История родного края

Оглавление:
1. Введение.
2. Пояснительная записка.
3.Актуальность программы.
4.Цели и задачи программы.
5. Организационно-педагогические основы обучения.
6. Условия реализации программы.
7. Педагогические принципы программы.
8. Педагогические технологии программы.
9. Формы проведения занятий.
10.Методы работы.
11. Результативность и контроль.
12. Работа с родителями.
13. Содержание программы первого года обучения.
14.Тематическое планирования первого года обучения.
15.Содержание программы второго года обучения.
16.Тематическое планирование второго года обучения.
17.Содержание программы третьего года обучения.
18. Тематическое планирование третьего года обучения.
19.Методическое обеспечение программы.
20. Материально-техническое обеспечение программы.
21. Используемая литература.

2

Введение:
Анализ статистических данных о состоянии детского дорожно-транспортного
травматизма по району и области показал необходимость акцентирования внимания
взрослых людей на главной ценности жизни и здоровье ребенка. Решение такой
приоритетной задачи образовательного учреждения, как охрана жизни и здоровья детей,
предлагает формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного
поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения их
практической отработке во внеурочной деятельности. Этим вопросам на занятиях в
кружках отводится важное внимание. Проблема безопасности дорожного движения имеет
разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно
жизни детей и подростков. Особенность программы заключается в создании условий для
формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с
сотрудниками ГИБДД. Данная программа направлена на формирование у детей и
подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового
самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к
активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа
позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в
общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки
пропагандисткой работы.

3

Пояснительная записка.
Пусть движутся потоками машины,
Водители спокойствие хранят,
Ведь знают все, что правила едины
Для взрослых пешеходов и ребят!
Автомобильный транспорт обладает высокой манёвренностью,
проходимостью, приспособляемостью для работы в различных условиях,
способностью перевозить грузы на различные расстояния. Ежегодно растёт
автопарк России, увеличивается интенсивность движения на автомобильных
дорогах, улучшается качество строительства и содержания дорог. Вместе с тем
конструкторы и производители транспортных средств увеличивают мощность двигателей
и улучшают скоростные характеристики транспортных средств. Цель автомобильного
транспорта – обеспечить безопасную перевозку пассажиров в кратчайшее время. Однако,
чем больше скорость автомобиля, тем больше вероятность и тяжелее последствия
дорожно-транспортных происшествий. Одновременно с ростом автомобильного
транспорта и скорости автомобилей возникает серьёзная задача -обеспечить безопасность
дорожного движения. Правила дорожного движения – основной нормативный акт,
устанавливающий порядок дорожного движения с целью обеспечения его безопасности.
Глубокое знание этих Правил, сознательное и неукоснительное их выполнение всеми
участниками движения является основным условием предупреждения дорожнотранспортных происшествий, сохранения жизни и здоровья людей, пользующихся
дорогами. Однако, практика показывает, что водители, даже хорошо знающие правила и
устройство автомобиля, не всегда ориентируются в возникающей опасной обстановке, не
имеют навыков быстрого выполнения приёмов безопасного управления транспортным
средством. Эти проблемы решает дополнительная общеобразовательная программа
дополнительного образования детей «Безопасное колесо», разработанная на основе
специальных дисциплин курсов подготовки водителей категорий «АВСДЕ».
Актуальность программы:
Актуальность программы состоит в том, что изучение Правил дорожного
движения и основ безопасного управления транспортным средством крайне
необходимо обучающимся. Изучая эти предметы, обучающиеся приобретают навыки,
позволяющие им в повседневной жизни снизить риск попадания в критические дорожнотранспортные ситуации на улицах и дорогах. Сами занятия проходят в увлекательной
форме с пользой для обучающихся, расширяя их кругозор и отвлекая их от бесцельного
времяпровождения. Обучающиеся становятся собраннее, целеустремлённее, учатся
общению в коллективе единомышленников. При разработке программы учтены новейшие
достижения автомобилестроения, изменения в правилах дорожного движения и
законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Программа
позволит воспитать такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность,
ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека
становится причиной дорожных происшествий
Новизна программы:
В учебных планах и регионального, и федерального уровня отсутствуют часы на изучение
правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй обучающийся имеет велосипед
и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея навыками вождения на
велосипеде и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую

4

часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой. Данная
программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному
движению на дороге.
Основная цель программы:
Изучение Правил дорожного движения и основ безопасного управления транспортными
средствами и развитие их способностей посредством теоретических занятий и занятий на
компьютерных автотренажёрах. Создать условия для формирования личности
безопасного типа.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
•научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной
обстановки;
• обучить фигурному вождению велосипеда;
•сформировать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных
ситуациях;
• воспитать безопасную личность.
• изучение обучающимися Правил дорожного движения и основ безопасного
управления транспортными средствами;
• развитие логического мышления, познавательной и творческой активности
учащихся, формирование у них навыков самостоятельной работы;
• формирование навыков безопасного поведения на дорогах, умение
прогнозировать развитие дорожно-транспортной ситуации и адекватно
реагировать на эти изменения;
• воспитание характера, самодисциплины, активной жизненной позиции
обучающихся средствами технического творчества, используя
воспитательные возможности детского коллектива, объединенного по
интересам, и совместной деятельности с родителями.
Организационно-педагогические основы обучения:
Настоящая программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для работы с
обучающимися в возрасте 10-16 лет. Занятия проводятся из расчёта 216 часов в год.
Обучающиеся не только обучаются сами, но и передают свои знания другим: участвуют в
различных соревнованиях, в том числе «Безопасное колесо», работают с учащимися
начальной школы, разрабатывают наглядные пособия, площадки для вождения
велосипеда и т.п.
Педагогические условия реализации программы:
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Принципы реализации:
• Принцип программно-целевого подхода, направленный на практический результат;
• Принцип доступности знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей
познавательной деятельности;
• Принцип актуализации знаний и умений, мотивированность всех ситуаций с точки
зрения реальных потребностей обучающихся;
• Принцип индивидуализации и дифференциации;
• Принцип здоровьесбережения;
•Принцип непрерывности.
Программа имеет спортивно-техническую направленность, создана на основе стандартной
программы с учётом личных наработок и опыта педагога. Основными отличиями данной
программы являются:
 разновозрастной состав обучающихся;
 продолжительный срок реализации, разбитый на этапы;
 нацеленность обучающихся на результат;
 привлечение к занятиям родителей.
Концептуальную основу программы составляют положения:

5

1. личностный подход к каждому обучающемуся;
2. обучение «от простого к сложному» – постепенное освоение
теоретических и практических знаний и навыков учащимися;
3. преемственность обучения – взаимосвязь между этапами программы;
4. формирование у обучающихся веры в себя, свои возможности.
Особенностью программы является:
Тесное взаимодействие всех участников с сотрудниками ГИБДД позволит создать условия
для формирования безопасного образовательного пространства в школе и ее социальном
окружении. В программе предусмотрено обучение не только правилам дорожного
движения (далее - ПДД), но и основам: оказания первой медицинской помощи, владения
навыками коммуникативной компетенции. Обучающихся психологически и физически
готовят к принятию адекватных решений в любых ситуациях.
Программа имеет четкую практическую направленность.
На занятиях, общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся:
•овладевают знаниями по ПДД, этике поведения на дороге;
•участвуют в повседневной жизни коллектива;
•получают знания, непосредственно относящиеся к охране жизни и здоровья;
•привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
В теоретическую часть входит: изучение правил дорожного движения с применением
проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием
образовательных программ в классе информационно-коммуникационных технологий.
Практическая часть: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление
на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части, оказание доврачебной
медицинской помощи.
Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических
особенностей обучающихся: первая часть занятий включает изучение теоретического
материала, вторая часть – двигательную нагрузку (вождение велосипеда). В учебнотренировочном занятии обучающиеся используют личные велосипеды.
Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического
состояния здоровья обучающихся. На занятиях (тренировках) используются командный
(групповой), индивидуальный (личный) и игровой (развлекательный) методы работы.
Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием различных методов:
•Словесный метод (беседа, сообщение задач, описание упражнения, движения,
объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки).
•Метод демонстрации (наглядные пособия – журналы, фото, таблицы, карточки,
дорожные знаки, кассеты, а также личный пример).
• Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).
• Тестирование.
Обучение на занятиях должно базироваться на взаимосвязанных дидактических
принципах сознательности, активности, систематичности, постепенности, наглядности,
доступности и индивидуализации.
Обязательно
предусматривается
медико-психологическое
сопровождение,
предполагающее:
• медицинский контроль;
• психолого-педагогическую диагностику.
Закончив данный курс обучающиеся уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.
Основные формы проведения занятий:
• групповые теоретические и практические занятия;
• индивидуальные практические занятия;
• участие в соревнованиях;
• психологические тренинги.

