Пояснительная записка В настоящее время наблюдается активный интерес к отечественной истории национальной культуры: школьники изучают фольклор, осваивают декоративноприкладное творчество, знакомятся с обрядами, играми, праздниками, в которых живет дух народа, его многовековая мудрость. Данная программа призвана помочь детям имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству реализовать свои природные задатки в одном из его направлений – вышивки, но это не просто вышивка по картону. Изонить – техника напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Особенности программы в том, что она предлагает изучать новый вид декоративно-прикладного искусства – вышивание по картону, где у воспитанников формируется стремление самостоятельно приобретать знания, умения наблюдать, обобщать и анализировать факты жизни. Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка: - мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; - сенсорного восприятия; - глазомера; - логического мышления; - воображения; - волевых качеств (усидчивости, умение доводить работу до конца и т.п.); - художественных способностей и эстетического вкуса. На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете. Цикл занятий состоит из трех разделов: - овладение техникой изонити; - изображение углов, моделирование с их использованием образов; - изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити, моделирование с их использованием образов; - совмещение углов и окружностей, моделирование с их использованием образов. Наряду с практическими умениями обучающиеся приобретают знания о нетрадиционных видах вышивания, изучают сюжеты и мотивы вышивки по картону, знакомятся с новым видом искусства. Это поможет современной молодежи более внимательно и с интересом относится к искусству, узнавать много интересного о том, что можно сделать своими руками. Программа рассчитана на 3 года обучения для детей с 7 лет. Форма занятий может быть как групповой, так и индивидуальной. Занятия на 1 году обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (2 занятия по 45 минут и 10 минут перемена). На 2 и 3 годах обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (2 занятия по 45 минут и 10 минут перемена). Цель программы: Дать каждому ребенку дополнительное образование, навыки культуры и на их основе предоставить возможность для развития свободной, гуманной, творческой личности; развивать творческую активность, инициативу, чувство товарищества, коллективизма и любви к труду. Основными задачами реализации программы являются: 1. Введение обучающихся в мир русской традиционной культуры, и в частности вышивке по картону; 2. Развитие мотивации к познанию и самосовершенствованию как основы формирования образовательных запросов и потребностей; 3. Формирование потребности в регулярных занятиях изонити; воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей; 4. Компенсация отсутствующих в основном образовании, умений, навыков в области вышивки; 5. Организация условий для полезного заполнения времени детей и подростков; 6. Воспитание силы воли. Реализацию данной программы предлагается осуществить на основе следующих принципов: - гуманистических начал, многообразия и вариативности форм организации, жизнедеятельности и образования детей; - приоритета интересов каждого воспитанника и учета его интеллектуальных и личностных особенностей; - непрерывности образования и воспитания; - воспитывающего обучения; - содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения. Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого дает возможность детям добиваться отличных показателей в вышивании по картону. УЧЕБНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОНИТИ. 1 год обучения. Задачи этапа: 1. Введение обучающихся в новый вид искусства; 2. Развитие общего кругозора детей; 3. Формирование потребности в регулярных занятиях изонити, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей; 4. Организация условий для полезного заполнения свободного времени детей. Учебный план 1 год обучения Наименование темы № Количество часов всего теория практика 1. Введение. 