Умелые руки

Структура программы

1. Пояснительная записка ......................................................................................3
2. Методическое обеспечение программы............................................................8
5. Учебно-тематический план 1 года обучения (144 ч).....................................16
5. Содержание программы 1 года обучения (144 ч)..........................................17
7. Учебно-тематический план 2 года обучения (216 ч)................................... 22
8. Содержание программы 2года обучения (216 ч).......................................... 23
11. Учебно-тематический план 3 года обучения (216 ч)...................................27
12. Содержание программы 3 года обучения (216 ч)....................................... 28
13. Литература................................................................................................... 34
14. Приложение ………………………………………………………………. 38

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «Умелые руки» является
общекультурной

модифицированной

программой

художественно-

эстетической направленности. Включает в себя четыре раздела: «Оригами»,
«Бисероплетение», «Тестопластика», «Декупаж».
В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов
дисциплин естественного цикла, наблюдается тенденция к снижению
познавательной

преобразующей

предметно-практической

деятельности

детей. В связи с этим возникает потребность в создании комплексных
программ, посвящённых не какому-то отдельному виду декоративноприкладного творчества, а, включающих одновременно несколько разделов
данной образовательной области.
Дополнительная образовательная программа "Умелые руки ”, являясь
прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на
овладение основными приёмами разных видов деятельности декоративноприкладного

искусства.

Создаёт

благоприятные

условия

для

интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социальнокультурного

и

профессионального

самоопределения,

развития

познавательной активности и творческой самореализации воспитанников.
Актуальность программы продиктована требованием времени. С
развитием науки и техники

появляется большое количество новых

материалов для творчества, новых прикладных технологий, вызывающих
интерес у детей.
Новизна программы состоит в том, что участники программы
овладевают сразу несколькими прикладными технологиями, что позволяет
поддерживать интерес к программе.
2

Цель настоящей программы – разностороннее комплексное развитие
детей, активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к
самостоятельной

жизни

в

современном

мире

и

дальнейшему

профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
Обучающие
• углубление и расширение знаний об истории и развитии таких
видов искусств как оригами, бисероплетение, тестопластика и
другие
• обучение техникам оригами, бисероплетение, тестопластика,
декупаж
• формирование умений следовать устным инструкциям, читать и
зарисовывать схемы изделий
Развивающие
• развитие внимания, памяти, логического

и абстрактного

мышления, пространственного воображения
• развитие мелкой моторики рук и глазомера
• развитие художественного вкуса, творческих способностей и
фантазии
Воспитательные
• воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения
• умение довести начатое дело до конца
• экономичного отношения к используемым материалам
3

• расширение коммуникативных способностей
формирование культуры труда и совершенствование трудовых
навыков.
Отличительные

особенности

данной

программы

от

уже

существующих – синтетический характер творчества, когда при создании
изделия одновременно используется несколько прикладных технологий, что
позволяет создавать неповторимые, уникальные вещи.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности
заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта обучающихся
и степени усвоения ими учебного материала.
Практическая

работа

на

занятиях

не

является

жестко

регламентированной, обучающиеся имеют возможность выбора и реализации
своих творческих замыслов, что позволяет удержать интерес к курсу
«Умелые руки».
Организационные принципы
(возраст детей, сроки реализации программы,
условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Умелые руки» адресована обучающимся начальной школы и
рассчитана на 3 года - обучения. Учитывая возраст обучающихся и новизну
материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны
сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика
показала, что оптимальное количество в группе должно быть не более 10 -15
человек. Состав группы постоянный. Набор обучающихся свободный.

4

Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе обучающиеся научатся:
В разделе «Оригами»:
•

различным приемам работы с бумагой;

•

будут знать основные геометрические понятия и базовые формы
оригами;

•

научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы
изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными
картами и схемами;

•

будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике
оригами;

•

разовьют

внимание,

память,

мышление,

пространственное

воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус,
творческие способности и фантазию;
•

познакомятся с историей искусства оригами;

•

овладеют навыками культуры труда;

•

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки
работы в коллективе.

