СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ ................ 3
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы) ............. 3
1.2. Цель и задачи программы .............................................................................. 7
1.3. Содержание программы ................................................................................. 8
Учебный план ........................................................................................................ 8
Содержание учебного плана .............................................................................. 10
1.4. Планируемые результаты ............................................................................ 15
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ..... 17
2.1. Календарный учебный график .................................................................... 17
2.2. Условия реализации программы ................................................................. 19
2.3. Методическое обеспечение ......................................................................... 20
2.4. Формы аттестации ........................................................................................ 20
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы) ................... 21
2.6. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной
работы...................................................................................................................... 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................... 26
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................... 28
Приложение 1 ......................................................................................................... 28
2
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Профессиональная ориентация – система мероприятий, направленных на
выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого
человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее
соответствующих его индивидуальным возможностям. Зная психологические и
педагогические особенности ребенка можно прогнозировать его личностный
рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка,
дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.
Нормативно-правовая база:
1.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования 01.07.2020).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации.
4.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере».
5.
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»
национального проекта «Образование», утвержденный протоколом президиума
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам от 03.09.2018 № 10V.
6.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержденный протоколом заседания президиума Совета
при Президенте Российской Федерации от 30.11.2016 № 11.
7.
Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года».
8.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 № 678-р.
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации
от
05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
11. Приказ Министерства труда и социального развития Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
3
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей).
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации».
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 29.09.2023 № АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе
с «Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных
с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития
страны»).
18. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи».
4
19. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил
и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
20. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 №
289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений
и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного
образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
21. Приказ министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 01.08.2023 № 718 «О проведении независимой оценки
качества дополнительных общеразвивающих программ в Ростовской области».
22. Приказ министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 03.08.2023 № 724 «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в Ростовской
области.
23. Приказ министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 17.09.2024 № 709.
24. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 23.08.2024 № АЗ-1705/05 «О направлении Методические рекомендации по
реализации Единой модели профориентации обучающихся 6-11 классов
образовательных организаций Российской Федерации».
25. Концепции развития системы профессиональной ориентации
населения Ростовской области до 2030 года (постановление Правительства
Ростовской области от 26.07.2017 № 516).
26. Устав МБОУ ДО ЦВР Кашарского района.
Направленность программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мы и мир профессий» (далее –
Программа) имеет социально-гуманитарную направленность. Программа
разработана с целью реализации комплексной и систематической
профориентационной работы для обучающихся от 10 до 17 лет на основе
материалов Всероссийского Проекта «Билет в будущее» (далее – Проект).
Проект реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»
национального проекта «Образование».
Актуальность программы заключается в необходимости организации
эффективной системы профориентационной работы с обучающимися для их
дальнейшего успешного профессионального самоопределения с учётом
личностных особенностей и потребностей экономики региона.
Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов
становится в наши дни, как никогда, актуальна. Мир профессий огромен и
сейчас он стремительно меняется. При этом, выбор профессионального пути
имеет огромные последствия не только для самого ребёнка и его семьи, но и
5
для страны в целом. Программа «Мы и мир профессий» поможет обучающимся
найти своё место в социуме, обрести уверенность в себе, а в будущем - стать
профессионалом в своём деле.
Отличительные особенности программы заключаются в создании
условий для успешного профессионального самоопределения не только
старших школьников, но и обучающихся с 10 лет.
Новизной программы является разработка системы ранней
профессиональной профориентации школьников.
Педагогическая целесообразность программы.
Система профориентационной работы включает в себя деятельность по
направлениям:
− профессиональное просвещение – профинформация, профпропаганда и
профагитация;
− предварительная профессиональная диагностика – выявление интересов к той
или иной профессии;
− профессиональная консультация – оказание индивидуальной помощи в
построении образовательного маршрута;
− профессиональное воспитание – формирование у учащихся чувства долга,
ответственности, профессиональной чести и достоинства.
Профориентационная работа основывается на принципах:
− систематичности и преемственности;
− дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся в
зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий
в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости;
− оптимального сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм
профориентационной работы с учащимися и родителями;
− взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы
занятости, общественных молодежных организаций;
− связью профориентации с жизнью.
Адресат программы. В состав группы могут входит дети от 10 до 17 лет,
численность обучающихся составляет – от 12 до 15 человек. Набор и
формирование групп осуществляется на добровольной основе
без
вступительных испытаний.
Режим занятий. Продолжительность 1 академического часа – 45 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Объем и срок освоения программы. Объем программы – 16 часов.
Программа реализуется в течение месяца.
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мы и мир профессий» может
быть реализована с применением дистанционных технологий; при помощи
электронного обучения; в рамках заочных и (или) сезонных школ.
