Программа Свой мир мы строим сами п.д.о. Пчелинцева С.А.

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......................................................................... 3
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК .......................... 8
2.1 Учебный план ........................................................................................................ 8
2.2 Календарный учебный график ........................................................................... 14
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ........................................................................ 22
3.1 Условия реализации программы ....................................................................... 22
3.2 Формы контроля и аттестации ........................................................................... 22
3.3 Планируемые результаты ................................................................................... 22
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ................................................................ 25
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ................................................ 26
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................. 28
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................. 30
Приложение 1 Критерии оценивания выполнения творческой работы………...30
Приложение 2 Критерии оценки знаний обучающихся…………………………31

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определена тем, что у детей младшего возраста
слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений
ребенка в детстве. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно
невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение. В наше
время информационных технологий развитие речи детей является актуальной
проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своѐ речевое
творчество – не умеют. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут
описать в 2 – 3 фразах.
Отличительные особенности программы: тесное переплетение
нескольких областей интересов.
Программа построена так, что в течение занятия у детей сохранена
высокая мотивация, дети чувствуют психологический комфорт. На занятиях
дети в игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические
данные о словарях и происхождении букв. Ненавязчиво затрагиваются темы
«Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». Детей надо с ранних
лет вводить в удивительный и многоцветный мир слов, развивать языковое
чувство.
Новизна: программа
позволяет наиболее успешно применять
индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей,
более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. У
детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и
речь в целом. Все это обеспечивает общее развитие детей, воспитывает чувство
доброты, трудолюбия.
Цель программы: создать условия для развития грамотной речи
обучающихся, расширить, углубить и закрепить у обучающихся знания о языке,
показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для
запоминания, а увлекательное путешествие в мире слов.
Задачи:
обучающие:
•
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике;
•
пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной
работе над познанием родного языка;
•
развитие мотивации к изучению языка;
•
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
•
совершенствование общего языкового развития обучающихся;
•
углубление и расширение знаний и представлений о
литературном языке.
развивающие:
•
развивать смекалку и сообразительность;
•
приобщение
обучающихся
к
самостоятельной
исследовательской работе;
•
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
•
учить организации личной и коллективной деятельности в
работе с книгой.
3

воспитательные:
•
воспитание культуры обращения с книгой;
•
формирование и развитие у обучающихся разносторонних
интересов, культуры мышления.
Характеристика программы
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды
работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал,
пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы,
кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в
большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более
легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир
слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на
следующих принципах:
•
занимательность;
•
научность;
•
сознательность и активность;
•
наглядность;
•
доступность;
•
связь теории с практикой;
•
индивидуальный подход к обучающимся.
Содержание программы ориентировано на развитие речи обучающихся,
освоение основ родного языка, грамматического строя речи. Дети научаются
осмысленному говорению, правильному построению предложений.
Ожидаемые результаты программы: сформированность элементарной
формы логического мышления: способность к анализу и синтезу.
В результате изучения курса «Свой мир мы строим сами» обучающиеся
получат возможность
•
развивать самостоятельность и личную ответственность в
информационной деятельности;
•
формировать личностный смысл учения;
•
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
•
осваивать способы решения проблем поискового характера;
•
определять способы решения поставленной задачи;
•
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
•
осознанно строить речевое высказывание;
•
построение рассуждения;
•
учиться использовать различные способы анализа, передачи и
интерпретации информации в соответствии с задачами.
•
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и
других;
•
формировать мотивацию к работе на результат;
•
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством
сотрудничества или компромисса.
4

•
определять виды отношений между частями речи;
•
находить закономерность в окружающем мире и русском
языке;
•
устанавливать ситуативную связь между видами текстов;
•
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
•
решать задания повышенной сложности.
Для определения результативности используются такие формы, как:
– сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, что позволяет
организовать содержательное общение детей;
– реализацию для детей определенных эмоциональных условий: создание
атмосферы принятия ребенка и его права на самостоятельный выбор,
обеспечение ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия,
использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью;
– использование приемов и методов общепедагогического влияния:
поощрение достижений ребенка, закрепление веры в успех;
– развитие сотрудничества с родителями, которые охотно подключатся к
этой деятельности: подбор книг, подбор материалов, организация домашнего
досуга.
Выбор методов работы обусловлен содержанием воспитания и обучения, а
также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными
особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и
детьми.
Тип программы – модульная с применением дистанционных технологий.
Вид программы – модифицированная.
Уровень освоения – стартовый/ознакомительный. Предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания общеразвивающей программы.
Виды занятий по программе: лекции, практические и семинарские занятия,
лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и
ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение
самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования
и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Объем и срок освоения программы: 144 часа,1 год обучения.
Режим занятий: продолжительность одного академического часа – 45
мин.
Общее количество часов в неделю - 4 часа
Занятия проводятся2 раза в неделю по 2 часа. Перерыв между занятиями 10 мин.
Тип занятий: комбинированные занятия.
Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Занятия
могут проводиться в следующих формах: исследования, конкурсы, семинары,
проекты, игры, итоговые мероприятия с приглашением родителей, праздники.
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая,
практическая.
5

