практика. Вырезание полосок для квиллинга. Тренировочные упражнения по
изготовлению базовых форм квиллинга. Создание миниатюр с использованием
различных базовых форм.
2.3. Изготовление цветов в технике квиллинга (3 часа).
Теория. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.
Особенности строения листьев и лепестков. Подбор цветовой гаммы.
Практика. Изготовление простых, несложных цветов. Изготовление
бахромчатых цветов. Приемы изготовления более сложных цветов.
Изготовление листиков с продольными жилками.
2.4. Изготовление животных в технике квиллинга (3 часа).
Теория.
Отличительные
свойства
гофрированного
Последовательность создания фигурок животных и птиц.

картона.

Практика. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в
технике квиллинга.
2.5. Выставка работ обучающихся, выполненных в технике
квиллинга (1 час).
Теория. Подведение итогов работы по разделу.
Практика. Подготовка работ к выставке Организация выставки детских работ.
Модуль 3. Вышивка атласными лентами (11 часов)
3.1. Вводное занятие (1 час).
Теория. План работы раздела. Цели и задачи обучения вышивке. Общие
сведения о вышивке. Правила безопасного труда, санитарии и гигиены.
3.2. Искусство декора (1 час).
Теория Презентация «История вышивки лентами», подготовленная
обучающимися. Краткие сведения из истории вышивки лентами с древних
времен до сегодняшних дней. Применение вышивки в народном и современном
костюме. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Холодные, теплые,
хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Контраст. Цветовая
сочетаемость. Цветовое решение составляемой композиции.
3.3. Технология вышивки лентами (6 часов).
Теория. Материалы для вышивки лентами, подготовка их к работе.
Инструменты, приспособления для работы. Виды пялец. Правила заправки
изделия в пяльцы. Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и
уменьшение рисунка. Технология начала работы. Ручные швы, используемые в
9

вышивке лентами. Швы, выполняемые атласными лентами. Многообразие
вариантов. Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании
вышивки. Условные обозначения и рисунки стежков, строчек, швов, узлов,
применяемых в вышивке лентами. Технология выполнения швов: вперед
иголку, назад иголку, шнурок, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с
прикрепом, полупетля с прикрепом, крестообразный, крест, узелки, длинный
стежок, длинный стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная лента,
лента с перехватами вприкреп. Технология выполнения роз: на 5-ти каркасных
нитях, выпуклые, объемные, змейка из закрученной ленты, роза из собранной
ленты, «Дама» (собранная на нитку), «Утренняя заря» (собранная). Роспись
фона.
Практика Подготовка ткани к работе. Заправка ткани в пяльца.
Тренировочные упражнения по переводу рисунка на ткань, увеличению и
уменьшению рисунка. Подготовка материала к работе. Перевод рисунка на
ткань. Выполнение ручных швов, используемых в вышивке лентами. Вышивка
роз. Создание образцов выполнения различных швов. Роспись фона с
использованием красок для ткани, акварельных красок.
3.4. Итоговая контрольная работа по разделам программы
«Использование различных материалов для создания декоративных
работ» (1 час).
Тестирование. Контроль знаний учащихся.
3.5. Выставка творческих работ учащихся (1 час).
Теория. Подведение итогов учебного года.
Практика. Подготовка работ к выставке. Оформление выставки.
1.4.Планируемые результаты
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
- значение занятий декоративно - прикладным искусством в жизни человека;
- виды и свойства материалов, используемых в работе.
- основные виды флористических работ, квиллинга, вышивки лентами и
методику их выполнения;
- технологию заготовки природного материала и его хранение;
- последовательность выполнения работы.
обучающиеся должны уметь:
- подбирать в определённой гамме материал, необходимый для работы в
различных техниках;
- преобразовывать формы живой природы в декоративную форму;
- овладеть способами построения композиции, свободно применять
композиционные средства;
- передавать в работах пространственные отношения;
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- создавать композиции, выполненные в различных техниках (флористические
10

работы, квиллинг, вышивка атласными лентами);
- в процессе работы ориентироваться на качество изделий.
- осуществлять основные операции при работе с иглой и ножницами.
Личностные результаты
- развитое художественно-эстетическое чувство, проявляющееся в
эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или
индивидуального) мастерства;
- позитивная самооценка своих творческих возможностей.
Метапредметные результаты
-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в творческой жизни объединения, центра, района и др.;
-опыт, полученный на занятиях в объединении (умение свободно выражать
свои чувства в работе, самостоятельно заниматься оформлением работы,
правильно использовать художественные навыки), будет востребован в жизни и
поможет чувствовать себя комфортно в любой социальной среде, а также
повлиять на выбор профессии.
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками
при решении различных творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности.

11

II.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.Календарно-учебный график
Календарный учебный график программы «Волшебный мир»
Таблица 2
Время
Место
провед
провед
КолФорма
е
№ Да
ения
Форма
Тема занятия
во
заняти
контроля
п/п та
ния
часов
я
заняти
я
Модуль 1 «Флористика» (11часов)
1
Вводное занятие. 1
Лекция
Устный
Инструктаж
по
с
опрос
ТБ
исполь
зовани
Материалы
и
ем
инструменты для
ИКТ
изготовления
флористических
и
работ
элемен
тами
беседы
2-4
История
и 3
Виртуа
Просмотр
основные
льная
и анализ
направления
экскур
работ
аранжировки.
сия
Основные виды
Практи
композиций
и
ческая
техника
работа
изготовления.
Выполнение
эскиза работы
5-9
Самостоятельный 4
Практи
Просмотр
выбор темы и
ческая
и анализ
вида
работа
работ
деятельности для
индивидуальной
творческой
работы
10
Тестовая
1
Контро
Тестирова
контрольная
льное
ние
работа по теме
«Работа
с
природными
материалами»
12

11

Выставка работ 1
Выстав
из
природного
ка
материала
Модуль 2 «Волшебный квиллинг» ( 12 часов)

Участие в
выставке

12

1
Введение.
Инструменты и
материалы
для
квиллинга.
Правила техники
безопасности.
Волшебные
свойства бумаги.
История
возникновения
технологии
бумагокручения квиллинга

Лекция
с
исполь
зовани
ем
ИКТ

Устный
опрос

1316

Конструирование 4
из
основных
форм квиллинга.

Практи
ческая
работа

Просмотр
и анализ
работ

1718

3
Изготовление
цветов в технике
квиллинга.

