ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................... 3
Режим занятий: продолжительность одного академического часа – 40 мин. .... 4
Перерыв между занятиями -10 мин......................................................................... 4
Адресат программы. Работа в объединении «Юные таланты» строится на
принципе личностно-ориентированного подхода, возрастные рамки: 7-8 лет. ... 4
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК .................. 5
2.1 Учебный план ................................................................................................ 5
2.2 Календарный учебный график ................................................................... 8
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .................................................................. 11
3.1 Условия реализации программы .............................................................. 11
3.3 Планируемые результаты .......................................................................... 12
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ......................................................... 14
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ......................................... 15
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................ 17
Нормативные документы: .................................................................................. 17
VIII. ПРИЛОЖЕНИЯ ....................................................................................... 19
Приложение 1. ..................................................................................................... 19
Приложение 2. ..................................................................................................... 20
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. Темы занятий отражают личные
проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться для всех
школьников в качестве профилактики неблагоприятных процессов.
На занятиях дети получают знания о том, как общаться, упражняются в
применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками
эффективного общения.
Отличительные особенности программы:
1.Она состоит из автономных блоков, дополняющих друг друга.
2.Программой предусмотрено активное взаимодействие с другими
учреждениями образования и культуры.
3. В основу учебного плана положен механизм спирали, позволяющий
осуществить преемственность каждого учебного блока со всеми остальными.
Основные темы повторяются каждый год на более глубоком уровне.
Новизна данной программы заключается в соединении творческого
компонента с компонентами развития личности и социализации детей. В основу
программы положен многоуровневый подход в социокультурной и психолого –
педагогической системе развивающих сред, призванный обеспечить
оптимальные условия для реализации сил каждого ребенка. Программа состоит
из блоков, каждый блок достаточно автономен, однако, дополняя друг друга они
складываются в целостную систему.
Цель развитие творческой личности воспитанника, обладающей и
проявляющей интеллектуальную, эстетическую культуру; создание условий для
обогащения и развития личностного потенциала воспитанников, через участие в
представленных видах деятельности.
Задачи:
обучающие:
- привлечение обучающихся к активной социально значимой
деятельности;
- разработка различных форм взаимодействия в процессе деятельности;
- создание гибкой системы взаимодействия различных направлений
программы;
- актуализации у обучающихся потребности саморазвития и
самосовершенствования, через систему стимулирования личностного роста
участников программы;
развивающие:
- развитие индивидуальных способностей обучающихся направленных на
социальное, интеллектуальное, эмоциональное благополучие;
- развивать и совершенствовать навыки и умения, необходимые для
организации досуга;
воспитательные:
- воспитание у детей культуры отношений.
3
Характеристика программы:
Направленность- социально -гуманитарная
Тип программы – модульная
Вид программы – модифицированная
Уровень освоения - стартовый/ознакомительный. Предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания общеразвивающей программы.
Объем и срок освоения программы:
Объем программы – 144 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий: продолжительность одного академического часа – 40
мин.
Перерыв между занятиями -10 мин.
Общее количество часов в неделю - 4 часа
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Тип занятия - комбинированный. Обучение сочетает в себе
теоретические и практические занятия.
Форма обучения – очная.
Адресат программы. Работа в объединении «Юные таланты» строится на
принципе личностно-ориентированного подхода, возрастные рамки: 7-8 лет.
Наполняемость группы
Количество обучающихся в группе - 12 человек. Занятия проводятся всем
составом в соответствии с календарным учебным графиком.
Набор производится на добровольной основе по интересам и
способностям.
4
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ
ГРАФИК
2.1 Учебный план
Таблица 1
Учебный план
№
1.
2.1.
Тема занятий
Количество часов
всего
теория
практи
ка
4
2
2
Форма контроля,
аттестации
2
2
Просмотр и анализ
работ
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и анализ
работ
Устный
опрос.
Педагогическое
наблюдение
Вводное занятие. Знакомство с
курсом.
2.«Человековедение».
«Будьте вежливы».
4
Педагогическое
наблюдение
2.2.
«Да здравствует вежливость и
доброта».
4
2
2
2.3.
«Как быть прилежным и
старательным».
«Жадность и жадины».
4
2
2
4
2
2
2.5.
Социальный проект «Первая
помощь при легких травмах»
4
2
2
Индивидуальное
проектное задание
2.6.
«Красный, желтый, зеленый».
4
2
2
Просмотр и анализ
работ
Просмотр и анализ
работ
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение
Индивидуальное
проектное задание
2.4.