2 2 2. Овладение техникой изонить; изображение углов, моделирование с их использованием образов. 20 2 18 3. Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонить; моделирование с использованием образов. 28 4 24 4. Совмещение углов и окружностей; моделирование с их использованием образов. 50 2 48 5. Выполнение настенных панно. 44 2 42 144 12 132 ИТОГО: Содержание занятий первого года обучения. Тема 1. Введение. (2 часа). Что такое изонить? Знакомство с учебной программой кружка. Просмотр образцов. Оборудование рабочего места. Техника безопасности. Подготовка к работе изонитью. Советы по подбору картона, ниток. Работа с шаблонами и трафаретами. Игры с геометрическими фигурами. Тема 2.Овладение техникой изонить; изображение углов, моделирование с использованием образов (20 часов). Изображение углов, последовательность их выполнения. Эскизы работ. Проколы точек. Вышивание композиции. Проверочное занятие. Выставка. Тема 3. Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонить; моделирование и использованием образов. (28 часов). Изображение окружности и овалов, завитков и дуг, последовательность их выполнения. Секреты мастеров. Вышивание работ. Проверочное занятие. Выставка. Тема 4. Совмещение углов и окружностей; моделирование с использованием образов. (50 часов) Плоскостное моделирование. Создание из углов и окружностей образов. Последовательность выполнения работ. Вышивание композиций: «Композиция из звезд», «Аквариум». Выставка. Тема 5. Выполнение настенных панно.(44 часа) Выполнение настенных панно с декоративной обработкой. Плоскостное моделирование. Создание из углов и окружностей образов. Выполнение композиции с использованием дополнительных материалов (гвозди, сухоцветы, бисер, бусы). Контрольная работа. Выставка. Учебный план и содержание занятие по изонити. 2 год обучения. Задачи этапа: 1. Развитие мотивации и самосовершенствованию; подростков к познанию и 2. Усиление эстетической направленности; 3. Формирование таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца; 4. Повышение работоспособности обучающихся. Совершенствование умственных, физических и психологических качеств необходимых для овладения техникой изонити. Учебный план 2год обучения № Наименование темы Количество часов всего теория практика 1. Вводное занятие. 2 2 - 2. Повторение изученного. 24. 2 22 3. Совмещение углов и окружностей, завитков и овалов; моделирование с их использованием образов. 60 4 56 4. Выполнение натяжных углов. Изображение орнаментов в сочетающихся окружностях и различных углах. 30 2 28 5. Изображение окружностей при делении их на части. 46. 2 44 6. Самостоятельный выбор сюжета и его выполнение. Объемные работы. 54 2 52 216 14 202 ИТОГО: Содержание занятий 2 года обучения. Тема 1. Вводное занятие. (2 часа) Знакомство с учебной программой кружка. Оборудование рабочего места. Техника безопасности. Подготовка к работе изонитью. Тема 2. Повторение изученного. (24 часа) Изображение углов, моделирование с их использованием образов. Изображение дуг, овалов, завитков, моделирование с их использованием образов. Совмещение углов и окружностей, моделирование с их использованием образов. Выполнение композиции. Проверочное занятие. Тема 3. Совмещение углов и окружностей, завитков и овалов; моделирование образов. (60 часов) Плоскостное моделирование. Создание из углов и окружностей образов. Самостоятельный выбор темы и вышивание работы. Контрольная работа. Выставка. Тема 4. Выполнение натяжных углов. Изображение орнаментов в сочетающихся окружностях и различных углах. (30 часов) Разработка и выполнение нескольких орнаментов в сочетающихся окружностях и углах. Выполнение разработанных орнаментов. Окружности произвольного радиуса, разделены на равные части, заполнение нитяными переплетениями. Острые углы. Выполнение композиции. Проверочное занятие. Тема 5. Изображение окружностей при делении их на части. (46 часов) Изображение окружностей. Теория деления. Окружность деленная на 5, 6, 7, 8, …..20 и более частей. Выполнение композиции с использованием изученных окружностей. Проверочное занятие. Выставка. Тема 6. Самостоятельный выбор сюжета и его выполнение. (Объемные работы). (54 часа) Рекомендации по выполнению