Оглавление:
1. Пояснительная записка.
2. Новизна программы.
3. Актуальность программы.
4. Цели программы.
5. Задачи программы.
6. Отличительные особенности программы.
7. Формы и режим занятий.
8. Ожидаемые результаты
9. Способы проверки.
10.Форма подведения итогов.
11. Методическое обеспечение
12.Дидактический материал
13. Учебно-тематический план курса «История родного края»
первый год обучения.
14. Формы и методы занятий
15.Содержание курса первого года обучения.
16. Учебно-тематический план курса «История родного края»
второй год обучения.
17. Содержание курса второго года обучения.
18.Учебно-тематический план курса «История родного края» третий
год обучения.
19. Содержание курса третьего года обучения.
20. Методическое обеспечение.
21.Список литературы для детей.
22.Список литературы для родителей.
Пояснительная записка.
Программа
дополнительного
образования
туристско-краеведческой
направленности «История родного края» составлена на основе программы
В.С. Дятлова «Я родину люблю…».
Направление: туристско-краеведческое.
Новизна программы:Данная программа предусматривает изучение своего
края за 3 года и определяется следующей структурой: от биографии ребёнка
к истории его семьи, от истории семьи к истории и культуре родного края.
Заканчивают изучение курса углубленное изучение не столько объектами
истории и культуры, сколько изучением специальных дисциплин, которые
дают краеведу необходимые знания о малой родине.
Разнообразие форм и методов проблемно-поискового блока, а также форм
результативного блока, позволяет дифференцировать образовательный
процесс, предоставляет ребёнку право иметь свой выбор в формах и методах
исследований. Такой подход влияет на развитие творческих способностей
подростка. Правильно организованные мероприятия результативного блока
способствуют обмену знаниями учащихся.
Актуальность программы:образовательный процесс строится таким
образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, т.к. на
многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты
исследования близки (семья, улица, село и т.д.), что способствует
укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Необходимо включать в проблемно-поисковую деятельность всех
воспитанников. Однако это не означает, что у них всех должен быть
одинаковый результат.
На втором году занятий определённое внимание уделяется современному
состоянию истории, культуры, экономики их преемственности в развитии.
Изучаются традиции, их прошлое и настоящее. В ходе занятий ребята
подводятся к мысли, что развитие населённого пункта, сохранение его
традиций дело рук самих людей. Поэтому в планировании учитывается
участие ребят в акциях, рейдах, праздниках, митингах, включение их в
работу различных советов по подготовке сельских дел.
Акцент, третьего года изучения курса «История родного края», смещается с
объекта исследования на процесс исследования. Ребята довольно хорошо уже
знают родной край, поэтому у них есть возможность более глубоко
рассмотреть отдельные проблемы истории и культуры. Этот курс позволяет
систематизировать знания ребят, но несколько в иной плоскости: не в
целостной картине прошлого и настоящего края, а отдельных видах
специальных дисциплин. Большое внимание уделяется внутрикурсовым и
межкурсовым связям. В ходе изучения курса ребята подводят итоги
исследовательской работы первых двух лет, наиболее интересные объекты
изыскания они могут увидеть в новом курсе, другие пересмотреть, что-то
добавить, исходя из новых знаний. Тем самым реализуется принцип
преемственности занятий на протяжении всех трёх лет изучения
курса.Работая с людьми, ребята должны помнить, что люди не объекты
исследования, а те, ради кого и ведутся эти исследования, сама живая
история. В этом ключе реализуется принцип преемственности поколений в
воспитательном процессе.
Работа с большим количеством источников представит учащимся жизнь
человека, состоящей из различных мелких крупинок событий, фактов. Это
благодатный материал для воспитания у учащихся стремления не только к
заботе о родине, но и к уважению отдельной человеческой жизни, ибо она
бесценна и неповторима, и из этих жизней честных тружеников складывается
богатство и величие России.
•
•
•
•
•
•
•
Цели программы:
- сформировать знания учащихся о родном селе и крае, которые включают в
себя историю, географию, экономику и экологию своей малой родины. На
основе этих знаний развивать ценностно-ориентированную личность
ученика, способную к самоопределению и самореализации, приобщённой к
национальным и мировым культурным традициям.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи программы:
развивать ценностно-ориентированную личность ученика, способную к
самоопределению и самореализации, приобщённой к национальным и
мировым культурным традициям;
научить методам и приёмам научного исследования;
развивать положительную мотивацию, осознанную потребность в изучении
наук, почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;
содействовать развитию творческих, интеллектуальных способностей
обучающихся;
развивать умения добывать знания из разных источников, научить работать с
литературой;
вырабатывать у ребят следующие качества: самостоятельность,
взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба;
воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и др. народов,
стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и
всего человечества.
Отличительные особенности программы:
стремление преодолеть традиционную доминирующую роль политической
истории. Центральное место в программе занимают проблемы человека: его
быт, обычаи, образ жизни, интересы и заботы, способы достижения целей.
Возраст детей – 10-14 лет.