Сроки, объем и уровень реализации программы: общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения - 16 учебных часов.
Программа рассчитана на 1 месяц.
6
Уровень реализации программы – стартовый.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 4 занятия в неделю, по 45 минут.
Формы организации образовательного процесса: групповые.
Виды (формы) занятий. Подбираются с учетом цели и задач, специфики
содержания данной образовательной программы и возраста обучающихся:
теоретические (лекции), практические, комбинированные занятия, занятиепутешествие, занятие-экскурсия.
Перечень форм подведения итогов: Проект «Кем быть?».
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – формирование готовности к профессиональному
самоопределению
обучающихся
и
построение
индивидуального
образовательного маршрута.
Задачи программы:
Воспитательные (личностные):
- мотивировать школьников к целенаправленной социально значимой
деятельности;
- воспитывать
готовность
обучающихся
к
саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению;
- ориентировать школьников на ценностное отношение к труду как
основному способу достижения жизненного благополучия, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Развивающие (метапредметные):
- обучать переносу и использованию знаний из различных учебных
предметов, учебных курсов, учебных модулей в учебной,
познавательной и социальной практике;
- формировать готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности;
- развивать навыки организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками;
- формировать навыки и умения осознанного конструирования
индивидуальной образовательно-профессиональной траектории.
Образовательные (предметные):
- информировать обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального
образования
(включая
знакомство
с
перспективными и востребованными в ближайшем будущем
профессиями, и отраслями экономики Ростовской области);
- формировать интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода;
7
- способствовать осознанию обучающимися важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности;
- формировать у обучающихся навыки и умения карьерной
грамотности
и
других
компетенций,
необходимые
для
осуществления этапов карьерной самонавигации.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Таблица 1
Учебный план
«Мы и мир профессий»
№
п/п
1.
1.1
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
Название
раздела, темы
Количество часов
Теория
Практика Всего
Раздел 1 / Модуль 1. Вводное занятие 1 ч.
Вводное занятие. «Мир 1
0
1
будущих профессий».
Раздел 2 / Модуль 2. Введение в мир профессий 15 ч.
Знакомство с понятиями
0,5
0,5
1
профессия,
специальность,
должность. Знакомство с
типами профессий по
Е.А.Климову: «человек –
живая природа», «человек
– техника», «человек –
человек», «человек знаковая система»,
«человек художественный образ»..
Лекционно-практический 0,5
0,5
1
блок. «Профессии вокруг
нас» (профессии
медицинского,
гуманитарного профиля,
профессии правовой
направленности).
Лекционно-практический 0,5
0,5
1
блок «Профессии вокруг
нас»
(профессии
строительного профиля,
профессии
отважных:
пожарные, МЧС, военные,
космос,
профессии
технического профиля).
Лекционно-практический 0,5
0,5
1
блок.
«Профессии
будущего»
(IT–
8
Форма
контроля,
аттестации
Устный опрос
Тестирование по
типам профессий
Арт – терапия
Рисунки
профессиях
Составление
кроссворда
«Новые
профессии»
Моделирование
объекта
о
2.5
технологии,
робототехника,
3D
моделирование).
Формирование понятия
«мотивы выбора
профессии». Пирамида
А.Маслоу. Группа
мотивов выбора
профессии. «Теория
поколений» Нейл Хоу и
Вильям Штраус.
Дискуссия по теме: «Я+
Семья+
Профессиональный
выбор». Проект:
«Профессия моих
родителей».
Практикум
«Современный рынок
труда». Самые
востребованные
профессии Ростовской
области.
Практикум
«Современный рынок
труда». Самые
востребованные
профессии Кашарского
района..
Праздник «Все профессии
важны, все профессии
нужны!»; «Профессии в
моей семье».
Темперамент и будущая
профессия. Тест М.Ф.
Шевченко.
Цикл
встреч
«Мой
профессиональный
выбор».
Встреча
со
студентами техникумов,
колледжей, вузов.
Профессии
в
сфере
туризма и гостеприимства
0,5
0,5
1
Тестирование
0,5
0,5
1
Дискуссия/
Проект
0,5
0,5
1
Исследовательска
я работа
0,5
0,5
1
Посещение
Центра занятости
населения
0
1
1
Инсценировка
мини-сцен
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
Тест
на
определение типа
темперамента
Фотообзор
0,5
0,5
1
2.13
Профессии в секторе 0,5
сельского хозяйства
0,5
1
2.14
Познавательная
«Путешествие
в
профессий».
1
1
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
игра 0
мир
Практическое
задание/игровой
тренинг
Практическое
задание/игровой
тренинг
Защита проектов
9
2.15
Итоговое
занятие. 0
Профориентационная
игра «Турнир знатоков
профессий».
