Программа Домовенок п.д.о. Зайцева О.А.

ОГЛАВЛЕНИЕ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………..3
II.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план………………………………………………………………….6
2.2 Учебный график………………………………………………………………11
III СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………...18
3.1 Условия реализации программы……………………………………………..18
3.2 Формы контроля и аттестации……………………………………………….19
3.3 Планируемые результаты…………………………………………………….19
IV МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………………...21
V ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ……………………………...23
VI СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….24
VII ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………26

2

I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность: Комплексная программа “Домовенок”, являясь прикладной,
носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение
обучающимися основными приёмами работы с бумагой и картоном, техникой
квиллин, декупаж, папье – маше, пейп - арт и д.р. Обучение по данной
программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного
воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального
самоопределения, развития познавательной активности и творческой
самореализации обучающихся. Она призвана познакомить детей с
особенностями декоративно-прикладного искусства и способствует адаптации
обучающихся к нестабильным социально-экономическим условиям, подготовке
к самостоятельной жизни в современном мире.
Следует отметить, что, являясь комплексной, данная программа позволяет избежать
монотонности в обучении, благодаря овладению обучающимися разнообразными
видами декоративно-прикладного творчества.
В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и
исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых
нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично
вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные
традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения
культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в
неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира.
В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов
дисциплин естественнонаучного цикла, наблюдается тенденция к снижению
познавательной преобразующей предметно-практической деятельности
учащихся. В связи с этим возникает потребность в создании комплексных
программ, посвященных не какому-то отдельному виду декоративноприкладного творчества, а, включающих одновременно несколько разделов
данной образовательной области. Такие программы способствовали бы
развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества,
эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения –
особого отношения к миру и понимания места человека в нём, правильного
представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”.
Отличительные особенности программы, новизна : В данной программе с
целью получения более высоких результатов предусматривается постепенное
усложнение заданий, что позволяет пробуждать в детях творческое отношение к
поставленной задаче, активизировать мыслительный процесс, добиваться более
быстрого и прочного усвоения знаний, умений и навыков. Особенностью
программы является: активная, совместная и взаимообогащающая деятельность
педагога с обучающимися в освоении новых приемов работы с материалом.
Программа предполагает широкое использование иллюстративного материала;
игр-занятий,
развивающих
абстрактное
мышление;
использование
методических пособий, дидактических игр и декоративных изделий детей для
3

создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества.
Детские работы могут служить зрительной информацией для родителей и
украшением интерьера.
Цель:
Разностороннее
комплексное
развитие
детей,
активизация
познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной
жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному
самоопределению.
Задачи:
образовательные:
• – освоение приёмов и способов работы с различными материалами и
инструментами, обеспечивающими изготовление художественных
поделок, элементов дизайна;
• закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,
изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и
способствовать их систематизации;
• выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её
результат;
• знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
декоративно – прикладного искусства;
• совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке различных
материалов;
• приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
развивающие:
• – развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к
художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в
создании поделок, отвечающих художественным требованиям;
• развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического
отношения к природному окружению своего быта;
• развитие мелкой моторики рук;
• развитие креативного мышления;
• развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
• развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус,
чувство меры.
воспитательные:
• – воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности;
• воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
• воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата;
• развитие коммуникативных способностей;
• осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание
школьников;
• добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Характеристика программы
4

Направленность: художественная.
Тип: общеразвивающая программа.
Вид: адаптированная (модифицированная).
Уровень освоения: базовый.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения – 144 часа, и предназначена для
работы с обучающимися в возрасте 7-10 лет.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (2 занятия по 45 минут и 10 минут
перемена) или 4 раза в неделю по 45 минут.
Тип занятий: Каждое занятие по темам программы, как правило, включает
теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические
сведения — это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация
познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства,
народных промыслов, старинных традициях
в женском рукоделии.
Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала,
преподносится в виде рассказа-информации или беседы, сопровождаемой
вопросами к детям.
Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во
время занятий соответствует силам и возможностям детей, обеспечивая их
занятость в течение занятий. Каждое занятие спланировано таким образом,
чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда (готовую поделку,
сувенир). Это необходимо и для того, чтобы проводить постоянный
сравнительный анализ работы, важный не только для педагога, но и для детей.
В процессе изготовления художественных вещей большое внимание
обращается на подбор изделий, над которыми будут работать дети. Большие
изделия можно выполнять коллективно, что ускорит процесс творчества и даст
учащимся навыки совместной работы.
На занятиях групп используется индивидуальный подход к каждому ребенку.
Форма обучения: очная.
Адресат программы: Программа разработана для ребят 7-10 лет. Это
разновозрастная группа с относительно постоянным составом обучающихся в
количестве 12-15 человек.
Наполняемость группы: не менее 12 обучающихся.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ
ГРАФИК