Форма обучения: очная групповая (в группах одного возраста или
разновозрастных группах).
Возможна работа по подгруппам. Предусмотрены индивидуальные
занятия. Формы и методы работы по реализации программы отбираются с
учётом возрастных особенностей воспитанников. На занятиях используются
КВНы, викторины, разгадывание кроссвордов, сочинительство, разнообразные
формы индивидуальной, групповой и фронтальной работы с обучающимися
посредством наглядного, словесного, игрового и практического метода
обучения.
Все это развивает у детей сообразительность, внимание, учит выдержке,
настойчивости, развивает воображение. Курс имеет концентрическое
построение и это позволяет соблюдать необходимую постепенность и
нарастание сложности материала.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
На занятиях используются командный (групповой), индивидуальный
(личный) и игровой (развлекательный) методы работы.
Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием различных
методов. К ним относятся:
•
Словесный метод (беседа, сообщение задач, описание
упражнения, движения, объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки).
•
Метод демонстрации (наглядные пособия – журналы, фото,
таблицы, карточки, аудиозаписи, видеоматериалы, а также личный
пример).
•
Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в
целом виде).
•
Тестирование.
Формы проведения занятий
• лекции;
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов,
дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок,
считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по
работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в
занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Адресат программы: обучающиеся 7-10 лет. Занятия по программе
доступны для всех желающих(в том числе и для обучающихся с особыми
образовательными потребностями (высокий уровень мотивации, ОВЗ).
Наполняемость группы: 12-15
человек. Занятия проводятся в
соответствии с календарным учебным графиком. Набор производится на
добровольной основе по интересам и способностям, и обучающиеся
распределяются по группам только в зависимости от смены обучения в школе,
учитывая пожелание ребенка. В объединение могут быть в течение учебного
года зачислены дети, не занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие
6

собеседование. По необходимости проводится дополнительный набор в
объединения.

7

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план
Учебный план
Таблица 1
№
п/п

Количество часов
Теория
Практика

1. Раздел 1 / Модуль Вводное занятие.
Инструктаж
по 2
0
технике
безопасности.
Беседа по охране
труда.
2. Раздел2 /Модуль На что похожа буква?
2.1
Фонетическая
1
1
зарядка.
Кто
внимательней?
(выделение звука)
2.2
Сказка про буквы. 1
1
Кто больше?
2.3
Любопытный
1
1
(сказка на одну
букву).
Доскажи словечко
(отгадки на одну
букву).
2.4
Буква потерялась. 1
1
Кроссворды
из
слов,
начинающихся с
одной буквы.
2.5
Анаграммы.
2
0
Ребусы.
2.6
Веселые стихи.
2
0
«Маленький»
словарик
(крылатые слова,
выражения,
происхождение
слов)
3. Раздел3 /Модуль Народное творчество
3.1
Загадки.
1
1
Рисование
загадок.
-Чистоговорки.
3.2
Скороговорки.
2
0
Пословицы,
поговорки
на
определенные
темы.
1.1

8

Всего

2

Форма контроля,
аттестации
Анкетирование.
Собеседование.

2
Педагогическое
наблюдение
2

творческая работа

2

Устный опрос

2
Творческая работа

2

Устный опрос

2
Творческая работа

2
Творческая работа
2
Творческая работа

Инсценировка
1
1
пословиц,
поговорок.
Считалки.
Игра
«Поиграем
в
прятки».
3.4
Детские потешки. 2
0
Школьные
частушки.
4. Раздел 4 /Модуль Игра со словами.
4.1
Превращение
2
0
слов.
Словесная
лесенка.
4.2
Из одного слова – 1
1
несколько.
Слоговой
аукцион.
4.3
Закончи
2
0
предложение
(словом
на
определенную
букву)
Волшебная
цепочка
4.4
Слоговое лото
1
1
Дополните слово
Найди слово в
слове
Соревнование
телефонистов.
4.5
Рифмуем слова.
1
1
Послушай сказку,
дружок.
Использование
сборника
«Занимательная
грамматика».
4.6
Использование
1
1
сборника
«Занимательная
грамматика».
5. Раздел 5 /Модуль Историческая страничка.
5.1
Появление
1
1
устной
и
письменной речи.
Как
появился
алфавит.
5.2
Появление букв 1
1
ять, ижица.
Древние
письмена.
3.3

