Занимательная грамматика

СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ ................ 3
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы) ............. 3
1.2. Цель и задачи программы .............................................................................. 8
1.3. Содержание программы ................................................................................. 9
Учебный план ........................................................................................................ 9
Содержание учебного плана .............................................................................. 11
1.4. Планируемые результаты ............................................................................ 13
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ..... 15
2.1. Календарный учебный график .................................................................... 15
2.2. Условия реализации программы ................................................................. 17
2.3. Методическое обеспечение программы……………………………………18
2.4. Формы аттестации ........................................................................................ 18
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы) ................... 18
2.6. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной
работы. ........................................................................................................................ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................... 25
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................... 27
Приложение 1 ......................................................................................................... 27
Приложение 2…………………………………………………………………….28
Приложение 3…………………………………………………………………….29

2

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база.
1.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования 01.07.2020).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации.
4.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере».
5.
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»
национального проекта «Образование», утвержденный протоколом президиума
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам от 03.09.2018 № 10V.
6.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержденный протоколом заседания президиума Совета
при Президенте Российской Федерации от 30.11.2016 № 11.
7.
Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года».
8.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 № 678-р.
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации
от
05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
11. Приказ Министерства труда и социального развития Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
3

образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей).
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации».
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 29.09.2023 № АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе
с «Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных
с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития
страны»).
18. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи».
19. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил
и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
20. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 №
289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений
и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного
4

образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
21. Приказ министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 01.08.2023 № 718 «О проведении независимой оценки
качества дополнительных общеразвивающих программ в Ростовской области».
22. Приказ министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 03.08.2023 № 724 «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в Ростовской
области.
23. Приказ министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 17.09.2024 № 709.
24. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 23.08.2024 № АЗ-1705/05 «О направлении Методические рекомендации по
реализации Единой модели профориентации обучающихся 6-11 классов
образовательных организаций Российской Федерации».
25. Концепции развития системы профессиональной ориентации
населения Ростовской области до 2030 года (постановление Правительства
Ростовской области от 26.07.2017 № 516).
26. Устав МБОУ ДО ЦВР Кашарского района
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программы определена тем, что у детей младшего
возраста слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в
детстве. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно
невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение. В наше
время информационных технологий развитие речи детей является актуальной
проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое
творчество – не умеют. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут
описать в 2 – 3 фразах.
Отличительные особенности программы: тесное переплетение
нескольких областей интересов.
Программа построена так, что в течение занятия у детей сохранена высокая
мотивация, дети чувствуют психологический комфорт. На занятиях дети в
игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические данные о
словарях и происхождении букв. Ненавязчиво затрагиваются темы «Звуки и
буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». Детей надо с ранних лет
вводить в удивительный и многоцветный мир слов, развивать языковое
чувство.
Педагогическая целесообразность программы.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:
игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и
поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды,
головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве
5

своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому
усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова,
учит их любить и чувствовать родной язык.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на
следующих принципах:
•
занимательность;
•
научность;
•
сознательность и активность;
•
наглядность;
•
доступность;
•
связь теории с практикой;
•
индивидуальный подход к обучающимся.
Содержание программы ориентировано на развитие речи обучающихся,
освоение основ родного языка, грамматического строя речи. Дети научаются
осмысленному говорению, правильному построению предложений.
Адресат программы: обучающиеся 6-11 лет. Занятия по программе
доступны для всех желающих (в том числе и для обучающихся с особыми
образовательными потребностями (высокий уровень мотивации, ОВЗ).
Режим занятий: продолжительность одного академического часа – 45
мин.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объем и срок освоения программы: 34 часа, 17 недель.
Сроки, объем и уровень реализации программы: 01.09.202530.12.2025, 34 часа, стартовый.
Форма обучения: очная групповая (в группах одного возраста или
разновозрастных группах).
Возможна работа по подгруппам. Предусмотрены индивидуальные занятия.
Режим занятий: общее количество часов за год – 34 часа. Общее
количество часов в неделю - 2 часа.
Наполняемость группы: 10-15
человек. Занятия проводятся в
соответствии с календарным учебным графиком. Набор производится на
добровольной основе по интересам и способностям, и обучающиеся
распределяются по группам только в зависимости от смены обучения в школе,
учитывая пожелание ребенка. В объединение могут быть в течение учебного
года зачислены дети, не занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие
собеседование. По необходимости проводится дополнительный набор в
объединения.
Формы организации образовательного процесса:
- групповые,
- коллективные,
- индивидуальные.
Виды (формы) занятий по программе: лекции, практические и
семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы,
мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические
6

занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие
отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Занятия могут
проводиться в следующих формах: исследования, конкурсы, семинары,
проекты, игры, итоговые мероприятия с приглашением родителей, праздники.
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая,
практическая.
Формы и методы работы по реализации программы отбираются с учётом
возрастных особенностей воспитанников. На занятиях используются КВНы,
викторины, разгадывание кроссвордов, сочинительство, разнообразные формы
индивидуальной, групповой и фронтальной работы с обучающимися
посредством наглядного, словесного, игрового и практического метода
обучения.
Все это развивает у детей сообразительность, внимание, учит выдержке,
настойчивости, развивает воображение. Курс имеет концентрическое
построение и это позволяет соблюдать необходимую постепенность и
нарастание сложности материала.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
На занятиях используются командный (групповой), индивидуальный
(личный) и игровой (развлекательный) методы работы.
Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием различных
методов. К ним относятся:
•
Словесный метод (беседа, сообщение задач, описание упражнения,
движения, объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки).
•
Метод демонстрации (наглядные пособия – журналы, фото, таблицы,
карточки, аудиозаписи, видеоматериалы, а также личный пример).
•
Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).
•
Тестирование.
Формы проведения занятий
•
лекции;
•
практические занятия с элементами игр и игровых элементов,
дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок,
рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
•
анализ и просмотр текстов;
•
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с
разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Перечень форм подведения итогов.
Для определения результативности используются такие формы, как:
– сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, что позволяет
организовать содержательное общение детей;
– реализацию для детей определенных эмоциональных условий: создание
атмосферы принятия ребенка и его права на самостоятельный выбор,
7

обеспечение ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия,
использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью;
– использование приемов и методов общепедагогического влияния: поощрение
достижений ребенка, закрепление веры в успех;
– развитие сотрудничества с родителями, которые охотно подключатся к этой
деятельности: подбор книг, подбор материалов, организация домашнего досуга.
Выбор методов работы обусловлен содержанием воспитания и обучения, а
также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными
особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и
детьми.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Ожидаемые результаты программы: сформированность элементарной
формы логического мышления: способность к анализу и синтезу.
В результате изучения курса «Свой мир мы строим сами» обучающиеся
получат возможность
•
развивать
самостоятельность
и
личную
ответственность
в
информационной деятельности;
•
формировать личностный смысл учения;
•
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
•
осваивать способы решения проблем поискового характера;
•
определять способы решения поставленной задачи;
•
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
•
осознанно строить речевое высказывание;
•
построение рассуждения;
•
учиться использовать различные способы анализа, передачи и
интерпретации информации в соответствии с задачами.
•
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
•
формировать мотивацию к работе на результат;
•
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества
или компромисса.
•
определять виды отношений между частями речи;
•
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
•
устанавливать ситуативную связь между видами текстов;
•
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
•
решать задания повышенной сложности.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель - создать условия для развития грамотной речи обучающихся,
расширить, углубить и закрепить у обучающихся знания о языке, показать
обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для
запоминания, а увлекательное путешествие в мире слов.
Задачи:
воспитательные (личностные):
8

воспитание культуры обращения с книгой;
•
формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов,
культуры мышления.
развивающие (метапредметные):
•
развивать смекалку и сообразительность;
•
приобщение обучающихся к самостоятельной исследовательской работе;
•
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
•
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с
книгой.
образовательные (предметные):
•
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике;
•
пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка;
•
развитие мотивации к изучению языка;
•
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
•
совершенствование общего языкового развития обучающихся;
•
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
1.3 Содержание программы.
Учебный план.
Учебный план
«Занимательная грамматика»
Таблица 1
•

№
п/п
1.
1.1

2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

Название
раздела, темы

Теория

Количество часов
Практика
Всего

Раздел 1 / Модуль 1 Вводное занятие.
Инструктаж
по 1
0
технике
безопасности.
Беседа по охране
труда.
Раздел 2 /Модуль 2 Фонетика и орфоэпия
Сказочное
1
0
царство слов.
Путешествие в
1
0
страну Слов.
Что
такое 0
1
орфоэпия?
Что
такое 1
0
фонография или
звукозапись?
Чудесные
0
1
превращения
слов.
В гостях у слов1
0
родственников.
Добрые слова.
0,5
0,5
9

Форма
контроля,
аттестации

1

Анкетирование.
Собеседование.