работы. Выбор сюжета. Эскизы. Проколы точек. Подбор материала. Вышивание окружностей в орнаменте. Выполнение овалов и завитков. Выполнение углов в работе. Применение дополнительных материалов в работе. Итоговая выставка. Учебный план и содержание занятий по изонити 3 год обучения 1. Развитие мотивации детей и подростков к познанию самосовершенствованию; и 2. Привитие обучающимся трудовых навыков, формирование их художественно-эстетического вкуса и развития творческих способностей, аккуратности, чувства взаимопомощи; 3. Воспитание трудолюбия, уважения к искусству, бережного отношения к природе; 4. Формирование потребностей в регулярных занятиях по изонити, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей; 5. Организация условий для полезного заполнения свободного времени детей. № Учебный план 3год обучения Наименование темы Количество часов всего теория практика 1. Вводное занятие. 2. Повторение ранее изученного. Тема: «Мои фантазии». 2 4 18 2 22 3. Животные вышитые в технике изонить. 1 23 24 4. Цветы в нашей жизни. 1 23 24 5. Поздравительные открытки. 1 25 26 6. Вышивание картины из «паутины». 2 48 50 7. Панно на гвоздях. - 16 16 8. Самостоятельный выбор сюжета и его выполнение. Отчетная работа. 1 52 52 12 204 216 ИТОГО: Содержание занятий 3 год обучения. Тема 1. Вводное занятие (2ч). Знакомство с учебной программой кружка. Оборудование рабочего места. Техника безопасности. Подготовка к работе изонитью. Тема 2. Повторение ранее изученного. Тема: Мои фантазии (22ч). Повторение ранее изученного. Изображение углов, окружностей, овалов, завитков. Применение дополнительных материалов в работе. Темы дети выбирают самостоятельно. Тема 3. Животные вышитые в технике изонить (24 ч). Изображение животных в технике изонить. Собачки, птички, лошадки, рыбки и многое другое вышитое из геометрических фигур, проверочное занятие. Тема 4. Цветы в нашей жизни (24 ч). Цветы в нашей жизни. Изображение цветов на цветном картоне в технике изонить. Моделирование. Изображение цветов с помощью дуг, овалов, завитков, окружностей и углов. Использование дополнительных материалов: бисер, дерево, пуговицы, стекло, бусы и т.д. выполнение композиций. Проверочное занятие выставка. Тема 5. Поздравительные открытки (26 ч) Разработка и выполнение поздравительных открыток. Подбор материала, моделирование открыток к Новому году, 8 марта, ко дню рождения. Совмещение углов, окружностей, овалов, завитков в выполнении композиции на открытках. Тема 6. Вышивание картины из «паутины» (50 ч). Плоскостное моделирование. Создание из углов, окружносте, завитков, овалов образов. Вышивание картин. Самостоятельный выбор темы и вышивание работы. Моделирование с использованием дуг, овалов, завитков, окружностей, углов. Вышивание картин с помощью натяжных узоров. Проверочное занятие. Выставка. Тема 7. Панно на гвоздях (16 ч). Технология выполнения узоров на гвоздях. Изонить без иголки. Натяжные фигуры на гвоздях. Подбор материала. Выполнение панно с добавлением сухоцветов, бисера, красок. Тема 8. Самостоятельный выбор сюжета и его выполнение. Отчетная работа. Разработка и выполнение самостоятельно выбранного сюжета. Рекомендации по выполнению работы. Закрепление выученных фигур и умение применять их в вышитой композиции. Отчетная работа за весь курс бучения по изонити. Применение дополнительных материалов в работе. Итоговая выставка. Методические пояснения по организации занятий. В данной программе предполагается использовать методику обучения детей таким видом прикладного искусства как изонить. Важнейшие требования к занятиям: - дифференцированный подход к воспитанникам, умственного и физического развития; - формирование у детей для самостоятельных занятий. В программе используются такие формы занятий как: - занятие-лекция; - практикум; - занятие-сказка. Все формы занятий взаимосвязаны и логически обусловлены. В целом, эта система, которая способствует реализации следующих целей в воспитании и обучении: 1. Развитие любознательности; 2. Формирование навыков исследовательского труда; 3. Закрепление знаний образовательных дисциплин; 4. Участие в практике ручного труда. С самого начала все занятия построены