6

Программа является не только обучающей, но и воспитывающей.
Воспитываются и развиваются такие качества, как мышление,
трудолюбие, предприимчивость, способность принимать решения, практичность, желание
узнать, как можно больше, формируется ценностное отношение к себе и другим людям.
Главное – разбудить активность обучающихся, вооружить их способами
совершенствования деятельности и помочь «творить из себя» свободных, развитых,
творческих, профессионально-ориентированных спортсменов. Вместе с родителями
обучающиеся обсуждают различные дорожно-транспортные ситуации, планируют
безопасные маршруты движения, принимают участие в акциях, призванных привлечь
внимание жителей к вопросам повышения безопасности дорожного движения и культуры
поведения на дороге. Таких как, «Велодень», «День ГИБДД».
Работа кружка «Безопасное колесо» основывается на различных видах
деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и их пропаганда;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и
применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
-Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Качество и результативность педагогической деятельности определяются
результатами анализа типичных дорожно-транспортных ситуаций, умения решать
экзаменационные задачи по Правилам дорожного движения и по приобретённым навыкам
безопасного управления транспортным средством на компьютерном автотренажёре в
условиях реального движения по улицам и дорогам.
Оценка качества обучения:
• индивидуальный опрос;
• тесты;
• результаты выступлений на соревнованиях «Безопасное колесо», конкурсах ЮИД;
• личные достижения каждого обучающегося.
Ожидаемый результат:
• развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой
доврачебной помощи;
• формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного
мастерства;
• формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном
транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
• формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
• формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков
пропагандисткой работы;
• сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
Работа с родителями.
1. Анкетирование, тестирование, опрос.
Анкетирование родителей «Обучаем детей Правилам дорожного движения»
2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по
правилам дорожного движения, с приглашением работников милиции, ГИБДД, медиков.
3. Совместные праздники, развлечения, проекты под девизом «Улицы города-территория
безопасности для детей».
4. Педагогический совет с участием родителей Тема: Безопасность и здоровье наших
детей.

7

Привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на
основе учёта их индивидуальных потребностей.
5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам ПДД).
6. Конкурс на лучшую команду знатоков правил дорожного движения среди детей и
родителей «За рулём профессионал».
7. Конкурс кулинарных изделий детей и родителей «Перекрёсток».
Критерии конкурса:
- соответствие блюда тематике конкурса,
- умение родителей взаимодействовать с детьми,
- умение детей рассказать о своем блюде,
- оригинальность рецепта и исполнения.
8. Проведение методической недели «Добро пожаловать в страну дорожных наук»
9. Практический семинар «Обучение ПДД посредством игр».
10. Презентация материалов для родителей.
11. Фотовыставка «Образцовые пешеходы».
12. Встреча в педагогической гостиной «Мама за рулем».
13. Составление карты-схемы: «Мой двор», «Моя улица», «Безопасный путь в школу».
14. Конкурс – соревнование на знание ПДД среди родителей (водителей) воспитанников
«За рулём профессионал».
15. Консультации:
-«Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные ловушки»
-«Вы, ребенок и автомобиль»
-«Правила дорожного движения – знать каждому положено» педагогическое просвещение
родителей посредством проведения
-Издательство листовок под рубрикой «Правила дорожные всем нам знать положено»
-Показ открытых мероприятий
-Родительские собрания (с приглашением сотрудников ГИБДД)
16. Комплексное планирование месячника «Внимание – Дети!»
17. Оформление папки-передвижки “Правила дорожные детям знать положено”
18. Выпуск буклетов «Воспитание навыков и привычек безопасного поведения»
19. Выпуск устных журналов «Чудеса дорожные»:
-страничка водителю
-страничка мамочке и папочке
-страничка Сашеньки и Дашеньки
-страничка "Ваше мнение"
20. Проведение акций, проектов по теме:
-День вежливых пассажиров, пешеходов и водителей.
-Внимание, юный пешеход!
-Самый культурный пешеход / пассажир/ водитель.
-Безопасный путь моего ребёнка в детский сад.
-Ребёнок – главный пассажир / пешеход.
-Осторожно, дорога!
-Обеспечь здоровье себе и своим близким
-Дисциплина на улице - залог безопасности
-Осторожно, гололёд!
-Осторожно, снегопад!
21. Почтовый ящик «Справочное бюро».
22.Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом
использования возможностей семьи для обучения ребёнка умению ориентироваться в
своём микрорайоне.
23. Изготовление памяток: «Если Вы купили ребёнку велосипед», «Как научить ребёнка
наблюдать за дорогой».

8

24. КВН – совместное мероприятие с детьми.
25. Просмотр и обсуждение вместе с детьми детских передач на канале НТК в рамках
проекта «Спасайкин».
26. Подписка на журнал «Спасайкин».
Содержание уголков для родителей по изучению правил дорожного движения.
Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить
родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам
дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок
навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее
значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части. Оформляя такой
уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле
обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю
серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии,
объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.
Содержание программы 1-го года обучения.
Образовательный модуль:
Среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо выделяется
проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от
несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм.
Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожнотранспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80%
из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Программа
дополнительного образования «Безопасное колесо» будет способствовать воспитанию
полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и
выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части.
Назначение модуля- дети знакомятся с историей Правил дорожного движения и
развитием автомобильной промышленности, изучают основы законодательства в сфере
дорожного движения, овладевают практическими навыками работы на компьютерном
автотренажёре, учатся моделировать типичные дорожно-транспортные ситуации, и
овладевают навыками оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях.
Определяющая цель:
Вовлечение обучающихся к изучению Правил дорожного движения и заинтересовать их
приобрести навыки безопасного управления транспортными средствами.
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Количество обучающихся: 12-15 человек
Учебный период: 144 часа
Количество занятий в неделю: 2 занятия.
Количество часов в занятии: 2 час.
№
1.1.