Итого:
7
1
1
9
16
Анализ
результатов
работы,
самооценка
Содержание учебного плана
16 часов.
Раздел 1. Введение.
Тема 1: Вводное занятие
Цели и задачи: Знакомство обучающихся с программой «Мир профессий
будущего», с педагогом и друг другом, предоставление ознакомительных
сведений о содержании занятий; проведение техники безопасности; проведение
входной диагностики для профотбора и профориентации.
Термины и понятия: Образовательное учреждение, профессиональное
самоопределение; профессии будущего, техника безопасности.
Теория: Знакомить обучающихся с программой «Мир профессий
будущего», с комплексной техникой безопасности, пожарной безопасности,
электробезопасности, правила поведения на занятиях и мероприятиях, правила
дорожного движения, безопасного маршрута по дороге в ОУ и домой,
пребывания в общественных местах и на массовых мероприятиях, правила
безопасного поведения на водоемах, интернет-безопасности.
Практика: Проведение игр на знакомство: «Снежный ком», «Здравствуй
друг!» и др. Проведение комплексной диагностики для профотбора и
профориентации.
Раздел 2. Введение в мир профессий.
Тема2.1. Введение в мир профессий. Знакомство с понятиями профессия,
специальность, должность. Знакомство с типами профессий по
Е.А.Климову
Цель: выявление предрасположенности человека, которая выражается в
его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий.
Термины: Человек — природа, человек – художественный образ, человек
– человек, человек – знаковая система, человек – техника.
Теория. Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе
(«хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).
Специальные способности. Профпригодность. Понятие «неблагоприятные
производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практика: Определение предрасположенности человека к тому или
иному виду деятельности.
Тема 2.2. «Профессии вокруг нас»(профессии медицинского профиля,
профессии правовой направленности, профессии гуманитарного цикла)
Цель: Познакомить обучающихся с профессионально важными
качествами различных типов профессий; способствовать развитию навыков
самопознания и рефлексии; создать условия для развития познавательного
интереса к выбираемой профессии; способствовать формированию
10
представлений о требованиях профессий различного типа к человеку и
соотнесение их с собственными личностными качествами, способностями и
мотивами. Профессиями медицинской направленности, профессиями правовой
направленности, гуманитарного цикла.
Термины: Профессиональные важные качества, самопознание,
рефлексия, личные качества, способности, мотив, «юрист», «учитель»,
«художник» и др.
Теория: Познакомить обучающихся с понятием профессиональные
важные качества (ПВК). К профессионально важным признакам относятся
психологические особенности сенсорной деятельности, внимание, память,
эмоционально-волевая сфера и особенности личности. Знакомство с
профессиями и специальностями: юрист, учитель, художник, артист, ведущий,
следователь, судья и тд.
Практика: Элемент Арт - терапии. Рисунки о профессиях.
Тема 2.3.: «Профессии вокруг нас»(профессии строительного
профиля, профессии отважных: пожарные, МЧС, военные, космос,
профессии технического профиля)
Цель: Познакомить обучающихся с профессионально важными
качествами различных типов профессий; способствовать развитию навыков
самопознания и рефлексии; создать условия для развития познавательного
интереса к выбираемой профессии; способствовать формированию
представлений о требованиях профессий различного типа к человеку и
соотнесение их с собственными личностными качествами, способностями и
мотивами. Профессиями
строительного профиля, профессии отважных:
пожарные, МЧС, военные, космос, профессиями технического профиля
Термины: Профессиональные важные качества, самопознание,
рефлексия, личные качества, способности, мотив, «пожарный», «строитель»,
«полицейский» и др.
Теория: Познакомить обучающихся с понятием профессиональные
важные качества (ПВК). К профессионально важным признакам относятся
психологические особенности сенсорной деятельности, внимание, память,
эмоционально-волевая сфера и особенности личности. Знакомство с
профессиями и специальностями: пожарный, спасатель, космонавт, строитель и
др.
Практика: Составление кроссворда по известным профессиям и
специальностям.
Тема2.4.:«Профессии будущего»(IT – технологии, робототехника, 3D
моделирование)
Цель: Сформировать представление о современном рынке труда, новых
профессиях и требованиях, предъявляемых к современному специалисту; об
организациях, представляющих современный рынок труда; ознакомить с
рейтингом и спецификой наиболее востребованных профессий в рыночной
экономике.
11
Термины: Рынок труда, рейтинг, рыночная экономика, экономическая
ситуация, профессиональные важные качества, самопознание, рефлексия,
личные качества, способности, мотив, «программист», «IT - менеджер», и др.