В разделе «Бисероплетение»:
•

будут знать различные виды материалов, инструментов; специальную
терминологию, обозначающую материалы, инструменты, (бисер,
бусина, рубка, стеклярус, проволока, иголка, нитки, фиксирование);

•

основные приёмы низания: параллельное плетение, бугорки, крестик,
зигзаг;

•

основы цветоведения;

•

условные обозначения, последовательность изготовления изделий из
бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера;

5

•

будут уметь самостоятельно изготавливать простые изделия по образцу
или схеме;

•

применять технику низания на проволоку: параллельное плетение,
объемное плетение;

В разделе «Тестопластика»:
•

будут знать историю появления поделок из солёного теста;

•

материалы и инструменты, используемые в работе с солёным тестом;

•

технологию приготовления солёного теста;

•

освоят

основные

приёмы

лепки

–

раскатывание,

скатывание,

сплющивание, защипывание;
•

основные элементы формообразования в лепке

- лепка шара,

цилиндра, конуса;
•

будут уметь соблюдать правила безопасного труда;

•

переводить шаблоны на тесто;

•

изготавливать и оформлять поделки;

•

осуществлять декоративную работу при лепке изделия;

•

приобретут коммуникативные навыки и умения работы в коллективе;

•

наложения шаблона на раскатанное тесто и вырезание и вырезание
ножом фигурки по краю шаблона;

навыки трудолюбия и аккуратности в работе;
В разделе «Ддекупаж»:
•

будут знать основные приемы работы в технике «Декупаж»;

•

материалы и инструментами, используемые в работе;

•

познакомятся с историей искусства декупаж;

•

будут уметь делать поделки в технике «Декупаж»;

•

разовьют трудовые способности;

•

эстетические качества: аккуратность, цветоощущения;

•

приобщатся к историческим и культурным ценностям.
6

Способы фиксации результатов
Проведение аттестации обучающихся в начале, середине и конце года
Составление

диагностической

карты

«Оценка

результатов

освоения

программы».
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся:
• в классе,
• в школе,
• в районной библиотеке.
Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного искусства.
Участие в районных выставках.
МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
При организации учебного процесса используются различные формы
занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры,
праздники, конкурсы, соревнования и другие.
A также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
-наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом,
работа по образцу и др.);
-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
7

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
-репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
-частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
-фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
-групповой - организация работы в группах;
-индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
-и другие.
Дидактические материалы
•

учебно-наглядные пособия (по каждой теме занятий);

•

специальная, методическая литература;

•

инструкционные карты и схемы базовых форм оригами;

•

схемы изделий из бисера (размноженные на ксероксе);

•

образцы изделий;

•

альбом лучших работ детей;

•

таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

Методические разработки
• образовательная программа;
• тематические папки;
•

планы занятий;
8

•

конспекты открытых занятий:

•

составление диагностической карты «Оценка результатов освоения
программы».

Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами
Учебные столы и стулья

- Линейки

•

Выставочные стенды

- Треугольники

•

Инструкционные карты,

- Простые карандаши

демонстрирующие

- Ластики

процесс складывания изделия

- Фломастеры

•

Схемы складывания изделий

- Цветные карандаши

•

Журналы и книги

- Трафареты с кругами

•

Альбом для лучших работ

- Клеенки

•

Конверты для незаконченных

- Ножницы

работ

- Клей ПВА

•

Белая бумага

- Кисточки для клея

•

Цветная бумага тонкая

- Бумажные салфетки

•

Двухсторонняя цветная бумага

- Цветной картон

•

Коробки для обрезков цветного картона

•

Мука, соль, посуда для теста

•

Бисер, тканевые салфетки, проволока

Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»
ОРИГАМИ
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
-1 год обучения - умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2
способа).
-2 год обучения - умение сделать простейшие базовые формы оригами:
«треугольник», «воздушный змей», «конверт», «катамаран».

9

-3 год обучения - умение сделать базовые формы: «двойной треугольник»,
«двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба», «птица».
- Высокий уровень - делает самостоятельно,
- Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень - не может сделать.
II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и
зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь
инструкционными картами и схемами
- 1 год обучения - умение сделать изделие, следя за показом учителя и
слушая устные пояснения.
- 2 год обучения - умение сделать изделие по инструкционной карте, по
схеме.
- 3 год обучения - умение сделать несложное изделие по схеме, зарисовать
схему сборки несложного изделия.
- Высокий уровень - делает самостоятельно,
- Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень ~ не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера
- 1 год обучения - умение вырезать геометрические фигуры: квадрат,
треугольник, круг.
- 2 год обучения — умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.
- 3 год обучения - умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок,
кленовый лист.
|- Высокий уровень - почти полное совпадение вырезанного контура с
намеченными пиниями:
10

- Средний уровень — имеются небольшие отклонения от контура (несколько
миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень — значительные отклонения от намеченного контура как в
одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами;
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
творческий подход к выполнению работы
-

Высокий

уровень

-

работы

отличаются

ярко

выраженной

индивидуальностью;
- Средний уровень - работы выполнены по образцу, соответствуют общему
уровню группы;
- Низкий уровень - работы выполнены на недостаточном уровне.
Примечание: во время вводной диагностики (в начале каждого учебного
года) этот параметр не оценивается.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых
навыков
- Оцениваются умения:
•

организовать свое рабочее место,

•

рационально использовать необходимые материалы,

аккуратность выполнения работы.
БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ. ТЕСТОПЛАСТИКА. ДЕКУПАЖ.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
11

