СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ….………3
1.1 . Пояснительная записка…………………………………………….………………3
1.2 . Цели и задачи программы……………………………………………………..…...5
1.3 . Содержание программы………………………………………….…………….…..6
Учебный план……………………………………………………………………............6
Содержание учебного плана…………………………………………………………….7
1.4. Планируемые результаты………………………………………………………......9
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ….11
2.1. Календарный учебный график………………………………………………...… 11
2.2. Условия реализации программы…………………………………….……………..15
2.3. Методическое обеспечение………………………………………………………...15
2.4. Формы аттестации…………………………………………………….…………….16
2.5. Диагностический инструментарий…………………………………...…………....16
2.6. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы….16
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..22
2
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от
03.02.2014 г. № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил
СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения
новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
Приказ Министерства просвещения Российской - Федерации от 17.03.2020 №
103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального образования
и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;
Приказ №104 от 17 марта 2020 г. «Об организации образовательной
деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего
дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020г. №ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций»;
Письмо Минпросвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976 04 «О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
технологий»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Устав МБОУ ДО ЦВР Кашарского район.
3
Направленность программы: Программа имеет социально-гуманитарную
направленность, комфортного перехода с одного образовательного уровня на
другой, создание предпосылок к школьному обучению.
Актуальность программы: Подготовка детей к школе занимает особое место в
системе образования. В настоящее время проблема адаптации детей в начальной
школе стоит очень остро. Главная цель подготовки детей к школе – формирование
компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации
ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут
нивелировать желание учиться на все последующие годы. В соответствии с
комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых
возможностей для образования детей перед школой и введена дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке детей к школе
«Всезнайка».
Данная программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя
преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками
универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Отличительные особенности программы:
Новизна данной программы обусловлена социальным запросом родителей
(законных представителей) и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду
с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для
успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и
взрослыми.
Данная программа предоставляет возможность комплексно решать проблемы
социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям,
направлена на создание комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к
познанию, интеллектуальное развитие, укрепление его психического и физического
здоровья через использование технологий здоровьесбережения.
Программа
предполагает
использование
современных
технологий,
позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка. Отличительной
особенностью программы является применение на занятиях с детьми методов
сказкотерапии, арт-терапии, кинезиологических упражнений.
Педагогическая
целесообразность
программы:
программы
продиктована необходимостью всестороннего развития и подготовки к школе детей,
посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения
Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных
возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой
сферы. Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким
использованием игровых методов, что позволяет устранить перегрузки.
Адресат программы: Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до
7 лет. Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на
обучение: дети без ОВЗ.
Режим занятий:
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 4 месяца обучения,
с 01.09.2025 г. по 31.12.2025 г., 17 учебных недель, общее количество часов – 34
учебных занятия.
4
Продолжительность обучения по программе: 34 учебных недель.
Форма обучения: очная, с возможным применением дистанционных
технологий.
Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие,
игра (сюжетно-ролевая, логическая), проектная и исследовательская деятельность и
т. д.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Согласно
СанПиН учебные занятия проводятся продолжительностью по 25 мин. (старшая
группа), 30 мин. (подготовительная группа) в день, с переменой между занятиями 10
минут.
Формы организации образовательного процесса: Знания, умения и навыки
учащихся оцениваются по уровням: высокий, средний и низкий. С целью
определения уровня освоения учащимися программы «Всезнайка» и соотнесения
полученного результата с целью программы, проводится отслеживание и фиксация
результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Виды (формы) занятий: аналитическая справка, грамота, журнал
посещаемости, материал анкетирования и тестирования, фотография, отзыв
учащихся и родителей (законных представителей).
Перечень форм подведения итогов:
Мониторинг предметных результатов проводится на основе результатов
устного опроса и письменного тестирования по основным разделам программы.
По каждому параметру выставляются баллы, затем подсчитывается сумма
баллов и среднеарифметическое значение по каждому учащемуся и определяется
индивидуальный уровень освоения образовательной программы.
В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по уровню
освоения программы.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей
дошкольного возраста, их успешной адаптация к новым образовательным условиям.
Задачи:
воспитательные (личностные): Развивать личностные качества.
Формировать ценностные установки и ориентации.
Развивать творческую активность.
Формировать и развивать психические функций познавательной сферы.
развивающие (метапредметные): развивать мелкую моторику и зрительнодвигательную координацию.
Развивать образное и вариативное мышление, воображение, творческие
способности.