2.1.
2.2.

Тематическое планирование первого года обучения.
Наименование тем.
Всего.
Теория.
Раздел 1.
2
2
Введение.
Введение в образовательную программу 2
2
кружка.
Раздел 2.
24
6
История правил дорожного движения.
История и развитие Правил дорожного
6
2
движения.
Информация о первом светофоре,
6
4

Практика.

18
4
2

9

автотранспорте, велосипеде, дорожных
знаках.
2.3.
2.4.
2.5.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
4.1.
4.2.
4.3.

5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
5.7.
5.8.
5.9.

Составление викторины по истории
ПДД.
Оформление уголка по безопасности ДД.
Что такое ГИБДД, и кто такой инспектор
ДПС? Встречи с инспектором ГИБДД по
практическим вопросам.
Раздел 3.Изучение правил дорожного
движения.
Правила дорожного движения в России.
Общие положения.
Дороги и их элементы. Проезжая часть.
Разделительная полоса. Полоса
движения.
Тротуар. Прилегающие территории.
Населённые пункты.
Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение
проезжих частей на перекрестках.
Игра-викторина «Перекресток».
Регулируемые и нерегулируемые
перекрестки.
Средства регулирования движения.
Создание схемы «Безопасный путь: Домшкола-дом».
Экскурсия: «Перекрёсток»
Раздел 4.
Участники дорожного движения.
ПДД для пешеходов. Обязанности
пешеходов.
ПДД для пассажиров. Обязанности
пассажиров.
ПДД для велосипедистов. Обязанности
велосипедистов.

4

4

4
4

4
4

Раздел 5.
Дорожные знаки.
Предупреждающие знаки.
Знаки приоритета.
Предписывающие знаки.
Информационно-указательные знаки.
Знаки сервиса.
Знаки дополнительной информации.
Просмотр видеофильма
Экскурсия: «Дорожные знаки на пути в
школу»
Светофор. Для чего нам светофор.
Светофорное регулирование. Значение
круглых сигналов светофора

46

18

28

4

2

2

8

4

4

8

4

4

8

4

4

2
8

4

2
4

4

4

4
6

3

4
3

2

1

1

2

1

1

2

1

1

62

20

42

6
6
6
6
4
6

2
2
2
2
2
2

4
4
4
4
2
4

2
6
6

2
2
2

4
4

10

5.10.

5.11.
5.12.
6.1.
6.2.

выполненных в виде стрелок.
Пешеходные светофоры для
велосипедистов. Светофоры для
регулирования движения через
железнодорожные переезды.
Решение задач, карточек по ПДД,
предложенные газетой «Добрая Дорога
Детства».
Викторина: «Дорожные знаки».
Раздел 6.
Итоговое занятие.
Участие в акциях по пропаганде
безопасного движения.
Участие в конкурсах по правилам ДД.
Всего 144ч.

6

2

4

6

6

2
4

2
4

2

2

2

2

Раздел 1.Введение.(2).
Введение в образовательную программу кружка. Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение
программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности).
Раздел 2. История правил дорожного движения.(24).
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре,
автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках. Оформление уголка «Дорога, транспорт,
пешеход» .Составление викторины по истории ПДД. Встречи с инспектором ГИБДД по
практическим вопросам.
Раздел 3. Изучение правил дорожного движения.(46).
Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов,
водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины
дорожно-транспортных происшествий.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение
проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. ПДД для пешеходов –
правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части
дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн.
Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и
дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов.
Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. ПДД для пешеходов. ПДД для
пассажиров. ПДД для велосипедистов.
Раздел 4.Участники дорожного движения.(6).
Правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части
дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Меры
ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Экскурсия: «Какие мы
пешеходы. Виды общественного транспорта. Посадочные площадки правила поведения в
салоне транспорта. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Дорожные
ловушки. Экскурсия: «Опасности на дороге» Причины ДТП. Меры ответственности
пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Техническое состояние велосипеда. Движение
групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка
транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств.
Тормозной и остановочный пути. Фигурное вождение велосипеда.
Раздел 5. Дорожные знаки. (62).