5

2.1 Учебный план
№
п/п

Количество часов
Теория

Практика

Всего

Форма
контроля,
аттестаци
и

1. Раздел 1. Введение в образовательную программу «Домовенок».
в 4
Устный
1.1 Введение
4
образовательную
опрос
программу «Домовенок».
Вводное занятие. Техника
безопасности.
2. Раздел 2. Работа с бумагой. Аппликация.
Как родилась бумага. 1
2.1
Волшебные
свойства
бумаги.

1

Устный
опрос.
Наблюден
ие.

2.2

Что такое аппликация? 1
Виды
бумаги
для
аппликации.
Оборудование,
материалы, инструменты
используемые
при
изготовлении
аппликаций.
Техника
безопасности
при
работе.

-

1

Устный
опрос.
Наблюден
ие.

2.3

Аппликации
из 1
«ладошек».
Просмотр
работ в этой технике
(презентация). Основные
приемы работы.

1

2

Устный
опрос.
Наблюден
ие.

2.4

Птицы из «ладошек». 1
Изготовление птичек по

5

6

Просмотр
и
анализ
работ.

6

выбору: совушка, страус,
петушок и др.
2.5

Панно
«Лебеди». 1
Подготовка заготовок –
ладошек, основы, фона,
рамочки.
Сборка
в
единую композицию.

3

4

Просмотр
и
анализ
работ.

2.6

Рыбешки – «ладошки». 1
Изготовление различных
рыбешек по выбору.

1

2

Просмотр
и
анализ
работ.

2.7

Аппликация из мятой 1
бумаги.
Выполнение
работ: «Грибы в лесу»,
работы по творческому
замыслу детей.

3

4

Просмотр
и
анализ
работ.

2.8

Аппликация из комочков 1
бумаги, салфеток.
Выполнение работ «Мои
любимые цветы».

5

6

Просмотр
и
анализ
работ.

2.9.

«Медвежонок».

-

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

2.10

Работы по творческому замыслу детей. Выставка
работ.

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.
Участие в
выставке.

-

2

Устный
опрос.
Наблюден
ие.

3. Раздел 3. Торцевание.
Ознакомление
с 2
3.1
техникой
торцевание.
Виды
торцевания.
Правилами выполнения
работы инструментами,
7

необходимыми
для
данной работы. Этапами
работы.
Правилами
техники безопасности
3.2

Выполнение
работы «Осенний лист».

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

3.3

Выполнение
работы «Рыбки в аквариуме».

6

6

Просмотр
и
анализ
работ.

3.4

Выполнение
«Снеговик».

8

8

Просмотр
и
анализ
работ.

3.5

Выполнение
коллективной работы по
творческому
замыслу
детей. Выставка работ.

10

10

Просмотр
и
анализ
работ.
Участие в
выставке.

3.6

Торцевание
пластилине.

на 1

1

2

Просмотр
и
анализ
работ.

на -

2

2

Просмотр
и
анализ
работ.

на -

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

-

2

Устный
опрос.
Наблюден
ие

работы -

Фрукты: «Яблоко».
3.7

Торцевание
пластилине.
«Банан».

3.8

Торцевание
пластилине.
Цветы: «Кактус»

4. Раздел 4. Ниткография.
Знакомство с техникой 2
4.1
«Ниткография»,
с
видами
волокнистых
материалов и правилами
8

их
использования.
Техника
безопасности
при работе.
4.2

Выполнение
«Флаг России».

работы -

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

4.3

Выполнение работы « Бабочка»

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

4.4

Выполнение
работы «ПДД ты знать обязан!»

6

6

Просмотр
и
анализ
работ.

4.5

Выполнение
работы «Ваза с цветами»

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

4.6

Выполнение
работы «Мой любимый герой из
мультика»

6

6

Просмотр
и
анализ
работ.

4.7

Коллективная работа « Цветы на лугу»

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

4.8

Выполнение
работы «Пожар – это опасно!»

6

6

Просмотр
и
анализ
работ.