Развивать и формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения,
обобщения, классификации, аналогии).
образовательные (предметные) : Формировать умения звукобуквенного
анализа, развивать устную речь, обогащать словарь обучающихся,
содействовать выразительности речи.
Развивать графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму.
Формировать математические знания и умения.
5
1.3.
Содержание программы
Учебный план
Таблица 1
Учебный план
«Всезнайка»
№
п/п
Наименование
разделов,
тем
Количество часов
Всего
Обучение грамоте и
элементам письма
Формы
аттестации/
контроля
теория практика
22
10
12
1 Наша речь
6
3
3
Проверка
выполненных
заданий, ответы
на вопросы по
тексту, беседы,
игры
2 В мире звуков и букв
10
4
6
Проверка
выполненных
заданий
графический
диктант, игры и
игровые приемы
3 Элементы письма
6
3
3
Написание
элементов по
образцу,
графический
диктант, игры и
игровые приемы
12
6
6
1 Количество и счет
2
1
1
Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры
2 Величина
2
1
1
Проверка
выполненных
заданий, беседа,
Математические ступеньки
(развитие математических
представлений и логики)
6
игры
3 Ориентировка в
пространстве
2
1
1
Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры
4 Ориентировка во
времени
2
1
1
Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры
5 Геометрические фигуры
2
1
1
Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры
6 Логические задачи.
2
1
1
Математический
конкурс
Итого:
34
16
18
Содержание учебного плана
«Обучение грамоте и элементам письма»
Наша речь.
Для чего мы говорим? Слово и предложение.
Составление рассказов по опорным картинкам, об эпизодах из жизни на заданную
тему.
Деление слов на слоги. Ударение. Звуковой анализ слов.
В мире звуков и букв.
Понятие «звук», «буква».
Гласные и согласные звуки.
Изучение звуков и букв.
Диагностические исследования.
Элементы письма.
Штриховка
Письмо длинных и коротких линий.
Письмо элементов букв.
«Математические ступеньки» (развитие математических представлений и
логики).
Количество и счет.
На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся писать
цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры).
Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные
(первый, второй).
Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20.
7
Считают двойками до 20 и тройками до 21.
Сравнивают числа – соседи.
Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.
Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.
Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и
применять при решении примеров и задач.
Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.
Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный
материал.
Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого
десятка. Решают задания творческого характера.
Величина.
Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно
используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового
размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте;
уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче,
тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные
по цвету.
Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного
сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.
Находят в группе предметов «лишний» предмет. Кроме того, у детей
развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).
Ориентировка в пространстве.
Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху,
внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу
вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении;
усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих
предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за,
перед, между, от, к, через.
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.
Ориентировка во времени.
Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время
суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.
Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня,
какой будет завтра и послезавтра.
Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро,
медленно, давно.
Геометрические фигуры.
Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник,
квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют
стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические
фигуры в тетради.
Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).
Логические задачи.
Дошкольники находят логические связи и закономерности.
8
Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3
признакам.
Продолжают логический ряд предметов. Группируют предметы по 1 – 3
признакам.
На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и
исправь ошибку художника).
Дети собирают головоломки.
На занятиях используются загадки математического содержания, задачи –
шутки, ребусы.
Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.
Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости,
смекалки.
1.4. Планируемые результаты
Личностные:
Дети владеют коммуникативными навыками, могут устанавливать отношения со
сверстниками и взрослыми.
Развиты личностные качества: мотивационные и коммуникативные,
Сформировано положительное отношение к школьному обучению.
Сформировать ценностные установки и ориентации: любовь к родителям, семье,
малой родине.
Развиты в соответствии с возрастом психические функций познавательной
сферы: внимание, память, воображение, речь.
Метапредметные:
Развиты мелкая моторика и зрительно-двигательная координация.
Улучшены образное и вариативное мышление, воображение, творческие
способности.
Улучшены мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения,
классификации, аналогии).
Предметные:
Сформированы умения звукобуквенного анализа, связная и развёрнутая речь,
расширен словарный запас обучающихся до 4000 слов, более выразительной стала
речь.
Развиты графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму.
Сформированы математические знания и умения: дети могут соотносить цифру с
числом предметов, называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10,
пользоваться арифметическими знаками действий, составлять и решать задачи в
одно действие на сложение и вычитание, измерять длину предметов с помощью
условной меры
Дети умеют принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
9
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.