для обучения детей новому виду декоративно-прикладного искусства - изонить. Сначала дети изучают разные способы изображения предметов. Затем дети знакомятся с инструментами и материалами для работы с изонитью, последовательность выполнения работ. Определив правила работы с изонитью, дети переходят от простейших к более от простейших к более сложным работам. На втором году обучения работа усложняется тем, что детям дается больше времени на свои фантазии, работы становятся более объемными с добавлением подручных материалов. По своей сути изонить – не является сложным видом декоративно-прикладного искусства. В данной программе нет сложных чертежей и конструкций и тем не менее дети осваивают новый вид искусства. Условия реализации программы. Программа рассчитана на обучение и воспитание детей с 7 лет. Количество воспитанников в группах: группы 1-го года обучения – 12-15 обучающихся; группы 2-го года обучения – 10-12 обучающихся; группы 3-го года обучения -8-10 обучающихся; При необходимости могут формироваться разновозрастные группы. Возможна работа по подгруппам. Время реализации программы -3 года обучения. Периодичность занятий. Программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для работы с обучающимися в возрасте 7-14 лет. Занятия проводятся из расчета первого года обучения 144 часа в год, второго года обучения 216 часов в год и третьего года обучения 216 часов в год. 1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 академических часа, с переменой в 15 минут, или 4 раза в неделю по 45 минут. 2 год обучения и 3 год обучения; 3 раза в неделю по 2 академических часа, с переменой в 15 минут, или 6 раз в неделю по 45 минут. На 2 и 3 году обучения организуются групповые занятия с обучающимися, что предусмотрено в программе. Материально - техническое обеспечение. Учебный кабинет, Учебные столы, стулья, демонстративная доска Иглы с широким ушком Игольницы Цветные нитки №20-40 Цветной картон Трафареты Подкладочный материал для прокалывания в картоне дырочек. К концу года дети должны свободно общаться в группе, осуществлять взаимоподдержку, взаимопомощь; знать и уметь выполнить в технике ниточного дизайна угол и окружность; знать и уметь объяснить последовательность выполнения угла и окружности. Для успешной реализации данной программы необходимо. - светлое проветриваемое помещение для работы с детьми; - инвентарь (иглы для вышивания, шило пенопласт, ножницы, нитки всех видов, линейки, картон, трафареты и лекала); - желание детей заниматься. Требования к знаниям и умением обучающихся. К концу 1-года обучения дети должны знать: - технику безопасности; - оборудование рабочего места; - понятие о разных углах; - понятие об окружности, хорде разной длины, ее направление; - возможности техники изонити; К концу 1-года обучения дети должны уметь: - ориентироваться на плоскости; - научиться подбирать цвет к фону; - различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия; - владеть иголкой и ниткой; - работать с трафаретками; - вышивать угол и окружность; К концу 2-года обучения дети должны знать: - понятие зеркального изображение; - выполнение натяжных углов; - изображение окружностей; - последовательность выполнение работ; - правила работы изонитью; К концу 2-года обучения дети должны уметь: - моделировать, составлять из окружностей и углов(треугольников) изображения предметов и экспозиций; - в совершенстве владеть иголкой и ниткой; - в совершенстве работать данной техникой; - подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга; - изображать орнаменты в сочетающихся окружностях и различных углах; К концу 3-года обучения дети должны знать: - техника безопасности; - понятие «зеркальное изображени»; - понятие о углах, окружностях, овалах, завитках; - оборудование рабочего места; - правила работы изонитью; К концу 3-года обучения дети должны уметь: - ориентироваться на плоскости - в совершенстве владеть иголкой и ниткой; - в совершенстве работать данной техникой; - вышивать различными геометрическими фигурами; - моделировать, составлять из различных геометрических фигур изображения предметов и экспозиций; - использовать дополнительный материал в работах. Оценка результатов обучения детей. В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся: 1. Проверочные занятия. 