Сроки реализации адаптационной программы – 3 года. Данный курс
включает три содержательных блока:
• история семьи – история села (1-й год занятий);
• история родного края (2-й год занятий);
• вспомогательные – исторические дисциплины в изучении родного края (3-й
год занятий).
Формы и режим занятий: занятия проходят в теоретической и
практической формах3 раза в неделю по 2 часа для первой и второй группы
обучающихся согласно расписания.
Ожидаемые результаты:
после изучения курса «История родного края»1-го года занятий
учащиеся должны знать:
- географию и экологию своего села;
- историю своего рода и села в целом;
- культуру и экономику населённого пункта;
- положение и значение села в системе района, области, региона и страны;
- биографии знаменитых земляков и их вклад в процветание России;
- уметь:
- работать с различными видами источников;
- проводить исследовательские работы, находить решения различным
поисковым проблемам;
- грамотно вести поисковые исследовательские записи;
- составлять отчёт о проделанной работе;
- выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих
товарищей.
По итогам 2-го года занятий учащиеся должны знать:
- историю, географию, культуру, экономику родного края;
- традиции, обычаи народов населяющих край;
- знаменитых земляков своего края и их вклад в дело развития и процветания
Родины;
- сегодняшнее состояние края и тенденции его развития;
- уметь:
- анализировать различные виды источников;
- определять цель своей деятельности, средства еѐ достижения и
анализировать свой результат;
- правильно и грамотно оформлять результаты своей деятельности;
- проводить публичные выступления при различной аудитории;
- работать в различных группах (микро, макро и пр.)
По итогам 3-го года занятий учащиеся должны знать:
- вспомогательные исторические дисциплины и сферу их изучения;
- виды исторических источников и их классификацию;
- алгоритм исследовательской деятельности;
- требования к написанию исследовательской работы;
уметь:
- определять место поиска исторических источников;
- собирать, классифицировать, анализировать различные виды источников;
- делать выводы, изучая и сопоставляя различные источники;
- правильно планировать исследовательскую деятельность;
- грамотно оформлять результаты исследования;
- выступать с результатами работы перед различной аудиторией.
Способы проверки:
- выполнение практических заданий; тестирование; подготовка сообщений и
докладов; написание рефератов и сочинений.
Форма подведения итогов:
- оформление тематических альбомов, буклетов, стенгазет и атласов;
написание писем-сочинений; ведение дневников наблюдений; организация
праздников, конференций, выставок творческих работ и фотовыставки;
выступления с результатами исследований.
Методическое обеспечение:
научно-методические
рекомендации:
«Туристско-краеведческая
деятельность обучающихся в едином образовательном пространстве»;
- школьному педагогу: советы, рекомендации, решения: «Научноисследовательская работа в школе»;
- вариативные программы и методические материалы регионального
компонента «Новгородский край».
Дидактический материал:
- атласы (Ростовской области. и Кашарского р-на); фотографии; пособие
«Физическая география Кашарского района р-на»; «Города Ростовской
области»; музейные экспонаты; исторические фильмы; диафильмы;
тематические плакаты; карты местности; Интернет-ресурсы.
№
п/п
Наименование темы
1.
Введение: «Я Родину люблю…»
Раздел: «Откуда я родом»
Экспедиция к имени. Основы антропонимики.
Экспедиция к истокам. Мой род - моя крепость.
Экспедиция в прошлое. Дом, в котором я живу.
Экспедиция в прошлое. Улица родная.
Раздел: «Моё село-мне дорого»
Экспедиция в науки. Как правильно вести
исследование.
Экспедиция в географию. География городов
Ростовской области.
Экспедиция в историю. Вехи развития села.
Экспедиция в традиции. Традиции села.
Экспедиция в память. Памятные места села.
Экспедиция в культуру. Архитектура села.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
всего
Часы
теория практика
8
8
10
10
10
10
6
6
6
6
4
4
4
4
10
6
4
14
8
6
12
12
24
12
8
8
14
8
4
4
10
4
1. Учебно-тематический план курса «История родного края»
первый год занятий.
12.
13.
14.
15.
16.
Экспедиция в культуру. Культура села.
Экспедиция в экономику. Экономика и
промышленность.
Экспедиция в экологию. Экология села.
Экспедиция в биографии. Славные люди нашего села.
Экспедиция в будущее. Моё село в будущем.
итоги:
Формы и методы занятий:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Формы
Индивидуальная работа;
Групповая работа;
Работа с источником и обработка
собранных материалов;
Беседа, лекция, рассказ;
Занятие-беседа
с
элементами
творчески-поисковых заданий;
Дискуссии и диспуты;
Экскурсии и экспедиции;
Путешествие;
Игра; участие в празднике;
Практическое занятие;
Конкурс или викторина;
Тестирование;
Конференции.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
18
24
10
12
8
12
16
16
10
216
8
8
4
126
8
8
6
90
Методы
Объяснительно-иллюстративный;
Частично-поисковой;
Поисково-исследовательский
(предполагает обучение поисковым
способам деятельности);
Метод проекта (позволяет
организовать самостоятельную
деятельность детей по разработке
проекта);
Метод продумывания;
Метод «Если бы…»;
«Мозговой штурм».