2

Устный
опрос.
Наблюден
ие.

5. Раздел 4. Поделки из бросового материала.
Элементарные общие
5.1
2
правила создания
предметов рукотворного
мира. Инструктаж.
Общее понятие о
бросовом материале, их
происхождении. Сбор
бросового материала.
Рассматривание
9

образцов игрушек.
Объяснение
преимуществ этих
игрушек. Игрушки из
пробок, крышек.
«Гусеница».
5.2

Общее
понятие
о пластиковых бутылках.
Изготовление бабочек из
пластиковых бутылок.

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

5.3

Общее понятие о яичных лотках. Цветы из яичных
лотков.

6

6

Просмотр
и
анализ
работ.

5.4

Кашпо из пластиковых бутылок.

4

4

Просмотр
и
анализ
работ.

5.5

Работы выполненные по творческому
замыслу
детей.

6

6

Просмотр
и
анализ
работ.

5.6

Работа с фантиками. Аппликация
«Цветы»
Выставка работ.

6

6

Просмотр
и
анализ
работ.
Участие в
выставке.

-

4

Просмотр
и
анализ
работ.
Участие в
выставке.

121

144

6. Раздел 6. Итоговое занятие.
Подведение
итогов 4
6.1
работы за год.
Выставка лучших работ:
«Удивительное рядом».

Итого:

23

10

Содержание учебного плана

1 год обучения.
1. Введение в образовательную программу. (4 часа).
Теория: Знакомство c группой обучающихся. Введение в образовательную
программу «Домовенок». Беседа по правилам техники безопасности на занятиях
и в объединении. Инструменты для работы, их назначение и правильное
применение. Правила безопасности при работе с ножницами и другими
колющими и режущими предметами. Правила умелых ручек. Что такое природа.
Правила поведения в природе. Презентация.
2. Работа с бумагой. Аппликация.(32 часа).
Теория: Что такое аппликация? Изучение видов аппликации. Виды бумаги.
Аппликации из «ладошек». Просмотр работ в этой технике (презентация).
Основные приемы работы. Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой
технике (презентация). Аппликация из комочков бумаги и салфеток.
Практика: Изготовление аппликаций из ладошек. Птицы из ладошек «Совушка»,
«Страус», «Петушок». Изготовление аппликаций по творческому замыслу детей.
Аппликации из мятой бумаги: «Грибы в лесу». Аппликации из комочков бумаги,
салфеток: «Медвежонок», работы по творческому замыслу детей.
3.Торцевание. (36 часов).
Теория: Ознакомление с техникой торцевание. Виды торцевания. Правилами
техники безопасности; правилами выполнения работы; инструментами,
необходимыми для данной работы; этапами работы.
Практика: «Осенний лист», «Рыбки в аквариуме». Выполнение коллективной
работы по творческому замыслу детей. Торцевание на пластилине. Выполнение
работ: «Яблоко», «Банан», «Кактус». Выставка работ.
4. Ниткография. (36 часов).
Теория: Знакомство с техникой «Ниткография», с видами волокнистых
материалов и правилами их использования. Техника безопасности при работе.
Практика: Выполнение работы «Флаг России», «ПДД ты знать обязан!», «Мой
любимый герой из мультика», «Пожар – это опасно!», «Цветы на лугу».
5. Поделки из бросового материала. (28 часов).
Теория: Элементарные общие правила создания предметов рукотворного
мира. Инструктаж. Общее понятие о бросовом материале, их происхождении.
Сбор бросового материала. Рассматривание образцов игрушек. Объяснение
преимуществ этих игрушек. Общее понятие о пластиковых бутылках. Общее
понятие о яичных лотках
Практика: Игрушки из пробок и крышек. «Гусеница». Изготовление бабочек из
пластиковых бутылок. Цветы из яичных лотков. Аппликация из фантиков
«Цветы».
6.Итоговое занятие. (4 часа).
Подведение итогов работы за год. Выставка лучших работ: «Удивительное
рядом».
11

2.2 Календарный учебный график
Календарный учебный график
«Домовенок»
№
Дат
п/
а
п

Кол- Время
во проведен
часо
ия
в
занятия

Тема занятия

Форма
занятия

Место
проведен
ия

Форма
контроля

Введение в образовательную программу «Домовенок».

1.

Введение в
образовательн
ую программу
«Домовенок».
Вводное
занятие.
Техника
безопасности.

Лекция с
использовани
ем ИКТ.