1

Педагогическое
наблюдение
творческая
работа
Устный опрос

1
1
1

Творческая
работа

1

Устный опрос

1

Творческая
работа
Исследовательска
я работа

1

2.8
2.9

Звуки не буквы!
Звучащая строка.

0,5
0

0,5
1

1
1

2.10
2.11

Банты и шарфы.
0
1
«Пигмалион»
0,5
0,5
учит орфоэпии.
Кис- кис! Мяу!, 0,5
0,5
2.12 или Кое- что о
звукоподражания
х.
3. Раздел 3 /Модуль 3 Русский язык – какой он?
3.1
Экскурсия в
1
0
прошлое.
Устаревшие
слова.
3.2
Новые слова в
0
1
русском языке.
3.3
Встреча с
0
1
зарубежными
друзьями.
3.4
Синонимы в
1
0
русском языке.
3.5
Слова- антонимы. 1
0
3.6
Слова- омонимы. 1
0

1
1

3.7

Крылатые слова.

0

1

1

3.8

В королевстве
ошибок.
В стране
Сочинителей.
Искусство
красноречия.

0

1

1

0

1

1

0

1

1

Праздник
творчества и
игры.
Трудные слова.

0

1

1

0

1

1

Анаграммы и
метаграммы.
Шарады и
логогрифы.
Откуда пришли
наши имена.
Занимательное
слообразование.
КВН по русскому
языку.
Экскурсия в
прошлое.

0

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0

1

1

3.9
3.10

3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
3.16
3.17
3.18

10

1

1

Собеседование
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение

Творческая
работа

1

Устный опрос

1

Просмотр
анализ работ

1

Устный опрос

1
1

Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Творческая
работа
Творческая
работа
Устный опрос
Просмотр
анализ работ

и

и

Исследовательска
я работа
Исследовательска
я работа
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Выставка
Творческая
работа
Конкурс
Исследовательска
я работа

Устаревшие
слова.
3.19 Новые слова в
русском языке.
Встреча с
зарубежными
друзьями.
3.20 Синонимы в
русском языке.
3.21 Слова- антонимы.
Слова- омонимы.
Итого:

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

14

20

34

Просмотр
анализ работ

и

Проект
Мини-проект

Содержание учебного плана.
Первый год обучения – 34 часа.
Раздел 1. Вводное занятие. (1 час).
Проводится инструктаж по технике безопасности. Беседа по охране труда.
Раздел 2. Фонетика и орфоэпия (12 часов)
Тема. Сказочное царство слов.
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений
устного народного творчества показывается богатство русского языка,
народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Тема. Путешествие в страну слов.
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья».
Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание
загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди
лишнее слово».
Тема. Чудесные превращения слов.
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из
слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные
превращения». Шарады. Рассказ –загадка.
Тема. В гостях у слов родственников.
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с
заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов –
родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с
необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений словродственников.
Тема. Добрые слова.
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со
стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?».
Работа с текстами на данную тему.
Тема. Что такое орфоэпия?
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и
расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с
понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению
слов, соблюдая орфоэпические нормы.
11

Тема. Что такое фонография или звукозапись?
Знакомство с
понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с
историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение
знаний о буквах и звуках.
Тема. Звуки не буквы!
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции.
Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема. Звучащая строка.
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание».
Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие
фонематического слуха.
Тема. Банты и шарфы.
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с
произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими
словами.
Тема. «Пигмалион» учит орфоэпии.
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения.
Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион».
Правильная постановка ударений в словах.
Тема. Кис- кис! Мяу!, или Кое - что о звукоподражаниях.
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями.
Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний
разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме
«Орфоэпия и фонетика».
Раздел 3. Русский язык – какой он? (21 часов)
Тема. Экскурсия в прошлое.
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних
слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема. Новые слова в русском языке.
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке.
Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка». Встреча с зарубежными
друзьями. Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли
слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов
– пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема. Синонимы в русском языке.
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто
«Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение словсинонимов в тексте.
Тема. Слова - антонимы.
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в
русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди».
Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова».
Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в
русском языке. Слова- омонимы. Омонимы в русском языке и их роль. Работа
12

над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н.
Сладкова «Овсянка».
1.4. Планируемые результаты:
Личностные
•
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои
эмоции;
•
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
•
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
•
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
•
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
•
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
•
интерес к изучению языка;
•
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
•
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
•
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
•
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
•
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД:
•
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
•
пользоваться словарями, справочниками;
•
осуществлять анализ и синтез;
•
устанавливать причинно-следственные связи;
•
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
•
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи.
•
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
•
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
•
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
•
задавать вопросы.
Предметные
13

• формирование первоначальных представлений о языке как основе
национального самосознания;
• сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как
показателю общей культуры;
• овладение первоначальными представлениями о нормах языка и
правилах речевого этикета.