3.«Мир народного праздника».
3.1.
«Золотая осень».
6
2
4
3.2.
«Новый год – пора чудес».
6
2
4
3.3
Социальный проект «Ёлочка»
6
3
3
3.4.
«Весенняя сказка».
6
3
3
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение
4.1.
4.«Мой край родной».
«Я люблю свое село».
10
5
5
6
2
4
Просмотр и анализ
работ
Индивидуальное
проектное задание
4
2
2
4.2
Социальный
село»
проект
4.3
«Экскурсия в музей».
«Чистое
5
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение
5.1.
5.«Мир искусства».
«Путешествие в музей игрушек».
8
8
0
5.2.
«Веселые нотки».
8
4
4
5.3.
Проект «Путешествие в сказку».
8
4
4
6.1.
6.«Граждановедение».
«С чего начинается Родина».
6
3
3
6.2.
«Наше Отечество».
6
3
3
6.3.
«Символы моей Родины».
6
3
3
6.4
Социальный проект «Все
разные – все мы равные!»
6
3
3
мы
Просмотр и анализ
работ
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение
Индивидуальное
проектное задание
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и анализ
работ
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение
Индивидуальное
проектное задание
7.«Экологическая азбука».
7.1.
«Перелетные птицы».
8
4
4
7.2.
«Цветы приносят радость».
8
4
4
7.3.
Социальный
проект
меньшие братья».
8
4
4
144
76
68
Всего часов:
«Наши
Просмотр и анализ
работ
Просмотр и анализ
работ
Индивидуальное
проектное задание
Содержание учебного плана
«Человековедение». (24часа)
Знакомство с понятиями добро, вежливость, старание, прилежание, зло,
жадность и жадины; с правилами дорожного движения.
Социальный проект «Первая помощь при легких травмах»
«Мир народного праздника». (24 часа)
Знакомство с осенними, новогодними забавами.
Конкурс стихов, рисунков. «Праздник осени»; «Новогодний утренник»;
«Праздник для мам».
Социальный проект «Ёлочка»
«Мой край родной». (20часов)
Экскурсия по родному селу, знакомство с достопримечательностями;
экскурсия в музей, конкурс рисунков.
Социальный проект «Чистое село»
«Мир искусства». (24 часа)
6
Заочное путешествие в музей игрушек (видеотека); посещение
музыкальной школы; знакомство со сказками.
Проект «Путешествие в сказку».
«Граждановедение». (24 часа)
Знакомство с понятиями Родина, Отечество; с символами: флаг, герб,
гимн; разучивание гимна о Родине.
Социальный проект «Все мы разные – все мы равные!»
«Экологическая азбука». (24 часа)
Знакомство с понятиями: братья меньшие, природа, экология;
с правилами поведения в природе.
Социальный проект «Наши меньшие братья».
7
2.2 Календарный учебный график
Таблица 2
Календарный учебный график
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
социально -гуманитарной направленности
«ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ»
№
п/п
1
2
Да
та
Тема занятия
Врем
я
Колпрове
Форма
во
дения занятия
часов
занят
ия
4
Беседа
Вводное занятие.
Знакомство с
курсом.
2.«Человековедение».
«Будьте вежливы».
4
«Да здравствует
вежливость и
доброта».
«Как быть
прилежным и
старательным».
«Жадность и
жадины».
4
6
7
3
4
5
Интеракт
ивное
путешест
вие
Беседа
4
Беседа,
игра
4
Беседа,
игра
Социальный проект
«Первая помощь при
легких травмах»
4
«Красный, желтый,
зеленый».
4
Подготов
ка и
защита
проектов
Беседа
Практиче
ская
работа
Место
проведен
ия
Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и анализ
работ
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и анализ
работ
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение
Индивидуальное
проектное
задание
Просмотр и анализ
работ
3.«Мир народного праздника».
8
«Золотая осень».
6
9
«Новый год – пора
чудес».
6
10
Социальный проект
«Ёлочка»
6
Беседа
Практиче
ская
работа
Беседа,
игра
Подготов
ка и
8
Просмотр и анализ
работ
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение
Индивидуальное
проектное
задание
11
«Весенняя сказка».
12
4.«Мой край родной».
«Я люблю свое
10
село».
13
Социальный проект
«Чистое село»
14
«Экскурсия в
музей».
15
«Путешествие в
музей игрушек».
16
«Веселые нотки».
17
Проект
«Путешествие в
сказку».
