СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ…………………… 3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………… 3
1.2. Цель и задачи программы………………………………………………………………… 4
1.3. Содержание программы…………………………………………………………………… 5
Учебный план……………………………………………………………………………………. 5
Содержание учебного плана……………………………………………………………………. 6
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………………………. 7
Должны уметь:…………………………………………………………………………………… 8
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ………….... 9
2.1. Календарный учебный график…………………………………………………………… 9
2.2. Условия реализации программы…………………………………………………………. 9
2.3. Формы аттестации…………………………………………………………………………. 11
2.4. Диагностический инструментарий (оценочные материалы) ………………………… 13
2.5. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы……. 15
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….. 19
IV. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………… 22
Приложение 1……………………………………………………………………………………... 22
Приложение 2………………………………………………………………………………… ….. 27
2
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая
база.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Юные таланты» разработана в соответствии с
нормативно-правовыми
документами,
являющимися
основанием
для
проектирования
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ:
- Конституция Российской Федерации (с поправками от 04.07.2020);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании
в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее – ФЗ
№273);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Устав МБОУ ДО ЦВР Кашарского района.
Направленность программы. Дополнительная
общеразвивающая
программа «Юные таланты» имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. Темы занятий отражают личные
проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться в качестве
профилактики неблагоприятного поведения. Программа способствует развитию
личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта.
На занятиях обучающиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в
применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного
общения.
Отличительные особенности программы заключается в том, что она состоит
из автономных блоков, дополняющих друг друга. Программой предусмотрено
активное взаимодействие с другими учреждениями образования и культуры. В
основу учебного плана положен механизм спирали, позволяющий осуществить
преемственность каждого учебного блока со всеми остальными.
3
Педагогическая целесообразность программы. Программа «Юные
таланты» реализует идеи личностно ориентированного образования и обеспечивает
становление культуры личности: поддержание и развитие субъектных свойств
ребенка, порождение личностных смыслов учения и жизни, пробуждение
творческого потенциала личности и стимулирование ее к самостоятельному
решению разнообразных возникающих проблем.
Адресат программы: дети 6-9 лет. Набор производится на добровольной
основе по интересам и способностям.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю по 45 минут.
Перерыв между занятиями 10 минут.
Объем и срок освоения программы:
Объем – 34 часов.
Программа рассчитана на 17 недель обучения.
Особенности организации образовательного процесса… ввод текста …
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса:
- групповые,
- коллективные,
- индивидуальные.
Виды (формы) занятий:
-традиционные;
- комбинированные;
- практические;
- игры;
- праздники;
- экскурсии.
Перечень форм подведения итогов: беседа, опрос, выполнение заданий,
творческая работа.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческой личности обучающегося, обладающей
и проявляющей интеллектуальную, эстетическую культуру; создание условий для
обогащения и развития личностного потенциала, самовыражения и самореализации
личности через участие в представленных видах деятельности.
Задачи:
воспитательные (личностные)
- воспитание культуры отношений.
- прививать трудолюбие, настойчивость в достижении целей;
- совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности;
- развивать внимание, память;
4
развивающие (метапредметные)
- развитие индивидуальных способностей обучающихся направленных на
социальное, интеллектуальное, эмоциональное благополучие;
- развитие и совершенствование навыков и умений, необходимых для организации
досуга;
образовательные (предметные)
- привлечение обучающихся к активной социально значимой деятельности;
- разработка различных форм взаимодействия в процессе деятельности;
- создание гибкой системы взаимодействия различных направлений программы;
актуализация
у
обучающихся
потребности
саморазвития
и
самосовершенствования, через систему стимулирования личностного роста
участников программы;
1.3.
Содержание программы
Учебный план
Таблица 1
№
п/п
1.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3.1
3.2
3.3
Учебный план
Программы «Юные таланты»
Название
Количество часов
Форма
раздела, темы
контроля,
Теори Практ Всего
аттестации
я
ика
Вводное
занятие.
1
1
Педагогическо
Знакомство с курсом.
е наблюдение.
2 Раздел «Человековедение».