Теория: Презентация «Современный рынок труда», мини-лекция с
развивающими вопросами на тему «Рынок труда». Познакомить обучающихся
с понятием профессиональные важные качества (ПВК). К профессионально
важным признакам относятся психологические особенности сенсорной
деятельности, внимание, память, эмоционально-волевая сфера и особенности
личности. Знакомство с новыми востребованными специальностями и
профессиями до 2030 года. Познакомить воспитанников с профессионально
важными качествами различных типов профессий; способствовать развитию
навыков самопознания и рефлексии; создать условия для развития
познавательного интереса к выбираемой профессии; способствовать
формированию представлений о требованиях профессий различного типа к
человеку и соотнесение их с собственными личностными качествами,
способностями и мотивами. IT –технологии, робототехника, 3D моделирование
и др.
Практика: Моделирование объекта
Тема2.5.: Формирование понятия «мотивы выбора профессии». Пирамида
А.Маслоу. Группа мотивов выбора профессии.«Теория поколений» Нейл
Хоу и Вильям Штраус.
Цель: активизировать процесс профессионального самоопределения,
расширить представление о мире профессий. Информировать воспитанников о
формуле выбора профессии. Выявить истинное отношение обучающихся к
различным видам профессиональной направленности. «Теория поколений»
Термины: поколение « Z», пирамида потребностей, выбор.
Теория: Ознакомить обучающихся с потребностями жизни человека по
пирамиде А.Маслоу: физиологические, социальные, творческие, духовные и др.
Знакомство с «Теориями поколений» Нейла Хоу и Вильяма Штрауса.
Поколение Z. Профессии будущего до 2025 года.
Практика: Упражнение «Я в будущем». Просмотр фильма «Кем мне
стать»
(первая часть). Упражнение «Мои ресурсы». Самостоятельная работа по
карточке
«Состязание мотивов». Задание1. Самостоятельная работа по карточке
«Состязание
мотивов». Игровая развивающая среда «Взросляндия: в мире профессий».
Психологическая игра «Профнавигатор. Цель». Психологическая игра
«Профнавигатор. Выбор».
Тема 2.6.: Дискуссия по теме: Я+ Семья+ Профессиональный выбор.
Цель: Создание условий для ознакомления обучающихся с
разнообразием профессий через презентацию профессионального «багажа»
своей семьи или родственников.
12
Термины: «трудовые династии», труд, профессия, семейный выбор,
семья.
Теория: Знакомство с семейным профессиональным выбором будущей
профессии.
Практика: Дискуссия/ Проект. Презентация докладов по теме:
«Профессия моих родителей»
Тема 2.7.: Практикум. Современный рынок труда. Самые востребованные
профессии Ростовской области
Цель: Дать обучающимся представления о профессиях, помочь выявить
способности к определённому виду деятельности, формировать умения
ориентироваться в современном мире профессий. Практический аспект –
знакомство с площадками Ростовской области (заводы, предприятия).
Термины: Типы профессий (человек-человек, человек- техника, человекприрода, человек-художественный образ, человек-знаковая система), личные
профессиональные планы, способности, информированность, склонности,
оптимист, скептик, завод, работа, трудоустройство.
Практика. Виртуальная Экскурсия по предприятиям Ростовской
области.
Тема 2.8.: Практикум. Современный рынок труда. Самые востребованные
профессии Кашарского района.
Цель: Дать обучающимся представления о профессиях, помочь выявить
способности к определённому виду деятельности, формировать умения
ориентироваться в современном мире профессий. Практический аспект –
знакомство с площадками Кашарского района (заводы, предприятия).
Термины: Типы профессий (человек-человек, человек- техника, человекприрода, человек-художественный образ, человек-знаковая система), личные
профессиональные планы, способности, информированность, склонности,
оптимист, скептик, завод, работа, трудоустройство.
Практика. Виртуальная Экскурсия по предприятиям Кашарского района.
Тема 2.9.: Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!
Цели:
- Активизация процесса профессионального самоопределения.
- Расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.
- Повышение информированности о формах профессиональной подготовки и
различных учебных заведениях.
- Повышение уровня коммуникации
Практика. Инсценировки сценок, раскрывающих особенности той или
иной профессии.
Раскрыть важность и значимость каждой профессии. Формат
выступления каждого участника не более 10 минут: возможность
использования
наглядных
пособий,
костюмов,
мультимедийного
сопровождения.
Тема 2.10.: Темперамент и будущая профессия. Тест М.Ф. Шевченко
«Определение темперамента».
13
Цель: выявление и раскрытие типов темперамента.
Термины: «сангвинник», «холерик», «меланхолик», «флегматик»
Практика: тестирование Тест М.Ф. Шевченко «Определение
темперамента».
Тема 2.11 Цикл встреч «Мой профессиональный выбор». Встречи со
студентами техникумов, колледжей, вузов
Цель: Взаимодействие со студентами техников и колледжей города
Ульяновска с целью реального опыта выбора профессиональной
направленности.