Практи
ческая
работа

Просмотр
и анализ
работ

19

Изготовление
животных
технике
квиллинга.

3

Практи
ческая
работа

Просмотр
и анализ
работ

20

2
Коллективные
работы
с
использованием
техники
квиллинга.

Самост
оятель
ная
работа

Педагогич
еское
наблюден
ие

21

Выставка работ 1
обучающихся,

Выстав

Участие в

в

беседа

13

выполненных
технике
квиллинга

в

ка

выставке

Модуль 3 «Вышивка атласными лентами» (11 часов)
22

23

2425

2629

Вводное занятие.
Техника
безопасности на
занятиях
по
вышиванию
шелковыми
лентами
Презентация
«Искусство
декора. История
вышивки
лентами»,
подготовленная
обучающимися.
Цветовая радуга.
Орнаменты
и
символы
в
вышивке
Технология
вышивки
лентами.
Инструменты и
материалы,
необходимые для
вышивки
лентами. Перевод
рисунка на ткань
Технология
начала
работы.
Ручные
швы,
используемые в
вышивке
лентами.
Закрепление
ленты
на
изнаночной
стороне

1

Лекция
с
исполь
зовани
ем
ИКТ
беседа
Доклад
ы
обучаю
щихся

Устный
опрос

2

Рассказ
педагог
а
Практи
ческая
работа

Устный
опрос

4

Рассказ
педагог
а
Практи
ческая
работа

Устный
опрос

1

14

Педагогич
еское
наблюден
ие

3032
33

34

Итого

Вышитые
3
картины
(по
выбору
учащихся).
Итоговое занятие. 1
Контроль знаний
учащихся.
Тестовые задания
к
разделам
программы
Итоговая
1
выставка
творческих работ
учащихся
34

Практи
ческая
работа

Просмотр
и анализ
работ

Контро
льное
занятие

Тестирова
ние

Практи
ческое
занятие

Участие в
выставке

2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое
оснащение
должно
соответствовать
определенным нормам и требованиям.
-кабинет должен быть проветриваемый, содержащий ученические столы с
оборудованными рабочими местами в количестве не менее - 15 штук;
-стол педагога - 1 штука;
-меловая доска - 1 штука;
-компьютер - 1 штука;
-проектор- 1 штука;
-экран – 1 штука;
- коллекция видеороликов и презентаций по модулям образовательной
программы;
-коллекция мастер – классов, разработанных педагогом по модулям
образовательной программы.
- технологические карты, разработанные педагогом по модулям
образовательной программы.
Материально-техническое обеспечение обучающихся.
Материально-техническое обеспечение обучающихся для выполнение
практических работ осуществляется с помощью родителей, спонсоров.
-Материал для основы композиций: плотный картон, гофрированный картон,
тонкая фанера, плита ДВП.
-Материал для фона: черная упаковочная бумага, бархатная бумага, однотонная
ткань (шелк, бархат, сукно, фланель, сатин, мешковина, холст), кора сосны,
березы и других деревьев, декоративный картон, плита ДВП.
-Материал для окантовки картин: черная упаковочная бумага, плотная бумага
серого, темно-коричневого цвета, декоративная бумага, кожа, щелк неярких
цветов, тонкая кожа.
-Калька, копировальная бумага, плотная белая бумага, цветная офисная бумага.
15

-Клей: ПВА, полимерный, «Момент»
-Различные кисти.
-Ткань (х\б или атлас)
-Атласные ленты в ассортименте.
-Нитки, иголки, портновские булавки.
-Ножницы, кусачки
-Канцелярские кнопки
-Линейки
Кадровое обеспечение – педагог, руководитель объединения, реализующий
данную программу владеет следующими профессиональными и личностными
качествами:
- обладает специальным художественно-педагогическим образованием;
- владеет навыками и приёмами организации творческих занятий;
- знает физиологию и психологию детского возраста;
- умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
- умеет создать комфортные условия для успешного развития личности
воспитанников;
- умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников.
2.3. Методическое обеспечение
Формы и методы организации учебного процесса.
При организации учебного процесса используются различные технологии
развивающего и личностно - ориентированного обучения:
- технологии модульного обучения;
- технология проблемного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектного обучения;
- технологии дифференцированного обучения;
- ИКТ
В процессе занятий используются различные формы:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры,
праздники, конкурсы, соревнования, творческие проекты и другие.
А также различные методы:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,
показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
16

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и
другие.
В основу программы положены принципы: полифоничности,
научности, наглядности, системности и преемственности, синкретичности,
содеятельности и сотворчества и др. (Приложение 3. Принципы составления
программы «Волшебный мир»)
Разработана система деятельности педагога, направленная на достижения
успеха воспитанников (Приложение 4. Система деятельности педагога,
направленная на достижения успеха обучающихся. Таблица 5)
Алгоритм проведения занятия в Приложении 5. Таблица 6.
2.4.Формы аттестации
Для отслеживания ожидаемых результатов достижений каждого ребёнка
используются следующие способы диагностики:
- педагогическое наблюдение;
- анализ творческих работ,
- анализ участия обучающихся в выставках, презентациях, конкурсах.
Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной
программе используются следующие формы контроля:
- начальный контроль (сентябрь);
- текущий контроль (в течение всего учебного года);
-промежуточный контроль (октябрь, декабрь, март)
-итоговый контроль (май).
Формами аттестации являются:
- анализ творческих работ;
- самоанализ учащимися своих творческих работ;
- выполнение и защита творческой работы (конкурсные мероприятия
различного уровня),
- самостоятельная работа.
- тестирование
Оценка результатов обучения происходит согласно определенным
показателям «Критерии оценки результативности обучения по дополнительной
образовательной программе «Волшебный мир» (Приложение 1 «Критерии
оценки результативности обучения по дополнительной образовательной
программе «Волшебный мир». Таблица 1)
Результаты освоения программы заносятся в диагностические карты
(Приложение 2 Оценочный лист освоения программы «Волшебный мир».
Таблица 4).
2.5. Диагностический инструментарий
Для оценки результативности выполнения программы осуществляется
мониторинг учебной деятельности в форме вводного, текущего,
промежуточного и итогового видов контроля.
17