«Да здравствует
1
1
2
Устный опрос.
вежливость и доброта».
«Как быть прилежным
1
1
Просмотр
и
и старательным».
анализ работ.
Жадность и жадины».
1
1
Устный опрос.
Педагогическо
е наблюдение.
Социальный
проект
1
1
Индивидуальн
«Первая помощь при
ое проектное
легких травмах».
задание.
«Красный,
желтый,
1
1
Просмотр
и
зеленый».
анализ работ.
3 Раздел «Мир народного праздника»
«Золотая осень».
1
1
Социальный
проект
1
2
3
Индивидуальн
«Ёлочка».
ое проектное
задание.
«Новый Год – пора
1
1
Устный опрос.
чудес».
Педагогическо
5
3.4
«Широкая масленица».
1
1
3.5
«Веснянки»
1
1
4.1
4 Раздел «Мой край родной».
«Я люблю свое село».
1
1
2
2
3
4.2
Социальный
проект
«Чистое село»,
4.3
«Экскурсия в музей»,
1
1
5.1
5 Раздел «Граждановедение»
«С чего начинается
1
Родина».
1
2
5.2
«Наше Отечество».
1
1
2
5.3
«Символы моей
Родины».
1
1
2
5.4
Социальный
проект
2
«Все мы разные – все
мы равные!»
6 Раздел «Экологическая азбука»
«Перелетные птицы».
1
1
2
«Цветы
приносят
радость».
Социальный
проект
«Наши
меньшие
братья».
1
2
2
2
23
34
6.1
6.2
6.3
Итого:
1
1
11
2
е наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическо
е наблюдение.
Просмотр
и
анализ работ.
Просмотр
и
анализ работ.
Индивидуальн
ое проектное
задание.
Устный опрос.
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическо
е наблюдение.
Просмотр
и
анализ работ.
Устный опрос.
Педагогическо
е наблюдение.
Индивидуальн
ое проектное
задание.
Просмотр
и
анализ работ.
Просмотр
и
анализ работ.
Индивидуальн
ое проектное
задание.
Содержание учебного плана
Раздел 2. «Человековедение». (6 часов)
Знакомство с понятиями добро, вежливость, старание, прилежание, зло, жадность и
жадины; с правилами дорожного движения.
Социальный проект «Первая помощь при легких травмах»
Раздел 3. «Мир народного праздника». (7 часов)
6
Знакомство с осенними, новогодними, зимними, весенними забавами и народными
традициями.
Конкурс стихов, рисунков; «Новогодний утренник»,
«Масленица», «Веснянки».
Социальный проект «Ёлочка».
Раздел 4. «Мой край родной». (6 часов)
Экскурсия по родному селу, знакомство с достопримечательностями; экскурсия в
музей, конкурс рисунков.
Социальный проект «Чистое село».
«Граждановедение». (8 часов)
Знакомство с понятиями Родина, Отечество; с символами: флаг, герб, гимн;
разучивание гимна о Родине.
Социальный проект «Все мы разные – все мы равные!»
«Экологическая азбука». (6 часов)
Знакомство с понятиями: братья меньшие, природа, экология; с правилами
поведения в природе.
Социальный проект «Наши меньшие братья».
1.4.
Планируемые результаты
Личностные
- обучающиеся будут развивать внимание, память, мышление,
творческие
способности и фантазию; мелкую моторику рук и глазомер;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе.
Метапредметные
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия;
- выполнять учебные действия в материале, речи.
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования;
- высказывания в устной и письменной формах;
- анализировать объекты, выделять главное;
- устанавливать аналогии;
- ставить вопросы, выдвигать гипотезы, высказывать суждения;
- допускать существование различных точек зрения;
- формировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
7
Предметные
В результате освоения программы обучающиеся должны знать:
- правила дорожного движения;
- элементарные экологические понятия;
- правила поведения в природе;
- правила охраны здоровья и личной гигиены;
- понятия «дружба», «правда и ложь»;
- понятия «добро», «вежливость», «прилежание»;
- понятия «ответственность», «взаимопонимание»;
- понятия Родина, Отечество;
- традиции проведения народного праздника;
- историю родного края;
- традиции русского народа;
- символы своей Родины;
Должны уметь:
- любить и беречь природу.
