СОДЕРЖАНИЕ
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ............................................. 2
1.1.
Пояснительная записка (основные характеристики программы) ..................................... 2
1.2.
Цель и задачи программы........................................................................................................... 4
1.3.
Содержание программы .............................................................................................................. 5
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК .............................................................. 5
Содержание учебного плана ................................................................................................................. 6
1.4.
Планируемые результаты ........................................................................................................... 8
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ................................. 10
2.1.
Календарный учебный график ................................................................................................ 10
2.2.
Условия реализации программы ............................................................................................. 15
2.4.
Формы аттестации...................................................................................................................... 16
2.5.
Диагностический инструментарий (оценочные материалы) ............................................. 16
2.6.
Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы ............. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................................................................... 22
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
(ред. от 03.02.2014 г. № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
Приказ Министерства просвещения Российской - Федерации от
17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
Приказ №104 от 17 марта 2020 г. «Об организации образовательной
деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020г. №ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;
Письмо Минпросвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976 04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных технологий»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
9 ноября 2018 г. № 196»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
2
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Направленность программы: Программа имеет социально-гуманитарную
направленность, комфортного перехода с одного образовательного уровня на
другой, создание предпосылок к школьному обучению.
Актуальность программы: Подготовка детей к школе занимает особое
место в системе образования. В настоящее время проблема адаптации детей в
начальной школе стоит очень остро. Главная цель подготовки детей к школе –
формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для
успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения
стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все
последующие годы. В соответствии с комплексной модернизацией образования
и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей
перед
школой
и
введена
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа по подготовке детей к школе «Всезнайка».
Данная программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя
преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками
универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми
компетенциями.
Отличительные особенности программы : Новизна данной программы
обусловлена социальным запросом родителей (законных представителей) и
школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной
психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения
в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Данная программа предоставляет возможность комплексно решать
проблемы социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к
новым условиям, направлена на создание комфортных условий для развития
ребёнка, его мотивации к познанию, интеллектуальное развитие, укрепление
его психического и физического здоровья через использование технологий
здоровьесбережения.
Программа предполагает использование современных технологий,
позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка. Отличительной
особенностью программы является применение на занятиях с детьми методов
сказкотерапии, арт-терапии, кинезиологических упражнений .
Педагогическая
целесообразность
программы:
программы
продиктована необходимостью всестороннего развития и подготовки к школе
детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные
учреждения
Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных
возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоциональноволевой сферы. Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с
широким использованием игровых методов, что позволяет устранить
перегрузки.
3
Адресат программы: Программа предназначена для детей в возрасте от
5 до 7 лет. Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены
на обучение: дети без ОВЗ.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 36
учебных недель, с 01.09. 2025 г. по 31.05.2026 г., общее количество часов – 72
учебных занятия.
Продолжительность обучения по программе: 36 учебных недель
Форма обучения: очная, с возможным применением дистанционных
технологий.
Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое
занятие, игра (сюжетно-ролевая, логическая), проектная и исследовательская
деятельность и т. д.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Согласно
СанПиН учебные занятия проводятся продолжительностью по 25 мин. (старшая
группа), 30 мин. (подготовительная группа) в день, с переменой между
занятиями 10 минут.
Формы организации образовательного процесса : Знания, умения и
навыки учащихся оцениваются по уровням: высокий, средний и низкий. С
целью определения уровня освоения учащимися программы «Всезнайка» и
соотнесения
полученного
результата
с
целью
программы, проводится отслеживание и фиксация результатов освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Виды (формы) занятий : аналитическая справка, грамота, журнал
посещаемости, материал анкетирования и тестирования, фотография, отзыв
учащихся и родителей (законных представителей).
Перечень форм подведения итогов:
Мониторинг предметных результатов проводится на основе результатов
устного опроса и письменного тестирования по основным разделам программы.
По каждому параметру выставляются баллы, затем подсчитывается сумма
баллов и среднеарифметическое значение по каждому учащемуся и
определяется индивидуальный уровень освоения образовательной программы.
В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по
уровню освоения программы.
1.2. Цель и задачи программы
Цель : создание условий для выравнивания стартовых возможностей
детей дошкольного возраста, их
успешной
адаптация
к новым
образовательным условиям.
Задачи:
• воспитательные (личностные): Развивать личностные качества.
• Формировать ценностные установки и ориентации.
• Развивать творческую активность.
• Формировать и развивать психические функций познавательной сферы.