Метод образной картины;
Метод драматизации в исторических
играх (создает условия для
«проживания» детьми различных
исторических ситуаций, чувств.)
Метод мотивации творческой
деятельности.
1. Содержание курса первый год обучения.
1. Введение. «Я родину люблю».
Введение в образовательную программу. Что значит «Я родину люблю…»?
Наш край история и современность. История Ростовской области.
2. Экспедиция к имени. Основы антропонимики.
Что такое имя? История имён. Значение имён. Имена у разных народов. Что
значит моё имя? Почему меня так назвали? Что я знаю о имени своем?
Происхождение имен славянских народов. Повторительно обобщающий урок
по гл.1 Экспедиция к имени..
3. Экспедиция к истокам. Мой род – моя крепость.
Понятие род, родственники, степень родства. Что такое родословная?
Правила составления родословной. Составление своей родословной.
Гордость моего рода. Исследовательская деятельность «На кого я хочу быть
похожим из героев Дона». Донские дворянские фамилии. Обобщающий урок
по гл. 2 Экспедиция к истокам.
4. Экспедиция в прошлое. Дом, в котором я живу.
История жилища. Функции жилища. Место строительства, материалы
строительства. Душа дома – люди. Почему и когда построен мой дом?
История строительства и существования. Операция «Мой дом – моя забота».
Знаменитые строения Кашарского района. Обустройство казачьего дома в
дореволюционный период. Архитектурные памятники Ростовской области.
5. Экспедиция в прошлое. Улица родная.
«Понятие улица». Принципы расположения улиц. Улицы родного села:
старые и новые. История названия улиц. Достопримечательности улиц.
История моей улицы. История названия улицы. Выставка рисунков «Улица
родная». Оформление альбома «Милая моя родина». Названия улиц сл.
Кашары. Название улиц г. Ростова-на-Дону. Подготовка доклада «Моя
любимая улица».
6. Экспедиция в науку. Требования к исследовательским работам.
Требования к исследовательским работам. Алгоритм исследования.
Требования к сбору материала. Требования к оформлению и защите
результатов деятельности. Как работать с архивом. Практикум по работе с
ГАРО. Работа с порталом Архивы России.
7. Экспедиция в географию. География городов Ростовской области.
География села. Рельеф. Почвы. Гидрография. Климат. Флора и фауна.
Изучение и съёмка рельефа села. Сбор образцов почв и минералов. Описание
водоёмов, флоры и фауны села. Ведение дневника наблюдения и его анализ.
Экскурсия на природные объекты. Выступление лекторской группы.
Что я знаю о г. Новочеркасск.
8. Экспедиция в историю. Вехи истории. История заселения местности.
Количественный и качественный состав населения в развитии. Увеличение
территории села, его причины. Работа с документами по истории села.
Исследование движущих сил развития села. Исследование статуса
населённого пункта и причины его изменения. Составление летописи
населённого пункта. Подготовка и работа лекционной группы.
Интеллектуальная игра «Брейн-ринг» (по истории села). Сбор и выставка
предметных, письменных, устных источников по истории села. Оформление
альбома «Милая моя родина». История с. Красный Колос. История с. УстьМечетка.
9. Экспедиция в традиции. Традиции села.
Понятие традиции. Традиции бытовые, религиозные, праздничные,
культурные. Составление документов по изучению традиций Ростовской
области. Проведение исследований и обработка результатов. Описание
традиций. Исследование трансформаций традиций на современном этапе.
Участие в праздниках села. Традиции казачества. Традиции украинского
народа. Традиции армян Донской земли. Повторительно обобщающий урок
по гл. 9 Экспедиция в традиции.
10. Экспедиция в память. Памятные места села.
Что такое память? Памятные места для каждого и для всех. Формы
увековечения памяти (памятники, монументы, мемориальные доски,
подлинные объекты и т.д.) Исторические памятные места. Виды памятников:
археологические, культурные, документальные. Комплексная экскурсия по
селу. Зарисовка, фотографирование памятников. Описание памятников и
памятных мест. Оценка их состояния. Трудовой рейд. Акция «Каковы
памятники – такова и память». Разработка своих проектов увековечивания
памяти. Оформление буклетов, стенгазет «Памятные места села». Памятные
места Кашарского района. Памятные места Ростовской области
11. Экспедиция в культуру. Архитектура села.
Определение архитектуры. Архитектурные стили. Архитектура жилища,
государственных, общественных учреждений. Культовая архитектура.
Архитектура сегодняшнего дня. Архитектурная проектировка (школьный
двор, детская площадка, молодёжный центр). Оформление буклета, альбома
«Архитектура села, вчера и сегодня». Фотовыставка «Архитектура села:
вчера, сегодня, завтра». Архитектура сел Кашарского района. Архитектура
городов Ростовской области.
12. Экспедиция в культуру. Культура села.