III уровень – продуктивный;
- Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся
осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
I. Промежуточный контроль.
- Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного
уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий
по темам изучаемого курса.
- Фронтальная и индивидуальная беседа.
- Графический и терминологический диктанты.
- Выполнение дифференцированных практических заданий различных
уровней сложности.
- Решение ситуационных задач направленное на проверку умений
использовать приобретенные знания на практике.
- Игровые формы контроля.
- Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и
выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
II. Итоговый контроль
- Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время
обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение
комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой
предложенной схеме и творческую работу.
- При анализе работ отмечаются лучшие композиционные и цветовые
решения, аккуратность и качество выполненных работ.
12

Цели и задачи 1-го года обучения.
Оригами.
• Учить складывать б/ф «треугольник», «воздушный змей», «конверт»,
«двойной треугольник», «катамаран».
• Учить складывать поделки по показу педагога, используя,
инструкционные карты. Условные знаки и схемы служат
дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.
• Знакомить с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина; терминами оригами: сгиб, линия
перегиба.
• Знакомить с историей возникновения искусства оригами.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
Бисероплетение.
• Учить низать бисер на проволоку (техника параллельного плетения).
• Знакомить с историей возникновения и развития искусства
бисероплетения.
•

Знакомить с инструментами и материалами.

• Подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения.
Тестопластика.
• Обучить основным приемам лепки, основным элементам
формообразования.
13

•

Сформировать представление о роли цвета в мелкой пластике.

• Сформировать представление об основах композиции.
• Сформировать основные знания по объёмной и плоскостной лепке.
• Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в
достижении поставленной цели.

14

Учебно-тематический план
1 год обучения
№ Наименование раздела и темы программы
п/п п/п
1 Вводное занятие
2 Знакомство с разделом «Оригами»
1.1. Что такое оригами?
1.2. Базовые формы:
«Треугольник»
«Воздушный змей»
«Конверт»
1.3. Диагностика

Количество часов
теория практика всего
2

2

1
1
1

1
1
31

3 Знакомство с разделом «Бисероплетение»
2.1. Плетение на проволоке

2
2

Плоские фигурки животных

1

2.2. Диагностика
4 Знакомство с разделом «Тестопластика»
3.1. Основные способы лепки. Лепка шара,
цилиндра, конуса. Приёмы лепки – раскатывание,
скатывание, сплющивание, защипывание
3.2. Лепка простых форм
3.3. Диагностика

1
1
1

30

2
2
30

31

1

1

16

1
17

16
1

17
1

5 Раздел «Оригами»
4.1 Базовые формы:

1

1

«Двойной треугольник»

1

16

17

«Катамаран»

1

16

17

1

1

128

144

4.2. Диагностика
Итого

16

15

Содержание программы
1 год обучения (144 ч.)
1. Вводное занятие.
Знакомство с детьми. Цель и задачи объединения. Режим работы.
Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для
работы. Организация рабочего места. Правила рук и туловища во время
работы. Правила техники безопасности.
2. Знакомство с разделом «Оригами»
Что такое оригами. История возникновения искусства оригами. Где можно
применить. Условные обозначения, термины, принятые в оригами. Понятие
«базовые формы». Знакомство с коллекцией бумаги.
Правила поведения на занятиях оригами.
«Базовые формы»:
«Треугольник»
«Воздушный змей»
«Конверт»
«Катамаран».
Знакомство

с

Инструкционные

основными
карты,

приёмами

складывания

демонстрирующие

базовых

процесс

форм.

складывания.

Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление
плоскостных композиций с полученными изделиями.
3. Знакомство с разделом «Бисероплетение».
История

возникновения и развития искусства бисероплетения, рассказ о

содержании обучения. Демонстрация образцов, знакомство с материалами и
инструментами. Инструктаж по технике безопасности, гигиена зрения.
Организация рабочего места.
Плетение на проволоке.
Обучение

низанию

бисера

на

проволоку.

Знакомство

с

техникой

параллельного плетения на проволоке. Изготовление плоских фигурок.
16

4. Знакомство с разделом «Тестопластика».
Теория. История появления поделок из соленого теста. Материалы и
инструменты используемые в работе с соленым тестом. Подготовка рабочего
места. Приготовление соленого теста (рецепт). Инструктаж по технике
безопасности.
Практика. Приготовление соленого теста.
1. Основные способы лепки.
Основные формы. Теория. Основные элементы формообразования в лепке.
Практика. Лепки шара, цилиндра, конуса. Деление теста на части,
соединение деталей. Изготовление поделок на основе базовых элементов.
Приемы лепки. Теория. Приемы лепки - раскатывание, скатывание,
сплющивание, защипывание.
Практика. Освоение приемов лепки. Лепка шара, раскатывание с помощью
скалки, защипывание полученной лепешки. Изготовление листьев различной
конфигурации разными способами (вырезание из пласта, вылепливание).
Способы

лепки.