Вводный контроль осуществляется в начале учебного год Вводный
контроль дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При его
проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая
беседа для выявления начальных знаний, навыков и умений.
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия с целью проверки
усвоения прошедшего материала и выявления пробелов в знаниях
обучающихся. При его проведении используются такие формы, как
теоретический диалог, фронтальный опрос, устный опрос, практическая и
самостоятельная работа по изготовлению изделий.
Промежуточный контроль осуществляется по мере прохождения раздела
и подготавливает обучающихся к контрольным занятиям. Здесь используются
следующие формы – тестирование и контрольная работа (карточки-задания и
выполнение изделий по предложенным схемам и самостоятельно
разработанным эскизам). Данный вид контроля также предусматривает
участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества
разного уровня.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года по сумме
показателей за время обучения и предусматривает выполнение комплексной
работы, включающей изготовление изделия по предложенной схеме и
творческую работу по собственным эскизам. К формам данного контроля
относят: открытое занятие для родителей, презентацию творческих работ,
самоанализ.
Разработаны «Критерии оценки результативности обучения по
дополнительной образовательной программе творческого объединения
«Волшебный мир» Приложение 1 «Критерии оценки результативности
обучения по дополнительной образовательной программе «Волшебный мир».
Таблица 1) Результаты заносятся в «Оценочный лист» (Приложение 2
Оценочный лист освоения программы «Волшебный мир». Таблица 4)
Материалы для контроля освоения программы «Волшебный мир»
представлены в Приложении 6.
2.6.

Рабочая программа воспитания. Календарный план
воспитательной работы
Цель воспитательного процесса. Развитие мотивации личности к познанию и
творчеству, создание благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения
неповторимости раскрытия его потенциальных способностей.
Задачи воспитательного процесса
формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

18

воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и
культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при
соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих моральноволевых качеств.
Планируемые результаты. В результате освоения воспитательной программы
ребенок должен:
-различать основные проявления добра и зла, принимать и уважать ценности
семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность
за свои действия и поведение;
-освоить основы речевой культуры;
-быть дружелюбным и доброжелательным, умеющим слушать и слышать
собеседника, способным взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на
основе общих интересов и дел;
- быть любознательным, наблюдательным, испытывающим потребность в
творческом самовыражении, проявляющим активность, самостоятельность,
инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной видах деятельности
и в самообслуживании.
Приоритетные направления воспитания.
Общекультурное направление: (гражданско-патриотическое воспитание,
приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание);
Духовно-нравственное направление: (нравственно-эстетическое воспитание,
семейное воспитание);
Здоровьесберегающее направление: (физическое воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасностьжизнедеятельности);
Общеинтеллектуальное направление: (популяризация научных знаний,
проектная деятельность);
Социальное направление: (трудовое).
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия.
Виды деятельности:
-игровая (мотивационная игровая ситуация занятия)
-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
-восприятие художественной литературы и фольклора;
-музыкальная (музыкальное сопровождение творческой деятельности)
-двигательная (взаимодействие с художественными материалами) формы
активности ребенка.
Формы организации деятельности:
- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток,
таблиц, презентаций, наглядных пособий; показ способов действия с
инструментами и материалами;
19

- беседа/разговор;
- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы)
- объяснение способов действия с инструментами и материалами;
- анализ выполненных работ;
- непосредственно творческий процесс
- сюрпризные моменты, игровые ситуации; пальчиковые игры, динамические
упражнения;
- сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
- экспериментирование с различными художественными материалами;
- экскурсия, экспедиция, ярмарка;
- выставки лучших работ, использование работ в оформлении кабинета.
Методологическую базу воспитательной системы составляют следующие
подходы:
Системный подход. Сущность подхода заключается в системном видении
педагогических явлений и процессов, в различении отдельных компонентов
системы и установлении между ними связей, в оценке результатов их
взаимодействия и построении связей с другими внешними системами.
Личностно-ориентированный подход. Сущность подхода заключается в
методологической ориентации педагогической деятельности, которая позволяет
посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов
действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и
самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой
индивидуальности. Этот подход связан с устремлением педагога содействовать
развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств.
Средовой подход предполагает использование окружающей социальной среды,
ее культурных и социальных объектов для гармоничного развития личности
ребенка и воспитания гражданственности.
Рефлексивный подход позволяет использовать приемы рефлексии для
формирования у ребенка потребности осуществлять самооценку своих
отношений, результатов деятельности путем сравнения этих оценок с оценками
окружающих людей, а также для дальнейшего корректирования собственной
позиции.

Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
2

Название мероприятия
Традиционные мероприятия
День открытых дверей (выставка творческих работ,
проведение мастер-классов)
Экологическое воспитание
Беседа «Берегите нашу Планету!»
20

Таблица 4

Месяц проведения
1 неделя обучения
5 неделя обучения

3
4
5

Здоровый образ жизни
Беседа «Твое здоровье-в твоих руках»
Патриотическое воспитание
Беседа «Я гражданин России»
Эстетическое воспитание
Беседа «В мире изобразительного искусства»

9 неделя обучения
13 неделя обучения
15 неделя обучения

Мероприятия, направленные на профилактику безнадзорности, наркомании и
правонарушений
6
Беседа «Правила ПДД»
3 неделя обучения
7
Беседа по профилактике наркомании «Умей сказать
7 неделя обучения
НЕТ!»
8
Беседа «Безопасность в быту»
11 неделя обучения

21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, использованной педагогом при написании
дополнительной общеобразовательной программы:
1. Конституция Российской Федерации (с поправками от 04.07.2020);
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273);
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.);
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(рзд.VI.Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»):
10. Устав МБОУ ДО ЦВР Кашарского района.
Интернет-ресурсы:
1. ped- kopilka.ru
2. www.olesya-emelyanova.ru
3. giznyata.ru
4. domnaraduge.com/figurki-iz-folgi
5. masterclassy.ru
Нормативно-правовая база:
- Конституция Российской Федерации (с поправками от 04.07.2020);