4

Беседа.

Устный
опрос
Наблюдени
е.

Работа с бумагой. Аппликация.

2.

3.

Как родилась
бумага.
Сколько у
бумаги
родственнико
в. Волшебные
свойства
бумаги.
Что такое
аппликация?
Виды бумаги
для
аппликации.
Оборудование
, материалы,
инструменты
используемые
при
изготовлении
аппликаций.
Техника
безопасности
при работе.

Лекция.
Беседа.

1

Лекция.
Беседа.

1

12

Устный
опрос
Наблюдени
е.

Устный
опрос
Наблюдени
е.

4.

5.

6.

7.

8.

Аппликации
из «ладошек».
Просмотр
работ в этой
технике
(презентация).
Основные
приемы
работы.
Птицы из
«ладошек».
Изготовление
птичек по
выбору:
совушка,
страус,
петушок и др.
Панно
«Лебеди».
Подготовка
заготовок –
ладошек,
основы, фона,
рамочки.
Сборка в
единую
композицию.
Рыбешки –
«ладошки».
Изготовление
различных
рыбешек по
выбору.
Аппликация
из мятой
бумаги.
Выполнение
работ: «Грибы
в лесу»,
работы по
творческому
замыслу
детей.

2

Презентация.
Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

6

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

4

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

2

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

4

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

13

Устный
опрос
Наблюдени
е.

9.

10

11

Аппликация
из комочков
бумаги,
салфеток.
Выполнение
работ «Мои
любимые
цветы».
«Медвежонок
».
Работы по
творческому
замыслу
детей.
Выставка
работ.

6

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

4

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

4

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.
Выставка.

Устный
опрос
Наблюдени
е. Участие в
выставке.

Торцевание.

12

13

Ознакомление
с техникой
торцевание.
Виды
торцевания.
Правилами
выполнения
работы
инструментам
и,
необходимым
и для данной
работы.
Этапами
работы.
Правилами
техники
безопасности
Выполнение
работы
«Осенний
лист».

2

Лекция.
Беседа.

4

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.
14

Устный
опрос
Наблюдени
е.

Просмотр и
анализ
работ.

14

Выполнение
работы
«Рыбки в
аквариуме».

15

Выполнение
работы
«Снеговик».

16

17

18

19

Выполнение
коллективной
работы по
творческому
замыслу
детей.
Выставка
работ.
Торцевание на
пластилине.
Фрукты:
«Яблоко».
Торцевание на
пластилине.
«Банан».
Торцевание на
пластилине.
Цветы:
«Кактус»

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.
Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

6

8

Просмотр и
анализ
работ.
Просмотр и
анализ
работ.

8

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.
Выставка.

Просмотр и
анализ
работ.Участ
ие в
выставке.

2

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.
Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

2

4

Просмотр и
анализ
работ.
Просмотр и
анализ
работ.

Ниткография.

20

Знакомство с
техникой
«Ниткография
», с видами
волокнистых
материалов и
правилами их
использовани
я. Техника
безопасности
при работе.

Рассказ
педагога.
Инструктаж.

2

15

Устный
опрос
Наблюдени
е.

21

Выполнение
работы «Флаг
России».

22

Выполнение
работы «
Бабочка»

23

Выполнение
работы «ПДД
ты знать
обязан!»

24

Выполнение
работы «Ваза
с цветами»

25

26

27

Выполнение
работы «Мой
любимый
герой из
мультика»
Коллективная
работа «
Цветы на
лугу»
Выполнение
работы
«Пожар – это
опасно!»

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.
Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.
Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.
Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

4

4

6

4

Просмотр и
анализ
работ.
Просмотр и
анализ
работ.
Просмотр и
анализ
работ.
Просмотр и
анализ
работ.

6

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

4

Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

6

Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

Поделки из бросового материала.

28

Элементарные
общие
правила
создания
предметов
рукотворного
мира.
Инструктаж.
Общее
понятие о
бросовом
материале, их

Лекция.
Беседа.

2

16

Устный
опрос
Наблюдени
е.

происхождени
и. Сбор
бросового
материала.
Рассматриван
ие образцов
игрушек.
Объяснение
преимуществ
этих игрушек.
Игрушки из
пробок,
крышек.
«Гусеница»

29

30

31

32

33

Общее
понятие о
пластиковых
бутылках.
Изготовление
бабочек из
пластиковых
бутылок.
Общее
понятие о
яичных
лотках.
Цветы из
яичных
23.лотков.
Кашпо из
пластиковых
бутылок.
Работы
выполненные
по
творческому
замыслу
детей.
Работа с
фантиками.
Аппликация
«Цветы»

4

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ.