- уметь воображать, фантазировать;
- ориентироваться на улицах родного села;
- понимать себя и других;
8
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.
Календарный учебный график
Таблица 2
Календарный учебный график
Программы «Юные таланты»
№
Дата
п/п
1
2
3
Тема занятия
Вводное
занятие.
Знакомство с
курсом.
«Да
здравствует
вежливость и
доброта».
«Как быть
прилежным и
старательным»
Кол-во
часов
Время
Место
проведе Форма провед
ния
занятия ения
занятия
Форма
контроля
1
Беседа.
Педагогическо
е наблюдение.
2
Беседа.
Устный опрос.
Педагогическо
е наблюдение.
1
Беседа,
игра.
1
Беседа,
игра.
4
«Жадность и
жадины».
5
Социальный
проект «Первая
помощь при
травмах».
1
6
«Золотая
осень».
1
7
«Красный,
желтый,
зеленый».
1
Подгото
вка и
защита
проекто
в.
Беседа.
Практич
еская
работа.
Беседа.
Практич
еская
работа.
9
Просмотр и
анализ работ.
Устный опрос.
Педагогическо
е наблюдение.
Индивидуальн
ое проектное
задание.
Просмотр и
анализ работ.
Просмотр и
анализ работ.
8
Социальный
проект
«Ёлочка»
3
9
«Я люблю свое
село»
2
10
«Экскурсия в
музей»
1
11
«Новый Год –
пора чудес».
1
12
Социальный
проект «Чистое
село».
13
«С чего
начинается
Родина».
2
14
«Наше
Отечество».
2
15
«Широкая
масленица».
16
«Символы моей
Родины»
17
Социальный
проект «Все мы
разные – все мы
равные!»
Подгото
вка и
защита
проекто
в.
Беседа.
Практич
еская
работа.
Экскурс
ия.
Утренни
к.
Подгото
вка и
защита
проекто
в.
Интерак
тивное
путешес
твие.
Интерак
тивное
путешес
твие.
3
Утренни
к.
1
Беседа.
Практич
еская
работа.
Подгото
вка и
защита
проекто
в.
2
2
10
Индивидуальн
ое проектное
задание.
Просмотр и
анализ работ.
Устный опрос.
Педагогическо
е наблюдение.
Педагогическо
е наблюдение
Индивидуальн
ое проектное
задание.
Устный опрос.
Педагогическо
е наблюдение.
Просмотр и
анализ работ.
Устный опрос.
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическо
е наблюдение.
Индивидуальн
ое проектное
задание.
18
«Веснянки»
Игра.
1
20
«Перелетные
птицы»
2
21
«Цветы
приносят
радость»
2
22
Социальный
проект «Наши
меньшие
братья».
Беседа.
Практич
еская
работа.
Практич
еская
работа.
Подгото
вка и
защита
проекто
в.
2
2.2.
Педагогическо
е наблюдение.
Просмотр и
анализ работ.
Просмотр и
анализ работ.
Индивидуальн
ое проектное
задание.
Условия реализации программы
Материально-техническое
оснащение.
Учебное
помещение,
соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН
2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28.
- Столы с оборудованными рабочими местами в количестве не менее - 12 штук;
- стол педагога - 1 штука;
- меловая или маркерная доска - 1 штука;
- компьютер - 1 штука;
Кадровое обеспечение. Реализация программы осуществляется педагогом
дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или высшее
образование по направлению подготовки и отвечающим квалификационным
требованиям и профессиональным стандартам.
2.3.
Методическое обеспечение
Методы обучения:
- словесные (устное изложение, беседа, рассказ, анализ текста);
- наглядные (показ иллюстраций, мультимедийных материалов, наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу);
- практические (применение знаний на практике);
11
- объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают
готовую информацию;
-репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
- частично-поисковый – участие
детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом.