Определение культуры. Объекты культуры. Функции объектов культуры
(сохранение, пропаганда, распространение духовных ценностей). Значение
объектов культуры в жизни человека. Составление карты объектов культуры
села. Анкетирование, исследование роли объектов культуры в жизни села.
Дискуссия «Какой он: человек культурный?», «Как стать культурным?».
Диспут: «Существует ли молодёжная культура?». Фестиваль проектов:
«Чтобы я сделал для культуры села?». Культурные деятели Кашарского
района. Культурные деятели Ростовской области.
13. Экскурсия в экономику. Экономика и промышленность.
Определение экономики. Составляющие экономики. Промышленность в
историческом развитии. Транспорт в историческом развитии. Торговля в
историческом развитии. Оформление и проведение экскурсий по
предприятиям села. Экскурсия на хлебозавод. Экскурсия в отделение ГК
Светлый «Заря». Экономика Кашарского района. Промышленные объекты
Ростовской области. Известные промышленные города Ростовской области.
Повторительно обобщающий урок по гл.13 Экспедиция в экономику
14. Экспедиция в экологию. Экология села.
Окружающая среда. Определение «экология», «экосистема», «факторы
среды», «здоровье человека». Выявление причин изменения облика сельских
сообществ по мере развития села. Выявление связей со здоровьем человека и
изменением экосистем села. Акция по выявлению наиболее экологически
неблагоприятных мест на селе. Выпуск «Экологических листов». Акция по
охране природы. Экология Ростовской области. Экологические проблемы.
15. Экспедиция в биографию. Славные люди нашего города. Что такое
биография? Правила составления биографии. Изучение биографий
прославленных земляков села. Почётные граждане села. Изучение
источников по жизни и деятельности знаменитых земляков (книги,
воспоминания, мемуары, газеты, дневники, анкеты). Составление
энциклопедии: «Дорогие мои земляки». Диспут «Кто остаётся в памяти
народной». Знамениты люди Кашарского района. Знаменитые люди
Ростовской области.
16. Экспедиция в будущее. Мой город в будущем.
Современное положение села и перспектива его развития. Выявление причин
замедления или ускорения развития села. Демографическое положение села и
прогнозы его развития. Встреча за круглым столом с представителями
сельской власти. Устный журнал «Моё село в будущем». Фестиваль
творческих работ и их защита «Моё село в будущем». Перспективы развития
Ростовской области. Итоговое занятие по курсу «История родного края».
№
п/п
1
2
3
4
Учебно-тематический план курса «История родного края»
2-ой год занятий.
Наименование темы
количество часов
всего
6
теория
2
практика
4
14
14
6
6
8
8
14
6
8
10
4
6
6 Экспедиция в экологию.
16
6
10
7 Экспедиция в историю.
24
10
14
8 Экспедиция в традиции. Традиции и праздники
22
10
12
20
8
12
14
6
8
16
6
10
16
6
10
18
8
10
12
216
6
90
6
126
Вводное занятие «Я Родину люблю…»
Экспедиция в лето. Подведение итогов лета.
Экспедиция в традиции. Традиции моей семьи.
Экспедиция в историю. Моё село: история и
современность.
Раздел: «Земля родная – колыбель моя».
5 Экспедиция в географию.
География родного края.
Экология родного края.
Вехи развития края.
региона.
9 Экспедиция в память.
Памятные места края.
10 Экспедиция в культуру. Архитектура края.
11 Экспедиция в культуру.
Культура края.
Экспедиция
в экономику.
12
Экономика и промышленность родного края.
13 Экспедиция в биографии.
Славные люди нашего края.
14 Мой край в будущем.
итого
2. Содержание курса второй год обучения.
1. Вводное занятие «Я родину люблю…»
Понятие «родина» у великих людей. Национальное и интернациональное в
жизни людей. Что на сегодняшний день важнее. Что вкладываем в понятие
«родина» мы.
2. Экскурсия в лето. Подведение итогов лета.
Как я с пользой провел время. Требования к оформлению работы. Анализ
целей и задач летних заданий и достигнутых результатов. Консультации и
рецензирование. Кружковая конференция. Начало отечественной войны по
рассказам жителей Кашарского района.
3.Экспедиция в традиции. Традиции моей семьи.
Понятия «традиции» и «обычаи». Классификация традиций: религиозные,
календарные, светские, профессиональные, семейные и т.д. Причины
усиления или ослабления традиций в жизни людей. Описание традиций.
Беседа, анкетирование о семейных традициях. Их история. Кто является
хранителем традиций? Семейный вечер «У огонька». Выставка творческих
работ.«Игры наших бабушек и дедушек».
4. Экспедиция в историю. Моё село: история и современность.
Календарь памятных дат на год. Моё село в ХХ веке. Традиции и обычаи
нашего села. Что нового появилось, а в чём сохранилась преемственность
традиций.Преемственность поколений: в чём она заключается. Знаменитые
династии села.
Устный журнал «Памятные страницы календаря». Фотовыставка, выставки
творческих работ «История и современность села», «Славные династии».
Посещение музея села.
5. Экспедиция в географию. География края. Понятие «родной край».
Местоположение. Соседи. Рельеф края. Почвы и минералы. Гидрография.