Теория.

Способы

лепки

-

конструктивный,

пластический.
Практика. Изготовление поделок конструктивным способом –«Божья
коровка», «Колобок», «Удав».
2. Лепка простых форм.
Овощи. Теория. Беседы «Дары осени». Рассматривание иллюстраций и
рисунков с изображением овощей, фруктов, ягод. Обсуждение особенностей
форм и размеров различных плодов.
Практика. Лепка овощей. Овощной натюрморт.
17

Фрукты.

Теория.

Беседа

«Собираем

урожай».

Рассматривание

иллюстраций и рисунков с изображением фруктов. Рассматривание муляжей
фруктов и обсуждение особенностей форм и размеров различных плодов.
Практика. Лепка различных фруктов.
Ягоды. Теория. Беседа «У медведя во бору». Использование
иллюстраций и рисунков с изображением, ягод. Обсуждение особенностей
форм и размеров различных плодов.
Практика. Лепка ягод (клубника, малина, вишня, смородина).
Оформление работы на бумажной одноразовой тарелке.
5. Раздел «Оригами».
Базовые формы
«Двойной треугольник»
«Катамаран»
Знакомство с основными приёмами складывания базовых форм.
Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Складывание изделий на основе

этих базовых форм. Оформление

композиций с полученными изделиями.
6. Диагностика обученности воспитанников.
Диагностика проводится 4 раза за учебный год.
Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое
обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов
освоения программы».

18

Цели и задачи 2 – го года обучения.
Оригами.
•

Знакомить с историей возникновения бумаги; виды бумаги.

•

Продолжать знакомить с историей искусства оригами.

•

Усложнение поделок на основе ранее изученных базовых форм.

•

Учить складывать базовые формы «Двойной квадрат», «Рыба».

•

Формировать умение следовать устным инструкциям, читать схемы

изделий.
•

Знакомить с системой условных знаков.

•

Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление;

художественный вкус, творческие способности.
•

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Бисероплетение.
•

Продолжать учить низать бисер на проволоку.

•

Формировать умения и навыки практической работы с бисером на

основе теории цветоведения и композиции.
•

Продолжать

знакомить

с

историей

и

развитием

искусства

бисероплетения; с миром труда взрослых.
•

Развивать творческие и интеллектуальные способности.

•

Воспитывать заботливое отношение к близким

•

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему

миру.
Тестопластика.
•

Продолжать учить основным приёмам лепки, основным элементам

формообразования на примере изготовления различных поделок из солёного
теста.
•

Учить основам цветоведения.

•

Формировать знания по объемной и плоскостной лепке.
19

Способствовать преодолению воспитанниками «комплекса неумения»

•

средствами декоративно-прикладного искусства, развитие уверенности в себе
и своих возможностях.
Активизировать воображение, фантазию.

•

Учебно-тематический план
2 год обучения
№
п/п

Наименование раздела и темы программы
п/п

1

Оригами – азбука - приёмы, знаки.
1.1. Вводное занятие. Беседа по охране
труда.
1.2. Условные обозначения.
1.3. Базовые формы оригами: повторение
изученных. Изучение новых: «Двойной
квадрат», «Рыба».
1.4. Композиции.
Бисероплетение.
2.1. Вводное занятие.
2.2. Плетение на проволоке:
цветы из бисера,
объёмные игрушки из бисера
Тестопластика.
3.1 Основы цветоведения.
3.2. Ёлочные игрушки.
3.3. Цветы.
3.4. Кулоны.
Бисероплетение.
4.1. Панно из бисера.
Диагностики обученности воспитанников
Итого

2

3

4
5

20

Количество часов
теория

прак
тика

1

всего

1

4
1

10
23

14
24

2

13

15

1
1
1
1

24
25

1
1
25
26

1
1
2
2

3
17
17
17

4
18
19
19

2

43
4
196

45
4
216

20

Содержание программы
2 год обучения (216 ч.)
1.Оригами – азбука – приемы, знаки.
Вводное занятие
Оригами — искусство складывания из бумаги. Виды бумаги. Рассказ об
истории возникновения материалов, на которых делали записи, рисовали в
древности. История возникновения бумаги. Термины, принятые в оригами.
Беседа по охране труда.
Условные обозначения.
Изучение условных знаков принятых в оригами и основных приёмов
складывания. Зарисовка условных знаков.
Базовые формы оригами.
Базовые формы – основа любого изделия.
Повторение изученных базовых форм. Изучение новых базовых форм
«Двойной треугольник», «Рыба».
Знакомство со схемами складывания базовых форм.
Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм
(работа с инструкционными картами и схемами).
Композиции.
Составление плоскостных и объёмных композиций из поделок, сделанных на
основе изученных базовых форм.
2. Бисероплетение.
Вводное занятие.
Теория: Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.
Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для
работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД,
ППБ.
21