- исследовательский – групповая или индивидуальная работа по созданию
авторского проекта с использованием изученного материала.
Методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение.
Формы обучения:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы организации учебного занятия:
-традиционные;
- комбинированные;
- практические;
- игры;
- праздники;
- экскурсии.
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающие;
- информационные;
- личностно-ориентированного, дифференцированного и игрового обучения.
Дидактические материалы:
- учебно-наглядные пособия (по каждой теме занятий);
- специальная, методическая литература;
Методические разработки:
- образовательная программа;
- тематические папки;
- планы занятий;
- конспекты открытых занятий:
- сценарии праздников, воспитательных мероприятий;
- составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы»;
- оценочные критерии.
2.4.
Формы аттестации
12
Проверка результатов усвоения обучающимися программного материала
осуществляется в форме входного и текущего контроля, промежуточной и итоговой
аттестации.
Входной контроль осуществляется в начале учебного года (сентябрь) в форме
анкетирования, контрольно-тестового задания.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в конце изучения
каждой темы в форме самостоятельной проверочной работы и на зачётных занятиях
в форме контрольно-тестовых заданий.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце обучения (май) на
итоговом занятии в форме языковой викторины.
Итоговая аттестация осуществляется в конце обучения (май) в форме
самостоятельной проверочной работы.
Проверка достигнутых результатов осуществляется как в форме
непрерывного контроля знаний и умения на занятиях, так и в форме полугодовых
самостоятельных работ: наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование,
конкурсы, смотры, соревнования, выставки.
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
Используются следующие методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов опроса, выполнение практических заданий,
активности обучающихся на занятиях;
- участие в конкурсах;
- мониторинг.
критерии
оценки
результативности
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной программе объединения «Юные таланты» (Приложение 1)
Результаты заносятся в «Оценочный лист» (Приложение 2)
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и
поощрения обучающихся.
Объектами контроля являются:
- знания, умения, навыки по изучаемому предмету;
- личностные качества обучающихся:
- степень самостоятельности и уровень творческих способностей.
Мониторинг роста компетентности обучающегося проводится в начале, середине и
конце учебного года, а также по мере прохождения программы по 3 уровням:
высокий, средний, низкий.
Для выявления результатов используется практическая работа, тест, участие в
конкурсах.
Форма подведения итогов реализации программы: усвоение теоретической части
курса проверяется с помощью тестов; после изучения каждого раздела программы
обучающиеся выполняют творческие задания по заданной теме.
Виды контроля
Таблица 3
13
Время
проведения
Цель проведения
Формы контроля
Начальный или входной контроль
В начале учебного
Определение
уровня Беседа, тестирование,
года.
развития обучающихся, их анкетирование
творческих способностей.
Текущий контроль
В течение всего Определение степени усвоения Педагогическое
учебного года (по обучающимися
учебного наблюдение, устный опрос,
ходу занятий).
материала.
Определение практическая работа.
готовности
к восприятию
нового материала. Выявление
обучающихся, отстающих и
опережающих
обучение.
Подбор наиболее эффективных
методов и средств обучения.
Промежуточный или рубежный контроль
По окончании
Определение степени усвоения Опрос, практическая
изучения темы
обучающимися
учебного работа, творческая работа,
или раздела.
материала.
Определение конкурс.
результатов обучения.
Итоговый контроль
В конце учебного Определение изменения уровня Опрос, практическая
года или курса развития обучающихся, их работа, творческая работа,
обучения.
творческих
способностей. конкурс, итоговое занятие,
Определение
результатов анкетирование.
обучения. Получение сведений
для
совершенствования
образовательной программы и
методов обучения.
2.6.
Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной
работы
Цель воспитательного процесса. Формирование гармоничной, духовно
развитой, социально-активной личности учащегося, способной к постоянному
самообразованию и самосовершенствованию. Создание благоприятных условий для
развития личности.
Задачи воспитательного процесса.