9

2

Устный опрос

2

Просмотр и анализ
работ

2
Творческая работа
2

Устный опрос

2

Просмотр и анализ
работ

2

Устный опрос

2

Устный опрос

2
Педагогическое
наблюдение

2
Исследовательская
работа
2
Исследовательская
работа

Появление
устной
и
письменной речи.
5.3
Первые
1
1
книгопечатники.
Первые книги.
5.4
В.
Даль. 1
1
Биография.
Ожегов.
Биография.
6. Раздел 6 /Модуль Русский язык – какой он?
6.1
Жили-были или 1
1
тридесятое
царство.
6.2
Попробуем
1
1
написать сказку.
Какие слова нам
больше нужны?
7. Раздел 7 /Модуль Язык и речь.
7.1
Нарисуй
мне 1
1
письмо.
Какая
бывает
речь?
Где
рождается
речь?
7.2
Откуда
разные 2
0
языки?
Языки живые и
мертвые.
Кто
такой
полиглот?
«Глокаякуздра»
7.3
Точка,
точка, 2
0
запятая.
Что
можно
строить
из
абзацев?
Что
важно
в
тексте?
Автор,
текст,
читатель.
7.4
Учимся
писать 1
1
стихи.
Рифмованные
точки.
7.5
Учимся
писать 1
1
сказки.
7.6
Что такое театр.
1
1
Спектакль.
Мы артисты.
Представление.
8. Раздел 8 /Модуль Главное правило.
10

2

Устный опрос

2
Педагогическое
наблюдение

2
Выставка
2
Творческая работа

2
Творческая работа

2
Исследовательская
работа

2

Просмотр и анализ
работ

2
Мини-проект
2

Проект

2
Отчётный концерт

Ошибкоопасные
1
1
места.
8.2
Тайна фонемы.
1
1
Опасные
согласные.
8.3
На сцене гласные. 1
1
Фонемы
повелевают
буквами.
9. Раздел 9 /Модуль Из чего строятся слова?
9.1
Строительная
1
1
работа морфем.
Где
хранятся
слова?
9.2
Жизнь слова.
1
1
Палиндромы
слова.
9.3
Слова
– 1
1
«родственники».
Не
лезьте
за
словом в карман.
10. Раздел 10 /Модуль Разное.
10.1 Анаграммы.
1
1
8.1

10.2

10.3
10.4

Из нарицательных 1
в собственные.
Омонимы.
Омофоны.
1
Омоформы.
Синонимы.
1
Антонимы.

2

Устный опрос

2

Устный опрос

2
Педагогическое
наблюдение

2
Исследовательская
работа
2
Собеседование
2
Педагогическое
наблюдение

2

Просмотр и анализ
работ

1

2

Устный опрос

1

2

1

2

Педагогическое
наблюдение
Просмотр и анализ
работ

Фразеологически 1
1
й зверинец.
11. Раздел 11 /Модуль Мир слов.
11.1 Историзмы.
1
1
Слова – архаизмы
11.2 Слова
- 1
1
неологизмы
11.3 Нахождение слов 1
1
в тексте.
Еще слова.
11.4 Найди сам. Помог 1
1
словарик.
12. Раздел 12 /Модуль Литературная страничка.
12.1 В гости к русским 1
1
сказкам.
12.2 В
гости
в 1
1
Скандинавию.
12.3 Африканские
1
1
сказки.
10.5

11

2

Практическая
работа

2

исследовательская
работа
исследовательская
работа

2
2

Практическая
работа

2

Педагогическое
наблюдение

2

Выставка

2

Творческая работа

2

Собеседование

Сказки народов 1
Камчатки. Сказки
народов мира.
13. Раздел 13 /Модуль Развитие речи.
13.1 Продолжи текст. 1
12.4

13.2

Вставь слово.

1

1

2

Просмотр и анализ
работ

1

2

Просмотр и анализ
работ

1

2

Просмотр и анализ
работ

2

Практическая
работа
Практическая
работа
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение

Найди
1
1
правильное слово.
13.4 Редактирование
1
1
текста.
13.5 Начни текст.
1
1
13.6 Что пропущено? 1
1
Повторы.
14. Раздел 14 /Модуль Словари.
14.1 Орфографический 1
1
словарь.
Фразеологически
й словарь.
14.2 Толковый
1
1
словарь.
Этимологический
словарь.
14.3 Словарь
1
1
синонимов.
Словарь
ударений.
15. Раздел 15 /Модуль Порядок (части речи).
15.1 Как
навести 1
1
порядок.
Части
разные
нужны,
части
разные важны.
15.2 Как
получше 1
1
рассказать?
Прилагательное –
друг
существительного
.
15.3 Как привести все в 1
1
движение?
Все
происходит
в
разное время.
15.4 Зачем
речи 1
1
наречия?
16. Раздел 16 /Модуль Типы текстов.
16.1 Текст-описание.
1
1
16.2 Текст1
1
повествование.
13.3