• развивающие
(метапредметные): Развивать мелкую моторику и
зрительно-двигательную координацию.
4
•
•
•
•
•
Развивать образное и вариативное мышление, воображение, творческие
способности.
Развивать и формировать мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
образовательные (предметные) : Формировать умения звукобуквенного
анализа, развивать устную речь, обогащать словарь обучающихся,
содействовать выразительности речи.
Развивать графические навыки с целью подготовки руки ребенка к
письму.
Формировать математические знания и умения.
1.3.
Содержание программы
Учебный план
Всезнайка
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный план
№
п/п
Наименование
разделов,
тем
Количество часов
Всего
Обучение грамоте и
элементам письма
Формы
аттестации/
контроля
теория практика
44
18
26
1 Наша речь
14
6
8
Проверка
выполненных
заданий, ответы
на вопросы по
тексту, беседы,
игры
2 В мире звуков и букв
14
6
8
Проверка
выполненных
заданий
графический
диктант, игры и
игровые приемы
3 Элементы письма
16
6
10
Написание
элементов по
образцу,
графический
диктант, игры и
5
игровые приемы
Математические ступеньки
(развитие математических
представлений и логики)
28
14
14
1 Количество и счет
6
4
2
Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры
2 Величина
4
2
2
Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры
3 Ориентировка в
пространстве
4
2
2
Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры
4 Ориентировка во
времени
6
2
4
Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры
5 Геометрические фигуры
4
2
2
Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры
6 Логические задачи.
4
2
2
Математический
конкурс
Итого:
72
32
40
Содержание учебного плана
«Обучение грамоте и элементам письма»
Наша речь.
Для чего мы говорим? Слово и предложение.
Составление рассказов по опорным картинкам, об эпизодах из жизни на
заданную тему.
Деление слов на слоги. Ударение. Звуковой анализ слов.
В мире звуков и букв.
Понятие «звук», «буква».
Гласные и согласные звуки.
6
Изучение звуков и букв.
Диагностические исследования.
Элементы письма.
Штриховка
Письмо длинных и коротких линий.
Письмо элементов букв.
«Математические ступеньки» (развитие математических представлений
и логики).
Количество и счет.
На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся
писать цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры).
Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые
числительные (первый, второй).
Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20.
Считают двойками до 20 и тройками до 21.
Сравнивают числа – соседи.
Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.
Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.
Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их
писать и применять при решении примеров и задач.
Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.
Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный
материал.
Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах
первого десятка. Решают задания творческого характера.
Величина.
Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно
используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше,
одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже,
одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше,
одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и
разные по форме; одинаковые и разные по цвету.
Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием
попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3
признакам.
Находят в группе предметов «лишний» предмет. Кроме того у детей
развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).
Ориентировка в пространстве.
Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа,
вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху
вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном
направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко,
низко, рядом.
7
Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих
предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под,
за, перед, между, от, к, через.
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.
Ориентировка во времени.
Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время
суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.
Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой
сегодня, какой будет завтра и послезавтра.
Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро,
медленно, давно.
Геометрические фигуры.
Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник,
квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют
стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические
фигуры в тетради.
Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).
Логические задачи.
Дошкольники находят логические связи и закономерности.
Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 –
3 признакам.
Продолжают логический ряд предметов. Группируют предметы по 1 – 3
признакам.
На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и
исправь ошибку художника).
Дети собирают головоломки.
На занятиях используются загадки математического содержания, задачи –
шутки, ребусы.
Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.
Все это способствует развитию у детей логического мышления,
находчивости, смекалки.
1.4. Планируемые результаты
Личностные:
Дети владеют коммуникативными
навыками, могут
устанавливать
отношения со сверстниками и взрослыми.
Развиты личностные качества: мотивационные и коммуникативные,
Сформировано положительное отношение к школьному обучению.
Сформировать ценностные установки и ориентации: любовь к родителям,
семье, малой родине.
Развиты в соответствии с возрастом психические функций познавательной
сферы: внимание, память, воображение, речь.
Метапредметные:
Развиты мелкая моторика и зрительно-двигательная координация.
8
Улучшены образное и вариативное мышление, воображение, творческие
способности.
Улучшены мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения,
классификации, аналогии).
Предметные:
Сформированы умения звукобуквенного анализа, связная и развёрнутая
речь, расширен словарный запас обучающихся до 4000 слов, более
выразительной стала речь.
Развиты графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму.