6

Рассказ
педагога.
Презентация.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ

4

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ

6

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ

6

Рассказ
педагога.
Практическа
я работа.

Просмотр и
анализ
работ

17

Выставка
работ.

34

Подведение
итогов работы
за год.
Выставка
лучших работ:
«Удивительно
е рядом».

Выставка.

Итоги.
Выставка

4

144

18

Просмотр и
анализ
работ.Участ
ие в
выставке.

III.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Условия реализации программы
Набор учащихся в группу проводится в конце летних каникул и в начале
учебного года. Группы комплектуются из расчета 12-15 человек. Прием детей в
группу 1-го года обучения производится на добровольной основе без
вступительных экзаменов и предварительного отбора.
Материально - техническое оснащение должно соответствовать
определенным нормам и требованиям.
-кабинет должен быть проветриваемый, содержащий ученические столы с
оборудованными рабочими местами в количестве не менее - 15 штук;
-стол педагога - 1 штука;
-интерактивная доска - 1 штука;
-меловая или маркерная доска - 1 штука;
-ноутбук - 1 штука;
- колонки- 1 штука.
Материально-техническое обеспечение учеников:
- Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.
-Материал для основы композиций: плотный картон, гофрированный картон,
тонкая фанера, плита ДВП.
-Материал для фона: черная упаковочная бумага, бархатная бумага, однотонная
ткань (шелк, бархат, сукно, фланель, сатин, мешковина, холст), кора сосны,
березы и других деревьев, декоративный картон, плита ДВП.
-Калька, копировальная бумага, плотная белая бумага, цветная офисная бумага.
-Клей: ПВА, полимерный, «Момент»
-Различные кисти.
-Нитки, иголки, портновские булавки.
-Ножницы, кусачки
-Канцелярские кнопки
-Линейки
-Инструменты и вспомогательные приспособления: ножницы, кусачки,
плоскогубцы, круглогубцы, пинцет, вязальный крючок, шило, швейные иглы,
булавки, напёрсток, копировальный ролик, кисточки, карандаши, шариковые
ручки, портновские мелки, ластик, линейка, циркуль, сантиметровая лента,
электрический утюг, гладильная доска.
- Материалы: засушенные растения, кора деревьев, спилы древесины, фанера,
ДВП, раковины моллюсков, яичная скорлупа, ткань, драп, трикотаж, флизелин,
синтепон, кружево, тесьма, ленты, поролон, вата, швейные нитки, мулине,
проволока, воск, стеклярус, фурнитура: пуговицы, крючки, петли, кнопки,
калька, бумага, салфетки трёхслойные, картон, копировальная бумага,
миллиметровая бумага, акварельные краски, клей ПВА, клей “Момент”,
обойный клей, мука, соль.
19

Кадровое обеспечение: педагог - руководитель объединения, реализующий
данную программу владеет следующими профессиональными и личностными
качествами:
•
обладает специальным художественно-педагогическим образованием;
•
владеет навыками и приёмами организации творческих занятий;
•
знает физиологию и психологию детского возраста;
•
умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
•
умеет создать комфортные условия для успешного развития личности
обучающихся;
•
умеет видеть и раскрывать творческие способности обучающихся.
3.2 Формы контроля и аттестации
Для отслеживания ожидаемых результатов достижений каждого ребёнка
используются следующие способы диагностики:
- педагогическое наблюдение;
- анализ творческих работ,
- анализ участия обучающихся в выставках, презентациях, конкурсах.
Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной
программе используются следующие формы контроля:
- начальный контроль (сентябрь);
- текущий контроль (в течение всего учебного года);
-итоговый контроль (май).
Формами аттестации являются:
- анализ творческих работ;
- самоанализ учащимися своих творческих работ;
- выполнение и защита творческой работы (конкурсные мероприятия
городского,
областного уровня),
- самостоятельная работа.
3.3 Планируемые результаты:
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по
программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают
следующие основные знания и умения:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для
художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
- Простейшие правила организации рабочего места;
Приемы разметки (линейка, угольник, циркуль, шаблон, трафарет);
Приемы соединения различных деталей (клей, нитки, проволока, щелевые
замки);
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами;
20

- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание,
вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и
способов изготовления, готовое изделие);
- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
* познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, аппликация,
торцевание).
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях
для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных
композициях.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли
декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных
промыслах, об истории их возникновения и развития.
Предметные:
- значение занятий декоративно - прикладным искусством в жизни человека;
- виды и свойства материалов, используемых в работе.
- технологию заготовки природного материала и его хранение;
- последовательность выполнения работы.
обучающиеся должны уметь:
- подбирать в определённой гамме материал, необходимый для работы в
различных техниках;
- овладеть способами построения композиции, свободно применять
композиционные средства;
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- в процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Личностные:
- развитое художественно-эстетическое чувство, проявляющееся в
эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или
индивидуального) мастерства;
- позитивная самооценка своих творческих возможностей.
Метапредметные:
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в творческой жизни объединения, центра, района и др.;
-опыт, полученный на занятиях в объединении (умение свободно выражать свои
чувства в работе, самостоятельно заниматься оформлением работы, правильно
использовать художественные навыки), будет востребован в жизни и поможет
чувствовать себя комфортно в любой социальной среде, а также повлиять на
выбор профессии.
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при
решении различных творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
21

внеурочной деятельности.

IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
22

В объединении «Домовёнок» на занятиях используются следующие
формы работы:
• Личностно – ориентированная (раскрыть и использовать субъективный
опыт каждого ребенка);
• Групповые (организация совместных действий);
• Уровневой дифференциации (учет индивидуальных творческих
особенностей).
• Формы и методы организации учебного процесса.
• При организации учебного процесса используются различные технологии
развивающего и личностно - ориентированного обучения:
• - технологии модульного обучения;
• - технология проблемного обучения;
• - здоровьесберегающие технологии;
• - технологии проектного обучения;
• - технологии дифференцированного обучения;
• - ИКТ
• В процессе занятий используются различные формы:
• традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры,
праздники, конкурсы, соревнования и другие.
• А также различные методы:
• Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• - наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• - практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
др.).
• Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
• - репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
• - частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
• - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
• Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
• - фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• - индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
• - групповой – организация работы в группах;
• - индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
23

V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Для оценки результативности выполнения программы осуществляется
мониторинг учебной деятельности в форме вводного, тематического, и
итогового видов контроля.
Разработаны «Критерии оценки результативности обучения по дополнительной
образовательной
программе
творческого
объединения
«Домовенок»
(Приложение 1) Результаты заносятся в «Оценочный лист»

24

VI.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список рекомендуемой литературы для педагогов.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.
- М.: “Просвещение”, 1985.
Н.Ф. Бабина Развитие творческого мышления учащихся при решении
кроссвордов. – Воронеж 2000.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного
обучения // Педагогика. 1997. №7.
Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. –
Москва - Воронеж, 1995.
Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: “Просвещение”, 1993.
Журнал “Школа и производство”.
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы
дизайнообразования. – М., 1999.
Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики.
- Ростов-на-Дону, 1997.
Кульневич С.В. Педагогика личности. – Воронеж, 1997.
Михайленко М.А. Внеклассная работа с природным материалом. – Воронеж,
1992.
Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. - М., 1996.
Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990.
Программа образовательной области “Технология”. - М.,1994.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1 – 4 классы
одиннадцатилетней школы). – М., 1988.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Культура быта (кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду). –
М., 1982.
Творческие работы учащихся школ Аннинского района. – Анна, 1989.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся.
Азбука цветов. Сост. Рошаль И.В. – СПб, 1998.
Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.
Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.
Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
Ефимова А. Сделаем игрушки сами. – М., 1983.
Искусственные и сухие цветы./ Составитель Аржанухина Н.В. – М., 2000.
Кискальт И. Солёное тесто. – М., 2001.
Козинкина Е.А. Цветы из ткани. – М., 1990.
Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. - М., 1991.
Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки из носочков. – М., 2001.
Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. – М., 2001.
Кувалдина О.Н. Сделаем сами своими руками. – Воронеж, 1999.
Никологорская О.А. Природа и творчество. – М., 1990.
25

Паславский А. Природа, фантазия, творчество. Альбом самоделок. – Киев, 1989.
Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М., 1999.
Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. – Воронеж, 1994.
Рукоделие. – Харьков, 1997.
Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения. – М., 2000.
Смотрова Н.А. Игрушки из ниток. – СПб., 2000.
Сухорукова Л.Г., Чечулинская А.В. Искусство делать цветы. М., 1992.
Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. – М., 2001.