18
19
20
21
защита
проектов
Беседа
Практиче
ская
работа
6
Беседа
Практиче
ская
работа
6
Подготов
ка и
защита
проектов
4
Интеракт
ивное
путешест
вие
5.«Мир искусства».
8
Интеракт
ивное
путешест
вие
8
Беседа,
игра
Подготов
ка и
защита
проектов
8
6.«Граждановедение».
«С чего начинается
6
Родина».
Интеракт
ивное
путешест
вие
«Наше Отечество».
6
Интеракт
ивное
путешест
вие
«Символы моей
6
Беседа
Родины».
Практиче
ская
работа
Социальный проект
6
Подготов
«Все мы разные – все
ка и
мы равные!»
защита
проектов
7.«Экологическая азбука».
9
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и анализ
работ
Индивидуальное
проектное
задание
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и анализ
работ
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение
Индивидуальное
проектное
задание
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и анализ
работ
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение
Индивидуальное
проектное
задание
22
«Перелетные
птицы».
8
23
«Цветы приносят
радость».
8
24
Социальный проект
«Наши
меньшие
братья».
8
Всего часов:
Беседа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Подготов
ка и
защита
проектов
144
10
Просмотр и анализ
работ
Просмотр и анализ
работ
Индивидуальное
проектное
задание
III.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы
Материально-техническое
оснащение:
Учебное
помещение,
соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных
СанПиН 2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28.
Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические
столы, стулья, доска магнитная, стенды, канцтовары, аудио-видеоаппаратура,
компьютер, медиапроектор. При организации учебных занятий
соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для
ведения образовательной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные
пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для
учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для
записей.
Кадровое обеспечение Программу может реализовывать педагог,
имеющий педагогическое профильное образование, в совершенстве владеющий
навыками руководства учебно-творческой деятельностью учащихся и методикой
преподавания предмета. Педагог имеет удостоверение о повышении
квалификации по преподаваемому профилю и по работе в системе
дополнительного образования. Кравцова О.И. педагогический стаж – 38 лет,
образование – высшее, категория высшая.
3.2 Формы контроля и аттестации Проверка результатов усвоения
обучающимися программного материала осуществляется в форме входного и
текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Входной контроль осуществляется в начале учебного года (сентябрь) в
форме анкетирования, контрольно-тестового задания.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в конце
изучения каждой темы в форме самостоятельной проверочной работы и на
зачётных занятиях в форме контрольно-тестовых заданий.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце обучения (май) на
итоговом занятии в форме языковой викторины.
Итоговая аттестация осуществляется в конце обучения (май) в форме
самостоятельной проверочной работы.
11
Проверка достигнутых результатов осуществляется как в форме
непрерывного контроля знаний и умения на занятиях, так и в форме полугодовых
самостоятельных
работ:
наблюдение,
тестирование,
анкетирование,
собеседование, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, фестивали, отчетные
концерты конференции.
3.3 Планируемые результаты
Предметные
В результате освоения программы обучающиеся должны знать:
- правила дорожного движения;
- элементарные экологические понятия;
- правила поведения в природе;
- правила охраны здоровья и личной гигиены;
- понятия «дружба», «правда и ложь»;
- понятия «добро», «вежливость», «прилежание»;
- понятия «ответственность», «взаимопонимание»;
- понятия Родина, Отечество;
- традиции проведения народного праздника;
- историю родного края;
- традиции русского народа;
- символы своей Родины;
Должны уметь:
- любить и беречь природу.
- уметь воображать, фантазировать;
- ориентироваться на улицах родного села;
- понимать себя и других;
Личностные
-ориентация на понимание причин успеха в деятельности в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности
Метапредметные
- принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свои действия;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку;
-различать способ и результат действия;
-оценивать свои действия;
-выполнять учебные действия в материале, речи.
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного
исследования;
-высказывания в устной и письменной формах;
12
-анализировать объекты, выделять главное;
-устанавливать аналогии;
- ставить вопросы, выдвигать гипотезы, высказывать суждения;
-допускать существование различных точек зрения;
-формировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
13
IV.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В данной программе используются следующие методы обучения:
1.
Методы, в основе которых лежит способ организаций
занятий:
-словесные: устное изложение материала, беседа, анализ текста;
-наглядные: показ видеоматериалов, исполнение педагогом, работа по
образцу;
-практические методы обучения: практическое фото – и видеосъёмка,
запись звука, освоение техники интервью, практика монтажа фильмов.