- способствовать приобретению опыта осуществления социально значимых дел;
- воспитывать чувства патриотизма, активной гражданской позиции,
сопричастности к истории России;
14
- развивать навыки самоопределения и самореализации;
- организовывать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на решение проблем личностного развития
обучающихся;
- формировать и развивать духовно-нравственные ориентиры на основе
традиционных общечеловеческих ценностей;
- реализовывать важные для личностного развития социально значимые формы и
модели поведения;
Планируемые результаты. В результате освоения воспитательной программы
ребенок должен:
- различать основные проявления добра и зла, принимать и уважать ценности семьи
и общества,
- способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий
задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение;
- освоить основы речевой культуры;
- быть дружелюбным и доброжелательным, умеющим слушать и слышать
собеседника, способным взаимодействовать с взрослыми и сверстниками на основе
общих интересов и дел;
- быть любознательным, наблюдательным, испытывающим потребность в
творческом самовыражении, проявляющим активность, самостоятельность,
инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной видах деятельности и в
самообслуживании.
- повышена педагогическая культура родителей, усилена роль семьи в воспитании
детей.
Приоритетные направления воспитания.
Общекультурное
направление: (гражданско-патриотическое
воспитание,
приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание);
Духовно-нравственное
направление: (нравственно-эстетическое
воспитание,
семейное воспитание);
Здоровье сберегающее направление: (физическое воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности);
Социальное направление: (трудовое).
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия.
Виды воспитательной деятельности:
- познавательная (обогащение представлений об окружающей действительности,
формирование потребности в образовании, интеллектуальное развитие);
- ценностно-ориентационная (рациональное осмысление общечеловеческих и
социальных ценностей мира, осознание личности, развитие рефлексии);
- общественная
(содействие социализации школьников, включение их в
сопереживание проблемам общества, приобщение к активному преобразованию
действительности);
15
- эстетическая
(развитие чувствительного мироощущения, потребности в
прекрасном,
способности
к
художественному
мышлению,
реализация
индивидуальных способностей);
- спортивно-оздоровительная (формирование здорового образа жизни).
Формы организации деятельности:
- беседа; дискуссия;
- экскурсия;
- акция;
- концерт;
- художественные, спортивные конкурсы;
- соревнования;
- праздники.
Технология проведения воспитательного мероприятия включает несколько
взаимосвязанных этапов:
- Анализ предшествующей педагогической ситуации и формулировка цели.
Этот этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива в
целом, а также определение наиболее актуальных задач для эффективного
воспитательного воздействия.
- Планирование. В ходе планирования определяется цель мероприятия, которая
должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую, воспитательную
функции. Также формулируются задачи, которые должны быть очень конкретными
и отражать содержание мероприятия.
- Организация. На этом этапе распределяются роли и место в организации
мероприятия, отведённые педагогу, учащимся и другим участникам процесса.
- Проведение мероприятия. Этот этап призван способствовать реализации главной
цели мероприятия и его задач. Чтобы сохранить интерес и внимание учащихся,
мероприятие должно проходить организованно, динамично, без пауз.
- Подведение итогов (анализ). Этот этап предполагает оценку мероприятия
учащимися на основе его анализа. Он направлен на закрепление положительного
опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты
личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за
порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности.
Таблица 4
Календарный план воспитательной работы
№ Название
Цель
Краткое
Форма
Сроки Ответствен
п/п мероприятия
содержание проведени проведени
ные
,
я
я
события
1 «Здоровый
Дать Формирован Дискуссия Сентябрь
образ жизни» основы ие понятия,
здорового
какие
образа
факторы
жизни
влияют на
16
2
3
4
5
6
здоровье
человека.
«Славные Изучение Воспитание
символы
истории гражданстве
России» государст нности и
венных патриотизма
символов
»
«День
Формиров Презентация
народного
ание
«Мы
единства» понятия, разные, но
что в мы вместе!»
нашей
стране
живут
люди
разных
националь
ностей»
«День мамы» Воспитан Поздравлен
ие любви, ие и подарки к
уважения, для мам.