2. Рабочие выставки. 3. Контрольные занятия. 4. Итоговые выставки. Итоги проведенных мероприятий анализируются и обсуждаются с воспитанниками. Диагностика качества знаний для 1 года обучения: 1. Проверка знаний пользования инструментами и материалами. (октябрь) 2. Проверка знаний вышивания угла (декабрь) 3. Проверка знаний изображения окружности. 4. Итоговая выставка. Диагностика качества знаний для 2 года обучения: 1. Проверка знаний пользования инструментами и материалами (тест)(декабрь) 2. Проверочное занятие «Совмещение углов и окружностей» (май) Диагностика качества знаний для 3 года обучения: 1. Выполнение поздравительной открытки (по творческому замыслу детей) (декабрь) 2. Самостоятельный выбор сюжета и его выполнение. (май) Список используемой литературы. Учебные пособия: - Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производствоМ.,1998. - № 4. - Леонова О. В. Рисуем нитью. - М., 2004. - Нагибина М.И. Что могут нитка и иголка //Начальная школа. - 1998, № 4. - Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество. 1998, № 5. - Симакова Е.В., Уварова О.В. Изонить //Школа и производство. – М. Методическая литература: - Азбука вязания. Новые техники. Самые красивые модели. – М.: Внешсигма АСТ, 2000 - Андреева И. Рукоделие. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Большая советская энциклопедия. – М.: ВТО, 1992 – 1997 - Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ-Пресс Книга, 2010 - Вышивание, вязание, поделки из кожи. – М.: Знание. – 1993, 1997. - Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993. - Карпова Е. Мещерякова С. Серия азбука вязания. Изысканные детские модели. - М.: Внешсигма, 2000 - 32 с. - Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2005. - Мартыненко И.П. Вязание и мода. – М.: Изд. «Легкая индустрия», 1980 - Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей.- Ярославль. Академия развития, 1998 - Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М.: Просвещение, 1992 - 96 с. - Циркулик Н. Твори, выдумывай, пробуй! Труд. Учебник для 3-го класса. – Самара, 2004. - Школа вязания на спицах. Секреты мастерства. Журнал модный. № 27. -Энциклопедический словарь юного художника, изд-во «Большая Российская энциклопедия». – М.: 1997. Электронные образовательные ресурсы: Техники изонить! http://www.stranamasterov.ru Учебник по изонити http://www.liveinternet.ru/users/4384265/post339086049 Электронный учебник по изонити http://izonito4ka.ucoz.ru Пособие по изонити http://www.vishivka-krestikom.ru/kategorii-vyshivki/izonit Новые записи в технике изонити http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/452 схемы изонить http://vishivashka.ru/tehnika/izonit.php Нитяная графика http://www.liveinternet.ru/ История изонити https://ru.wikipedia.org Приложения: Тематическое планирование на учебный год Курс: «Изонить» 1 год обучения (с 7 лет) Педагог: Зайцева О.А. № Темы занятий Дата По плану 1. Введение. 2. Овладение техникой изонить; изображение углов, моделирование с использованием образов. 1. Последовательность выполнения углов. 2. Выполнение работ: «Грибок»; 3. «Домик»; 4. «Птичка»; 5. Закладка для книг. 6. Кленовый лист. 7. Проверочное занятие. Выставка. 3. Изображение окружностей; дуг, овалов, завитков в технике изонить: моделирование с использованием образов. 1. Изображение окружностей. 2. Изображение овалов, завитков. 3. Моделирование: - мячик; - снеговик; - моделирование на свободную тему; 4. Проверочное занятие. Выставка. 4. Совмещение углов и окружностей; моделирование с использованием образов. Кол- Теория Практи во ка часов 2 2 20 2 2 - 2 - 2 2 6 2 2 - 2 2 2 - 2 - 4 14 2 - 2 - 28 50 1. Композиция из звезд. - эскизы, проколы точек: - вышивание углов; 2. Композиция «Аквариум». 5. - эскизы, проколы точек; - вышивание углов; - вышивание окружностей; Выставка. Выполнение настенных панно. 1. Подготовка материала. Эскизы. 