Плетение на проволоке
Цветы из бисера.
Теория: Ознакомление с теорией цветоведения. Дать понятия: хроматические
– ахроматические цвета, светлота и насыщенность цвета, гармония
родственных и контрастных цветов. Знакомство с новым материалом–
«бусина», «рубка», «стеклярус». Понятия о новых видах плетения объёмном, круговом, петельном, игольчатом.
Практика: Ознакомление с технологическими этапами изготовления цветов
и цветочных композиций – «начало, фиксирование первой бисерины»,
«основная работа», «окончание работы», плетение цепочки цветком из шести
лепестков, цепочки цветком из восьми лепестков, изготовление простых
цветов и листочков.
Объемные игрушки из бисера
Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления
объемных игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и
параллельное плетение. Техника выполнения. Обучение использованию
схем, технологических карт. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое
и композиционное решение.
Практика: Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление.
Применение.
3. Тестопластика.
Основы цветоведения
Цветовой круг .Теория. Основные и дополнительные цвета.
Практика. Смешивание красок. Роспись поделок.
Теплые и холодные цвета. Теория. Теплые и холодные цвета.
22

Практика. Цветовое решение готовых поделок.
Хроматические и ахроматические цвета.
Теория. Хроматические и ахроматические цвета.
Практика. Раскрашивание сырого и выпеченного изделия.
Елочные игрушки
Елочная игрушка «Заяц». Теория. Особенности лепки объемной игрушки и
оформление сувениров.
Практика. Объемная елочная игрушка «Заяц».
Новогодние традиции. Теория. Традиции празднования Нового года у разных
народов.
Практика. Елочные игрушки в виде овощей и фруктов. Использование
канцелярских скрепок.
Восточный гороскоп. Теория. Символ года по восточному календарю.
Знакомство с восточным гороскопом.
Практика. Изготовление сувенира – символ наступающего года по
восточному календарю.
Дед Мороз и Снегурочка. Теория. Изучение рождественских традиций
украшать елку.
Практика. Лепка объемных фигурок Деда Мороза и Снегурочки.
Цветы
Ромашки. Теория. Знакомство с разновидностями цветов.
Практика. Лепка букета из ромашек.
23

Розы. Теория. Садовые цветы. Загадки на тему «Цветы».
Практика. Подставка с розами.
Васильки. Теория. Цветы полевые.
Практика. Букет из васильков.
Кулоны
Теория. Понятие – кулоны.
Практика. Лепка кулонов разной формы.
4.. Бисероплетение.
Панно из бисера
Теоретические сведения.
Основные

приёмы

бисероплетения,

используемые

для

изготовления

поделок: параллельное, объемное, петельное, игольчатое плетение. Анализ
моделей. Зарисовка схем.

Практическая

работа.

Выполнение

отдельных

элементов

фигурок

сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно:
обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление
элементов композиции к основе. Оформление панно.
5. Диагностика обученности воспитанников.

Диагностика проводится 4 раза за учебный год. Содержание диагностической
работы

смотри

в разделе

«Методическое обеспечение

программы»:

диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».

24

Цели и задачи 3-го года обучения.
Оригами.
• Учить складывать базовые формы: «Птица», «Дом», «Дверь».
• Знать систему условных знаков, применять знания на практике.
• Закреплять умение самостоятельно

складывать поделки, используя

схемы.
• Учить расчерчивать квадраты для поделок.
• Продолжать развивать художественный вкус.
• Расширять коммуникативные способности детей.
Бисероплетение.
• Закреплять умения и навыки практической работы с бисером на основе
теории цветоведения и композиции.
• Продолжать развивать художественный вкус.
• Воспитывать трудолюбие.
Тестопластика.
• Продолжать формировать представления об основах композиции.
• Закреплять знания по объёмной и плоскостной лепке.
• Закреплять умение приготавливать солёное тесто.
• Продолжать развивать мотивации к творческому поиску.
Декупаж.
• Обучать основным приёмам работы в технике «Декупаж»
• Развивать

эстетические

качества;

аккуратность,

способности к пространственному анализу.
• Приобщать к историческим и культурным ценностям.