12

2
2
2

2
Мини-проект
2
Проект
2
Практическая
работа

2
Педагогическое
наблюдение
2

Устный опрос

2

Устный опрос

2

Устный опрос

2
2

Творческая работа
Творческая работа

Текст1
рассуждение.
17. Раздел 17 /Модуль Поиграем!
17.1 КВН.
1
17.2 Литературная
1
викторина.
17.3 Чайнворд.
1
16.3

17.4

17.5

Литературные
герои в ребусах.
- Угадай меня.
Объясни, кто я?

Игра
«Умники,
умницы»
Тесты Айзенка
Ребусы
17.7 Кроссворды
17.8 Анаграммы
Итого:
17.6

1

1

2

Творческая работа

1
1

2
2

Конкурс

1

2

Практическая
работа

1

2

Конкурс

Творческая работа
1

1

2

1

1

2

Практическая
работа
Конкурс

1
1
81

1
1
63

2
2
144

Конкурс
Конкурс

Содержание учебного плана.
Первый год обучения – 144часа.
Раздел. Вводное занятие.(2 часа).
Проводится инструктаж по технике безопасности. Беседа по охране труда.
Раздел. На что похожа буква. (12 часов)
Знакомство детей с разницей между буквой и звуком. Игры: «Буква
потерялась», кроссворды, «Веселые стихи» Заходера. Создание «маленького
словарика» для слов, начинающихся на одну букву.
Раздел. Народное творчество. (8 часов)
Знакомить детей с жанрами устного народного творчества. Рисование
загадок, частушек, инсценировка известных русских пословиц, поговорок.
Простые русские игры.
Раздел. Игра со словами. (12 часов)
Знакомство с минимальной единицей языка(слогом, словом)
Предлагаемые игры: «Слово в слове», «Слоговое лото», «Рифмуем слова»,
«Слоговой аукцион». Использование сборника «Занимательная грамматика».
Раздел. Историческая страничка. (8 часов)
Знакомство с устной, письменной речью. Когда и как появилась речь? Как
появился алфавит? Алфавиты разных языков. Даль. Ожегов. Биографии.
Знакомство с историческими событиями о возникновении письменности, о
первых книгопечатниках.
Раздел. Русский язык – какой он. (4 часа)
Чтение русских народных сказок. Язык сказок, художественные средства
языка сказок. Сочинение сказки (бытовой, приключенческой, на школьную
тему).
Раздел. Язык и речь. (12 часов)
13

Потребность в речи. Язык «костра» у древних племен, язык «свиста»,
рисуночное письмо. Общепринятые символы.
Раздел. Главное правило. (6 часов)
Фонемы. Игры с фонемами. Инсценировка стихотворения Б. Заходера
«Кит и кот».
Раздел. Из чего строятся слова?(6 часов)
Родственные слова. Многозначность слова. Слова-палиндромы.
Разное. (10 часов)
Знакомство с анаграммами, омонимами, омографами, омофонами,
фразеологизмами.
Раздел. Мир слов. (8 часов)
Знакомство с историзмами, архаизмами, неологизмами.
Раздел. Литературная страничка. (8 часов)
В гости приходят литературные герои.
Раздел. Развитие речи. (12 часов)
Редактирование текста.
Раздел. Словари.(6 часов)
Словари:
орфографический,
фразеологический,
толковый,
этимологический, синонимов.
Раздел. Порядок (части речи). (8 часов)
Части речи в игре. Удивительное имя существительное. Замечательное имя
прилагательное. Братцы-глаголы.
Раздел. Типы текстов. (6 часов)
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.
Раздел. Поиграем. (16 часов)
Игры: КВНы, викторины, чайнворды, ребусы, анаграммы, кроссворды.
2.2 Календарный учебный график
Календарный учебный график
«Свой мир мы строим сами»
Таблица 2.
№
Да
п/
Темазанятия
та
п
1
Инструктаж
по технике
безопасности
. Беседа по
охране
труда.
2
Фонетическа
я зарядка.
Кто
внимательне
й?
(выделение
звука)
3
Сказка про
буквы.
Кто больше?

