Финансовая грамотность

Пояснительная записка
Важность финансового образования значительно возросла по двум основным
причинам:
1.ответственность и риск принятия решений, которые могут оказывать
серьезное влияние на жизнь и будущее, передаются от государства гражданам;
2.финансовые услуги становятся все более разнообразными, что означает,
что потребителям необходимо делать трудный выбор из широкого выбора
вариантов.
Актуальность программы развития финансовой грамотности детей
обусловлена изменениями в политической и экономической жизни страны,
отсутствием единства в понимании места данного раздела экономики как учебной
деятельности в школьном образовании.
Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных
ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в
частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы
полезные финансовые привычки. Обучающиеся
данного возраста вполне
способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на
доступных примерах, а также закрепить на практических занятиях.
Финансовая грамотность, так же, как и любая другая, воспитывается в
течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к
сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного
на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных
привычек, в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать
многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой
самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и
благополучия на протяжении жизни.
Образовательная программа составлена в соответствии со следующими
документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей» (далее – СанПиН);
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
5.Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
1

6.Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование
для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от
30 ноября 2016 г. № 11);
7.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)
(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт
развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (далее –
Методические рекомендации);
8.Проект Минфина России «Содействие повышению уровня
финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в
Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном
сайте Минфина России: http://www. minfin. ru/ru/om/fingram/
9.Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой
грамотности населения Российской Федерации http://www. misbfm. ru/node/11143.
10.Программы начального общего образования: финансовая грамотность 2-4
классы общеобразовательных организаций, Ю.Н.Корлюгова. - Москва: ВИТАПРЕСС, 2014.
Педагогическая целесообразность программы
Освоение содержания Финансовой грамотности опирается на межпредметные
связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные
материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями
детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и
проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами,
таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации
и публичных выступлений.
Цели программы:
• развитие экономического образа мышления;
• воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи программы:
Обучающие:
1. содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины
окружающего мира, важной составной частью которого являются
экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий;
2. формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни;
3. научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
Развивающие:
1. способствовать общему развитию школьников: развивать мышление,
эмоционально-волевую сферу;
2

2. развивать культуру экономического мышления.
Воспитательные:
1. формировать нравственные качества.
Отличительные особенности программы
Основные содержательные линии программы направлены на личностное
развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической
и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как
можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость
применения экономических знаний в окружающей жизни.
Программа предназначена для обучающихся начальной школы без
предъявления требований к уровню подготовки. В программе предусматривается
определенная последовательность прохождения тем. Занятия состоят из
теоретической и практической частей. Для успешной реализации программы
используются различные методические разработки и наглядные пособия.
Возраст
детей,
участвующих
в
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность» 7-- 9 лет.
Комплектование групп осуществляется без конкурсных процедур только на
основании личной заинтересованности обучающихся. Приоритетным основанием
для зачисления в группу является интерес к выбранной программе.
Наполняемость групп не менее 12 человек. В группы зачисляются дети
приблизительно одного возраста.
Форма и режим занятий
Форма обучения – очная, форма проведения занятий – беседа, выставка,
обсуждение, занятие-игра, конкурс, практическое занятие, форма организации
занятий – индивидуально-групповая.
Продолжительность учебного года-36 недель. Занятия проводятся в учебное и
каникулярное время 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность
занятия -45 минут.
Срок освоения программы :2 года
1й год обучения -72 часа
2й год обучения- 72 часа
Основные содержательные линии курса
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся,
освоившие
дополнительную
общеобразовательную
общеразвивающую программу «Финансовая грамотность» достигнут следующих
результатов:
Личностными результатами являются:
3

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
4

Способы определения результативности
Текущая аттестация:
• тестовые задания;
• проверочные занятия;

Программа реализуется через следующие формы занятий:
•
•
•
•
•

ситуационная игра,
образно-ролевые игры,
исследовательская деятельность,
урок-практикум,
дискуссия, обсуждение,беседы.

5

Учебный план
1 год обучения

№п/п Тема занятия
1
Что такое деньги и откуда они
взялись.
2
Рассмотрим деньги поближе.
Защита от подделок.
3
Какие деньги были раньше в России.
4
Современные деньги России и
других стран.
5
Откуда в семье деньги.
6
На что тратятся деньги.
Итого:

К-во часов
14

Теория
7

Практика
7

12

6

6

12
16

6
8

6
8

6
12
72

3
6
36

3
6
36

6

Учебно- тематический план (1 год обучения)

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Тема занятия

Количество
теория
часов
Что такое деньги и откуда они взялись. 14 часов
Что такое деньги?
2
1
Как появились деньги. Появление
2
1
обмена товарами.
Проблемы товарного обмена.
2
1

практика
1
1
1

Появление первых денег — товаров с
2
1
высокой ликвидностью.
Свойства драгоценных металлов.
2
1
Появление первых монет.Первые
2
1
монеты разных государств
Что такое деньги и откуда они
2
1
взялись?
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. 12 часов

1

Устройство монеты.
2
Изобретение бумажных денег
2
Защита монет от подделок.
2
Современные монеты.
2
Способы защиты от подделок
2
бумажных денег.
Рассмотрим деньги поближе. Защита
2
от подделок.
Какие деньги были раньше в России.12 часов
2
Древнерусские товарные деньги.
Какие деньги были раньше в России.
2
Клады. «Меховые деньги».
Происхождение слов
2
«деньги»,«рубль», «копейка».
Первые русские монеты. Деньга и
2
копейка.Рубль,гривеник,полтинник.
2
Пословицы и поговорки про деньги.
2
Дизайн купюры сказочной страны.