Термины: абитуриент, студент, ранняя профориентация, техникум,
колледж
Практика: посещение онлайн – площадок и «Дней открытых
дверей» образовательных учреждений Ростовской области.
Тема 2.12: «Профессии в сфере туризма и гостеприимства»
Цель: познакомить обучающихся с профессиями в
сфере туризма и
гостеприимства
Теория: Дискуссия «ОБРАЗ БУДУЩЕГО». Какие задачи стоят перед
специалистами этой отрасли?
Практика: Групповая
работа «Новые профессии». Педагог предлагает
обучающимся разделиться на 4 группы, каждая из которых будет представлять
определенную профессию: режиссер индивидуальных туров, дизайнер
дополненной
реальности
территорий,
бренд-менеджер
пространств,
разработчик тур-навигаторов.
Каждая группа получает задание и пытается добиться результата.
Тема 2.13: «Профессии в секторе сельского хозяйства»
Цель: познакомить обучающихся с профессиями
в секторе сельского
хозяйства.
Теория: Дискуссия «ОБРАЗ БУДУЩЕГО». Какие задачи стоят перед
специалистами этой отрасли?
Практика: Групповая
работа «Новые профессии». Педагог предлагает
обучающимся разделиться на 3 группы, каждая из которых будет представлять
определенную
профессию:
агроинформатик/агрокибернетик,
сельскохозяйственный, эколог, сити-фермер
Каждая группа получает задание и пытается добиться результата.
Тема 2.14: Познавательная игра «Путешествие в мир профессий».
Цель:
• Активизировать
процесс
профессионального
самоопределения,
расширить представление о мире профессий.
• Информировать обучающихся о формуле выбора профессии.
• Выявить истинное отношение ребят к разным профессиям и по
возможности подкорректировать это отношение.
Практика: игра по станциям. Краткое описание: после предварительной
поисковой работы подростки готовят газеты об интересующей их профессии и
вывешивают их до игры. Для проведения игры необходимо подготовить пять
14
кабинетов или в просторном помещении организовать пять рабочих мест для
работы станций. На каждой станции необходимо повесить название станции.
Педагогические возможности: Игра помогает в профессиональном
самоопределении, учит правилам поведения в игре, регулирует межличностные
отношения и коллективное взаимодействие.
Тема 2.15: Профориентационная игра «Турнир знатоков профессий».
Цель: выявление уровня знаний о профессиях пяти сфер деятельности;
формирование положительного эмоционального фона; открытие перспектив
личностного роста.
Практика. Игра начинается со вступительного слова ведущего, который
приглашает на сцену команды-участницы, представляет жюри игры, объясняет
порядок и условия проведения игры. Члены жюри самостоятельно выбирают
председателя, который следит за соблюдением правил игры и точностью
подсчета результатов, принимают систему оценок. Ведущий приглашает
капитанов команд для жеребьевки, которая определяет очередность
представления команд.
Далее в течение 5—7 минут капитаны представляют свои команды,
знакомят присутствующих с игроками, коротко рассказывая об их интересах и
увлечениях, о профессиональных планах. После подведения итогов выполнения
этого задания и занесения результатов на табло ведущий объявляет переход к
следующему этапу игры.
Представители команд по очереди (согласно жеребьевке или по желанию)
подходят к игровому полю, на котором предварительно разложены в конвертах
все вопросы (приложение 1), и выбирают по одному вопросу командысоперницы (для поддержания игровой ситуации использовать рулетку или юлу)
После того как будет задан вопрос, звучит гонг. Время на подготовку
ответа определяется решением жюри в начале игры и может составлять 1—3
минуты. Первой отвечает команда, которая быстрее всех подготовила ответ.
Если ответ неправильный (точность ответа определяет жюри), то
предоставляется возможность дать ответ другой команде. В случае, когда
игроки не знают ответа на вопрос или дают неверный ответ, ведущий
обращается к болельщикам. Игра продолжается до тех пор, пока не будут
заданы все вопросы.
1.4. Планируемые результаты
По окончании обучения обучающиеся будут демонстрировать следующие
результаты:
Личностные:
- мотивированы к целенаправленной социально значимой деятельности;
- проявляют готовность к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
- ориентированы на ценностное отношение к труду как основному
способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне;
15
- демонстрируют ценностное отношение к себе, окружающим людям и
жизни в целом
Метапредметные:
- осуществляют перенос и использование знаний из различных учебных
предметов, учебных курсов, учебных модулей в учебной, познавательной и
социальной практике;
- проявляют готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности;
- владеют навыками организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками;
- обладают навыками и умениями осознанного конструирования
индивидуальной образовательно-профессиональной траектории.