Кол- Времяпроведения
Местопрове
Формазанят
вочас занятия
дения
ия
ов
МБОУ
Кашарская
СОШ
2
Беседа

Рассказ
педагога

2

Практическ
ая работа

2

Деловая
игра
14

МБОУ
Кашарская
СОШ

МБОУ
Кашарская
СОШ

Формаконтр
оля
Анкетирован
ие.
Собеседован
ие

Педагогичес
кое
наблюдение

Творческая
работа

4

5

6

7

8

9

1
0

1
1

1
2

Любопытны 2
й (сказка на
одну букву).
Доскажи
словечко
(отгадки на
одну букву).
Буква
2
потерялась.
Кроссворды
из
слов,
начинающих
ся с одной
буквы.
Анаграммы. 2
Ребусы.
Веселые
стихи.
«Маленький
» словарик
(крылатые
слова,
выражения,
происхожден
ие слов)
Загадки.
Рисование
загадок.
Чистоговорк
и.
Скороговорк
и.
Пословицы,
поговорки на
определенны
е темы.
Инсценировк
а пословиц,
поговорок.
Считалки.
Игра
«Поиграем в
прятки».
Детские
потешки.
Школьные
частушки.
Превращени
е слов.
Словесная
лесенка.

Ролевая
игра

МБОУ
Кашарская
СОШ

МБОУ
Кашарская
Тематическ
СОШ
ие задания
по
подгруппам

2

Устный
опрос

Обучающая
игра

Творческая
работа

2
Круглый
стол

2
Сюжетноролевая
игра

2
Конкурс
2
Мозговая
атака
15

Творческая
работа

Беседа
с МБОУ
игровыми
Кашарская
элементами СОШ
МБОУ
Кашарская
СОШ

МБОУ
Тематическ Кашарская
ие задания СОШ
по
подгруппам

2

Устный
опрос

МБОУ
Кашарская
СОШ

Творческая
работа

Творческая
работа

МБОУ
Кашарская
СОШ

Устный
опрос

МБОУ
Кашарская
СОШ

Просмотр и
анализ работ

МБОУ
Кашарская
СОШ

Творческая
работа

1
3

1
4

1
5

1
6

1
7

1
8

1
9

Из
одного
слова
–
несколько.
Слоговой
аукцион.
Закончи
предложение
(словом на
определенну
ю букву)
Волшебная
цепочка
Слоговое
лото
Дополните
слово
Найди слово
в слове
Соревновани
е
телефонисто
в.
Рифмуем
слова.
Послушай
сказку,
дружок.
Использован
ие сборника
«Заниматель
ная
грамматика».
Использован
ие сборника
«Заниматель
ная
грамматика».
Появление
устной
и
письменной
речи.
Как
появился
алфавит.
Появление
букв
ять,
ижица.
Древние
письмена.
Появление
устной
и
письменной
речи.

2

МБОУ
Беседа
с Кашарская
игровыми
СОШ
элементами

Устный
опрос

2

МБОУ
Кашарская
СОШ

Просмотр и
анализ работ

МБОУ
Кашарская
СОШ

Устный
опрос

МБОУ
Кашарская
СОШ

Устный
опрос

Конкурс

2

Играсоревнован
ие

2

Мозговая
атака

МБОУ
Беседа
Кашарская
Практическ СОШ
ая работа

2

2
Анализ
первоисточ
ников

МБОУ
Кашарская
СОШ

Педагогичес
кое
наблюдение

Исследовате
льская
работа

МБОУ
Кашарская
СОШ

2
Анализ
первоисточ
ников

16

Исследовате
льская
работа

2
0

2
1

Первые
2
книгопечатн
ики.
Первые
книги.
В.
Даль. 2
Биография.
Ожегов.
Биография.

Анализ
первоисточ
ников

МБОУ
Кашарская
СОШ

МБОУ
Лекция
с Кашарская
использова СОШ
нием ИКТ

Устный
опрос

Педагогичес
кое
наблюдение

беседа
2
2

2
3

2
4

2
5

2
6

2
7

Жили-были
или
тридесятое
царство.
Попробуем
написать
сказку.
Какие слова
нам больше
нужны?
Нарисуй мне
письмо.
Какая бывает
речь?
Где
рождается
речь?
Откуда
разные
языки?
Языки
живые
и
мертвые.
Кто такой
полиглот?
«Глокаякузд
ра»
Точка, точка,
запятая.
Что можно
строить из
абзацев?
Что важно в
тексте?
Автор, текст,
читатель.
Учимся
писать
стихи.
Рифмованны
е точки.

МБОУ
ИграКашарская
путешестви
СОШ
е

2

2
Защита
творческого
проекта
2
Защита
творческого
проекта

МБОУ
Кашарская
СОШ

МБОУ
Кашарская
СОШ

Выставка

Творческая
работа

Творческая
работа

МБОУ
Кашарская
СОШ

2

Исследовате
льская
работа

Заочная
экскурсия

МБОУ
Кашарская
СОШ

2

Просмотр и
анализ работ

Беседа
с
игровыми
элементами

МБОУ
Защита
Кашарская
творческого СОШ
проекта

2

17

Мини-проект

2
8
2
9

3
0

Учимся
2
писать
сказки.
Что
такое 2
театр.
Спектакль.
Мы артисты.
Представлен
ие.
Ошибкоопас 2
ные места.