Климат. Флора и фауна. Сбор коллекции «Почвы и минералы края».
Описание течения рек по территории края, Ведение дневника наблюдений и
анализ его данных. Изучение животного и растительного мира. Сбор и
оформление гербариев.
Оформление Малого атласа края. Тестирование, интеллектуальная игра
«Звёздный час» (география края). Проведение выставки «География моего
края».
6. Экспедиция в экологию. Экология родного края.
Понятие природный комплекс. Природные комплексы на территории края.
Экологические проблемы края и причины, их порождающие.
Выявление последствий деятельности человека на изменение природных
комплексов. Исследование наиболее неблагоприятных мест района. Как
можно исправить экологическую ситуацию в районе. (проектирование).
Конференция «Глобальные проблемы человечества и наш край: общее и
особенное». Создание экологических маршрутов по краю. Акция «Внимание
к экологии, внимание к самому себе». Трудовые рейды «Поможем птицам».
7. Экспедиция в историю. Вехи развития края.
Заселение края.Скифско-сарматские племена на дону. Исторические
памятники пребывания народа. Греческие колонии на нижнем дону. Танаискак исторический памятник греческой колонии. Казачество как социальный
класс. Поиск и анализ источников по истории края. Занятия
многонационального населения края. Положение различных групп
населения.
Составление летописи родного края. Тестирование. Выступление лекторской
группы с результатами исследований. Посещение музеев в населённых
пунктах края.
8. Экспедиция в традиции. Традиции и праздники края.
Этнический состав населения края. Традиции и обычаинаселения края:
культурные, семейные, бытовые. Устное народное творчество жителей края.
Составление анкет для изучения традиций и праздников. Исследование и
описание традиций и праздников. Выступление с результатами
исследований. Участие в традиционных праздниках.
9. Экспедиция в память. Памятные места края.
Понятие «памятные места». Различные виды памятников на территории края
(археологические, культурные, трудовые, документальные, природные).
Историяпамятных мест. Памятные места связанные с Великой
Отечественной войной. Законы об охране памятников истории и
культуры.Составление описи памятных мест края. Оценка современного
состояния. Трудовой рейд по благоустройству памятных мест. Оформление
буклета «Памятные места родного края».
10. Экспедиция в культуру. Архитектура края.
Архитектурные стили России. Функции строений. Архитектура жилища.
Культовые сооружения в регионе. Описание архитектурных памятников
края. Поиск их подлинных изображений. История архитектурных
сооружений (год постройки, материал, современное состояние).
Составление архитектурной карты района. Акция «Дорога к храму».
Составление маршрутов экскурсий и походов по памятным архитектурным
местам края. Диспут: «Строительство и разрушение: всё дело рук человека».
11. Экспедиция в культуру. Культура родного края.
Что такое культура? Виды культуры в историческом развитии (крестьянская,
дворянская, национальная, религиозная и т.д.). Объекты культуры на
современном этапе.
Составление карты «Культура родного края: история и современность».
Путешествие на машине времени в культуру края: прошлую и будущую».
12. Экспедиция в экономику. Экономика и промышленность родного края.
Занятия людей в древности. Отражение занятий людей в их традициях и
обычаях. Сельское хозяйство края в прошлом и настоящем. Составление
анкет, изучение ремёсел, промыслов , промышленности в прошлом. Ярмарки.
Промышленность и сельское хозяйство на современном этапе.
Составление экономической карты района. Сбор образцов и выставка
продукции ремёсел, традиционных промыслов, сельского хозяйства,
промышленности.
13. Экспедиция в биографии. Славные люди нашего края.
Биографические справочники. Составление биографий замечательных
земляков. Исследование: как увековечена память знаменитых людей донской
земли. Написание докладов, рефератов. Составление экскурсий по местам,
связанным с жизнью и деятельностью замечательных людей края.
Посещение именных музеев М.А. Шолохова, А.П. Чехова. Интеллектуальная
игра «Великолепная семёрка» (жизнь и деятельность знаменитых земляков).
14. Экскурсия в будущее. Мой край в будущем.
Мой край на современной карте России. Перспективы развития края.
Круглый стол с представителями органов власти, культуры, производства.
Диспут «В чьих руках будущее края». Фестиваль творческих работ и их
защита «Мой край в будущем».
3.Учебно-тематический план курса «История родного края».
3-го года занятий.
№
Наименование темы
п/п
Вводное занятие: «Моя малая родина…»
1
2 «Исторический тур» в лето. Подведение итогов
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
лета.
Экспедиция в науку.
Экспедиция к источникам.
Экспедиция в археологию.
Экспедиция в архитектуру.
Экспедиция в этнографию.
Экспедиция в ономастику.
Антропонимика.
Экспедиция в ономастику. Топонимика.
Экспедиция к традициям.
Экспедиция к вере. Религия края.
Экспедиция в геральдику.
Экспедиция в генеалогию.
Экспедиция в нумизматику.
Экспедиция в хронологию.
Экспедиция в метрологию.
Экспедиция в библиографию.