Календарный учебный график
Таблица 2
Календарный учебный график
«Всезнайка»
№
п/
п
Меся
ц
1
сентя
брь
Чис
ло
Время
проведения
заняти
й
Форма
занятия
Вводное
занятие
Беседа
самостоя
тельная
работа
Ко
Тема занятия
ли
чест
во
часо
в
1
Знакомство со
школьной
жизнью.
1
Речь
письменная и
устная. Звуки
речи.
Предложение.
Развитие речи.
1
Беседа по
картинке «Сбор
1
урожая»
Слово.
Составление
предложений
по серии
картинок.
Слово.
Предложение.
Составление
предложений.
10
Мест
о
прове
дения
Форма
контроля
д/с
«Сказ
ка»
Анкетировани
е
Наблюдение
Проверка
выполненных
заданий,
ответы на
вопросы по
тексту,
беседы, игры
Беседа,иг
ра
2.
1
1
Октяб
рь
1
Практиче
ская
работа
1
Игры
1
Ноябр
ь
1
1
В мире звуков
и букв
Подготовка к
письму.
Правильная
посадка при
письме.
Обводка
рисунка по
пунктирным
линиям.
Понятие
верхней и
нижней
рабочей
строки.
Элемент «с».
Различная
высота
элементов.
Обводка по
контуру.
Штриховка.
Элементы с
наклоном в
правую и
левую сторону.
Наклонная
палочка с
петлей.
Элемент
«спираль».
Элемент
«полуовал».
Элемент
«петля».
Элемент
«крючок».
Элемент
«круг».
Штриховка.
Письмо
элементов.
Штриховка
Гласный звук
IаI; буква А, а.
11
Проверка
выполненных
заданий, игры
и игровые
приемы
1
1
Декаб
рь
1
1
1
Гласный звук
IуI; буква У, у
Гласные и
согласные
звуки. Гласный
звук IоI, буквы
О, о.
Согласные
звуки Iм ,I, IмI;
буквы М, м.
Согласные
звуки Iс ,I , IсI;
буквы С,
Согласные
звуки Iх ,I, IхI;
буквы Х, х.
Согласные
звуки Iр ,I, IрI;
буквы Р, р.
Согласный звук
IшI, ; буквы Ш,
ш.
Согласные
звуки с, ш.
Гласный звук
IыI; буква ы.
Согласные
звуки Iл ,I, IлI;
буквы Л, л.
Согласные
звуки IлI, IрI;
буквы л, р.
Согласные
звуки Iн ,I, IнI;
буквы Н, н.
Согласные
звуки Iк ,I, IкI;
буквы К, к.
Согласные
звуки звонкие и
глухие.
Согласный звук
IйI; буквы Й, й.
Согласные
звуки Iг ,I, IгI;
буквы Г, г.
12
Согласные
звуки Iв ,I, IвI;
буквы В, в.
Согласные
звуки Iд ,I, IдI;
буквы Д, д.
Согласные
звуки Iб ,I, IбI;
буквы Б, б.
Согласный звук
IжI; буквы Ж,
ж.
Буквы Е, е.
Буква Ь.
Буквы Я, я.
Буквы Ю, ю.
3.
январ
ь
Занятие
фантазии
и
творчест
ва
1
1
Беседа
Игры
4.
1
1
Практиче
ские
работы
Сентя
брь
1
Элементы
письма
Письмо
изученных
элементов
букв.
Написание
элементов по
образцу,
графический
диктант, игры
и игровые
приемы
Написаниние
элементов по
образцу
Математическ
ие ступеньки
(развитие
математическ
их
представлений
и логики)
Количество и
счет
Пространствен
13
Проверка
выполненных
заданий,
беседа,
игры
1
ные
отношения:
между,
посередине.
1
Число 1 и
цифра 1.
Число 2 и
цифра 2.
Число 3 и
цифра 3.
Число 4 и
цифра 4.
Число 5 и
цифра 5.
Число 6 и
цифра 6.
Число 7 и
цифра 7. Число
8 и цифра 8.
Число 9 и
цифра 9.
Октяб
рь
1
1
1
5.
Ноябр
ь
Беседа
Игры
1
1
6.
Декаб
рь
Провероч 1
ная
работа
Величина
Пространствен
ные
отношения:
длиннее,
короче.
Измерение
длины.
1
14
Проверка
выполненных
заданий,
беседа,
игры
Проверка
выполненных
заданий,
беседа,
игры
7.
8.
беседа,
1
практиче
ская
работа
1
Беседа
1
Практиче
ская
работа
игры
1
Измерение
длины. Метр,
сантиметр.