22

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Устав МБОУ ДО ЦВР Кашарского района.
Методическая литература:
1.Букина, Светлана. Квиллинг [Текст]: шаг вперед / С. Букина, М. Букин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 94 с.: цв. ил.; 21x21 см. - (Город мастеров).;
ISBN 978-5-222-18625-1
2.Быстрицкая, Александра Ильинична. Бумажная филигрань / Александра
Быстрицкая. - 2-е изд. - Москва: Айрис-пресс, 2008. - 127 с., [7] л. цв. ил.: ил.;
24 см. - (Внимание: дети!).; ISBN 978-5-8112-3434-9
3.Вышивка лентами / [пер. с англ. В. В. Афанасова]. - Москва: Ниола-Пресс,
2007. - 131 с.: цв. ил.; 25 см. - (Школа вышивки).; ISBN 978-5-366-00160-1 (В
пер.)
4.Первушина, Ольга Максимовна. Природа и творчество: В помощь
начинающим флористам / О. М. Первушина, В. Г. Столбова. - Пермь: Кн. издво, 1990. - 221, [1] с., [16] л. ил.: ил.; 17 см. - (Домаш. вечера); ISBN 5-76250082-9: 85 к.
5.Уолтер, Хелен. Узоры из бумажных лент / Хелен Уолтер; [пер. с англ. Ю. Л.
Плискина]. - Москва: Ниола-Пресс, 2006. - 111 с: табл., цв. ил.; 24 см.; ISBN 5366-00041-6
6.Чиотти, Донателла. Вышивка шелковыми лентами [Текст]: [техника, приемы,
изделия: энциклопедия] / [Д. Чотти; пер. с итал. Сухановой Н. М.]. - Москва:
АСТ-Пресс, 2014. - 95 с.: цв. ил.; 27 см. - (Золотая библиотека увлечений)
(Хоббитека).; ISBN 978-5-462-01496-3 (в пер.)

23

7.Шкицкая, Ирина Олеговна. Картинки из сухих цветов / И. О. Шкицкая. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 109, [1] с., [4] л. цв. ил.; 20 см. - (Город
мастеров).; ISBN 978-5-222-16482-2

24

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
«Критерии оценки результативности обучения по дополнительной
образовательной программе творческого объединения «Волшебный мир»
Показатели
(оцениваемые Критерии
параметры)

Таблица 3
Степень выраженности Оценка
оцениваемого качества

1. Теоретическая подготовка обучающегося.
1.1.Теоретичес Соответствие Недостаточный
Неудовлетво
кие знания
теоретически уровень
рительно (2 б
знаний
Ребенок овладел мене
обучающегос чем половиной объема
программным знаний, умений и
требованиям навыков,
предусмотренных
программой.
Средний уровень Удовлетвори
Объем усвоенных
тельно (3 б.)
знаний составляет боле
половины объема
знаний, умений и
навыков,
предусмотренных
программой.
Достаточный
Хорошо (4 б)
уровень Ребенок
освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период
Оптимальный
Отлично (5 б.
уровень
Ребенок полностью
овладел знаниями,
умениями и навыками,
заложенными в
программе, имеет
высокие достижения
(дипломы, грамоты
25

Методы
диагностики

Педагогическо
е наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос и др.

различного уровня)
1.2. Владение Осмысленнос Недостаточный
Неудовлетво
специальной
ьи
уровень Ребенок
рительно (2 б
терминологией правильность избегает употреблять
использовани специальные термины
я специально Средний уровень Удовлетвори
терминологииРебенок сочетает
тельно (3 б.)
специальную
терминологию с
бытовой.
Достаточный
Хорошо (4 б)
уровень
Специальные термины
употребляет
осознанно.
Оптимальный
Отлично (5 б.
уровень
Специальные термины
употребляет осознанно
и в полном
соответствии с их
содержанием.
2.Практическая подготовка ребенка
2.1.
Соответствие Недостаточный
Неудовлетво
Практические практических уровень
рительно (2 б
умения и
умений и
Ребенок овладел мене
навыки,
навыков
чем половиной
предусмотренны программным предусмотренных
е
требованиям умений и навыков
Средний уровень Удовлетвори
программой
Объем усвоенных
тельно (3 б.)
умений и навыков
составляет более
половины
предусмотренных
программой умений и
навыков.
Достаточный
Хорошо (4 б)
уровень
Учащийся овладел
практически всеми
умениями и навыками
предусмотренными
программой за
26

Педагогическо
е наблюдение,
собеседование

Педагогическо
е наблюдение,
контрольное
задание

конкретный период
Оптимальный
Отлично (5 б.
уровень
Ребенок полностью
овладел знаниями,
умениями и навыками,
заложенными в
программе, имеет
высокие достижения
(дипломы, грамоты
различного уровня).
2.2. Владение Отсутствие Недостаточный
Неудовлетво
затруднений в уровень
рительно (2 б
различными
использовани Учащийся испытывает
художественным и материалов серьезные затруднения
и материалами и и
в выборе
инструментами инструментов художественных
материалов и
инструментов, в их
использовании
Средний уровень Удовлетвори
Работает с различными тельно (3 б.)
материалами
инструментами с
помощью педагога.
Достаточный
Хорошо (4 б)
уровень
Работает различными
материалами и
инструментами
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей
Оптимальный
Отлично (5 б.
уровень
Работает различными
материалами и
инструментами
самостоятельно, не
испытывая трудностей
Недостаточный
Неудовлетво
2.3. Творческие Креативность уровень
рительно (2 б
навыки
в выполнении Креативность в работа
практических отсутствует
27

Педагогическо
е наблюдение,
контрольное
задание

Педагогическо
е наблюдение

Средний уровень Удовлетвори
В работах
тельно (3 б.)
проявляется
начальный
(элементарный)
уровень развития
креативности.
Учащийся в состоянии
выполнять лишь
простейшие
практические задания
педагога
Достаточный уровень
Работы выполняются Хорошо (4 б)
на репродуктивном
уровне. Ребенок
выполняет в основном
задания на основе
образца
Оптимальный
Отлично (5 б.
уровень
Творческий
уровень. Выполняет
практические задания с
элементами творчества
Недостаточный
Неудовлетво Педагогическо
Способность уровень
рительно
е наблюдение
проявлять
Проявления
(2 б)
воображение творческого
практической воображения
деятельности практически незаметны
Средний уровень. Удовлетвори
Проявляет творческое тельно (3 б.)
воображение в случае,
если педагог оказываю
соответствующую
помощь.
Достаточный
уровень. Способен к Хорошо (4 б)
выполнению
творческих заданий
самостоятельно
Оптимальный
Отлично (5 б.
уровень
заданий

2.4. Развитие
воображения

28

Проявляет
воображение при
выполнении всех
творческих заданий.
3. Общеучебные умения и навыки обучающегося.
Недостаточный
3.1. УчебноАдекватность уровень.
коммуникативнывосприятия Ребенок испытывает
е умения: умени информации, затруднения при
слушать и
идущей от
работе, нуждается в
слышать
педагога
постоянной помощи и
педагога
контроле педагога
Средний уровень.
Умеет слушать и
выполняет задания,
данные педагогом.
Обращается за
помощью при
необходимости.