Предметные:
- информированы
о
специфике
рынка
труда
и
системе
профессионального образования (включая знакомство с перспективными и
востребованными в ближайшем будущем профессиями, и отраслями экономики
Ростовской области);
- проявляют интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода;
- осознают важность обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности;
- получат навыки и умения карьерной грамотности и других
компетенций,
необходимые
для
осуществления
этапов
карьерной
самонавигации.
16
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график
«Мы и мир профессий»
Таблица 2.
№
Дат
п/
Тема занятия
а
п
1
2
3
4
Колво
часо
в
Вводное занятие.
«Мир
будущих 1
профессий».
Время
проведен
ия
занятия
Место
проведен
ия
Форма
контроля
Устный опрос
Беседа
Знакомство с
1
понятиями
профессия,
специальность,
должность.
Знакомство с
типами профессий
по Е.А.Климову:
«человек – живая
природа»,
«человек –
техника»,
«человек –
человек», «человек
- знаковая
система»,
«человек художественный
образ»..
Лекционнопрактический
блок. «Профессии
вокруг нас»
(профессии
медицинского,
гуманитарного
профиля,
профессии
правовой
направленности).
Форма
занятия
Рассказ
педагога
Практическ
ая работа
1
Тестирование по
типам
профессий
Арт – терапия
Рисунки
профессиях
Деловая
игра
Лекционно1
практический блок
«Профессии
Ролевая
игра
17
Составление
кроссворда
«Новые
о
5
6
7
8
9
вокруг
нас»
(профессии
строительного
профиля,
профессии
отважных:
пожарные, МЧС,
военные, космос,
профессии
технического
профиля).
Лекционнопрактический
блок. «Профессии
будущего»
(IT–
технологии,
робототехника, 3D
моделирование).
Формирование
понятия «мотивы
выбора
профессии».
Пирамида
А.Маслоу. Группа
мотивов выбора
профессии.
«Теория
поколений» Нейл
Хоу и Вильям
Штраус.
Дискуссия по
теме: «Я+ Семья+
Профессиональны
й выбор». Проект:
«Профессия моих
родителей».
Практикум
«Современный
рынок труда».
Самые
востребованные
профессии
Ростовской
области.
Практикум
«Современный
рынок труда».
Самые
востребованные
профессии
Кашарского
профессии»
1
Тематическ
ие задания
по
подгруппам
1
Моделирование
объекта
Тестирование
Беседа
с
игровыми
элементами
1
Обучающая
игра
1
Тематическ
ие задания
по
подгруппам
1
Круглый
стол
18
Дискуссия/
Проект
Исследовательс
кая работа
Посещение
Центра
занятости
населения
района..
10
11
12
13
14
15
16
Праздник «Все
1
профессии важны,
все профессии
нужны!»;
«Профессии в
моей семье».
Темперамент и
1
будущая
профессия. Тест
М.Ф. Шевченко.
Сюжетноролевая
игра
Конкурс
Цикл встреч «Мой 1
профессиональны
й выбор». Встреча
со
студентами
техникумов,
колледжей, вузов.
Профессии
в 1
сфере туризма и
гостеприимства
Инсценировка
мини-сцен
Тест
на
определение
типа
темперамента
Фотообзор
Мозговая
атака
Профессии
в 1
секторе сельского
хозяйства
Познавательная
1
игра
«Путешествие
в
мир профессий».
Итоговое занятие. 1
Профориентацион
ная игра «Турнир
знатоков
профессий».
Беседа
с
игровыми
элементами
Практическое
задание/игровой
тренинг
Конкурс
Практическое
задание/игровой
тренинг
Играсоревнован
ие
Защита
проектов
Мозговая
атака
Анализ
результатов
работы,
самооценка
2.2. Условия реализации программы.
Учебное помещение и оборудование соответствует требованиям
санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилам
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
19
Интенсивному усвоению информации способствует применение компьютерных
обучающих программ, игр, тестов, аудиовизуальных средств, помещения,
площадки.
Материально-техническое оснащение:
• Аудитория (кабинет);
• Парты, стулья;
• карточки с играми и заданиями;
• тексты для работы на занятиях;
• компьютер;
• проектор;
• сканер;
• принтер;
• меловая доска;
• стол педагога;
•
материально- техническая база МБОУ ДО «Центр внешкольной работы»;
•
учебно-методическая литература;
•
электронные диски с видео записями и презентациями;
•
сайты Интернет;
•
дидактический материал;
•
Интерактивная образовательная платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/
Кадровое обеспечение. Программу могут реализовывать педагоги
дополнительного образования, имеющие педагогическое образование,
соответствующую подготовку для реализации программы, в совершенстве
владеющие навыками руководства учебно-творческой деятельностью
обучающихся и методикой преподавания.