26

VII.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1

Критерии оценки результативности выполнения программы
Аккуратность

- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень

Эстетическое
оформление

- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень

Самостоятельность - высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень
Творческий
подход

- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень

27

Приложение №2
Правила техники безопасности.
1. При работе с карандашами:
• Проводить заточку только с помощью точилки или специального ножа;
• Не размахивать карандашом во время работы;
• Не грызть кончик карандаша во избежание отравления.
2. При работе с красками и кистью:
• Не брать краски в рот, так как могут содержать токсичные вещества;
• При работе использовать специальную подстилку на стол;
• Не разбрызгивать краску с кисти.
3. При работе с ножницами, иголками, булавками:
• Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не
уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии
должны быть сомкнуты;
• Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут
поранить;
• Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями;
• Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца;
• При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она легко может сломаться
и поранить палец;
• Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или
случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку;
• Сломанную иглу следует отдать руководителю.
4. При работе с клеем:
• Помнить, что клей токсичен.
• После окончания работы плотно закрыть тюбик с клеем.
• В случае попадания клея на слизистую оболочку необходимо сообщить
педагогу и промыть глаза холодной водой.

28

Приложение № 3
Здоровьесберегающие технологии на занятиях.
Физкультминутки.
***
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли, (шагают на месте.)
За природой наблюдали.
(Поворачивают голову в сторону.)
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели. (Руки вверх.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (Присесть.)
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали. (Помахали руками.)
Дружно хлопаем. (Хлопнуть в ладоши.)
Ногами топаем. (Топнуть ногами.)
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали! (Сесть за столы.)
***
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдемся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от стола не отпускает.
(Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В сторону разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к печам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед, другой вперед,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперед и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за столы.)
***
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
29

И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно
ловят снежинки).
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы идем, идем (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Садятся за столы.)
Пальчиковые игры. Игры для рук.
Русская игра «Утречко».
(Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуют солнышко с лучами.)
- Эй, братец Федя, разбуди соседей.
(Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения. Левая
ладонь снизу, поддерживает кулак. Пальцы вытянуты.)
- Вставай, Большок!
(Щелчок по указательному пальцу левой руки.)
Вставай, Указка!
(Щелчок по указательному пальцу левой руки.)
Вставай, Середка! (Щелчок по среднему пальцу.)
Вставай, Сиротка! (Щелчок по безымянному пальцу.)
И Крошка-Митрошка! (Щелчок по мизинцу.)
Привет, Ладошка! (Щелчок в центре ладони.)
Все потянулись и проснулись.
(Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.)
При повторении игры руки меняются ролями.
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин. Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты,
словно в руках мяч.
Много нас, а он один. Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в
кулак, прямым остается только один палец каждой руки.
Эта долька – для ежа.
Ладони сжаты в кулак, на каждую фразу
Эта долька – для стрижа.
дети разжимают по пальцу, начиная с
Эта долька – для утят.
большого.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка… кожура.
Дети прячут руки за спину.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда.
«Сделаем гимнастику для рук»
30

Много ли надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружок,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок.
(Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры)
Гимнастика для глаз.
«Бабочки»
Спал цветок. (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка
подавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулась. (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки.)
Встрепенулся, подтянулся.
(Руки согнуты в стороны – выдох.)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
***
Ах, как долго вышивали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно. (Посмотреть влево, вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх – вправо, вверх - влево.)
Вправо, влево, поворот,
А потом скатимся вниз. (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать.)
Релаксация «Волшебный замок».
Педагог включает спокойную музыку со звуками природы или классическую.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вздоха и выдоха и
найдите внутри себя самих точку внутреннего спокойствия – такое место в душе,
где тихо и спокойно.
Представь себе, что ты оказался в чужом городе и идешь по какой-то маленькой
улочке. Улица выводит тебя на площадь, где стоит замок. Замок переливается
огнями. Ты подходишь к замку, и двери открываются. Ты проходишь внутрь.
Там светло от множества люстр, играет волшебная музыка. Ты попадаешь в твою
31

любимую сказку. Все персонажи улыбаются тебе, и ты улыбаешься им. Тебе
хорошо на душе и спокойно. Ты видишь свою любимую сказку. К тебе подходит
фея, берет тебя за руку и ведет к выходу. Ты улыбаешься, машешь рукой
сказочным героям. Ты выходишь из дверей замка. Идешь по улице, находишь
скамейку и садишься. Ты счастливо улыбаешься и открываешь глаз.