3.2.Умение
организовать
свое рабочее
место

Достаточный
уровень.
Большую часть задани
выполняет
самостоятельно
Оптимальный
уровень.
Работает
самостоятельно
Недостаточный
Способность уровень.
самостоятельнУчащийся испытывает
о готовить
затруднения в
свое рабочее организации своей
место к
деятельности и
деятельности рабочего места,
и убирать его нуждается в
за собой
постоянной помощи и
контроле педагога.
Освоил менее чем
половины правил
техники безопасности
Средний уровень.
29

Неудовлетво Педагогическо
рительно
е наблюдение
(2 б)
Собеседование

Удовлетвори
тельно (3 б.)

Хорошо (4 б)

Отлично (5 б.
Неудовлетво Педагогическо
рительно (2 б е наблюдение

Удовлетвори

Умеет организовать тельно (3 б.)
свою деятельность при
помощи педагога.
Освоил более половины
правил техники
безопасности
Достаточный
Хорошо (4 б)
уровень.
Самостоятельно может
подготовиться к
выполнению
различных заданий.
Знает и выполняет
основные правила
техники безопасности
Оптимальный
Отлично (5 б.
уровень.
Самостоятельно
готовится ко всем
занятиям.
Строго соблюдает
правила техники
безопасности, следит з
соблюдением техники
безопасности другими
воспитанниками

30

Приложение 2
Оценочный лист освоения программы «Волшебный мир»
Таблица 4

№ ФИ
Теоретическая
п/п обучаю подготовка
ще
обучающегося.
гося
Теорети Владе
чекие
ние спе
знания циаль
ной
терми
но
логией

Практическая
подготовка ребенка
Практи
ческие
умения и
навыки,
преду
смот
ренные
програм
мой

Владе Твор
ние
ческие
различ навыки
ными
худо
жествен
ными
мате
риа
лами
и инст
ру
ментами

Итоговый балл:
Неудовлетворительно – до 16 баллов
Удовлетворительно – 17-24 балла
Хорошо – 25-32 балла
Отлично – 33-40 баллов

31

Общеучебные
умения
и навыки .

Разви
тие
вооб
раже
ния

Учебно
-комму
ника
тивные
умения:
умение
слу
шать
и слы
шать
педа
гога

Уме
ние
орга
ни
зовать
свое
рабо
чее
место

Ито
го
вый
балл

Приложение 3
Принципы составления программы «Волшебный мир»
Принцип полифоничности Включение в программу произведений разных
эпох, стилей и направлений в качестве стимулирующего материала в
образовательный
процесс,
направленный
на
развитие
детского
художественного творчества.
Принцип научности. Преподаваемый теоретический материал носит научный
характер, включает доступные и понятные термины.
Принцип ценности и самоценности. Детские работы уникальны и
оригинальны, они обладают определенной ценностью для самого ребенка и для
его близких. Сам процесс детского творчества тоже ценен, поскольку позволяет
взрослым увидеть внутренний мир детей, узнать об их впечатлениях,
переживаниях, проблемах и об их отношении к окружающему миру.
Принцип системности и преемственности.
Приобретение и накопление знаний, умений, навыков, впечатлений в процессе
овладения различными техниками обработки материала должно носить
системный характер: учебные темы располагаются последовательно, опираются
на знания, приобретѐнные ранее.
Принцип синкретичности.В рамках одной образовательной программы дети
занимаются разными видами художественного творчества. В процессе
выполнения одной работы они используют разные техники и приемы.
Принцип природосообразности. Педагогические технологии должны
соответствовать возрасту детей, уровню их творческого развития, этапу
обучения и изучаемым темам.
Принцип
индивидуальности.
Осуществление
индивидуальнодифференцированного подхода к развитию детского художественного
творчества, который заключается в подборе разноуровневых заданий,
соотносимых с возможностями, способностями и учете психологических
особенностей характера и физиологии
Принцип наглядности. Наглядность - одно из важнейших условий методики
проведения занятий. Допускается использование учащимися для изучения
образцов изделий, выполненных народными умельцами и другими учащимися.
При работе по образцам вместе с профессиональными навыками развивается и
художественный вкус. Это могут быть сами изделия, репродукции, альбомы,
слайды, комплекты наглядных пособий по изобразительному и декоративноприкладному искусству.
Принцип содеятельности и сотворчества. Необходима совместная творческая
деятельность детей друг с другом, с педагогом и родителями. В совместном
творчестве дети учатся учитывать мнение других, оказывать помощь в сложных
ситуациях.
Принцип толерантности. Воспитание у детей уважения к традициям других
культур, народов, наций. Знакомство с мировым изобразительным
декоративным искусством.
32

Приложение 4
Система деятельности педагога, направленная на достижения успеха
обучающихся
Таблица 5
Наименование действи Используемые приемы и
средства
Мотивация ребенка на Выставки работ
освоение нового и
выпускников прошлых лет,
интересного для него видеоматериалы
вида деятельности
Педагогическая
Входные анкеты, тесты,
диагностика начального владение рабочими
уровня знаний
инструментами, беседы с
обучающимся
и умений
обучающегося

Предполагаемый
результат
Формирование желания
заниматься понравившимс
видом деятельности

Снятие страха перед
предстоящей
деятельностью,
освобождение ребенка
от зажатости, вхождение
его в мир культуры
Прогнозирование
Демонстрация готовых
Выстраивание
воспитательного
изделий-образцов,
перспективы
процесса
деятельности ребенка в
возможностей их
объединении,
использования в быту и
корректировка учебной
повседневной жизни
программы
Определение содержани Изготовление изделий
Создание воспитаннику
учебно-воспитательного совместно с обучающимся, мотивации успеха
процесса
инструктаж педагога с
опорой на культурные на
достижения народа
Постановка
Педагогическая поддержка Самоопределение
воспитательных задач (авансирование,
обучающегося и педагога
поощрение)
предстоящей деятельности
Планирование
Составление плана работы Осознание обучающимся
конкретной
обучающимися, выбор фор «себя», как члена
деятельности в учебно- взаимодействия с другими большой мастерской,
воспитательном
определение
объединениями
процессе
перспективы,
самореализации в
индивидуальной и
совместной
деятельности