Защита
МБОУ
творческого Кашарская
проекта
СОШ
МБОУ
Кашарская
СюжетноСОШ
ролевая
игра
МБОУ
Лекция
с Кашарская
использова СОШ
нием ИКТ

Проект

Отчётный
концерт

Устный
опрос

беседа
3
1

3
2

3
3

3
4
3
5

3
6

Тайна
фонемы.
Опасные
согласные.
На
сцене
гласные.
Фонемы
повелевают
буквами.
Строительна
я
работа
морфем.
Где хранятся
слова?
Жизнь слова.
Палиндромы
- слова.
Слова
–
«родственни
ки».
Не лезьте за
словом
в
карман.
Анаграммы.

2
Мозговая
атака

МБОУ
Беседа
с Кашарская
игровыми
СОШ
элементами

2

2
Дискуссия

2

Мозговая
атака

2
Мозговая
атака

2
Конкурс

3
8

Из
2
нарицательн
ых
в
собственные.
Омонимы.
Омофоны.
2
Омоформы.

3
9

Синонимы.
Антонимы.

3
7

МБОУ
Кашарская
СОШ

Мозговая
атака
Мозговая
атака

2
Викторина

18

МБОУ
Кашарская
СОШ
МБОУ
Кашарская
СОШ
МБОУ
Кашарская
СОШ

Устный
опрос

Педагогичес
кое
наблюдение
Исследовате
льская
работа
Собеседован
ие
Педагогичес
кое
наблюдение

МБОУ
Кашарская
СОШ
МБОУ
Кашарская
СОШ

Просмотр и
анализ работ

МБОУ
Кашарская
СОШ
МБОУ
Кашарская
СОШ

Педагогичес
кое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ

Устный
опрос

4
0
4
1
4
2

Фразеологич 2
еский
зверинец.
Историзмы. 2
Слова
–
архаизмы
Слова
- 2
неологизмы
Нахождение
слов в тексте.
Еще слова.
Найди сам.
Помог
словарик.
В гости к
русским
сказкам.
В гости в
Скандинави
ю.
Африкански
е сказки.

2

2

4
9

Сказки
народов
Камчатки.
Сказки
народов
мира.
Продолжи
текст.

5
0

Вставь
слово.

2

5
1

Найди
правильное
слово.
Редактирова
ние текста.

2

4
3
4
4
4
5
4
6
4
7
4
8

5
2

МБОУ
Кашарская
СОШ
ИграМБОУ
путешестви Кашарская
е
СОШ
Тематическ МБОУ
ие задания Кашарская
по
СОШ
подгруппам
МБОУ
Конкурс
Кашарская
СОШ
МБОУ
Мозговая
Кашарская
атака
СОШ
ИграМБОУ
путешестви Кашарская
е
СОШ
ИграМБОУ
путешестви Кашарская
е
СОШ
МБОУ
Сказка
Кашарская
СОШ
МБОУ
Кашарская
ИграСОШ
путешестви
е
Играимитация

2

2

2

2

Тематическ МБОУ
ие задания Кашарская
по
СОШ
подгруппам
МБОУ
Деловая
Кашарская
игра
СОШ
МБОУ
Мозговая
Кашарская
атака
СОШ
МБОУ
Деловая
Кашарская
игра
СОШ
МБОУ
Соревнован Кашарская
ие
СОШ

2

2

5
3

Начни текст. 2

5
4

Что
пропущено?
Повторы.

2

Играимитация

19

МБОУ
Кашарская
СОШ

Практическа
я работа
Исследовате
льская
работа
Исследовате
льская
работа
Практическа
я работа
Педагогичес
кое
наблюдение
Выставка
Творческая
работа
Собеседован
ие
Просмотр и
анализ работ

Просмотр и
анализ работ
Просмотр и
анализ работ
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Устный
опрос
Педагогичес
кое
наблюдение

2

6
1

Орфографич
еский
словарь.
Фразеологич
еский
словарь.
Толковый
словарь.
Этимологиче
ский
словарь.
Словарь
синонимов.
Словарь
ударений.
Как навести
порядок.
Части разные
нужны,
части разные
важны.
Как получше
рассказать?
Прилагатель
ное – друг
существител
ьного.
Как привести
все
в
движение?
Все
происходит в
разное
время.
Зачем речи
наречия?

6
2

Текстописание.