2.3. Методическое обеспечение
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, поисковый, проектный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия подбираются с учетом цели и задач,
специфики содержания данной образовательной программы и возраста
обучающихся: теоретические (лекции), практические, комбинированные
занятия, занятие-путешествие, занятие-экскурсия.
Педагогические технологии - технология группового обучения, технология
коллективного взаимообучения, технология проблемного обучения, технология
проектной деятельности, коммуникативная технология обучения, технология
коллективной
творческой
деятельности,
технология
портфолио,
здоровьесберегающая технология.
2.4. Формы аттестации
В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы
использованы следующие формы подведения итогов реализации программы:
текущий и итоговый, которые позволяют определить достижение
обучающимися планируемых результатов:
20
– входной контроль (проводится на первом занятии в форме фронтального
опроса);
– итоговый контроль проект «Кем быть?».
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
При определении уровня освоения обучающимся программы
используется трехуровневая система оценивания проекта (низкий уровень,
средний уровень, высокий уровень).
Критерии оценивания проекта
Таблица 3.
Уровни
Показатели
низкий уровень
Обучающийся
выполнил
задание
с помощью педагога. Затрудняется
отвечать на вопросы
средний уровень
Обучающийся
выполнил
задание
самостоятельно, либо с незначительной
помощью педагога. Отвечает на
вопросы, но допускает ошибки
высокий уровень
Обучающийся
выполнил
задание
самостоятельно, проявив творческий
подход и представив оригинальные
идеи. Отвечает на вопросы без ошибок
2.6. Рабочая программа воспитания. Календарный план
воспитательной работы.
Цель воспитательного процесса. В соответствии с законодательством
Российской Федерации общей целью воспитания является:
− развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению;
− взаимного уважения;
− бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
(Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитательного процесса детей заключаются в
− усвоении ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
− формировании и развитии личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
21
− приобретении соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний.
Планируемые результаты:
− приобретение
учащимся
социальных
знаний
о
ситуации
межличностного взаимодействия;
− овладение способами самопознания, рефлексии;
− усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях
взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта;
− освоение способов исследования нюансов поведения человека в
различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов
воздействия, понимания партнёра.
− получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
− получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия
включает освоение способов решения задач по привлечению организационных
и финансовых возможностей для реализации проекта, для этого подросток
овладевает инструментами межличностного взаимодействия (ведение
переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование
интересов зрительской аудитории, использование различных способов
информирования).
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие учащегося с социальными субъектами за пределами школы, в
открытой общественной среде.
Приоритетные направления воспитания.
Для программы социально-гуманитарной направленности:
− ценностного отношения к региональной и местной культуре;
− уважения к историческому и культурному наследию народов России,
памятникам героям и защитникам Отечества;
− уважения к ценностям, святыням традиционных религий народов
России;
− культуры общения, взаимопомощи;
− эстетической культуры;
− трудолюбия и уважения к труду, к трудящимся, результатам труда;
− готовности брать на себя ответственность за достижение общих целей;
− настойчивости, последовательности, принципиальности;
− воли, упорства, дисциплинированности в туристической деятельности;
− готовности к анализу и реализации своей нравственной позиции на
основе российских базовых ценностей, традиционных духовно-нравственных
ценностей народов России.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия.
22
Основной формой воспитания и обучения детей в системе
дополнительного образования является учебное занятие.
В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным
содержанием программ обучающиеся:
− усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
− получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
− осознают себя способными к нравственному выбору;
− участвуют в освоении и формировании среды своего личностного
развития, творческой самореализации.
Получение информации об исторических событиях; изучение биографий
героев и защитников Отечества — источник формирования у детей сферы
интересов, этических установок, личностных позиций и норм поведения.
Важно, чтобы дети не только получали эти сведения от педагога, но и сами
осуществляли работу с информацией: поиск, сбор, обработку, обмен и т. д.
Практические занятия детей (участие в дискуссиях, в коллективных
творческих делах и проч.) способствуют усвоению и применению правил
поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного
отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.,
Участие в проектах способствует формированию умений в области
целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю
дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности.
В коллективных делах проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной
деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: экскурсии, выступления, презентации проектов
и исследований, конференции — способствуют закреплению ситуации успеха,
развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность,
благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Педагог видит и отмечает успехи детей, обеспечивает понимание детьми
того, что личное, семейное благополучие и достижения являются воплощением
национальных ценностей, что в их деятельности и результатах находят своё
выражение российские базовые ценности, традиционные духовнонравственные ценности народов России. На это должны быть направлены
ритуалы и обращения к государственной и национальной символике в ходе
церемоний награждения, праздников, фестивалей, конкурсов, олимпиад,
туристических сборов, соревнований, концертов, выставок и др.