33

Выбор воспитательных Скрытая помощь
Укрепление уверенности
форм и методов
педагога и «коллег по
ребенка в себе, в своих
объединению», одобрение, силах и возможностях.
доверие, поощрение
Развитие умения
индивидуальной
сопереживать и
исключительности,
сочувствовать другому
человеку
перенос
внимания с целого на
детали « изюминка» в
каждой работе
Организация и
Педагогическая оценка
Создание
проведение учебнопроцесса деятельности
психологической почвы
воспитательных
обучающегося. Постоянное и стимулирование
занятий
усложнение и повышение самовоспитания
требовательности к
обучающегося.
обучающемуся в ходе
Укрепление веры в
совместной деятельности. успешное завершение
дела,
Перенос внимания на
социально-значимый
нацеливание на желание
результат. Изготовление творить добро. Развитие
подарков
творческой
активности обучающегося
(желание творить, искать
новое, создавать
творческие
работы). Помощь
каждому воспитаннику
найти
свое место в итоговом
общем
деле.
Организация и
Выставки, конкурсы,
Самоопределение
проведение общего
участие в конкурснообучающегося в выборе
итогового дела
игровых мероприятиях.
роли в общем деле
(генератор идей, мастер,
активный участник,
активный зритель) с целью
наивысшей
самореализации
и достижения успеха.

34

Анализ и оценка
воспитательной
деятельности

Коррекция
воспитательного
процесса

Подведение итогов,
анкетирование, выдача
наград, фотографирование
авторов лучших работ,
благодарственные письма
родителям.
Анализ педагогом
собственной деятельности,
корректировка учебной
программы

35

Закрепление позитивных
качеств воспитанника,
нацеленность его на
дальнейшие занятия
полюбившимся делом,
обучение других.
Рост профессионального
мастерства педагога

Алгоритм учебного занятия
Блоки
Подготовительный

№п\п
1
2
3

Приложение 5
Таблица 6

Этап учебного занятия
Организационный
Проверочный
Основной
Подготовительный
(подготовка к новому содержанию)
4
Усвоение новых знаний и способов действий
5
Первичная проверка понимания изученного
6
Закрепление новых знаний, способов действий
и их применение
7
Обобщение и систематизация знаний
8
Контрольный
Итоговый
9
Итоговый
10
Рефлексивный
11
Информационный
Структура занятия по изучению нового материала
1.Организационный момент (3 мин.)
-организация рабочего места, подготовка материалов, инструментов.
2.Повторение изученного материала (7 мин.)
-опрос обучающихся.
3.Новая тема. Теоретическая часть (10 мин.)
-объявление темы;
-историческая информация (сообщения, рефераты, рассказ педагога),
материаловедение;
-демонстрация изделий (рисунки, фотографии, изделия);
-анализ изделий;
-знакомство с технологией работы.
4.Закрепление. Практическая часть. (20 мин.):
-разработка эскизов;
-подготовка и обработка материалов;
-практическое выполнение работы
5.Подведение итогов: (5 мин.)
-анализ работ;
-выставки лучших работ.

36

Приложение 6
Материалы для контроля освоения программы «Волшебный мир».
1.Задания для практической работы по теме «Вышивка атласными
лентами»»
1 вариант.
Вышейте на ткани изученные виды швов.
2 вариант
Используя изученные виды швов, выполните небольшую миниатюру «Цветы»
2.Контрольная работа «Этапы работы по подготовке природного
материала для изготовления сувениров» (устный опрос).
1.Назовите материалы, которые используются для создания сувениров
-из природного материала;
2.Назовите инструменты, которыми мы пользуемся при работе:
-с природным материалом
3. Какие способы сушки природного материала вы знаете?
5.Перечислите основные этапы работы по изготовлению панно из
природного материала.
9.Расскажите о правилах хранения готовых изделий из природного материала
3.Контрольное занятие по модулю «Флористика»
Тема занятия: Изготовление корзины с цветами «Цветочная поляна».
Форма проведения – коллективная практическая работа.
Задание для обучающихся:
1.Обговорите между собой, какие цветы будете создавать для цветочной
поляны.
2. Распределите между собой объекты.
3. Выполните свою часть работы.
4. Соедините сделанные вами цветы в корзине.
4.Задания для практической работы по модулю «Волшебный квиллинг»
1.Разделитесь на 3 группы.
2. Определите тему своей работы
А) Выберите тему, из предложенных педагогом.
Б) Тему определите самостоятельно
3.Выполните практическую работу
Темы для практической работы, предложенные преподавателем:
1.Подготовить коллекцию основных базовых форм, используемых в квиллинге.
2. Выполните отдельные цветы
3.Выполните плоскостную миниатюру (тему определите самостоятельно)
4.Выполните объемные цветы.

37

Приложение7
Психофизиологические особенности развития детей в подростковом
возрасте.
Справочник психолога средней школы О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто.
Согласно многим периодизациям психического развития личности,
подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 1415 лет – периодом между детством и юностью. Это один из наиболее
кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих
компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными
половым созреванием.
Контингент школьников подросткового возраста – это ученики средних
классов. Обучение и развитие в средней школе специфически отличается от
таковых в младшей школе (появляется много новых предметов, учителей и др.).
К тому же эту специфичность придает и сама «кризисность» возраста.
Рассмотрим основные особенности и задачи развития подростка.
Подростничество традиционно делится на две фазы: негативную (собственно
критическую) – младший подростковый возраст (11-13 лет), и позитивную –
старший подростковый возраст (13-15 лет).
По внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом
возрасте ничем не отличается от таковой в детстве. Социальный статус
подростка остается прежним. Все подростки продолжают учиться в школе и
находятся на иждивении родителей или государства. Отличия отражаются
скорее во внутреннем содержании. Иначе расставляются акценты: семья, школа
и сверстники приобретают новые значения и смыслы.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что
между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в
отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую»
позицию.
Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и
психологически, и социально. Он объективно не может включиться во
взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослым права.
Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике,
в манерах.
Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости
возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому,
представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта
субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием
младшего подросткового возраста.
Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается
подростковая тенденция к взрослости: стремление быть, казаться и считаться
взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не
находит отклика у окружающих (Кулагина И.Ю. «Возрастная психология
(развитие ребенка от рождения до 17 лет)», учебное пособие, 4-е изд-е, - М.:
«УРАО», 1998).
38