2. Вышивание натяжных углов и окружностей. Овалов и завитков. - вышивание натяжных углов; - вышивание окружностей; - вышивание овалов; - вышивание завитков; 3. Итоговая выставка. ИТОГО: 44 144 - 2 - 18 - 2 14 10 2 2 - - 10 - 15 2 14 5 10 130 Тематическое планирование на учебный год Курс: «Изонить» (2год обучения) (с 7 лет) Педагог: Зайцева О.А. № Темы занятий Дата По плану 1. Вводное занятие. 2. Повторение изученного. 1.Выполнение работы с ранее выученными углами и окружностями. Проверочное занятие. 3. Совмещение углов и окружностей, завитков и овалов, моделирование образов. 1.Моделирование (эскизы). 2. Совмещение углов и окружностей. Проверочное занятие. 3. Совмещение завитков и овалов. 4. Самостоятельный выбор темы и вышивание работы. 5.Контрольная работа. Выставка. 4. Выполнение натяжных углов; изображение орнаментов в сочетающихся окружностях и различных углах. 1. Выполнение натяжных углов. 2.Изображение орнаментов из окружностей. Проверочное занятие. 3.Изображение орнаментов в сочетающихся окружностях и различных углах. 5. Изображение окружностей при делении их на части. Колво часо в 2 24 Теория Практи ка 2 2 - 22 2 - 4 - 4 - 48 2 - 2 - - 6 - 12 - 10 60 30 46 1.Теория деления. 2.Деление окружности на 5 и 6 частей. 3.Деление окружности на 7 и 8 частей. 4.Деление окружности на 10, 20 и более частей. 5.Выполнение композиции с использованием изученных фигур. Выставка. Проверочное занятие. 6. Самостоятельный выбор сюжета и его выполнение. Объемные работы. 1.Выбор сюжета. Эскизы. Подбор материала. 2.Выполнение углов в работе. 3.Выполнение окружностей в работе. 4.Выполнение овалов и завитков. 5.Применение дополнительных материалов в работе. 6. Итоговая выставка. ИТОГО: 2 - 6 - 6 - 4 - 28 2 - - 14 - 24 - 10 - 2 14 2 202 54 216 Тематическое планирование на учебный год Курс: «Изонить» (3 год обучения) ( с 7 лет) Педагог: Зайцева О.А. № Темы занятий Дата По плану Кол- Теория Практика во часов 1. Вводное занятие. 2 2 - 2. Повторение ранее изученного Тема: «Мои фантазии». 22 1. Изображение углов, окружностей, овалов, завитков. - 2 2. Применение дополнительных материалов в работе 2 - 3. Эскизы. Проколы точек. 2 2 4. Повторение углов в работе. - 4 5. Повторение овалов, окружностей. - 6 6. Повторение завитков. - 4 1. Подбор материала. Эскизы. 1 1 2. Проколы точек. Работа с геометрическими фигурами. - 2 3. Вышивание крупных элементов в работе. - 6 4. Вышивание мелких - 8 3. Животные вышитые в технике «Изонить». 24 элементов в работе. 5. Вышивание общего фона работы. - 4 6. Завершение работы. Проверочное занятие. - 2 1. Цветы в нашей жизни. Беседа. Моделирование. Эскизы. 1 1 2. Изображение цветов с помощью углов. - 4 3. Изображение цветов с помощью окружностей. - 6 4. Изображение цветов с помощью дуг, овалов, завитков. - 8 5. Использование подручных материалов в работе. - 2 6. Завершение работы. Выставка. - 2 1. Разработка эскизов. Проколы точек. Моделирование открыток. 1 1 2. Моделирование открытки к Новому году и ее выполнение. - 12 3. Моделирование открытки к 8 марта и ее выполнение. - 10 4. Завершение композиции. - 2 4. Цветы в нашей жизни. 5. Поздравительные открытки. 6. Вышивание картины из 24 26 50 паутины. 1. плоскостное моделирование. 2 - 2. Создание из углов, окружностей, овалов, завитков, образов. - 2 3. Подготовка материалов. эскизы. - 2 4. Проколы точек. Вышивание натяжных углов в картине. - 4 5. Накладывание углов друг на друга. - 6 6. Вышивание окружностей в картине. - 12 7. Вышивание дуг, овалов, завитков. - 14 8. Вышивание общего фона картины. - 6 9. Проверочное занятие. Выставка. - 2 1. Эскизы. Подготовка фона. - 2 2. Выполнение натяжного панно на гвоздях. - 12 3. Завершение работы. - 2 1. Разработка и выполнение самостоятельно выбранного сюжета. 2 - 2. Отчетная работа. - 2 7. Панно на гвоздях. 8. Самостоятельный выбор сюжета и его выполнение. Отчетная работа. 16 52 Проколы точек. 3. Закрепление натяжных углов и накладывание их друг на друга. - 8 4. Закрепление окружностей. Деление окружностей на части. - 12 5. Закрепление дуг, овалов, завитков. - 6 6. Совмещение дуг и завитков. - 6 7. Совмещение овалов, дуг и завитков. - 6 8. Выполнение общего фона итоговой работы. - 4 9. Применение дополнительного материала в работе. - 4 10.Завершение работы. - 2 11.Итоговая выставка. - 2 12 204 ИТОГО: 216