25

цветоощущения,

Учебно-тематический план
3 год обучения
№
п/п
1

2

3

4

5
6

Наименование раздела и темы программы
п/п
Оригами.
1.1 Вводное занятие. Беседа по охране
труда.
1.2. Условные обозначения, термины.
1.3. Квадрат – основная фигура оригами.
1.3. Базовые формы (изученные ранее)
1.4. Базовые формы « Птица», «Дом»,
«Дверь».
1.5. Модульное оригами.
Бисероплетение.
2.1. Вводное занятие.
2.2. Панно из бисера.
2.3. Объёмные миниатюрные композиции
на проволоке.
Тестопластика.
3.1. Вводное занятие. Правила ТБ
3.2. Основы композиции.
3.3. Панно.
3. 4. Посуда.
Декупаж.
4.1 Знакомство с техникой декупаж.
4.2. Инструменты и материалы.
4.3. Декупаж на деревянной поверхности.
4.4. Декупаж на стеклянной поверхности.
Диагностика обученности воспитанников.
Оформление выставочных работ.
Итого
26

количество часов
теория

прак
тика

1

всего

1

1
1
1
1

5
5
5
6

6
6
6
7

1

24

25

23
24

1
24
26

1
1
2
1

3
25
18

1
4
27
19

1
2
1
1

6
2
19
19

7
4
20
20

20

4
8
196

4
8
216

1
1
2

Содержание программы
3 год обучения (216 ч.)
1. Оригами
Вводное занятие
Рассказ об истории развития искусства оригами.
Беседа по охране труда.
Термины, используемые в оригами.
Условные знаки.
Повторение условных знаков принятых в оригами и основных приёмов
складывания.
Квадрат — основная фигура оригами.
Приёмы работы с линейкой.
Способы заготовки квадрата.
Изготовление игрушек из полученных квадратов (листья, модули для цветов,
колосков).
Повторение изученных базовых форм.
Складывание поделок на их основе.
Изучение базовой формы «Птица», «Дом», «Дверь».
Складывание изделий на их основе.
Модульное оригами.
Складывание модулей, сборка поделок, оформление поделок.
2. Бисероплетение.
Вводное занятие.
Теория: Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.
Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для
27

работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД,
ППБ.
Панно из бисера.
Теория. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления
фигурок из бисера: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ
изделий. Зарисовка схем.
Практика. Выполнение отдельных элементов фигурок из бисера. Сборка
изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание

картона

тканью. Составление композиции с учетом правил (проекция, перспектива).
Прикрепление элементов

композиции к основе. Оформление панно.

Объемные миниатюрные композиции на проволоке
Теория: Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных
миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера.
Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.
Практика. Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов.
Подготовка основы. Составление композиции. Оформление.
3.Тестопластика.
1.Вводное занятие
Теория. Знакомство с планом работы объединения. История возникновения
искусства тестопластики. Организация рабочего места. Инструктаж по
технике безопасности.
Практика. Лепка шара, цилиндра, конуса и изготовление поделок по
собственному замыслу конструктивным способом.
Основы композиции

28

8.1.Правила

составления

композиции.

Теория.

Основные

правила

составления композиции. Расположение элементов в композиции.
Практика. Работа с карточками. Зарисовка эскизов.
Свойства композиции. Теория. Свойства композиции. Ритм в композиции.
Практика. Работа по карточкам. Изготовление пласта с растительным
орнаментом.
Симметрия и асимметрия. Теория. Равновесие в композиции. Симметрия и
асимметрия.
Практика. Работа с эскизами. Лепка бабочки.
Панно
Клубника. Теория. Особенности плоскостной лепки.
Практика. Клубника.
Овощи. Теория. Изготовление и оформление работы.
Практика. Патиссоны.
Дерево жизни. Теория. Изготовление и оформление работы.
Практика. Ствол, листья, яблоки, груши, розы.
Полетим на небо. Теория. Изготовление и оформление работы.
Гусеница. Теория. Использование подсобных материалов для оформления
работ.
Практика. Гусеница. Роспись и оформление готовых работ.
Пчелка. Теория. Мир насекомых.
29

Практика. Пчелка. Подготовка к оформлению.
Петушок. Теория. Чтение отрывка из русской народной сказки «Петушок
золотой гребешок».
Практика. Изготовление панно по мотивам прочитанной сказки.
Оформление работ. Теория. Использование различных материалов для
оформления настенных панно.
Практика. Роспись и оформление работ. Оформление выставки.
Посуда.
Золотая хохлома. Теория. Беседа о Хохломе – одном из старейших центров
русской народной культуры. Способы создания полых форм.
Практика. Лепка посуды: декоративные тарелки, солонки, чаши.
Декоративная посуда. Теория. Особенности хохломского травного узора,
преобладание золотого цвета.
Практика. Прорисовка элементов росписи на плоскости. Листья,
ягоды. Травка. Цветы, бутоны. Роспись посуды.
Голубая гжель. Теория.

Ознакомление с гжельской керамикой. История

росписи, её особенности. Цвета и предметы гжельской посуды.
Практика. Лепка посуды. Чайная пара.
Чайная пара. Теория. История росписи, её особенности
Практика. Прорисовка элементов росписи. Оформление посуды.
4. Декупаж.
Знакомство с техникой декупаж.
30

История техники декупаж.