Проверка
выполненных
заданий,
беседа,
игры
Геометрически
е фигуры
Проверка
выполненных
заданий,
беседа,
игры
ИТОГО:
34
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение: использование ИКТ, наличие
оснащенных необходимым материалом игровых комнат, мест релакса, отдыха,
наличие книжных уголков, столиков для рисования.
Кадровое обеспечение: реализует
дополнительного образования.
программу
Алехина
Е.С.,
педагог
2.3. Методическое обеспечение
Демонстрационный и раздаточный материал
- Рабочие тетради
- Карандаши, линейки, ластики
- Магниты
- Счетный материал
- Подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения)
- Наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей)
-Дидактические игры с буквами, со словами
-Ребусы для детей
-Буквы из разрезной азбуки
-Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).
-Наборы сюжетных (предметных) картинок.
- Карточки с печатными заглавными и прописными буквами
- Карточки и схемы звуко - буквенного анализа слов
- Карточки и схемы ударного слога и гласного звука, и букв.
15
2.4. Формы аттестации
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по уровням: высокий, средний и
низкий. С целью определения уровня освоения обучающимися программы
«Всезнайка»
и
соотнесения
полученного
результата
с
целью
программы, проводится отслеживание
и
фиксация
результатов
освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
Мониторинг предметных результатов проводится на основе результатов
устного опроса и письменного тестирования по основным разделам программы.
По каждому параметру выставляются баллы, затем подсчитывается сумма
баллов и среднеарифметическое значение по каждому обучающемуся и
определяется индивидуальный уровень освоения образовательной программы.
В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по уровню
освоения программы.
2.6. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной
работы
Цель воспитательного процесса: обеспечение развития общей культуры
личности ребенка, интеллектуально - познавательных способностей, социальнонравственных, эстетических, физических качеств.
Задачи воспитательного процесса : обогащать представления
детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе;
поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество
с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление
детского сообщества;
воспитывать чувство ответственности, самостоятельности,
инициативности, формирование основ патриотизма;
углублять представления детей о правилах безопасного поведения
и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению
ценностей здорового образа жизни;
-сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском
отношении к природе и понимании самоценности природы;
поощрять проявления морально-волевых качеств.
Организовать работу с семьями воспитанников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение вопросов
личностного развития детей.
Планируемые результаты:
Ребенок уважительно относится к окружающим (малышам, пожилым людям),
стремится помогать им.
Ребенок стремится в своих поступках следовать положительному примеру (быть
хорошим)
Проявляет доброжелательность, готовность выручить сверстника;
С уважением относится к интересам и мнению товарищей, способен слушать
собеседника, не перебивать, спокойно отстаивает свое мнение, справедливо решает
споры.
16
С уважением относится к традиционным семейным ценностям; к своей семье,
проявляет любовь и уважение к родителям.
Способен проявлять патриотические и интернациональные чувства, а также
любовь к Родине.
Осознанно относится к своему будущему (к своему образованию, к своему
здоровью, к своей деятельности, к своим достижениям),
Стремится быть полезным обществу.
- приобщение детей к культурному наследию;
Уважительно относится к людям разных национальностей, проявляет интерес к их
культуре и обычаям
Осознанно относится к своему здоровью
Стремится быть полезными окружающим, радуется результатам коллективного
труда.
Стремится правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы,
наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).
Приоритетные
направления воспитания: Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на
признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей̆
ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и
развитие.
Принцип субъектности. Развитие и воспитание личности ребенка как
субъекта собственной жизнедеятельности; воспитание самоуважения, привычки к
заботе о себе, формирование адекватной самооценки и самосознания.
Принцип интеграции. Комплексный и системный подходы к содержанию и
организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания
работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей
во всех сферах и видах деятельности.
Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и
смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений,
содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
Принцип учета возрастных особенностей. Содержание и методы
воспитательной работы должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.
Принципы индивидуального и дифференцированного подходов.
Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального темпа
развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных,
национальных традиций и т.п.
Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и
традициях России, включая культурные особенности региона.
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод
воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к
внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить
возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений,
продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принципы
безопасной
жизнедеятельности. Защищенность
важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму
безопасности и безопасного поведения.
17
Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным
ценностям и их освоения.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание
деятельности,
методы
воспитательного
взаимодействия:
воспитывающие ситуации,
беседы,
игры,
чтение,
убеждение,
анализ,
экспериментирование.