14

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график.
Таблица 2
Календарный учебный график
«Занимательная грамматика»

№
Дат
п/
Тема занятия
а
п
1

2

Колво
часо
в

Инструктаж по
технике
безопасности.
1
Беседа
по
охране труда.
Сказочное
1
царство слов.

Время
проведен
ия
занятия

Форма
занятия

Место
проведен
ия

Беседа

МБОУ
Анкетирование.
Кашарска Собеседование
я СОШ

Рассказ
педагога
Практическая
работа

1

МБОУ
Кашарска
я СОШ

3

Путешествие в
страну Слов.

4

Что
такое 1
орфоэпия?

5

Что
такое 1
фонография или
звукозапись?

МБОУ
Деловая игра
Кашарска
я СОШ
МБОУ
Ролевая игра
Кашарска
я СОШ
Тематические МБОУ
задания
по Кашарска
я СОШ
подгруппам

6

Чудесные
превращения
слов.

Беседа
с МБОУ
Кашарска
игровыми
я СОШ
элементами

7

В гостях у слов- 1
родственников.

8

Добрые слова.

9

Звуки не буквы! 1

10

Звучащая
строка.

1

МБОУ
Кашарска
я СОШ
Тематические МБОУ
задания
по Кашарска
подгруппам
я СОШ
МБОУ
Круглый стол Кашарска
я СОШ
МБОУ
СюжетноКашарска
ролевая игра
я СОШ
Обучающая
игра

1

1

15

Форма
контроля

Педагогическое
наблюдение
Творческая
работа
Устный опрос

Творческая
работа
Устный опрос

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Устный опрос

11

Банты и шарфы. 1

12

«Пигмалион»
учит орфоэпии.

13

Кис- кис! Мяу!, 1
или Кое- что о
звукоподражани
ях.

14

Экскурсия в
прошлое.
Устаревшие
слова.

1

15

Новые слова в
русском языке.

1

16

Встреча с
зарубежными
друзьями.

1

17

Синонимы в
русском языке.

1

18

Словаантонимы.

1

19

Словаомонимы.

1

20

Крылатые слова. 1

21

В королевстве
ошибок.

Конкурс

1

Мозговая
атака
Беседа
игровыми
элементами

МБОУ
Кашарска
я СОШ
МБОУ
Кашарска
я СОШ
МБОУ
с Кашарска
я СОШ

Просмотр
анализ работ

МБОУ
Кашарска
я СОШ

Просмотр
анализ работ

МБОУ
Кашарска
я СОШ
МБОУ
Кашарска
я СОШ

Устный опрос

Конкурс

Играсоревнование
Мозговая
атака
Беседа
Практическая
работа
Анализ
первоисточник
ов
Анализ
первоисточник
ов
Анализ
первоисточник
ов

МБОУ
Кашарска
я СОШ
МБОУ
Кашарска
я СОШ
МБОУ
Кашарска
я СОШ
МБОУ
Кашарска
я СОШ
МБОУ
Лекция
с Кашарска
использование я СОШ
м ИКТ

1

22

В стране
Сочинителей.

1

23

Искусство
красноречия.

1

24

Праздник
творчества и
игры.

1

беседа
Играпутешествие
Защита
творческого
проекта
Защита
творческого
проекта
16

МБОУ
Кашарска
я СОШ
МБОУ
Кашарска
я СОШ
МБОУ
Кашарска
я СОШ

и

Творческая
работа
Устный опрос

и

Устный опрос

Педагогическое
наблюдение
Исследовательс
кая работа
Исследовательс
кая работа
Устный опрос

Педагогическое
наблюдение

Выставка
Творческая
работа
Творческая
работа

25

Трудные слова.

1

26

Анаграммы и
метаграммы.

1

27

Шарады и
логогрифы.

1

28

Откуда пришли
наши имена.