11

Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационноуказательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Просмотр
видеофильма. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат
указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная
разметка. Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной
разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка.
Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде
стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования
движения через железнодорожные переезды. Решение задач, карточек по ПДД,
предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».
Раздел 6. Итоговое занятие.(4).
Участие в акциях по пропаганде безопасного движения. Участие в конкурсах по правилам
ДД.
По окончании первого года обучающиеся должны знать:
-правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение
ПДД;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- техническое устройство велосипеда.
- основные характеристики современных транспортных средств, влияющие на
безопасность движения;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
- типичные аварийные дорожно-транспортные ситуации;
- основы законодательства в сфере дорожного движения;
обучающиеся должны уметь:
- составлять паспорт безопасного маршрута из дома к школе и другим
объектам, посещаемым обучающимся;
- управлять велосипедом, выполнять учебные упражнения: «круг»,
«змейка», «колейная доска», «качели», «габаритные ворота»;
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
-работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
-читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
-пользоваться общественным транспортом.
Содержание программы 2-го года обучения.
Образовательный модуль:
Улучшение форм и методов пропаганды Правил дорожного движения среди
обучающихся. Необходимо активизировать деятельность отрядов ЮИД. Привлечение к
работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма всех
заинтересованных организаций.
Назначение модуля - на данном этапе обучающиеся более углубленно изучают основы
законодательства в сфере дорожного движения, овладевают опытом вождения
автомобилями различных категорий на компьютерных автотренажёрах в условиях
реального городского и загородного движения.
Определяющая цель:
Развитие у обучающихся стойкого интереса к изучению проблем обеспечения
безопасности дорожного движения. Добиться от них содействия в формировании у
сверстников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, а также нетерпимого
отношения к нарушителям Правил
дорожного движения.
Возраст обучающихся: 12-14 лет.
Количество обучающихся: 10-12 человек.

12

Учебный период: 216 часов.
Количество занятий в неделю: 6 занятий.
Количество часов в занятии: 2 час.

№
1.1.

2.1.

2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.
2.14.
2.15.
2.16.
2.17.
2.18.
2.19.
2.20.
2.21.

Тематическое планирование второго года обучения.
Наименование тем.
Всего.
Теория.
Раздел 1.
2
2
Введение.
Введение в образовательную программу 2
2
кружка. Обсуждение плана работы.
Раздел 2.
Основы оказания первой
124
44
медицинской доврачебной
помощи.
Первая помощь при ДТП. Информация, 6
6
которую должен сообщить свидетель
ДТП. Аптечка автомобиля и ее
содержимое.
Понятие о травмах и объеме первой 4
2
помощи.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской 4
2
помощи.
Виды кровотечения и оказание первой 4
2
медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой 4
2
помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой 4
2
помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
4
2
Обморок, оказание помощи.
4
2
Правила оказания первой помощи при 4
2
солнечном и тепловом ударах.
Транспортировка
пострадавшего, 4
2
иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи. 4
2
Сердечный приступ, первая помощь.
4
2
Травматический шок.
4
2
Синдром длительного сдавливания.
Правила наложения повязок.
4
2
Повреждение головы и лица.
4
2
Повреждение груди.
4
2
Повреждение органов брюшной полости. 4
2
Повреждение позвоночника.
4
2
Повреждение конечностей.
4
2
Электротравма.
4
2
Искусственное дыхание и наружный
массаж сердца.
Встречи с медицинским работником по 2
практическим вопросам.

Практика.

78

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

13

2.22.
2.23.

3.1.
3.2.

Ответы
на
вопросы
билетов
выполнение практического задания.
Конкурс: "Скорая помощь на дороге."
Раздел 3.
Вождение велосипеда.

и 30

30

6
54

6
54

Фигурное вождение велосипеда.
4
4
Преодоление
на
велосипеде 4
4
естественных препятствий.
3.3.
Преодоление
на
велосипеде 4
4
искусственных препятствий.
3.4.
Составление
памятки:
«Юному 4
4
велосипедисту».
3.5.
Экскурсия «Улицы нашего района»
Решение экзаменационных билетов по 36
36
3.6.
«Правилам дорожного движения».
Раздел 4.
36
36
Итоговое занятие.
4.1.
Организация, подготовка, проведение, 16
16
участие в конкурсных мероприятиях.
4.2.
Участие в акциях по пропаганде 14
14
безопасного движения.
4.3.
Игра «Карта дороги».
6
6
Всего: 216 ч.
Раздел 1.Введение.(2).
Вводная тема. Повторение изученного за 1 год обучения. Вводное занятие.
Орг. вопросы. Техника безопасности. Планы на учебный год.
Раздел 2.Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи(124).
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП.
Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и
оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой
медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их
наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном
и тепловом ударах. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение.
Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Встречи с медицинским
работником по практическим вопросам. Наложение различных видов повязок. Оказание
первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах,
ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка
пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Понятие о травмах в объеме первой помощи. Травматический шок. Электротравма.
Первая помощь при травмах. Первая помощь при травматическом шоке. Раны и
кровотечение. Синдром длительного сдавливания. Правила наложения повязок при
ранении и кровотечении. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания Раны и
кровотечение. Синдром длительного сдавливания. Правила наложения повязок при
ранении и кровотечении. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.
Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей. Ожоги. Обморожение.
Искусственное дыхание и наружный массаж сердца. Первая помощь при ожоге и
обморожении.
Конкурс "Скорая помощь на дороге."
Раздел 3.Вождение велосипеда. (54).