2

6
3

Текст2
повествован
ие.
Текст2
рассуждение
.
КВН.
2

5
5

5
6

5
7

5
8

5
9

6
0

6
4
6
5
6
6

МБОУ
Тематическ Кашарская
ие задания СОШ
по
подгруппам

2
Мозговая
атака

МБОУ
Кашарская
СОШ

Тематическ МБОУ
ие задания Кашарская
по
СОШ
подгруппам
МБОУ
Тематическ Кашарская
ие задания СОШ
по
подгруппам

2

2

2
Играимитация

2
Сюжетноролевая
игра

2
Дискуссия
Деловая
игра
Деловая
игра
Играимитация
КВН

Литературна 2
я викторина.

Викторина

20

Мини-проект

Проект

Практическа
я работа

Педагогичес
кое
наблюдение

МБОУ
Кашарская
СОШ

Устный
опрос

МБОУ
Кашарская
СОШ

Устный
опрос

МБОУ
Кашарская
СОШ
МБОУ
Кашарская
СОШ
МБОУ
Кашарская
СОШ
МБОУ
Кашарская
СОШ
МБОУ
Кашарская
СОШ
МБОУ
Кашарская
СОШ

Устный
опрос
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Конкурс
Конкурс

6
7

Чайнворд.

6
8

Литературны 2
е герои в
ребусах.
Угадай
меня.
Объясни, кто 2
я?

6
9
7
0

7
1
7
2

2
Конкурс

Игра
«Умники,
умницы»
Тесты
Айзенка
Ребусы
Кроссворды
Анаграммы

Сюжетноролевая
игра
Сюжетноролевая
игра

2
Сюжетноролевая
игра

МБОУ
Кашарская
СОШ
МБОУ
Кашарская
СОШ
МБОУ
Кашарская
СОШ
МБОУ
Кашарская
СОШ

Защита
МБОУ
творческого Кашарская
проекта
СОШ
МБОУ
Конкурс
Кашарская
СОШ

2

2

21

Практическа
я работа
Творческая
работа
Практическа
я работа

Конкурс

Конкурс
Конкурс

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы.
Учебное помещение и оборудование соответствует требованиям
санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилам
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N
28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Интенсивному усвоению информации способствует применение
компьютерных обучающих программ, игр, тестов, аудиовизуальных средств,
помещения, площадки.
Материально-техническое оснащение
•
Аудитория (кабинет);
•
Парты, стулья;
•
Лингвистические словари;
•
карточки с играми и заданиями;
•
тексты для работы на занятиях;
•
компьютер;
•
проектор;
•
сканер;
•
принтер;
•
меловая доска
•
стол педагога
•
материально- техническая база МБОУ ДО «Центр
внешкольной работы»;
•
учебно-методическая литература.
•
Интерактивная
образовательная
платформа
«Учи.ру»
https://uchi.ru/
Кадровое обеспечении. Программу может реализовывать педагог,
имеющий педагогическое образование, в совершенстве владеющий навыками
руководства учебно-творческой деятельностью обучающихся и методикой
преподавания. Пчелинцева С. А., педагогический стаж – 32 года, образование –
высшее, категория высшая.
3.2 Формы контроля и аттестации: В процессе обучения детей по данной
программе отслеживают два вида результатов:
- промежуточные - (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие)
- итоговые - (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год)
Выявление результатов осуществляется:
- через тестирование;
- через просмотры законченных практических и творческих работ;
- отслеживание личностного развития детей методом наблюдения.
3.3 Планируемые результаты
Предметные
•
формирование первоначальных представлений о языке как
основе национального самосознания;
22

•
сформированность позитивного отношения к правильной
устной речи как показателю общей культуры;
•
овладение первоначальными представлениями о нормах
языка и правилах речевого этикета.
Личностные
•
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
•
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
•
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной
речи;
•
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
•
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
•
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к
письменной форме общения;
•
интерес к изучению языка;
•
осознание ответственности за произнесённое и написанное
слово.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
•
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
•
составлять план решения учебной проблемы совместно с
учителем;
•
работать по плану, сверяя свои действия с целью,
корректировать свою деятельность;
•
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
•
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
•
пользоваться словарями, справочниками;
•
осуществлять анализ и синтез;
•
устанавливать причинно-следственные связи;
•
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
•
адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач; владеть монологической и
диалогической формами речи.
•
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
•
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку
зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
•
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
23

•

задавать вопросы.

24

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое обеспечение программы:
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры,
соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
•практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам )
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию
•репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
•фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы
•групповой – организация работы в группах.
•индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.

25

V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Способы определения результативности
Используются следующие методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов опросов, выполнения учащимися
практических заданий, участия учащихся в конкурсах, активности учащихся на
занятиях;
- мониторинг.
Для отслеживания результативности:
Виды контроля
Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный или входной контроль
В начале учебного Определение
года.
учащихся,
способностей.

уровня
развития Беседа,
их
творческих анкетирование.