бережног
о
отношени
я к матери
«Правила Научить Работа по
дорожного основным презентации
движения» правилам
: как
дорожног правильно
о
переходить
движения
через
дорогу,
какой
стороны
придержива
ться, идя по
дороге без
тротуара, по
тротуару.
«Доброта Формиров Знакомить с
спасет мир»
ание
понятием
представл «добро»,
ений о
«добрый
17
Беседа
Октябрь
Беседа
Ноябрь
Утренни
Ноябрь
Беседа
Декабрь
Беседа
Декабрь
добре
человек»,
«вежливость
».Вежливые
слова.
18
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023,
далее – ФЗ №273).
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
(далее – Концепция).
5.
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
6.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при
Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).
7.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 г.
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629).
9.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года
№ 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее –
Приказ № 816).
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
11. Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей- инвалидов на
базе образовательных организаций,
реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. №
ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования
для обучающихся с ОВЗ».
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
19
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
15. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289
«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и
организационно-экономических
механизмов
в
системе
дополнительного
образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех
каждого ребенка» национального проекта «Образование».
16. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 01.08.2023г №718 «О проведении независимой оценки
качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».
Методическая литература:
1.
«Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор»
(Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2210);
2.
«Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности
гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.:
Просвещение, 2020);
3.
«Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа» (Е.С.Савинов. – М.: Прсвещение, 2020);
4.
«Планируемые результаты начального общего образования» (под ред.
Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.: Просвещение, 2020);
5.
Классный руководитель. № 4 2002.
6.
Дополнительное образование. № 6 2003.
7.
Бондаревская Е. Личностно – ориентированное воспитание – Изд.
Дрофа. 2022г.
8.
Ляшко Л. Ступени дополнительного образования // Внешкольник М,
№1, с.16.
9.
Михайлова Н.Н. Ориентационно – ролевая игра «Семья». М., НИИ
труда, 1991.
Для родителей:
1. Амонашвили Ш. А. Школа жизни.-М.: Издательский Дом Шалвы
Амонашвили, 200-144 с.
2.
Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Книга 10. Воспитание и
развитие личности.- Свет, 2017.
3.
Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования
нравственно здоровой личности // Молодой ученый. – 2014. – № 10.
20
21
IV. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
«Критерии
оценки
результативности
обучения
образовательной программе «Юные таланты»
по
дополнительной
Таблица 5
Показатели
(оцениваемые Критерии
Степень выраженности Оценка
оцениваемого качества
Методы
диагностики
параметры)
1. Теоретическая подготовка обучающегося.
1.1.Теоретичес Соответствие Недостаточный
Неудовлетво Педагогическо
кие знания
теоретическихуровень
рительно (2 б) е наблюдение,
знаний
Ребенок овладел менее
тестирование,
обучающегосячем половиной объема
контрольный
программным знаний, умений и
опрос и др.
требованиям навыков,
предусмотренных
программой.
Средний уровень Удовлетвори
Объем усвоенных
тельно (3 б.)
знаний составляет более
половины объема
знаний, умений и
навыков,
предусмотренных
программой.
Достаточный
Хорошо
уровень Ребенок
освоил практически (4 б)
весь объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период
Оптимальный
Отлично
уровень
Ребенок полностью
(5 б.)
овладел знаниями,
умениями и навыками,
заложенными в
программе, имеет
высокие достижения
(дипломы, грамоты
22
различного уровня)
2.Практическая подготовка ребенка
2.1.
Соответствие Недостаточный
Неудовлетво Педагогическо
Практические практических уровень
рительно
е наблюдение,
умения и
умений и
Ребенок овладел менее(2 б)
контрольное
навыки,
навыков
чем половиной
задание
предусмотренны программным предусмотренных
е
требованиям умений и навыков
Средний уровень Удовлетвори
программой
Объем усвоенных
тельно (3 б.)
умений и навыков
составляет более
половины
предусмотренных
программой умений и
навыков.
Достаточный
Хорошо
уровень
Учащийся овладел
(4 б)
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период
Оптимальный
Отлично
уровень
Ребенок полностью
(5 б.)