14

Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка.
Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом
световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов:
Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. Изучение каждого
препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода.
Движение групп велосипедистов. Прохождение препятствий:
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Фигурное вождение велосипеда.
Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов. Техническое состояние
велосипеда.
Раздел 4. Итоговое занятие.(36).
Организация, подготовка, проведение, участие в конкурсных мероприятиях. Участие в
акциях по пропаганде безопасного движения.
По окончании второго года обучающиеся должны знать:
- правила дорожного движения;
- основы безопасного управления транспортными средствами на улицах и
дорогах;
- правила оказания доврачебной помощи пострадавшим в ДТП;
- виды наказаний КоАП и УК Российской Федерации;
- правила страхования, действующие на транспорте;
- требования возмещения ущерба, причинённого источником повышенной опасности (транспортным средством).
обучающиеся должны уметь:
- моделировать развитие типичной дорожно-транспортной ситуации и
определять момент возникновения аварийной обстановки;
-выбирать правильные действия, направленные на предотвращение появления аварийной
обстановки и осуществлять их практически.
Содержание программы 3-го года обучения.
Образовательный модуль:
Тесное взаимодействие всех участников с сотрудниками ГИБДД позволит создать условия
для формирования безопасного образовательного пространства в ЦВР и социальном
окружении. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического
состояния здоровья обучающихся. Занятия на последнем этапе строятся таким образом,
что освоить его может каждый обучающийся. Для этого потребуются лишь его желание и
трудолюбие. Поэтому 3 этап не имеет жёстких временных рамок. Занятия с
обучающимися строятся в основном по индивидуальным планам, при этом значительное
время отводиться для формирования навыков бесконфликтно взаимодействовать с
другими участниками движения
Назначение модуля – ознакомить учащихся с расшифровкой аббревиатур ГИБДД и ДПС;
разъяснить значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на
проезжей части дороги, сохранения жизни и здоровья водителей, пешеходов и
пассажиров.

15

Определяющая цель:
Расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность
восприятия, чувство предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность,
умения и навыки безопасного поведения. Выработка навыков безопасного и
бесконфликтного поведения на дороге, как в роли пешехода, так и в роли водителя
транспортного средства, и в роли пассажира транспортного средства. Помочь
обучающимся в выборе профессии водителя транспортного средства.
Возраст обучающихся: 14-16 лет.
Количество обучающихся: 8-10 человек.
Учебный период: 216 часов.
Количество занятий в неделю: 6 занятия.
Количество часов в занятии: 2час.
№
1.1.

2.1.
2.2.
2.3.

2.4.
2.5.

2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.

Тематическое планирование третьего года обучения.
Наименование тем.
Всего.
Теория.
Раздел 1.
2
2
Введение.
Вводная тема. Повторение
2
изученного за 2 год обучения.
Раздел 2.
100
47
Расположение транспортных
средств на проезжей части.
Приоритет маршрутных
6
3
транспортных средств.
Пользование внешними световыми
6
3
приборами и звуковыми сигналами.
Начало движение, маневрирование.
10
5
Сигналы, подаваемые перед началом
движения, остановкой и при
маневрировании.
Въезд на прилегающие территории и 10
5
выезд с них. Перестроение
транспортных средств.
Остановка, стоянка, вынужденная
10
5
остановка. Места, где остановка
запрещена. Места, в которых стоянка
запрещена.
Проезд перекрестков.
8
4
Скорость движения
8
4
Обгон и встречный разъезд.
8
4
Интервал и дистанция. Полоса
8
4
торможения и разгона.
Пешеходные переходы и места
8
4
остановок маршрутных
транспортных средств.
Движение по автомагистралям.
6
2
Движение в жилых зонах.
6
2
Викторина "Знатоки Правил
6
2
дорожного движения".
Раздел 3.
106
12
Юные инспектора дорожного

Практика.

53
3
3
5

5
5

4
4
4
4
4
4
4
4
94

16

движения.
3.1. Первая доврачебная помощь.
Повторение.
3.2. Знатоки Правил дорожного
движения. Повторение.
3.3. Решение ситуационных билетов.
3.4. Игра «Регулировщик».
3.5. Экскурсия «Улицы нашего района».
3.6. Работа с инспектором ГИБДД на
линии.
3.7. Подготовка агитбригады и
выступление в начальной школе.
3.8. Подготовка и проведение акции
«Осторожно, я ребенок».
3.9. Игры на моделирование дорожных
ситуаций.
3.10. Подготовка к соревнованиям,
конкурсам, участию в акциях по
пропаганде безопасного движения.
Раздел 4.
Итоговое занятие.
4.1. Закрепление изученного материала в
форме беседы.Игры на
моделирование дорожных ситуаций.
4.2.