2.Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстрированный;
-репродуктивный;
-частично-поисковые методы обучения;
-исследовательские методы обучения, самостоятельная творческая работа
(например: групповая или индивидуальная работа по созданию авторского
проекта с использованием изученного материала).
14
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Способы определения результативности
Используются следующие методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов опросов, выполнения учащимися
практических заданий, участия учащихся в конкурсах, активности учащихся на
занятиях;
- мониторинг.
Для отслеживания результативности:
Виды контроля
Время проведения
Цель проведения
Формы контроля
Начальный или входной контроль
В начале учебного
года.
Определение уровня развития
учащихся, их творческих
способностей.
Беседа, тестирование,
анкетирование.
Текущий контроль
В течение всего
учебного года.
Определение степени усвоения
учащимися учебного материала.
Определение готовности учащихся
к восприятию нового материала.
Повышение ответственности и
заинтересованности учащихся в
обучении. Выявление учащихся,
отстающих и опережающих
обучение. Подбор наиболее
эффективных методов и средств
обучения.
Педагогическое наблюдение,
опрос, практическая работа.
Промежуточный или рубежный контроль
По окончании
изучения темы или
раздела.
Определение степени усвоения
учащимися учебного материала.
Определение результатов обучения.
Опрос, практическая работа,
творческая работа, конкурс.
Итоговый контроль
В конце учебного
года или курса
обучения.
Определение изменения уровня
развития учащихся, их творческих
способностей. Определение
результатов обучения. Получение
сведений для совершенствования
образовательной программы и
методов обучения.
15
Опрос, практическая работа,
творческая работа, конкурс,
итоговые занятия,
анкетирование.
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки
программы и поощрения учащихся.
Объектами контроля являются:
- знания, умения, навыки по изучаемому предмету;
- степень самостоятельности и уровень творческих
способностей.
Мониторинг роста компетентности учащегося проводится в начале,
середине и конце учебного года, а также по мере прохождения программы по 3
уровням: высокий, средний, низкий.
Для выявления результатов выбрано несколько форм: практическая
работа, тест, участие в конкурсах.
Форма подведения итогов реализации программы: усвоение
теоретической части курса проверяется с помощью тестов; после изучения
каждого раздела программы учащиеся выполняют творческие задания по
заданной теме.
16
VI.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023,
далее – ФЗ №273).
3.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от
29.12.2022г.). 4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
(далее – Концепция).
5.
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
6.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при
Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).
7.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 г.
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Приказ №629).
9.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017
года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ» (далее – Приказ № 816).
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
11. Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными
возможностями здоровья и
детейинвалидов на
базе образовательных организаций,
реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации».
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. №
ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного
образования для обучающихся с ОВЗ».
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
17
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
15. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 №
289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений
и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного
образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех
каждого ребенка» национального проекта «Образование».
16. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки
качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской
области».
Методическая литература:
1. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор»
(Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2210);
2. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности
гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.:
Просвещение, 2020);
3. «Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа» (Е.С.Савинов. – М.: Прсвещение, 2020);
4. «Планируемые результаты начального общего образования» (под ред.
Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.: Просвещение, 2020);
5. Классный руководитель. № 4 2002.
6. Дополнительное образование. № 6 2003.
7. Бондаревская Е. Личностно – ориентированное воспитание – Изд.
Дрофа. 2022г.
8. Ляшко Л. Ступени дополнительного образования // Внешкольник М,
№1, с.16.
9. Михайлова Н.Н. Ориентационно – ролевая игра «Семья». М., НИИ
труда, 1991.
18
VIII.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Критерии оценивания выполнения творческой работы.
1.
Соответствие названия и содержания творческой работы.
2.
Оригинальность замысла (самостоятельность выполнения
работы).
3.
Раскрытие темы (наполнение содержанием).
4.
Аккуратность исполнения работы.
5.
Размер.
6.
Композиционное расположение.
7.
Передача объектов: правильная передача цвета (цветовая
окраска изображенных в работе объектов соответствует действительному
цвету этих объектов, наблюдается цветовая гармония, единство и
цельность цветовых пятен, деталей, соответствие предметов реальности
окружающего мира и т. д.).
8.
Работа выполнена творчески и качественно.
9.
Соблюдение сроков выполнения.
19
Приложение 2.
Критерии оценки знаний обучающихся:
«Справились с заданием» – в работе прослеживается каждая изученная
тема.
«Справились с заданием в неполном объёме» — представленные работы
выполнены с пропусками изученных тем.
«Не справились с заданием» – изученные темы не отражены в работе.
20