32

Приложение № 4
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
Проведение выставок работ обучающихся:
в объединении
в образовательном учреждении.
Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического
творчества.
Результативность:
Результатом занятия должно быть достижение цели занятия: приобщение
детей к некоторым знаниям по работе с бумагой, гофрокартоном, шерстяными
нитями, работе с пластилином, путем решения поставленных задач перед
обучающимися и педагогом.
Практическим же результатом занятий является достаточно высокий
технический и уровень выполнения практических работ.

33

Приложение №5
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения.
№ п/п

Тема занятия

Дата проведения
План

Тема №1. Введение в образовательную программу «Домовенок». ( 4 часа)
1-2
3-4

Введение в образовательную программу «Домовенок».
Вводное занятие. Техника безопасности.

4

Тема №2. Работа с бумагой. Аппликация (34 часа)
5
6

7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30

Как родилась бумага. Сколько у бумаги
родственников. Волшебные свойства бумаги.
Что такое аппликация? Виды бумаги для аппликации.
Оборудование, материалы, инструменты используемые
при изготовлении аппликаций. Техника безопасности
при работе.
Аппликации из «ладошек». Просмотр работ в этой
технике (презентация). Основные приемы работы.
Птицы из «ладошек». Изготовление птичек по выбору:
совушка, страус, петушок и др.

1

Панно «Лебеди». Подготовка заготовок – ладошек,
основы, фона, рамочки. Сборка в единую композицию.
Рыбешки – «ладошки». Изготовление различных
рыбешек по выбору.
Аппликация из мятой бумаги. Выполнение работ:
«Грибы в лесу», работы по творческому замыслу детей.
Аппликация из комочков бумаги, салфеток.
Выполнение работ «Мои любимые цветы».

4

31-32
«Медвежонок»
33-34
35-36
Работы по творческому замыслу детей. Выставка
37-38
работ.
Тема № 3. Торцевание (38 часов)
39-40

41-42
43-44

Ознакомление с техникой торцевание. Виды
торцевания.
Правилами
выполнения
работы
инструментами, необходимыми для данной работы.
Этапами работы. Правилами техники безопасности
Выполнение работы «Осенний лист».
34

1

2
6

2
4
6

4
4

2

4

Факт

45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65-66
67-68
69-70

Выполнение работы «Рыбки в аквариуме».

6

Выполнение работы «Снеговик».

8

Выполнение коллективной работы по творческому
замыслу детей. Выставка работ.

10

Торцевание на пластилине. Фрукты: «Яблоко».

2

71-72

«Банан».

2

73-74
Цветы: «Кактус»
75-76
Тема № 4.Ниткография. (36 часов)
77-78

4

Знакомство с техникой «Ниткография», с видами
волокнистых
материалов
и
правилами
их
использования. Техника безопасности при работе.
Выполнение работы «Флаг России».

79-80
81-82
83-84
Выполнение работы « Бабочка»
85-86
87-88
Выполнение работы «ПДД ты знать обязан!»
89-90
91-92
93-94
Выполнение работы «Ваза с цветами»
95-96
97-98
Выполнение работы «Мой любимый герой из
99-100
мультика»
101-102
103-104 Коллективная работа « Цветы на лугу»
105-106
107-108 Выполнение работы «Пожар – это опасно!»
109-110
111-112
Тема № 5. Поделки из бросового материала. (28 часа)

2

4
4
6

4
6

4
6

113-114

Элементарные общие правила создания предметов
рукотворного мира. Инструктаж. Общее понятие о
бросовом материале, их происхождении. Сбор
бросового материала. Рассматривание образцов
игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек.
Игрушки из пробок, крышек. «Гусеница»

2

115-116
117-118
119-120
121-122

Общее понятие о пластиковых бутылках. Изготовление
бабочек из пластиковых бутылок.
Общее понятие о яичных лотках. Цветы из яичных
лотков.

4

35

6

123-124
125-126 Кашпо из пластиковых бутылок.
127-128
129-130 Работы выполненные по творческому замыслу детей.
131-132
133-134
135-136 Работа с фантиками. Аппликация «Цветы» Выставка
137-138 работ.
139-140
Тема № 12. Итоговое занятие. (4 часа)
141-142 Подведение итогов работы за год.
143-144
Выставка лучших работ: «Удивительное рядом».

36

4
6

6

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».