10

5

5

10

5

5

30
4
6
10

2

30
2
6
10

12

12

6

6

10

10

8

8

8

8

4

4

Подведение итогов, обсуждение
4
4
достигнутых результатов.
Всего: 216 ч.
Раздел 1. Введение.(2).
Вводная тема. Повторение изученного за 2 год обучения. Вводное занятие.
Орг. вопросы. Техника безопасности. Планы на учебный год.
Раздел 2. Расположение транспортных средств на проезжей части.(100).
Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами.
Двустороннее движение по дорогам с тремя полосами движения. Дороги, на которых
водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю
проезжей части. Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее
удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном
движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном
направлении. Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств.
Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности
движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с
реверсивным движением. Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и
пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция. Скорость движения. Общие правила
выбора скорости движения. Максимальная разрешенная скорость движения транспортных
средств. Обгон и встречный разъезд. Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения
обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен.
Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд
на уклонах обозначенных знаками 1.13 и 1.14.
Остановка, стоянка, вынужденная остановка. Виды прекращения движения.
Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение
движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения

17

движения. Подготовка к преднамеренному прекращения движения. Преднамеренное
прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамереннее прекращение движения
на тротуаре.
Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена. Проезд
перекрестков. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие
правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки. Проезд перекрестков,
движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным
регулированием.
Преимущество
трамваев
на
регулируемых
перекрестках.
Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог.
Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог. Движение по автомагистралям.
Движение в жилых зонах.
Раздел 3. Юные инспектора дорожного движения. (106).
Тестирование, на знание ПДД. Почему дети попадают в дорожные аварии
Выступление агитбригады в начальной школе. Подготовка выступления агитбригады.
Игры на моделирование дорожных ситуаций. Работа с инспектором ГИБДД на линии
Решение задач по теме. День зеленого огонька Подготовка материалов для акции
«Осторожно, я ребенок». Подготовка к конкурсу «Светофор» Подготовка к конкурсу
«Безопасное колесо
Раздел 4.Итоговое занятие.(8)
Закрепление изученного материала в форме беседы. Игры на моделирование дорожных
ситуаций. Подведение итогов, обсуждение достигнутых результатов.
По окончании третьего года обучающиеся должны знать:
-правила дорожного движения, правила техники безопасности, пожарной безопасности;
- основы бесконфликтного поведения на улицах и дорогах;
- основы законодательства в сфере дорожного движения;
- виды конструктивной безопасности транспортных средств: активной,
пассивной и послеаварийной.
обучающиеся должны уметь:
- соблюдать ПДД, правила ТБ, ПБ при работе в объединении, на улицах и
дорогах;
- управлять транспортным средством в сложных дорожных условиях;
- оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП;
- участвовать в пропаганде безопасного дорожного движения.
Методическое обеспечение программы.
• Установить межведомственное взаимодействие с ГИБДД.
• Разработать совместный план работы с отделом ГИБДД;
• Систематически рассматривать вопросы обеспечения безопасности всех
участников воспитательно- образовательного процесса на совещаниях
педагогических работников и административных совещаниях при заведующем;
• На базе каждого учреждения проводить методические мероприятия по предупреждению
дорожно-транспортного травматизма и пропаганде основ
безопасности и правил дорожного движения.
Методические рекомендации.
Учебные занятия стараюсь проводить в специально оборудованном кабинете, а отработку
практических навыков на автоплощадке. Для качественного усвоения знаний я широко
использую наглядные пособия, которые отображают средства регулирования (дорожные
знаки, разметка, сигналы регулировщика, сигналы светофора и правила их применения),
иллюстрируют действия, предписанные в ПДД в случаях применения различных средств
регулирования,
наглядно
воспроизводят содержание отдельных
требований,
предъявляемых к пешеходам и транспортным средствам. Для этого важно, чтобы в
кабинете имелись:

18


уголок безопасности,

технические средства обучения и медиатека,

разнообразный дидактический материал,

учебно-методическая литература,

макеты безопасных маршрутов и дорожных знаков и т.д.
Обучение детей я веду по трем возрастным группам:
 на втором этапе обучающиеся знакомятся с сигналами светофора, дорожными знаками,
учатся правильно общественным транспортом, и в заключение проигрывают дорожные
ситуации на автоплощадке;
 на втором звене программа значительно шире и сложнее: обучающиеся изучают группы
дорожных знаков, участвуют в различных соревнованиях и конкурсах;
 на третьем этапе обучающиеся изучают причины дорожно-транспортных
происшествий, знакомятся с требованиями правил дорожного движения для
велосипедистов, участвуют в эстафетах по фигурному вождению велосипеда.
При обучении наиболее целесообразны следующие формы проведения занятий:

традиционные занятия,

интегрированные занятия,

занятия –игра(игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры и т. Д.),

экскурсия,

самостоятельная работа с наглядными средствами обучения –плакатами,
иллюстрациями.