Сформированы математические знания и умения: дети могут соотносить
цифру с числом предметов, называть числа в прямом и обратном порядке в
пределах 10, пользоваться арифметическими знаками действий, составлять и
решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, измерять длину
предметов с помощью условной меры
Дети умеют принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
9
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.
№
п/
п
Меся
ц
1
сентя
брь
Чис
ло
Календарный учебный график
Программы «Всезнайка»
Время
Форма
Ко
Тема занятия
прове- занятия
ли
чест
дения
заняти
во
й
часо
в
Вводное 1
Знакомство со
занятие
школьной
жизнью.
Беседа
1
Речь
письменная и
устная. Звуки
речи.
Предложение.
самостоя
Развитие речи.
1
тельная
работа
Беседа по
картинке «Сбор
1
урожая»
Слово.
Составление
предложений
по серии
картинок.
Слово.
Предложение.
Составление
предложений.
10
Мест
о
прове
дения
Форма
контроля
д/с
«Сказ
ка»
Анкетирование
Наблюдение
Проверка
выполненных
заданий, ответы на
вопросы по тексту,
беседы, игры
2.
Беседа,иг
ра
1
1
Октяб
рь
1
Практиче
ская
работа
1
Игры
Ноябр
ь
1
1
1
В мире звуков
и букв
Подготовка к
письму.
Правильная
посадка при
письме.
Обводка
рисунка по
пунктирным
линиям.
Понятие
верхней и
нижней
рабочей
строки.
Элемент «с».
Различная
высота
элементов.
Обводка по
контуру.
Штриховка.
Элементы с
наклоном в
правую и
левую сторону.
Наклонная
палочка с
петлей.
Элемент
«спираль».
Элемент
«полуовал».
Элемент
«петля».
Элемент
«крючок».
Элемент
«круг».
Штриховка.
Письмо
элементов.
Штриховка
11
Проверка
выполненных
заданий, игры и
игровые приемы
1
Декаб
рь
1
1
1
1
1
1
1
1
Гласный звук
IаI; буква А, а.
Гласный звук
IуI; буква У, у
Гласные и
согласные
звуки. Гласный
звук IоI, буквы
О, о.
Согласные
звуки Iм ,I, IмI;
буквы М, м.
Согласные
звуки Iс ,I , IсI;
буквы С,
Согласные
звуки Iх ,I, IхI;
буквы Х, х.
Согласные
звуки Iр ,I, IрI;
буквы Р, р.
Согласный звук
IшI, ; буквы Ш,
ш.
Согласные
звуки с, ш.
Гласный звук
IыI; буква ы.
Согласные
звуки Iл ,I, IлI;
буквы Л, л.
Согласные
звуки IлI, IрI;
буквы л, р.
Согласные
звуки Iн ,I, IнI;
буквы Н, н.
Согласные
звуки Iк ,I, IкI;
буквы К, к.
Согласные
звуки звонкие и
глухие.
Согласный звук
12
IйI; буквы Й, й.
Согласные
звуки Iг ,I, IгI;
буквы Г, г.
Согласные
звуки Iв ,I, IвI;
буквы В, в.
Согласные
звуки Iд ,I, IдI;
буквы Д, д.
Согласные
звуки Iб ,I, IбI;
буквы Б, б.
Согласный звук
IжI; буквы Ж,
ж.
Буквы Е, е.
Буква Ь.
Буквы Я, я.
Буквы Ю, ю.
3.
январ
ь
Занятие
фантазии
и
творчест
ва
1
1
1
Элементы
письма
Письмо
изученных
элементов
букв.
Написаниние
элементов по
образцу
13
Написание
элементов по
образцу,
графический
диктант, игры и
игровые приемы
4.
Беседа
Игры
1
1
Практиче
ские
1
работы
Сентя
брь
1
1
Октяб
рь
1
1
1
1
5.
Ноябр
ь
Беседа
Игры
1
1
Математическ
ие ступеньки
(развитие
математическ
их
представлений
и логики)
Количество и
счет
Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры
Пространствен
ные
отношения:
между,
посередине.
Число 1 и
цифра 1.
Число 2 и
цифра 2.
Число 3 и
цифра 3.
Число 4 и
цифра 4.
Число 5 и
цифра 5.
Число 6 и
цифра 6.
Число 7 и
цифра 7. Число
8 и цифра 8.
Число 9 и
цифра 9.
Величина
Пространствен
ные
отношения:
длиннее,
14
Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры
короче.
6.
Декаб
рь
Провероч 1
ная
работа
Измерение
длины.
Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры
Измерение
длины. Метр,
сантиметр.
Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры
Геометрически
е фигуры
Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры
1
7.
8.
беседа,
1
практиче
ская
работа
1
Беседа
1
Практиче
ская
1
работа
игры
ИТОГО:
72
2.2.
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение : использование ИКТ,наличие
оснащенных необходимым материалом игровых комнат, мест релакса,отдыха,;
наличие книжных уголков, столиков для рисования .
Кадровое обеспечение: реализует программу Алехина Е.С., педагог
дополнительного образования.
15
2.3.
Методическое обеспечение
Демонстрационный и раздаточный материал
- Рабочие тетради
- Карандаши, линейки, ластики
- Магниты
- Счетный материал
- Подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения)
- Наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей)
-Дидактические игры с буквами, со словами
-Ребусы для детей
-Буквы из разрезной азбуки
-Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).
-Наборы сюжетных (предметных) картинок.
- Карточки с печатными заглавными и прописными буквами
- Карточки и схемы звуко - буквенного анализа слов
- Карточки и схемы ударного слога и гласного звука и букв.
2.4. Формы аттестации
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по уровням: высокий, средний
и низкий. С целью определения уровня освоения учащимися программы
«Всезнайка» и соотнесения полученного
результата с целью
программы, проводится отслеживание и фиксация результатов освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
Мониторинг предметных результатов проводится на основе результатов
устного опроса и письменного тестирования по основным разделам программы.
По каждому параметру выставляются баллы, затем подсчитывается сумма
баллов и среднеарифметическое значение по каждому учащемуся и
определяется индивидуальный уровень освоения образовательной программы.
В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по
уровню освоения программы.
2.6.
Рабочая программа воспитания. Календарный план
воспитательной работы
Цель воспитательного процесса: обеспечение развития общей культуры
личности ребенка, интеллектуально - познавательных способностей, социальнонравственных, эстетических, физических качеств.
•
Задачи воспитательного процесса : обогащать
представления детей о многообразии культурных норм и ценностей,
принятых в обществе;
16
поддерживать самостоятельное взаимодействие и
сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах
деятельности, становление детского сообщества;
•
воспитывать чувство ответственности, самостоятельности,
инициативности, формирование основ патриотизма;
•
углублять представления детей о правилах безопасного
поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать
становлению ценностей здорового образа жизни;
-сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском
отношении к природе и понимании самоценности природы;
поощрять проявления морально-волевых качеств.
Организовать работу с семьями воспитанников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение вопросов
личностного развития детей.
Планируемые результаты :
Ребенок уважительно относится к окружающим (малышам, пожилым людям),
стремится помогать им.
Ребенок стремится в своих поступках следовать положительному примеру
(быть хорошим)
Проявляет доброжелательность, готовность выручить сверстника;
С уважением относится к интересам и мнению товарищей, способен слушать
собеседника, не перебивать, спокойно отстаивает свое мнение, справедливо
решает споры.
С уважением относится к традиционным семейным ценностям; к своей семье,
проявляет любовь и уважение к родителям.
Способен проявлять патриотические и интернациональные чувства, а также
любовь к Родине.
Осознанно относится к своему будущему (к своему образованию, к своему
здоровью, к своей деятельности, к своим достижениям),
Стремится быть полезным обществу.
- приобщение детей к культурному наследию;
Уважительно относится к людям разных национальностей, проявляет интерес
к их культуре и обычаям
Осознанно относится к своему здоровью
Стремится быть полезными окружающим, радуется результатам
коллективного труда.
Стремится правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы,
наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).
Приоритетные направления воспитания: Принцип гуманизма. Каждый
ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека,
являющегося высшей̆ ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита
его прав на свободу и развитие.
•
17
Принцип субъектности. Развитие и воспитание личности ребенка как субъекта
собственной жизнедеятельности; воспитание самоуважения, привычки к заботе
о себе, формирование адекватной самооценки и самосознания.
Принцип интеграции. Комплексный и системный подходы к содержанию и
организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания
работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие
детей во всех сферах и видах деятельности.
Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и
смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных
отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и
взаимное уважение.
Принцип учета возрастных особенностей. Содержание и методы
воспитательной работы должны соответствовать возрастным особенностям
ребенка.
Принципы индивидуального и дифференцированного подходов.
Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального
темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом
семейных, национальных традиций и т.п.
Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и
традициях России, включая культурные особенности региона.
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему
диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность
выбора при построении собственной системы ценностных отношений,
продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в
жизни.
Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму
безопасности и безопасного поведения.
Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к
культурным ценностям и их освоения.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия:
воспитывающие ситуации ,беседы, игры, чтение, убеждение, анализ,
экспериментирование.
Календарный план воспитательной работы
№ Название
Цель
Краткое Форма Сроки Ответственн
п/п мероприят
содержание проведе проведен
ые
ия,
ния
ия
события
1 Осенние
Воспитывать Рассматрива Беседа, Сентябрь Педагог
затеи
внимательное
ние
наблюде
дополнительно
18
, бережное фотоиллюст
отношение к раций об
природе,
осени, о
формировать деревьях, ре
основы
продукций
правильного
картин
поведения в художников
лесу;
Чтение
продолжать художествен
формировать
ной
навыки
литературы.
коллективной Дидактическ
деятельности ая игра.
у детей.
2 Я и моя
семья
ния.
Воспитывать Рассматрива Беседа, Сентябрь
интерес к ние
упражне
родословной иллюстраци ния.
своей семьи, й книг.
к традициям Разгадывани
своей семьи. е ребуса "7
Я"
Просмотр
презентации
- клипа «Я,
ты, он, она –
вместе
дружная
семья».
3 Мы живем Воспитывать Рассматрива Беседа,р Октябрь
на Земле. бережное
ние
ассужден
отношение к иллюстраци ия,
Земле, ее
й книг
анализ.
богатствам. Презентация
Воспитывать :
любовь к
«Путешеств
природе
ие вокруг
Земли,
земли»
желание
Чтение
беречь и
художествен
защищать ее. ной
литературы.
19
го образования
Алехина Е.С.
4 Все
Воспитывать Рассказы
Беседа,,р Октябрь
профессии уважение к детей о том, ассказы
детей.
важны, все
труду и на каких
профессии бережное предприятия
нужны.
отношение ко х работают
всему, что родители.
окружает Чтение
детей
художествен
(результат ной
труда),
литературы
желание
выбрать
профессию и
стремление
учиться.
5 Домашние Воспитывать Отгадывани Беседа,и Ноябрь
животные в гуманное, е загадок о
гра.
жизни
заботливое домашних
человека
отношение к животных.
животным, Обыгрывани
стремление е потешек
заботиться о Сюжетная
них
игра.
Игровая
ситуация
«Кто чей».
Дидактическ
ая игра.
6 В здоровом Воспитывать
теле –
стремление
здоровый вести
дух
здоровый
образ жизни.
Воспитывать
желание
заботиться о
своем
здоровье
ешение
Беседа, Ноябрь
провокацио убежден
ие,игра
нных
вопросов,
проблемных
ситуаций
Беседы.
Викторины
"Как быть
здоровым»
Заучивание
пословиц,
поговорок о
здоровье.
20
7 Путешеств Воспитывать тение
Беседа,р Декабрь
ие из
бережное
художествен ассказ,
обсужде
прошлого в отношение к ной
ние
будущее вещам, их
литературы
истории, к
«От ракеты жизненн
ых
предметам до кареты»
картин.
окружающего С.
мира.
Михалков.
Воспитывать Д/ игра
интерес к
«Прошлоепрошлому
настоящее»
нашей страны Презентация
и мира.
«Что было
раньше, что
стало
теперь»
(история
изменения,
совершенств
ования
вещей,
окружающи
х человека,
сравнение).
21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А.
Федосова.] - М. : Просвещение, 2018.
2. БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. - М., 2015.
3. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? М.: Ювента, 2015.
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.:
Педагогика,2014.
5. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. - М.: ЗАО
«Центрполиграф», 2017.
Для учащихся
1. С.И.Волкова. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. - М:
Просвещение, 2016
2. «Я считаю до десяти. Математика для детей 5- 6 лет», Е.В. Колесникова. - М.:
ТЦ Сфера, 2016
3. «Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет», Е.В. Колесникова. М.: ТЦ Сфера, 2017
4. Петерсон, Холина - Раз - ступенька, два - ступенька... Математика для детей
6-7 лет. Часть 1-2.
5. «От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет» В 2ч. Н.А. Федосова. - М.:
Просвещение, 2016
6. Прописи для дошкольников в 6-7 лет. / Е.В. Колесникова. – М.: Ювента,
2017. – 48с.:ил.
7. Предмет, слово, схема: Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет / Е.В. Колесникова.
- М.: Ювента, 2016. – 32 с.: ил.
22