Виды поверхностей для декорирования. Виды

работ и правила их выполнения. Пошаговая инструкция выполнения изделий
в техниках декупажа: прямой и обратный декупаж. Декупаж на деревянной
поверхности. Декупаж на стеклянной поверхности. Приемы и способы
декорирования готового изделия. Использование контуров, специальных
красок (металлик, неон) в работе, использование лент, бусин

в

декорировании изделий.
Инструменты и материалы.
Теория.
Материалы

и

инструменты.

Техника

безопасности

при

работе

со

стеклянными поверхностями, первая помощь при порезах и уколах острыми
инструментами. Техника безопасности при работе с лакокрасочными
материалами.
Практика.
Материалы и инструменты: выбор салфеток для декупажа, приемы
подготовки салфетки к работе. Подготовка рабочего места.
Декупаж на деревянной поверхности.
Деревянная поверхность. Способы подготовки заготовки к работе.
Грунтовка. Способы наложения краски. Штампование и инструменты для
него.
Приемы приклеивания салфеток. Кисти для работы. Метод «файла», метод
«от центра».
Декупаж на деревянной поверхности. Создание разделочной доски в технике
декупаж. Декорирование готового изделия. Правила использования готового
изделия.
31

Декупаж на стеклянной поверхности.
Декупаж на стеклянной поверхности (тарелка). Особенности работы со
стеклянными поверхностями. Способы грунтовки стекла.
Прямой и обратный декупаж. Создание изделия методом прямого декупажа.
Бутылка или ваза на весеннюю тему. Декупаж на неровной поверхности
(бутылка).
Обратный декупаж. Приемы и пошаговая инструкция. Создание
декоративной тарелки методом обратного декупажа.
5. Диагностика обученности воспитанников.
Диагностика проводится 4 раза за учебный год.
Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое
обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов
освоения программы».
6. Оформление выставочных работ.
Оформление тематических выставок.
Организация выставок работ воспитанников.

32

Список литературы.
Нормативные документы:
1.

Конституция

РФ

(принята

всенародным

голосованием

12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования 01.07.2020).
2.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от

17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 28.02.2023,далее – ФЗ №273).
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от
29.12.2022г.). 4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г.
№ 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года» (далее – Концепция).
5.

Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №
996-р

«Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
6.

Приоритетный

проект

«Доступное

дополнительное

образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом
заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).
7.

Федеральный

проект

«Успех

каждого

ребенка»,

утвержденный 07 декабря 2018 г.
8.
629

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №

«Об утверждении

образовательной

Порядка

деятельности

организации
по

и

осуществления
дополнительным

общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629).
9.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа

2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
33

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного

обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (далее – Приказ № 816).
10.

Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467

«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
11.

Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г.

№ ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного
образования для обучающихся с ОВЗ».
12.

Постановление Главного государственного санитарного

врача РФ от 28.01. 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и
норм СП 1.2.368521
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН
По оригами.
1.

Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный

учебник для начальной школы. М., «Аким», 1995
2.

Афонькин С.Ю., Афонокина

Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-

Петербург, «Литера», 1997
3.

Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия

развития», 1996
4.

Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги: пособие для учителей нач.

классов во внеклас. работе.- М.: Просвещение, 1983.- 94с., ил.
5.

Афонькин С.Ю., Афонокина

Е.Ю. Все об оригами.- СПб.: ООО

«СЗКЭО» «Кристалл», 2005.- 272с.,ил.
6.

Ерофеева Л.Г.Оригами: первые шаги. Приемы, игрушки, поделки.-

Ярославль: Академия развития, 2009.- 192с.,ил.- (умелые руки)
34

7.

Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами.- 7-е изд.- М.: Айрис-пресс,

2007.- 192с.: ил.
8.

Секржантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами.- М.: Айрис-

пресс, 2006.- 208с.: ил.
9.

Сухаревская О.Н. Оригами для самых маленьких.- 2-е изд.- М.: Айрис-

пресс, 2009, 144с.: ил.
10. Острун Н.Д. Оригами. Динамические модели.- 2-е изд.- М.: Айриспресс, 2006, 144с.: ил.
11. Афонькин С.Ю., Афонокина

Е.Ю. Игрушки из бумаги. СПб,

Издательский Дом «Литера», 2004.- 192с.:ил.
12. Афонькин С.Ю., Афонокина Е.Ю. Оригами. Бумажный зоопарк.- СПб,
Издательский Дом «Литература», 2002.- 192с.: ил.
13. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие
игрушки из бумаги и картона.- М.: ООО «ИКТЦ» «Лада», 2008.- 192с.: ил.
14. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.- М.:
АСТ-ПРЕСС Книга, 2010.- 104с.: ил.
15.Оригами/ Сост. М.В. Бедина.- Харьков: «Книжный 0-66 клуб семейного
досуга», 2011.- 320с.: ил.
16. Игрушки из бумаги. СПб, ООО Издательство «Кристалл», 1999.192с.,ил.
По бисероплетению.
1. Данкевич, Е. В, Д 17

1000 новых идей с бусинами и бисером / Е. В.