практические занятия на специально оборудованных автоплощадках, автодромах,
автогородках, тренажерах.
Целесообразно использование устных методов изложения материала:

рассказ,

рассказ-объяснение,

беседа,

лекция.
При ведении учебных занятий я применяю все известные мне педагогические
технологии и инновационные методы обучения. От моей инициативы и
профессионального мастерства во многом зависит эффективность обучения правилам
дорожного движения. Я как педагог должна знать их и уметь преломлять содержания
правил, не искажая сути, на доступный и понятный детям язык, дозируя необходимую
информацию в соответствии с возрастом учащихся. Особенность обучения правилам
дорожного движения состоит в том, что в отличие от других учебных наук, учащиеся
должны быть заинтересованы не столько получить хорошую оценку знаний, сколько
научиться правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах.
Материально-техническое обеспечение:
Аптечка, инвентарь по фигурному вождению велосипеда комплект, спортивный зал,
спортивная площадка, магнитные знаки правил дорожного движения, экзаменационные
билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными
средствами категорий «А» и «Б» комментарий к экзаменационным билетам «А», «В»,
кабинет информационно-коммуникационных технологий, кабинет автодела, кабинет по
безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение, подписка газеты «Добрая дорога
детства».
Информационное обеспечение:
• обзор аналитической информации;
• оформление информационных стендов;
• банк данных (разработки занятий, беседы для обучающихся, родителей педагогов,
лекции и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий,)
• контрольные срезы, тесты.
Ключевые понятия:

19

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе
перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в
пределах дорог.
Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень
защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по
дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди,
повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной
материальный ущерб.
Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на
предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение
тяжести их последствий.
Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в
процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода,
пассажира транспортного средства.
Организация
дорожного
движения
комплекс
организационно-правовых
организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению
движением на дорогах.
Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения
транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути,
тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей,
грузов или оборудования, установленного на нем.
Организованная перевозка группы детей - специальная перевозка двух и более детей
дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном
средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
Заключение:
Цель педагога – настоящего профессионала – готовить человека к выживанию; учить его
быть здоровым, ответственным, счастливым гражданином своей планеты. Достижение
ожидаемого результат от преподавания Правил Дорожного Движения, выраженное в
снижении уровня детского дорожно-транспортного травматизма, реально возможно лишь
при высоком качестве преподавания. В работе педагога по изучению ПДД, как и во всей
педагогической работе, больше, чем в какой-либо другой, сочетаются наука и искусство.
Обучение правилам и безопасности дорожного движения является важнейшей частью
школы выживания. Пренебрежительное отношение к занятиям этой школы может
привести к трагическим последствиям. Обучение знаниям и навыкам безопасности
дорожного движения – эта та область знаний, которая проходит из года в год сквозной
темой и имеет своей целью воедино на всю жизнь знания, умения и навыки обучающихся
в дорожном движении. Обучение дорожному движению с целью предотвращения и
уменьшения числа ДТП с детьми – задача многих ведомств, это должно быть целью всех
учреждений, занимающихся детьми. Но при этом самый большой груз ответственности за
обучение ребёнка безопасному поведению на дороге лежит на педагоге.
Список литературы.
Рекомендуемая литература для педагога:
1.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196ФЗ.
2.Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров
Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с
1.07.2003 года.
3. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ за 2009, 2010 годы

20

4.«Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма
Ставрополь. СКИПКРО. 2009.
5.Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.
6.В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М:
«ВАКО», 2006, - 192 с.
7.Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М:
«ВАКО», 2006. – 208 с.
8.Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.
9.Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-11 кл. (2, 3, 4): Сост.
Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС;
Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
10. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для
учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Рекомендуемая литература для обучающихся:
1. CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».
2. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры со
школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.
3.Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам
дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом
«МиМ», 1998.
4. Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортной ситуации. 10-11 кл., М.
Просвещение, 2008-03-12
Рекомендуемая литература для родителей:
1.Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь родителям. Лекции для
родителей. – Волгоград: Учитель, 2006.
2.Правила дорожного движения. Общероссийский проект «Безопасность дорожного
движения». А.П.Алексеев, Москва, 2009 Правила дорожного движения. А.П.Алексеев,
Москва, 2009
3.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методиче-ское пособие,
Третий Рим, Москва, 2007 Основы безопасности жизни деятельно-сти. 5-6 классы.
А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008
4.Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. 2007-2008
года.Словарь дорожных знаков. С.Эйгель, Москва, 2002

21

т


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».