тестирование,

Текущий контроль
В течение всего Определение степени усвоения Педагогическое
наблюдение,
учебного года.
учащимися учебного материала. опрос, практическая работа.
Определение готовности учащихся к
восприятию нового материала.
Повышение ответственности и
заинтересованности учащихся в
обучении. Выявление учащихся,
отстающих
и
опережающих
обучение.
Подбор
наиболее
эффективных методов и средств
обучения.
Промежуточный или рубежный контроль
По
окончании Определение степени
усвоения Опрос, практическая работа,
изучения темы или учащимися учебного материала. творческая работа, конкурс.
раздела.
Определение результатов обучения.
Итоговый контроль
В конце учебного
года или
курса
обучения.

Определение изменения уровня
развития учащихся, их творческих
способностей.
Определение
результатов обучения. Получение
сведений для совершенствования
образовательной программы и
методов обучения.

Опрос, практическая работа,
творческая работа, конкурс,
итоговые
занятия,
анкетирование.

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и
поощрения учащихся.
Объектами контроля являются:
- знания, умения, навыки по изучаемому предмету;
26

- степень самостоятельности и уровень творческих
способностей.
Мониторинг роста компетентности учащегося проводится в начале,
середине и конце учебного года, а также по мере прохождения программы по 3
уровням: высокий, средний, низкий.
Для выявления результатов выбрано несколько форм: практическая
работа, тест, участие в конкурсах.
Форма подведения итогов реализации программы: усвоение
теоретической части курса проверяется с помощью тестов; после изучения
каждого раздела программы учащиеся выполняют творческие задания по
заданной теме.

27

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.
Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
«Концепция развития дополнительного образования детей»
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. №
2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
4.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5.
Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 г. № 170
«Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием».
6.
Приказ Министерства экономического развития РФ Федеральной
службы Государственной статистики от 31 августа 2018 г. № 534 «Об
утверждении статистического инструментария для организации федерального
статистического наблюдения за дополнительным образованием детей».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
8.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
9.
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
10. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. №
ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного
образования для обучающихся с ОВЗ».
11. Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое
время – новые подходы: методическое пособие. – М.: Педагогическое общество
России, 2015. – 272 с.
12. Буйлова, Л.Н., Клёнова, Н.В. Концепция развития дополнительного
образования детей: от замысла до реализации: методическое пособие. – М.:
Педагогическое общество России, 2016. – 192 с.
13. Инструментарий работника системы дополнительного образования
детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для
28

обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное
образование для детей». – М.: Фонд новых форм развития образования,
Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский
Государственный Технический университет имени Н.Э. Баумана, 2017. – 608 с.
14. Дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы (включая разноуровневые и модульные): методические
рекомендации по разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО
«ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2021. – 67 с. [Электронный ресурс] (дата обращения:
06.03.2023). Методическая литература:
1.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2022 г.
2.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение,
2022 г.
3.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО.
Издательство «АРГО», 2020 г.
4.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва
«АСТ», 2020 г.
5.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты
орфографии. Москва «Просвещение»,2021 г.
6.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И.
Н. Донецк. ПКФ «БАО», 2020г.
7.
Журналы: «Веселые картинки», «Мурзилка».
8.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных
классах. Москва «Просвещение»,2021г.
9.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4)
Москва «ВЛАДОС», 2020 г.
10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн.
изд-во, 2021 г.
11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому
языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство «Сам Вен», 2020 г.
12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В.
Москва «Просвещение», 2021 г.
13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО
«Самовар», 2020 г.
14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО
«Самовар», 2020 г.
15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО «Самовар»,
2020 г.
16. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа.
Москва «Просвещение», 2021 г.
17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2021 г.
18. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред.
В. В. Иванова- М : Просвещение 2022 г.

29

VII.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.
Критерии оценивания выполнения творческой работы.
1.
Соответствие названия и содержания творческой работы.
2.
Оригинальность замысла (самостоятельность выполнения
работы).
3.
Раскрытие темы (наполнение содержанием).
4.
Аккуратность исполнения работы.
5.
Размер.
6.
Композиционное расположение.
7.
Передача объектов: правильная передача цвета (цветовая
окраска изображенных в работе объектов соответствует действительному
цвету этих объектов, наблюдается цветовая гармония, единство и
цельность цветовых пятен, деталей, соответствие предметов реальности
окружающего мира и т. д.).
8.
Работа выполнена творчески и качественно.
9.
Соблюдение сроков выполнения.

30

Приложение 2.
Критерии оценки знаний обучающихся:
«Справились с заданием» – в работе прослеживается каждая изученная
тема.
«Справились с заданием в неполном объёме» — представленные работы
выполнены с пропусками изученных тем.
«Не справились с заданием» – изученные темы не отражены в работе.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».