итого
количество часов
всего теория практика
8
2
6
12
4
8
12
12
14
12
16
12
4
4
4
4
4
4
8
8
10
8
12
8
12
20
8
12
14
8
20
8
16
216
4
6
2
4
4
2
4
2
4
62
8
14
6
8
10
6
16
6
12
154
3. Содержание курса.
1. Вводное занятие: «Моя малая родина…»
Умеем ли мы любить родину? Как я проявляю патриотизм? Модно ли быть
патриотом?Беседа по теме «За что я Родину люблю…».
2. «Исторический тур» в лето. Подведение итогов лета.
Цели и задачи экспедиционного отряда на новый учебный период.
Актуальные вопросы по Ростовской области. Отчётный вечер «Лето – это
маленькая жизнь». Выставка и защита творческих работ. Исторические
события летних дней в Ростовской области. Жизнь населения Ростовской
области во время наступления немецко-фашистских войск на Сталинград.
Чем знамениты города Волгодонск, Аксай, Новочеркасск.
3. Экспедиция в науку.
Известные физики Дона. Медицинские открытия Донских Врачей. Научные
статьи, открытия, разработки Донских ВУЗов. Южно-Федеральный
университет как источник научных открытий. Требования к краеведческим
исследованиям. Определение целей и задач исследования. Этапы
исследования. Оформление работ. Рецензирование и обсуждение. Выбор
исследовательской темы. Написание плана работы и его обсуждение. Анализ
источников. Сбор информации. Написание работы. Конференция.
4. Экспедиция к источникам.
Экспедиция к источникам. Исторические источники. Их классификация:
вещественные, письменные, устные. На примере данных по Ростовской
области и района. Методика сбора и анализ источников. Определение их
подлинности. На примере работы Государственного архива Ростовской
области. Посещение краеведческого музея Кашарского района. Работа с
виртуальными музеями РО, архивами. Методы поиска информации. Сбор
военно-политической информации 1941-1945 г. о Ростовской области с
виртуально ГАРО для написания реферата. Подведение итогов по работе с
источниками. Чему я научился? Защита работ.
5. Экспедиция в археологию.
Наука археология. Этапы её развития. Цели и задачи археологии. О чём
могут рассказать найденные вещи в Ростовской области. Правила и
требования к раскопкам. Культурный слой. Описание раскопок и
археологических памятников Ростовской области. Анализ археологических
находок. Знакомство с археологической литературой на примере
катакомбной культуры в нашем регионе. Знакомство с археологическими
памятниками края, региона. Что нам расскажет побережье Азовского моря.
История греческого полиса Танаис. История Елизаветовского городища.
6. Экспедиция в архитектуру.
«Экспедиция в архитектуру. «Язык» архитектуры. История памятников
архитектуры Кашарского района. Знакомство с памятниками архитектуры
Ростовской. Изучение и исследование их судьбы. Оценка состояния.
Экскурсия в х. Пономарев. Акция «Сохраним для потомков». Выступление
лекторской группы. Архитектурный памятник Азовская крепость.
Архитектурные памятники г. Новочеркасска. Архитектурные памятники г.
Ростов-на-Дону.
7. Экспедиция в этнографию.
Экспедиция в этнографию. Этнография как наука. Методы исследования
этнографии. Объекты исследования этнографии. Исследования истории быта
и повседневной жизни человека. Костюм, орудия труда, мебель, посуда,
жилище скифо-сарматских племен на Дону. Откуда пошло Донское
казачество. Роль казачества во времена правления Петра 1. Участие донских
казаков в войне 1812 года. Донское казачество во время Великой
октябрьской революции. Донское казачество во время Великой
отечественной войны. Народы населяющие Донской регион.
8. Экспедиция в ономастику. История имён, фамилий. Антропонимика.
Какие бывают имена? Славянские и христианские имена. История
образования отчеств и фамилий. История образования отчеств и фамилий у
славянских народов нашего региона. История имен народов населяющих
Ростовскую область. Великие фамилии великих люде дона! Исследование
имён по результатам анкетирования, работы в архивах. Анализ фамилий
края, история их образования. Игра «Что в имени тебе моём?». Контрольнозачётная работа по истории имён.
9. Экспедиция в ономастику. Топонимика.
Предмет топонимика, объекты её изучения. Языковые семьи и группы
языков присутствующие в Ростовской области. Тюркская топонимия
Ростовской области. Необычные названия населенных пунктов и их
территориальных владений. Топонимика г. Ростов-на-Дону по материалам
краеведческих исследований.
10. Экспедиция к традициям.
Экспедиция к традициям. Устные источники дона и их роль в изучении
истории. Диалекты и говоры Донского края. Фольклорные традиции донских
казаков. Мифы, легенды, былины, песни народов, населявших Ростовскую
область. Загадки, пословицы, поговорки: отражение в них народной жизни.
Собиратели народной мудрости. Вечер инсценированных местных сказок,
легенд, былин. Интеллектуальная игра «Загадки моего народа». Оформление
выставки, сборников «Фольклор родного края». Традиции православных
народов Кавказа проживающих на дону. Самобытность христианских
народов проживающих на дону- армяне, грузины, осетины, абхазы, удины.