1

29

Занимательное 1
слообразование.

30

КВН по
1
русскому языку.

31

Экскурсия в
прошлое.
Устаревшие
слова.

1

Новые слова в
русском языке.
Встреча с
зарубежными
друзьями.

1

33

Синонимы в
русском языке.

1

34

Словаантонимы.
Словаомонимы.

1

32

МБОУ
Кашарска
я СОШ
Беседа
с МБОУ
игровыми
Кашарска
элементами
я СОШ
Защита
МБОУ
творческого
Кашарска
проекта
я СОШ
Защита
МБОУ
творческого
Кашарска
проекта
я СОШ
МБОУ
СюжетноКашарска
ролевая игра
я СОШ
МБОУ
Лекция
с Кашарска
использование я СОШ
м ИКТ
Заочная
экскурсия

беседа
Мозговая
атака

Беседа
игровыми
элементами

Дискуссия

Конкурс

МБОУ
Кашарска
я СОШ
МБОУ
Кашарска
с
я СОШ

МБОУ
Кашарска
я СОШ
МБОУ
Кашарска
я СОШ

2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое оснащение:
•
Аудитория (кабинет);
•
Парты, стулья;
•
Лингвистические словари;
•
карточки с играми и заданиями;
•
тексты для работы на занятиях;
•
компьютер;
17

Исследовательс
кая работа
Просмотр
анализ работ

и

Мини-проект
Проект
Отчётный
концерт

Устный опрос

Устный опрос

Педагогическое
наблюдение

Собеседование

Педагогическое
наблюдение

проектор;
•
сканер;
•
принтер;
•
меловая доска
•
стол педагога
•
материально- техническая база МБОУ ДО «Центр внешкольной работы»;
•
учебно-методическая литература.
•
Интерактивная образовательная платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/
Кадровое обеспечение. Программу может реализовывать педагог, имеющий
педагогическое образование, соответствующую подготовку для реализации
программы, в совершенстве владеющий навыками руководства учебнотворческой деятельностью обучающихся и методикой преподавания.
2.3. Методическое обеспечение.
Методическое обеспечение программы:
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры,
соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,
показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам )
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию
• репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
2.4. Формы аттестации
В процессе обучения детей по данной программе отслеживают два вида
результатов:
- промежуточные - (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие)
- итоговые - (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год)
Выявление результатов осуществляется:
- через тестирование;
•

18

- через просмотры законченных практических и творческих работ;
- отслеживание личностного развития детей методом наблюдения.
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
Способы определения результативности
Используются следующие методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов опросов, выполнения учащимися
практических заданий, участия учащихся в конкурсах, активности учащихся на
занятиях;
- мониторинг.
Для отслеживания результативности:
Виды контроля
Таблица 3.
Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный или входной контроль
В начале учебного Определение
года.
учащихся,
способностей.

уровня
развития Беседа,
их
творческих анкетирование.

тестирование,

Текущий контроль
В течение всего Определение степени усвоения Педагогическое
наблюдение,
учебного года.
учащимися учебного материала. опрос, практическая работа.
Определение готовности учащихся
к восприятию нового материала.
Повышение ответственности и
заинтересованности учащихся в
обучении. Выявление учащихся,
отстающих
и
опережающих
обучение.
Подбор
наиболее
эффективных методов и средств
обучения.
Промежуточный или рубежный контроль
По
окончании Определение степени
усвоения Опрос, практическая работа,
изучения темы или учащимися учебного материала. творческая работа, конкурс.
раздела.
Определение результатов обучения.
Итоговый контроль
В конце учебного
года или
курса
обучения.

Определение изменения уровня
развития учащихся, их творческих
способностей.
Определение
результатов обучения. Получение
сведений для совершенствования
образовательной программы и
методов обучения.
19

Опрос, практическая работа,
творческая работа, конкурс,
итоговые
занятия,
анкетирование.