Таблица 3
Календарный план воспитательной работы
№ Название
Цель
Краткое Форма Сроки Ответственн
п/п мероприят
содержание проведе проведен
ые
ия,
ния
ия
события
1 Осенние
Воспитывать Рассматрива Беседа, Сентябрь Педагог
затеи
внимательное
ние
наблюде
дополнительно
, бережное фотоиллюст ния.
го образования
отношение к раций об
Алехина Е.С.
природе,
осени, о
формировать деревьях, ре
основы
продукций
правильного
картин
поведения в художников
лесу;
Чтение
продолжать художествен
формировать
ной
навыки
литературы.
коллективной Дидактическ
деятельности ая игра.
у детей.
2 Я и моя
семья
Воспитывать Рассматрива Беседа, Сентябрь
интерес к ние
упражне
родословной иллюстраци ния.
своей семьи, й книг.
к традициям Разгадывани
своей семьи. е ребуса "7
Я"
Просмотр
презентации
- клипа «Я,
ты, он, она –
вместе
дружная
18
семья».
3 Мы живем Воспитывать Рассматрива Беседа,р Октябрь
на Земле. бережное
ние
ассужден
отношение к иллюстраци ия,
Земле, ее
й книг
анализ.
богатствам. Презентация
Воспитывать :
любовь к
«Путешеств
природе
ие вокруг
Земли,
земли»
желание
Чтение
беречь и
художествен
защищать ее. ной
литературы.
4 Все
Воспитывать Рассказы
Беседа,,р Октябрь
профессии уважение к детей о том, ассказы
важны, все
труду и на каких
детей.
профессии бережное предприятия
нужны.
отношение ко х работают
всему, что родители.
окружает Чтение
детей
художествен
(результат ной
труда),
литературы
желание
выбрать
профессию и
стремление
учиться.
5 Домашние Воспитывать Отгадывани Беседа,и Ноябрь
животные в гуманное, е загадок о
гра.
жизни
заботливое домашних
человека
отношение к животных.
животным, Обыгрывани
стремление е потешек
заботиться о Сюжетная
них
игра.
Игровая
ситуация
«Кто чей».
Дидактическ
ая игра.
19
6 В здоровом Воспитывать
теле –
стремление
здоровый вести
дух
здоровый
образ жизни.
Воспитывать
желание
заботиться о
своем
здоровье
ешение
Беседа, Ноябрь
провокацио убежден
нных
ие,игра
вопросов,
проблемных
ситуаций
Беседы.
Викторины
"Как быть
здоровым»
Заучивание
пословиц,
поговорок о
здоровье.
7 Путешеств Воспитывать тение
Беседа,р Декабрь
ие из
бережное
художествен ассказ,
прошлого в отношение к ной
обсужде
будущее вещам, их
литературы
ние
истории, к
«От ракеты жизненн
предметам
до кареты»
ых
окружающего С.
картин.
мира.
Михалков.
Воспитывать Д/ игра
интерес к
«Прошлоепрошлому
настоящее»
нашей страны Презентация
и мира.
«Что было
раньше, что
стало
теперь»
(история
изменения,
совершенств
ования
вещей,
окружающи
х человека,
сравнение).
8 Друзья и
дружба
Воспитание Отгадывани Беседа,ч Декабрь
дружеских е и
тение,
взаимоотнош составление сравнени
ений между загадок.
е.
детьми
Чтение
(привычку художествен
20
сообща
ной
играть,
литературы.
трудиться, Речевая
следовать игра.
положительн Ситуации
ому
поведения
примеру). на слайдах
«Наши
поступки».
21
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] М. : Просвещение, 2018.
2. БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. - М., 2015.
3. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? -М.:
Ювента, 2015.
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.:
Педагогика,2014.
5. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. - М.: ЗАО
«Центрполиграф», 2017.
Для обучающихся
1. С.И.Волкова. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. - М:
Просвещение, 2016
2. «Я считаю до десяти. Математика для детей 5- 6 лет», Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ
Сфера, 2016
3. «Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет», Е.В. Колесникова. - М.:
ТЦ Сфера, 2017
4. Петерсон, Холина - Раз - ступенька, два - ступенька... Математика для детей 6-7
лет. Часть 1-2.
5. «От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет» В 2ч. Н.А. Федосова. - М.:
Просвещение, 2016
6. Прописи для дошкольников в 6-7 лет. / Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2017. –
48с.:ил.
7. Предмет, слово, схема: Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет / Е.В. Колесникова. - М.:
Ювента, 2016. – 32 с.: ил.
22