Традиции мусульманских народов проживающих на дону.
Традиции группы кавказской языковой семьи - аварцы, агулы, лакцы,
лезгины, рутульцы, табасараны, цахуры и другие этносы.
11. Экспедиция к вере. Религия края.
Религия как источник наших знаний о человеке и обществе. Язычество на
территории дона. Дон – хранитель духовных традиций России. Культура
ислама. Возникновение ислама. .Золотое время исламской культуры. Успехи
образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу
культуры Ростовской области. Иудаизм на дону. Возникновение иудаизма.
Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности
внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах
мировой живописи. Еврейский календарь.
12. Экспедиция в геральдику.
Экспедиция в геральдику. Геральдика как научная дисциплина. История
Русской Геральдики. От Святослава Игоревича до Александра III. История
геральдики с 1917 по 2000 год. Геральдика донского региона. Основы
символики.
Политическая символика . Вексиллология. Геральдические
законы и правила.
13. Экспедиция в генеалогию.
Наука о родословной человека: практические цели и роль в истории. Законы
и правила генеалогии. Определение степени родства. Составление своей
родословной. Семейный архив. Выставка и защита родословных. Вечер «Мой
род – моя крепость». Генеалогия и семейная история донского казачества.
Генеалогия и история донских казачьих родов. Генеалогия армян Дона по
материалам Государственного архива Ростовской области
14. Экспедиция в нумизматику.
Монета как исторический источник. История денежных систем в России.
Нумизматический словарь. Оформление нумизматической коллекции.
Анализ наиболее встречающихся монет на территории края.
15. Экспедиция в хронологию. Предмет и задачи хронологии как
вспомогательной исторической дисциплины.
Единицы счета времени. Виды календарей. Понятие эра. Виды эр.
История создания лунного счисления времени.
История создания солнечного счисления времени.
Юлианский и Григорианский календарь.
Тюрко-монгольский счет времени.
Счет времени у народов России.
Счет времени у восточных славян до официального принятия христианства.
Русская система счета времени(10-20в.)
Счет времени в Советской России и СССР
16. Экспедиция в метрологию.
Экспедиция в метрологию.
Историческая метрология как научная дисциплина и область практического
знания.
Метрология Древнерусского государства.10-12 в. Какие меры измерения
применялись на территории нашего края.
Метрология период децентрализации Руси 12-15 в. Какие меры измерения
применялись на территории нашего края.
Совершенствование и уникальность русских мер и весов в19 в. Меры
длинны, площади и объема.
17. Экспедиция в библиографию.
Экспедиция в библиографию.
Определение слова «библиография». Места хранения литературы.
Оформление библиографических данных по отдельным темам. Конкурс на
лучшего библиографа.
Каталоги, их виды, правила работы. Библиографические сборники,
справочники по темам.
Работа с каталогами, библиографическими справочниками. Поиск, фиксация,
систематизация литературы по краеведческим темам.
Писатели на Донской земле.
Как создавался «Тихий Дон» . Библиография.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Творчество А. П. Чехова. Библиография.
Заключительное занятие. Подведение итогов курса История родного края
Методическое обеспечение:
научно-методические рекомендации «Туристско-краеведческая деятельность
обучающихся в едином образовательном пространстве». В.Новгород 2004г,
И.Я.Карпина, Н.П. Попова;Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика
школьного туризма. - М., 2002
Города и районы Ростовской области: Историко-краеведческие очерки. –
Ростов н/Д: Кн. изд-во,1987.
Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой
деятельности учащихся. - М., 2001
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников. – М., 2004
Детский туризм в России. Очерки истории 1918-1998 г. /Под ред. Ю.С.
Константинова. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.
Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму,
краеведению, организации отдыха детей и молодежи. – М., 1999.
Персин А.И. История родного края и школьные музеи. – М., 2006.
Дрогов И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. - М.,
2004.
атлас «Ростовской области » составитель В.Сизов 2016.
Список литературы для детей.
Астапенко, М. П. Природа и история родного края [Текст]: учеб. пособие для
учащихся нач. шк. / Астапенко М. П., Сухаревская Е. Ю. - Ростов н/Д :
БАРО-пресс, 2003. – 169 с.
Болибок, Н.М. Дон - наш общий дом. Земля. Человек. Хлеб [Текст] / Н. М.
Болибок, Г. И. Лукинов. - Ростов н/Д :Ростиздат, 2001. - 463 с.
Дон литературный : писатели России, Шолоховский край, XIX-XXI вв.
[Текст]: [энциклопедия / авт. проекта, гл. ред. и сост. Георгий Губанов]. Ростов-на-Дону : [б. и.], 2006. - 511 с
Донские столицы [Текст]: путеводитель/ [сост. и авт. вступ. ст. А.Н.