К старшему подростковому возрасту взрослый для ребенка начинает
играть роль помощника и наставника. В учителях ребята начинают ценить не
только личностные качества, но и профессионализм, разумную
требовательность.
Стремление к взрослости и самостоятельности подростка часто
сталкивается с неготовностью, нежеланием или даже неспособностью взрослых
(прежде всего – родителей) понять и принять это. Особенно характерен в этом
отношении младший подростковый возраст.
Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение
от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет
глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо
сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают
огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на
определенный период времени становится очень сильным. В отношениях со
сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений,
проходят особую школу социальных отношений. В своей среде,
взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя. В процессе
общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания,
взаимодействия и взаимовлияния.
Стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в
семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование
стиля отношений подростка к другим людям, в частности сверстникам.
Авторитарный тип семейного воспитания приводит к тому, что подросток, где,
как ему кажется, он ненаказуем, жестко общается со сверстниками, явно
демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных
местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив,
или расхлябанно дурашлив и неуважителен. Подросток из семьи с
попустительским стилем воспитания в своем поведении со сверстниками
зависим от других, от внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную
группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого
поведения. Демократический тип воспитания наилучшим образом влияет на
формирование отношений со сверстниками. Этот стиль в наибольшей степени
способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и
социальной ответственности (Мухина В.С. Возрастная психология:
феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997.;
Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов
факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100
и 020400 — «Психология». 2-е изд. М.: Российское психологическое общество,
1998).
К старшему подростковому возрасту, расстановка акцентов вновь
изменяется. Так, подросток к 13-15 годам уже становится более взрослым,
ответственным. Начинает разрушаться внутригрупповое общение со
сверстниками, происходит углубление и дифференциация дружеских связей на
основе эмоциональной, интеллектуальной близости подростков (Психология
39

человека от рождения до смерти. /под общ. ред. А.А. Реана – СПб.: «ПраймЕВРОЗНАК», 2002).
В начале отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к
школе и к учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был
психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в
большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками.
Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в
отрочестве (Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество. М.: «Академия», 1997, с. 356).
Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и
учебную деятельность. Подросток, подрастая, уже готов к тем видам учебной
деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах.
Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка
становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это
импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь
помогает ему.
Важным стимулом к учению младших подростков является стремление
занять определенное положение в классе, добиться признания сверстников. При
этом для подростка продолжают иметь значение оценки, так как высокая
оценка дает возможность подтвердить свои способности. В старшем отрочестве
многие
подростки
испытывают
потребность
в
профессиональном
самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое
место в жизни. Поэтому стимулом к учению у них может выступать и
истинный интерес к предмету, и прагматическая цель – необходимость знания
определенных предметов для поступления в другие учебные заведения
(Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество. М.: «Академия», 1997, с. 359).
Учебная деятельность, а также трудовая и общественно-организационная
объединяются в общественно значимую деятельность, которая, по мнению В.В.
Давыдова, становится ведущей в подростковом возрасте. Осознавая
социальную значимость собственного участия в реализации этих видов
деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают
средства общения друг с другом. Активное осуществление общественно
значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении
со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности,
самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу (Еникеев
М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Изд-во гр.
НОРМА-ИНФА М, 2000).
В деятельности общения, а также общественно значимой деятельности
происходят и возрастные психологические изменения у подростка.
Так, развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретает
способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям (стадия формальных
операций по Ж. Пиаже), которые мало доступны детям более младшего
возраста. Часто период становления этой способности характеризуется
40

феноменом теоретизирования. Задача школьного психолога – показать
учителям и родителям значимость этого феномена для личностного развития
подростков. Это связано с тем, «что он совпадает с периодом развития
самосознания. В это время подростки и юноши начинают активно
интересоваться проблемами общения, самосовершенствования, поиска смысла
жизни, социальной справедливости и т. д. Нередко они выходят на уровень
анализа вечных философских истин, не находя решения вопросов, стоящих
перед ними» (Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для
студентов факультетов психологии высших учебных заведений по
специальностям 52100 и 020400 – «Психология». 2-е изд. М.: Российское
психологическое общество, 1998, с. 18).
Школьный психолог сталкивается иногда со значительными
трудностями, когда явление теоретизирования необходимо отличить от
симптоматики, свидетельствующей о психическом заболевании. В этом случае
необходима консультация подростка у психоневролога. По данным психиатров,
в подростковом возрасте нередко возникает шизофрения. Как отличить
феномен теоретизирования от нарушения мышления при шизофрении?
Нарушения мышления при шизофрении проявляются не только в резонерстве и
повышенной рефлексии. При ней наблюдается ряд других явлений –
разорванность мысли, логические соскальзывания, вычурность рассуждений,
паралогизм, опора в рассуждениях на случайные, странные ассоциации,
аутичность мышления, наплыв мыслей, остановка мыслей и т.д. Одновременно
определенные нарушения затрагивают и другие сферы личности. Наблюдаются
парадоксальность поступков, наличие странных интересов, эмоциональная
уплотненность и прочее.
В подростковом возрасте качественным преобразованиям подвергается
личность ребенка: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки,
формируется чувство взрослости и др.
Развитие рефлексии характеризуется повышенной склонностью к
самонаблюдению. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других. На
основе рефлексии развивается самосознание – главная черта психологии
подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста.
Одной из форм проявления самосознания является чувство взрослости –
стремление быть и считаться взрослым. Важным показателем чувства
взрослости является наличие у подростков собственной линии поведения,
определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие
взрослых, что часто приводит к конфликтам в семье.
У подростка также происходит формирование «Я-концепции» – системы
внутренне согласованных представлений о себе. При этом процесс
формирования
«образа-Я»
сопровождается
сильным
аффективным
переживанием. Особого внимания заслуживает эмоциональный компонент
самооценки подростка. Развитие самооценки связано с анализом своих
переживаний, обусловленных как внешними, так и внутренними стимулами:
собственными мыслями, ожиданиями, установками. Впервые подростки, изучая
41

свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они уникальны
и неповторимы. Подобные мысли повышают у них обостренное чувство
одиночества. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью,
представление о себе стабилизируется и образует целостную систему – «Яконцепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в
старшем школьном возрасте. Но в любом случае это важнейший этап в
развитии самосознания.
В подростковом возрасте происходит развитие интересов. Однако они
еще неустойчивы и разноплановы. Для подростков характерно стремление к
новизне. Так называемая сенсорная жажда – потребность в получении новых
ощущений, с одной стороны, способствует развитию любознательности, с
другой – быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном
его изучении.
Практика показывает, что лишь у незначительного числа учащихся
средних классов интересы перерастают в стойкие увлечения, которые затем
развиваются в старших классах в период профессионального самоопределения.
Часто виной тому является поведение родителей, которые не способствуют
развитию стойких интересов у своих детей: подтрунивают над ними, когда у
тех что-то не получается, внушают ребенку, что у него нет способностей к тому
делу, которое его интересует.
Просветительская работа школьного психолога среди родителей способна
помочь их детям сориентироваться в своих интересах для дальнейшего их
развития.
Эмоциональная сфера подростков характеризуется поношенной
чувствительностью. У младших подростков повышается тревожность в сфере
общения со сверстниками, у старших – со взрослыми (Кон И.С. Психология
старшеклассника: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980).
Типичными чертами подростков также являются раздражительность и
возбудимость, эмоциональная лабильность. Особенно это характерно для
младших подростков, переживающих пубертатный кризис. Эмоции подростков
более глубокие и сильные, чем у детей младшего школьного возраста.
Особенно сильные эмоции вызывает у подростков их внешность. Повышенный
интерес подростков к своей внешности составляет часть психосексуального
развития ребенка в этом возрасте.
Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что
подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения
человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей.
В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает
сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению
многих психологов, является центральным новообразованием подросткового
возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая
деятельность. И из-за непонимания родителями детей возникают конфликты в
общении. В связи с этим возникает неудовлетворенность в общении, которая
компенсируется в общении со сверстниками, авторитет которых играет очень
42

значимую роль. Возникает потребность в достойном положении в коллективе
сверстников, стремление обзавестись верным другом, отвращение к
необоснованным запретам. Подросток становится восприимчивым к промахам
учителя. Кроме того, у него ярко выражена эмоциональность. Подросток ищет
ответ на вопрос: каков он среди других, насколько он похож на них.
Психологические задачи подростков этого возраста могут быть
определены как задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной,
психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и
социальной. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей
удовлетворения шести основных потребностей: физиологической потребности,
дающей импульс физической и сексуальной активности подростков;
потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к
группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в
привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей;
наконец, потребности в самореализации и развитии собственного Я (Возрастнопсихологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений/Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А.
Карабанова и др. – М.: Издательский Центр «Академия», 2002).

43

Приложение 8.

Правила техники безопасности.
Инструкция по технике безопасности при использовании различных
инструментов и оборудования для ручных работ.
1.Общие требования.
1. Рабочее место должно быть хорошо освещено.
2. Работу начинать с разрешения педагога.
3. С острыми и колющими предметами (карандаш, кисточка, ножницы, кнопки,
нож, шило) работать, сидя за столом.
4.Пользоваться только исправными инструментами и приспособлениями;
5. Правильно организуй рабочее место: с правой стороны, на расстоянии не
дальше вытянутой руки баночка с водой. Краски, кисти, тряпочка с левой
стороны.
6. Не оставлять кисточку в воде.
7. Содержать рабочее место на протяжении всего занятия в порядке и чистоте.
8. Инструменты использовать по назначению.
9. Краски хранить в темном месте в плотно закрытой таре.
10. Пыль оттряхивать тряпочкой или щеткой.
11. Сначала обдумай последовательность своей работы, а затем приступай к
изготовлению предмета.
12. Выполняя новую работу, остановись, подумай, проверь, правильно ли ты
делаешь.
13. По окончании работы прибрать рабочее место, вымыть используемые при
работе инструменты.
14.При получении травмы на занятии, немедленно обратиться в медпункт и
сообщить преподавателю;
15.Оказать необходимую помощь пострадавшему на уроке.
2.Требования безопасности перед началом работы.
1. Убедиться в исправности одежды, застегнуть её на все пуговицы,
заколоть волосы;
2. Проверить своё рабочее место: убедиться, что оно достаточно освещено
и не загромождено.
3. Безопасные приемы и требования во время работы.
1.Иглы и булавки следует хранить в коробке;
2. При работе с иголкой пользоваться наперстком;
3. При резании нитей пользоваться ножницами;
4. НЕ бросать пустых катушек, бобин, игл на пол.
4. Требования безопасности по окончании работы.
Убрать инструменты и приспособления, убрать свое рабочее место и
сдать его дежурному.
5.Правила безопасной работы с ножницами.
1.Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не
уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны
быть сомкнуты;
44

2.Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями;
3.При работе с ножницами не размахивать руками, следить, чтобы они не
падали на пол.
6.Правила безопасной работы с канцелярским ножом.
1.Нож канцелярский хранить в закрытом виде.
2.Во время работы лезвие слишком длинно не выдвигать. Ставить на стопор.
3.Держать нож при работе за ручку, обхватив её всей рукой.
4.Резать только на подставке из ДСП, оргалита, картона и т.п.
5.Левой рукой прижимать или держать заготовку только сбоку или сверху от
направления продвижения ножа.
7.Правила безопасной работы с иглой
1 Необходимо хранить иглу всегда в игольнице;
2.Не оставлять иглу на рабочем месте без нитки;
3. Передавать иглу в игольнице и с ниткой;
4. Не брать иглу в рот, не играть с иголкой;
5. Не втыкать иглу в одежду;
6. Во время работы пользоваться наперстком;
7. До и после работы проверить количество игл;
8. Хранить игольницу с иголкой всегда в одном месте;
9. Во время работы втыкать иглу в игольницу;
10. Не отвлекаться во время работы с иглой.
8.Правила безопасной работы с проволокой.
1.Для работы с проволокой используем круглогубцы, плоскогубцы,
кусачки.
2.Инструменты во время работы лежат с правой стороны.
3.При отрезании проволоки концы придерживать руками.
4.При работе с проволокой не размахивать руками, следить, чтобы ее концы не
мешали другим.
9.Правила работы шилом.
1.Не использовать шило не по назначению.
2.Не прокалывать шилом твердых предметов с гладкой, скользкой
поверхностью.
3.Держать прокалываемый предмет на столе, а не в руках.
10.Правила техники безопасности при работе с клеем.
1.Клей хранить в плотно закрытой упаковке.
2.Выдавливать только необходимое количество клея.
3.Клей наносить кистью.
4.Запрещается резко надавливать на ёмкость с клеем.

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».