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и
поощрения обучающихся.
Объектами контроля являются:
- знания, умения, навыки по изучаемому предмету;
- степень самостоятельности и уровень творческих способностей.
Мониторинг роста компетентности учащегося проводится в начале, середине
и конце учебного года, а также по мере прохождения программы по 3 уровням:
высокий, средний, низкий.
Для выявления результатов выбрано несколько форм: практическая работа,
тест, участие в конкурсах.
Форма подведения итогов реализации программы: усвоение теоретической
части курса проверяется с помощью тестов; после изучения каждого раздела
программы учащиеся выполняют творческие задания по заданной теме.
2.6. Рабочая программа воспитания.
Календарный план воспитательной работы.
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях
обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними.
Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам
реализуется через вовлечение детей в деятельность, организацию их
активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации
нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к
нравственному отношению к собственному поведению и действиям других
людей.
Для решения задач воспитания при реализации образовательной
программы необходимо создавать и поддерживать определённые условия
физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их
общения, социализации, признания, самореализации, творчества.
Цель воспитательного процесса. В соответствии с законодательством
Российской Федерации общей целью воспитания является:
− развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению;
− взаимного уважения;
− бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
(Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитательного процесса детей заключаются в
20

− усвоении ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
− формировании и развитии личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
− приобретении соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний.
Планируемые результаты:
− приобретение
учащимся
социальных
знаний
о
ситуации
межличностного взаимодействия;
− овладение способами самопознания, рефлексии;
− усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях
взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта;
− освоение способов исследования нюансов поведения человека в
различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов
воздействия, понимания партнёра.
− получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
− получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия
включает освоение способов решения задач по привлечению организационных
и финансовых возможностей для реализации проекта, для этого подросток
овладевает инструментами межличностного взаимодействия (ведение
переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование
интересов зрительской аудитории, использование различных способов
информирования).
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие учащегося с социальными субъектами за пределами школы, в
открытой общественной среде.
Приоритетные направления воспитания.
Для программы социально-гуманитарной направленности:
− ценностного отношения к региональной и местной культуре;
− уважения к историческому и культурному наследию народов России,
памятникам героям и защитникам Отечества;
− уважения к ценностям, святыням традиционных религий народов
России;
− культуры общения, взаимопомощи;
− эстетической культуры;
− трудолюбия и уважения к труду, к трудящимся, результатам труда;
− готовности брать на себя ответственность за достижение общих целей;
− настойчивости, последовательности, принципиальности;
− воли, упорства, дисциплинированности в туристической деятельности;
21

− готовности к анализу и реализации своей нравственной позиции на
основе российских базовых ценностей, традиционных духовно-нравственных
ценностей народов России.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия.
Основной формой воспитания и обучения детей в системе
дополнительного образования является учебное занятие.
В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным
содержанием программ обучающиеся:
− усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
− получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
− осознают себя способными к нравственному выбору;
− участвуют в освоении и формировании среды своего личностного
развития, творческой самореализации.
Получение информации об исторических событиях; изучение биографий
героев и защитников Отечества — источник формирования у детей сферы
интересов, этических установок, личностных позиций и норм поведения.
Важно, чтобы дети не только получали эти сведения от педагога, но и сами
осуществляли работу с информацией: поиск, сбор, обработку, обмен и т. д.
Практические занятия детей (участие в дискуссиях, в коллективных
творческих делах и проч.) способствуют усвоению и применению правил
поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного
отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.,
Участие в проектах способствует формированию умений в области
целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю
дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности.
В коллективных делах проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной
деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: экскурсии, выступления, презентации проектов
и исследований, конференции — способствуют закреплению ситуации успеха,
развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность,
благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Педагог видит и отмечает успехи детей, обеспечивает понимание детьми
того, что личное, семейное благополучие и достижения являются воплощением
национальных ценностей, что в их деятельности и результатах находят своё
выражение российские базовые ценности, традиционные духовнонравственные ценности народов России. На это должны быть направлены
ритуалы и обращения к государственной и национальной символике в ходе
церемоний награждения, праздников, фестивалей, конкурсов, олимпиад,
туристических сборов, соревнований, концертов, выставок и др.
Таблица 4.
Календарный план воспитательной работы
22