овладел знаниями,
умениями и навыками,
заложенными в
программе, имеет
высокие достижения
(дипломы, грамоты
различного уровня).
Неудовлетво Педагогическо
Недостаточный
2.2. Творческие Креативность уровень
рительно (2 б) е наблюдение
навыки
в выполнении Креативность в работах
практических отсутствует
заданий
Средний уровень Удовлетвори
В работах
тельно (3 б.)
проявляется
начальный
(элементарный)
уровень развития
23
2.4. Развитие
воображения
креативности.
Обучающийся в
состоянии выполнять
лишь простейшие
практические задания
педагога
Достаточный уровень
Работы выполняются Хорошо (4 б)
на репродуктивном
уровне. Ребенок
выполняет в основном
задания на основе
образца
Оптимальный
Отлично
уровень
Твор ческий
(5 б.)
уро вен ь. Выполняет
практические задания с
элементами творчества
Неудовлетво Педагогическо
Недостаточный
Способность уровень
рительно
е наблюдение
проявлять
Проявления
(2 б)
воображение втворческого
практической воображения
деятельности практически незаметны
Средний уровень. Удовлетвори
Проявляет творческое тельно (3 б.)
воображение в случае,
если педагог оказывают
соответствующую
помощь.
Достаточный
урове нь. Способен к Хорошо
выполнению
(4 б)
творческих заданий
самостоятельно
Оптимальный
Отлично
уровень
Проявляет
(5 б.)
воображение при
выполнении всех
творческих заданий.
3. Общеучебные умения и навыки обучающегося.
24
Недос та точ ный
3.1. УчебноАдекватность урове нь.
коммуникативнывосприятия Ребенок испытывает
е умения: умениеинформации, затруднения при
слушать и
идущей от
работе, нуждается в
слышать
педагога
постоянной помощи и
педагога
контроле педагога
Средний уровень.
Умеет слушать и
выполняет задания,
данные педагогом.
Обращается за
помощью при
необходимости.
3.2.Умение
организовать
свое рабочее
место
Неудовлетво Педагогическо
рительно
е наблюдение
(2 б)
Собеседование
Удовлетвори
тельно (3 б.)
Достаточный
Хорошо
урове нь.
Большую часть заданий
(4 б)
выполняет
самостоятельно
Оптимальный
Отлично
уровень.
Работает
(5 б.)
самостоятельно
Неудовлетво Педагогическо
Недостаточ ный
Способность урове нь.
рительно
е наблюдение
самостоятельнУчащийся испытывает (2 б)
о готовить
затруднения в
свое рабочее организации своей
место к
деятельности и
деятельности рабочего места,
и убирать его нуждается в
за собой
постоянной помощи и
контроле педагога.
Освоил менее чем
половины правил
техники безопасности
Средний уровень. Удовлетвори
Умеет организовать тельно (3 б.)
свою деятельность при
помощи педагога.
Освоил более половины
правил техники
безопасности
25
Д ос та точ ный
Хорошо (4 б)
урове нь.
Самостоятельно может
подготовиться к
выполнению
различных заданий.
Знает и выполняет
основные правила
техники безопасности
Оптимальный
Отлично (5 б.)
уровень.
Самостоятельно
готовится ко всем
занятиям.
Строго соблюдает
правила техники
безопасности, следит за
соблюдением техники
безопасности другими
воспитанниками
26
Приложение 2
Оценочный лист освоения программы
Таблица 6
№ ФИ
Теоретическая Практическая
Общеучебные Ито
п/п обучаю подготовка
подготовка ребенка
умения
го
ще
обучающегося.
и навыки .
вый
гося
балл
Теорети
Практические Твор
Разви Учебно Уме
чекие знания умения и
ческие тие
-комму ние
навыки,
навыки вооб ника
орга
предусмотренны
раже тивные ни
епрограммой
ния
умения: зовать
умение свое
слушать рабо
и слы чее
шать
место
педа
гога
Итоговый балл:
Неудовлетворительно – до 16 баллов
Удовлетворительно – 17-24 балла
Хорошо – 25-32 балла
Отлично – 33-40 баллов
27