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1
1

7

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Современные деньги России и других стран. 16 часов
2
1
Современные деньги России ,мира.
Современные деньги мира. Доллары
2
1
и евро – самые известные
иностранные деньги.
Появление безналичных денег.
2
1
Безналичные деньги как информация
2
1
на банковских счетах.
Проведение безналичных расчётов.
2
1
Функции банкоматов.
2
1
Наличные, безналичные и
2
1
электронные деньги.
Современные деньги России и других
2
1
стран.
Откуда в семье деньги. 6 часов
Откуда в семье деньги. Клады,
2
1
лотереи, наследство. Заработная
плата.
Откуда в семье деньги. Пенсии,
2
1
пособия, стипендии. Аренда,
проценты в банке, кредиты.
Откуда в семье деньги Инсценировка
2
1
сказки «Заработанный рубль»
На что тратятся деньги. 12 часов
На что тратятся деньги. Расходы на
2
1
самое необходимое.
Откладывание денег и
2
1
непредвиденные расходы. Игра
«Магазин»
Игра « Магазин»
6
3
Хобби. Вредные привычки.
2
1
Составление примерной сметы
расходов в семье.
Итого:
72
36

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
36

8

Содержание программы
1 год обучения
Что такое деньги и откуда они взялись (14 часов).
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых
денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов
(ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.
Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты.
Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (12 часов).
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет
от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных
денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра.
Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
9

Какие деньги были раньше в России ( 12часов).
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль»,
«копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош.
Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Современные деньги России и других стран (16 часа).
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных
денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение
безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат.
Пластиковая карта.
Компетенции
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
Откуда в семье деньги (6 часов).
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата.
Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать
арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют
мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
10

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата.
Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия.
Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
На что тратятся деньги ( 12 часов).
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными
и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще
всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются
непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят
много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование.
Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги

11

Учебный план
2 год обучения

№п/п Тема занятия
1
Как умно управлять своими
деньгами
2
Как делать сбережения

К-во часов
18

Теория
9

Практика
9

18

9

9

3

Почему семьям часто не хватает
денег на жизнь и как этого
избежать

18

9

9

4

Деньги счёт любят, или как
управлять своим кошельком,
чтобы он не пустовал
ИТОГО:

18

6

12

72

33

39

12

Учебно- тематический план
2 год обучения

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема занятия

Количество
теория практика
часов
Как умно управлять своими деньгами ( 18 часов).
Бюджет – план доходов и расходов.
4
2
2
Учёт доходов и расходов
4
2
2
Сравниваем доходы и расходы.
4
2
2
Способы экономии.
4
2
2
Как умно управлять своими деньгами
2
1
1
Как делать сбережения( 18 часов.)
Превышение доходов над расходами.
2
1
1
Сбережения.
Копилки. Коллекционирование.
2
1
1
Вложения в банк или ценные бумаги.
2
1
1
Банковский вклад. Недвижимость.
2
1
1
Ценные бумаги. Фондовый рынок
2
1
1
Акции. Дивиденды.
2
1
1
Сравниваем разные виды сбережений.
2
1
1
Откуда в семье деньги и на что
2
1
1
тратятся деньги
Как умно управлять своими деньгами
2
1
1
и как делать сбережения.

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
(18 часов).
15 На что семьи тратят деньги. Классификация
4
2
2
расходов.
16 Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы.
2
1
1
17 Обязательные расходы. Желательные
2
1
1
расходы.
18 Переменные расходы. Сезонные расходы.
2
1
1
19 Воздействие рекламы на принятие решений
4
2
2
о покупке.
20 Составление собственного плана расходов.
4
2
2
13

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не
пустовал (18 часов).
21 Как правильно планировать семейный
6
2
4
бюджет.
22 Семейный бюджет.
6
2
4
23 Сбережения (накопления). Долг.
6
2
4
Итого:
72
33
39

Содержание программы
14

2 год обучения
Как умно управлять своими деньгами (18 часов).
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы
избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
Как делать сбережения ( 18 часов ).
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги.
Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого
избежать (18 часов)
На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные
услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование,
отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые,
желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные,
ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
15

Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги.
Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы.
Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные
расходы. Сезонные расходы.
Компетенции
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие
решений о покупке.
• Составлять собственный план расходов.

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
(18 часов).
Как правильно планировать семейный бюджет.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы
избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются
сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае
необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник
доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать
сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.
Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления).
Долг.
Компетенции
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять последствия образования долгов.
16

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Материально-техническое обеспечение программы.
1. Специальная литература.
2. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы.

17

Список литературы:
1.Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы
общеобразовательных организаций. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014.
2.Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2-4 классы
общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский
филиал
ФГБУ
ВПО
«МарГТУ»,
2011
—
http://mpfmargtu.
ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
4. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская
экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах:
www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru
5. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив
под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект- Центр, 2010.
6. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В.
Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект- Центр, 2010.
7. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002
— http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/ magazine/article/204/
8. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе —
http://festival.1september.ru/articles/537420/
9. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т.
Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С.
Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.
10.Cайт журнала «Семейный бюджет»[Электронный
http://www.7budget.ru (Дата та обращения: 26.08.2019)

ресурс]

–

URL:

11.Портал «Профориентир» «Мир профессий» [Электронный ресурс] – URL:
http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php(Дата
та
обращения: 29.08.2019) ;
12.Федеральный
образовательный
портал
«Экономика.
Менеджмент»[Электронный
ресурс]URL:http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html(Дата
27.08.2019)

Социология.
обращения:

13. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал»
и
финансовым
приложением[Электронный
ресурс]
–
URL:
http://ecschool.hse.ru(Дата обращения: 20.08.2019)
14.Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» [Электронный
ресурс] – URL: http://zanimatika.narod.ru/ (Дата обращения: 27.08.2019)

18

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».