Данкевич, А. И. Григорьева. – М.: Астрель, СПб.: Сова, 2012. – 192 с.: ил.
2. Фадеева, Е. В. Ф 15 Простые поделки из бисера / Елена Фадеева. – М. :
Айрис - пресс, 2012, - 144с. : цв. ил. – (Внимание: дети!).
3. Изабель Кассап- Селье Объемные фигкрки из бисера
35

4. Ингрид Морас Животные из бисера АРТ - РОДНИК
5. Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997.
По тестопластике.
1. Белова Н.Р., Игрушки к празднику. «Эксмо», 2007.
2. Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
3. Левадный В.С. Лепка. «Арфа СВ», 1998.
4. Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры,
украшения. «Астрель», 2008.
5. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста.
6. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
По декупажу.
2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
3. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г
4. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
5. Т.И.Секунова «Волшебные узоры». Самарский дом печати 1994г.
6. Популярная энциклопедия «Рукоделие». М.Научное издательство 1993г.

36

Приложение к программе «Умелые руки».
1-й год обучения.
№ Разделы и темы
1 Знакомство

с

«Оригами»

Электронные образовательные ресурсы
разделом https://tsvetyzhizniru.turbopages.org/s/tsvetyzhizni.ru/tvorcheskaya
-minutka/volshebstvo-bumazhnyx-figuristoriya-origami.html

Кот и щенок

https://youtu.be/5g1CVFx-Q7I

Бисероплетение

https://yandex.ru/video/preview?text=плетение%20на%20проволоке%20
бисером%20для%20начинающих&path=wizard&parentreqid=1601972588932531-304170115609362779000267-prestable-apphost-sas-web-yp-150&wiz_type=vital&filmId=16343349226787689789

37

2-й год обучения.
№ Разделы и темы
1 Оригами – азбука
приёмы, знаки.
Базовые формы.
Композиции

2 Бисероплетение

Электронные образовательные ресурсы
- https://youtu.be/e548V-hfLbk
https://youtu.be/MyTc7t1TBI0
https://youtu.be/v7gKQ6H0CC0

https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-itvorchestvo/biseropletenie/istoriyabiseropleteniya-kakie-izvestny-vidypleteniya.html

Цветы из бисера

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4233513644607568506&text=плетение+н
а+проволоке+бисером+цветы&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fpl
ayer%2FvJQW5WXlCT3o

Объемные игрушки из
бисера
3 Тестопластика

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14599310385808105278&text=плетение+
на+проволоке+бисером+обьемные+животные

https://youtu.be/EppRMnGc6SA
https://youtu.be/pSPO5hNMKRA

4 Бисероплетение

https://kitchenremont.ru/dekor/panno/panno-izbisera

3-й год обучения
№ Разделы и темы

Электронные образовательные ресурсы

1

https://youtu.be/v7gKQ6H0CC0

Оригами

38

Базовые формы
Модульное оригами
2

Бисероплетение

https://yandex.ru/video/search?text=модульное%20оригами&path=wizard&parentreqid=1601583338446753-1187784074030189341100219-production-app-host-vlaweb-yp-55&wiz_type=vital

https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-itvorchestvo/biseropletenie/istoriyabiseropleteniya-kakie-izvestny-vidypleteniya.html

Панно из бисера

https://kitchenremont.ru/dekor/panno/panno-izbisera
https://lifegirl.ru/pletenie-iz-bisera-dlyanachinayuschih-shemy-s-foto.html

Объемные миниатюры из

https://www.pinterest.ru/marusjat94/миниатюры-из-бисера/

бисера
3

Тестопластика

https://yandex.ru/video/preview/?text=тестопластика&path=wizar
d&parent-reqid=1602007723156156780380477153664847600319-production-app-host-vla-web-yp367&wiz_type=vital&filmId=8142320316445861985&url=http%3
A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F119824602814873
30105

https://youtu.be/61iO9aCVYTE
4

Декупаж

https://youtu.be/CBw-JsAViyk
https://yandex.ru/video/preview/?text=декупаж+для+начинающих
+пошагово+с+фото+из+салфеток&path=wizard&parentreqid=1602089506932676-1711158800075216175500098production-app-host-vla-web-yp352&wiz_type=vital&filmId=4801913380929677682&url=http%3
A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DCBw-JsAViyk

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».