Балацкий и др.]. - Ростов-на-Дону: Странник, 2011. - 213,
Кислицын, С.А. История Ростовской области (от Земли Войска Донского до
наших дней) [Текст]: [учебное пособие] / С. А. Кислицын, И.Г. Кислицына
;Юж.-Рос. ин-т-фил. Рос. Акад. Нар. хоз-ва и Гос. Службы при Президенте
РФ. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Ростовна-Дону :Ростовкнига, 2012. - 415 с. : ил.
Книги донских поэтов и писателей о Великой Отечественной войне [Текст]:
библиографический указатель / [сост.: А. В. Желябовская, Л.К. Поповян, И.И.
Сафронова; ред. Е.Д. Ломановская]. - Ростов-на-Дону: Ростовкнига, 2015. 147 с. - (70-летие Великой Победы).
Котовсков, В.Я. Наши земляки [Текст]: литературные заметки о писателяхземляках / Вл. Котовсков. - Ростов-на-Дону :РостИздаТ, 2008. - 319, [1] с.
Новак, Л. Как у нас-то было на Тихом Дону [Текст]: историкоэтнографические очерки / [Новак Л., Фрадкина Н., Мовчан А.; сост.
Филиппов К.С.; худож. Драгунов Н.А.]. - Ростовна-Дону: Ростовкнига, 2013.
- 294, [1] с.: цв. ил. - (Донская библиотека).
9. Природа, хозяйство, экология Ростовской области [Текст]: [учеб. пособие]
/Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк, Рост. гос. ун-т. - Ростов-на-Дону;
[Батайск]: Б.и.;[Батайское книжное издательство], 2002. - 445 с.: ил.
10. Ростовская область [Текст]: история и современность: комплексный атлас /
[гл. ред. Н. Г. Родзянко]. - Ростов н/Д: [Рост. регион. обществ. экол. фонд],
2002. - 191 с.: ил.
11. Сергеев, В.Н. Возрождение казачьего круга на юге России в начале XX в.
[Текст]/ В.Н. Сергеев, Н.В. Звездова. – М.: Вузовская книга, 2010. - 425, [1] с.
12. Степаненко, Л.Г. Ростовская область: Географические описания природы
[Текст]: учебное издание /Л.Г. Степаненко. - Изд. 1-е. - Ростов-на-Дону:
Багир, 2005. - 231 с.: ил.
13. Сухоруков, В.Д. Историческое описание Земли Войска Донского.
Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях [Текст]/ В.Д.
Сухоруков. - Ростов-на-Дону: Терра, 2005. –167 с. - (Казачье образование).
14. Тикиджьян, Р.Г. История и культура народов донского края и казачества
[Текст]: научно-популярное и учебно-методическое издание для
национально-регионального компонента образования / Р. Г. Тикиджьян. Ростов-на-Дону : Донской издательский дом, 2010. - 447, [12] л. цв. ил.
15. Оноколов, П.И. Батайск [Текст]: история / П.И. Оноколов. - Изд. 5-е, доп. Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2014. – 392 с.: ил.
Список литературы для родителей.
1. Алмазов, Б. А. Казаки [Текст]: [история, нравы и обычаи, расселение,
боевое искусство, войны и восстания] / [Б. А. Алмазов, В. Т. Новиков, А. П.
Манжора] ; под ред. Б. А. Алмазова. –Ростов-на-Дону: Ростовкнига, 2013. —
87 с.: цв. Ил.
2. Астапенко, М. П. Вихорь-атаман [Текст]:[историко-научное повествование]
/М.П. Астапенко. –Ростов-на-Дону: Ростовкнига,2013. — 447 с., [10] л. Цв.
Ил.
3. Хрестоматия по истории донского казачества: (с древнейших времен до
1920 года). - Изд. 2-е, перераб. и доп. / сост. М.П. Астапенко. – Ростов-наДону: Ростовкнига, 2012.-272 с.
4. Астапенко, Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII - XX
вв./ Галина Астапенко. – Ростов-на-Дону: Гефест, 2010.-256 с
5. Астапенко, М. За честь и славу России: (участие донских казаков в
Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах русской армии
1813-1814 годов) / Михаил Астапенко.- Ростов-на-Дону: Ростовкнига, 2012.346 с.
6. Астапенко, М.П. История донского казачества с древнейших времён до 1920
г. [Текст] : учебное пособие / М.П. Астапенко. – Ростов н/Д : ООО «Мини
Тайп», 2004. – 608 с.
7. Астапенко, М.П. История Донского края [Текст] : учебное пособие / М.П.
Астапенко, Е.М. Астапенко. – Ростов н/Д : ООО «Мини Тайп», 2005. – 684
с.
8. Кислицын, С.А История Ростовской области: (от Земли Войска Донского до
наших дней): учебное пособие/ С.А. Кислицын, И.Г. Кислицына – Ростовна-Дону: Ростовкнига, 2012. - 41б с.
9. Малыхин, К.Г. История Донского края: учебное пособие / К.Г.Малыхин.Ростов-на-Дону: Ростовкнига, 2012.- 208 с.
10.Шумов, В.В. Донская станица в старину: краеведческие очерки /В.В.
Шумов. – Ростов н/Д: ООО «КСС», 2010. – 160 с.