№
Название
Цель
Краткое
Форма
Сроки Ответственные
п/п мероприятия,
содержание проведения проведени
события
я
1. «Дом,
в Комплектован Выставка Беседа
сентябрь Пчелинцева С. А.
котором живёт ие
творческих
детство».
групп.
работ
Формирование
у
обучающихся
навыков
коммуникации
,
включая
межличностну
ю
коммуникаци
ю,
межкультурну
ю
коммуникаци
ю, включение
их в
систему
социальных
отношений.
2. «Кашары – в Воспитание Проекты
Информацио сентябрь Пчелинцева С. А.
объективе
любви к малой
нная минутка
времени»
(ко родине, её
Дню села).
истории,
природе,
культуре,
традициям.
3. «Спасибо тебе, Формирование Поздравлен Праздничны октябрь Пчелинцева С. А.
учитель!»
(ко у
ия
й концерт
Дню учителя). обучающихся
нравственной
культуры.
4. «Диалог
с Воспитание Проекты
Акция
октябрь Пчелинцева С. А.
мудростью» (ко доброго
Дню пожилых отношения к
людей)
окружающим
людям.
5. «День
Формирование Индивидуал Информацио
Пчелинцева С. А.
народного
патриотически ьная работа нная минутка ноябрь
единства»
х чувств и
сознания
обучающихся
на основе
исторических
ценностей
и
роли России в
23

6.

7.

8.

судьбах мира,
сохранение и
развитие
чувства
гордости
за
свою страну и
ее
достижения.
«Знайте
Предупрежден Профилакт Беседа
правила
ие ДТП и ическая
движения как профилактика беседа
таблицу
нарушений
умножения!» ПДД
«День Героев Воспитание Проекты
Акция
Отечества»
личности
гражданина патриота
Родины,
способного
встать на
защиту
государственн
ых интересов.
«Новогодний Содействие
Творческая Праздник
калейдоскоп» приобретению мастерская
опыта
личностного
самоопределен
ия на основе
индивидуальн
ых проб в
совместной
деятельности
и.

24

ноябрь

Пчелинцева С. А.

декабрь

Пчелинцева С. А.

декабрь

Пчелинцева С. А.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература для педагогов:
1. Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое
время – новые подходы: методическое пособие. – М.: Педагогическое
общество России, 2021. – 272 с.
2. Буйлова, Л.Н., Клёнова, Н.В. Концепция развития дополнительного
образования детей: от замысла до реализации: методическое пособие. – М.:
Педагогическое общество России, 2021. – 192 с.
3. Инструментарий работника системы дополнительного образования
детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для
обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное
образование для детей». – М.: Фонд новых форм развития образования,
Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский
Государственный Технический университет имени Н.Э. Баумана, 2021. – 608 с.
4. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
(включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по
разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ,
2021. – 67 с. [Электронный ресурс] (дата обращения: 06.03.2023).
Литература для обучающихся, родителей:
1.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2022 г.
2.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2022 г.
3.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО.
Издательство «АРГО», 2023 г.
4.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва «АСТ»,
2023 г.
5.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии.
Москва «Просвещение», 2024 г.
6.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н.
Донецк. ПКФ «БАО», 2023 г.
7.
Журналы: «Веселые картинки», «Мурзилка».
8.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах.
Москва «Просвещение», 2022 г.
9.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва
«ВЛАДОС», 2022 г.
10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во,
2022 г.
11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для
учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство «Сам Вен», 2021 г.
12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва
«Просвещение», 2022 г.
13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО «Самовар», 2023 г.
14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО «Самовар», 2023
г.
25

15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО «Самовар», 2022 г.
16. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва
«Просвещение», 2022 г.
17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2023 г.
18. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В.
Иванова- М : Просвещение 2024 г.
Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru1.
2. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
2. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/ ).
3. Основные правила грамматики русского языка
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html) .
4.
Правила хорошего тона в нашей жизни обязательна! (www.knigge.ru )
5.
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
Режим доступа: www.km.ru/education

26

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.

Приложение 1.
Критерии оценивания выполнения творческой работы.
Соответствие названия и содержания творческой работы.
Оригинальность замысла (самостоятельность выполнения работы).
Раскрытие темы (наполнение содержанием).
Аккуратность исполнения работы.
Размер.
Композиционное расположение.
Передача объектов: правильная передача цвета (цветовая окраска
изображенных в работе объектов соответствует действительному цвету
этих объектов, наблюдается цветовая гармония, единство и цельность
цветовых пятен, деталей, соответствие предметов реальности
окружающего мира и т. д).
Работа выполнена творчески и качественно.
Соблюдение сроков выполнения.

27

Приложение 2.

Критерии оценки знаний обучающихся:
«Справились с заданием» – в работе прослеживается каждая изученная тема.
«Справились с заданием в неполном объёме» — представленные работы
выполнены с пропусками изученных тем.
«Не справились с заданием» – изученные темы не отражены в работе.

28

Анкета «Читательская активность обучающихся».

Приложение 3

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а
также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-нет2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
-могу
-не могу.

29

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».