Таблица 4.
Календарный план воспитательной работы
№
Название
Цель
Краткое
Форма
Сроки Ответственные
п/п мероприятия,
содержание проведения проведени
события
я
1. «Дом,
в Комплектован Выставка Беседа
1 неделя Пчелинцева С.А.
котором живёт ие
творческих
Горобцова В. А.
23
детство».
2.
3.
4.
групп.
работ
Формирование
у
обучающихся
навыков
коммуникации
,
включая
межличностну
ю
коммуникаци
ю,
межкультурну
ю
коммуникаци
ю, включение
их в
систему
социальных
отношений.
«Безопасная
Предупрежден Профилакт Беседа
2 неделя
улица»
ие ДТП и ическая
профилактика беседа
нарушений
ПДД
«Народов
Формирование Индивидуал Информацио 3 неделя
много-страна патриотически ьная работа нная минутка
одна»
х чувств и
сознания
обучающихся
на основе
исторических
ценностей
и
роли России в
судьбах мира,
сохранение и
развитие
чувства
гордости
за
свою страну и
ее
достижения.
«Все профессии Содействовие Проекты
Экскурсии 4 неделя
нужны!
Все приобретению
профессии
опыта
важны!».
личностного
и
профессионал
ьного
самоопределен
ия на основе
индивидуальн
ых проб в
24
Горобцова В. А.
Пчелинцева С. А.
Горобцова В. А.
Пчелинцева С. А.
Горобцова В. А.
Пчелинцева С. А
совместной
деятельности
и социальных
практиках.
25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература для педагогов:
1. Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое
время – новые подходы: методическое пособие. – М.: Педагогическое
общество России, 2021. – 272 с.
2. Буйлова, Л.Н., Клёнова, Н.В. Концепция развития дополнительного
образования детей: от замысла до реализации: методическое пособие. – М.:
Педагогическое общество России, 2021. – 192 с.
3. Инструментарий работника системы дополнительного образования
детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для
обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное
образование для детей». – М.: Фонд новых форм развития образования,
Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский
Государственный Технический университет имени Н.Э. Баумана, 2021. – 608 с.
4. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
(включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по
разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ,
2021. – 67 с. [Электронный ресурс] (дата обращения: 06.03.2023).
5. Классные часы по профориентаии школьников: учебно-методическое
пособие/ О.А.
Алёнкина; под ред. ТВ. Черниковой.-М.: Планета, 2012.
6. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое
пособие.
Литература для обучающихся, родителей:
1.
М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО
«МОДЭК», 2007.
4. Психолого – педагогическое сопровождение детей – сирот. Методические
рекомендации. Ярославль 2005 год.
5. Ж.Н. Безус, Ю.П. Жукова, И.В. Кузнецова «Путь к профессии». Ярославль
2013 год.
6. Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова «Игры и методики для
профессионального самоопределения старшеклассников.
7. Игры – обучение, тренинг, досуг… (под ред. В.В. Петрусинского). – М.:
Новаяшкола/2004.- 368 с.
8. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения. – Ростов
н/Д.:
9. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение. –
М.:Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО
«МОДЭК», 2006.– 256 с.
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru1.
2. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
26
Электронные ресурсы
www.moeobrazovanie.ru Профориентация обучающихся.
Уроки по профориетации.
1.Урок по профориентации; Автор: Алла Якимова; «Экскурс в профессию»
2.Классный час; Автор: Алла Якимова; «Экскурс в профессию»
3.Профориентационный урок "Экскурс в мир профессий" →
Фестиваль профессий; Автор: Лариса Шустрова; Форма проведения: фестиваль
профессий.
4. Телевизионный фильм «Зачет по профессии» (диск).
Презентации по профориентации:
1. PPt4WEB.ru “Вернисаж профессий»;
2. http://www.myshare“Профориентация. Как правильно выбрать профессию?»;
3. Prezentacii.com “Такие разные профессии»;
4. Электронные варианты тестов и тестовых методик по темам курса.
5. Презентации по профориетации: nsportai.ru, 5psy.ru, oooshka.clan.su,
infourok.ru
27
ПРИЛОЖЕНИЯ
Физкультминутки
Приложение 1
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ
С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку
вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза,
затемрасслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить
вперед.Темп средний.
2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на
поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести
назад,прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти
расслабленно. Темп медленный.
3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх.
3–4.Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки
расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ УСТАЛОСТИ С ГЛАЗ.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3),открыть глаза и посмотреть вдаль
(считатьдо 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить
глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного
пальца вытянутой руки влево и вправо,вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом
перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую
сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть
вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
6. Сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой
руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в
и.п. Повторить 4-5 раз.
7. Сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх
(вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
28