Утверждено на Педагогическом совете МБОУ ДОД ЦВР 21.03.2013 г. Директор МБОУ ДОД ЦВР ________О.Г.Переверзева приказ №15 от 22.03.13 ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации обучающихся детских объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр внешкольной работы Кашарского района 1. Общие положения. Итоговая и промежуточная аттестация воспитанников детских объединений МБОУ ДОД ЦВР рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности Цель аттестации - выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствие прогнозируемым результатам образовательных программ. Задачи аттестации: • определение уровня теоретической подготовки воспитанников в конкретной образовательной области; • выявление степени сформированности практических умений и навыков в выбранном ими виде творческой деятельности; • анализ полноты реализации образовательной программы детского объединения; • соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебновоспитательной работы; • выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; • внесение необходимых коррективов в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения. Итоговая и промежуточная аттестация обучающихся детских объединений Центра строится на принципах учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся; необходимости, обязательности и открытости проведения; свободы выбора педагогом методов и форм проведения оценки результатов; обоснованности критериев оценки результатов для педагогов в сочетании с открытостью для детей. В образовательном процессе Центра аттестация выполняет целый ряд функций: • учебную функцию, так как создает дополнительные условия для обобщения и осмысления воспитанником полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков; • воспитательную функцию, так как является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей ребенка; • развивающую функцию, так как позволяет детям осознать уровень и определить перспективы их интеллектуального развития; • коррекционную функцию, так как помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебновоспитательного процесса; • социально-психологическую функцию, так как дает каждому воспитаннику возможность пережить «ситуацию успеха». • Диагностико-аналитическую определяет уровень стартовых возможностей при зачислении в учебную группу 2. Организация аттестации. Промежуточная аттестация воспитанников детских объединений Центра проводится 2 раза в учебном году: при наборе детей в детское объединение, и в мае. По окончании полного курса обучения проводится итоговая аттестация воспитанников. Формы проведения аттестации: • итоговые занятия; • тестирование; • класс-концерт; • защита творческих работ и проектов; • выставки; • итоговые выставки. Программа аттестации обучающихся при любой форме проведения и в любой образовательной области должна содержать методику проверки теоретических знаний воспитанников, владение и понимание ими специальных терминов, владение практическими умениями и навыками. Содержание программы аттестации обучающихся определяется самим педагогом на основании содержания образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. Для проведения итоговой аттестации формируется аттестационная комиссия в составе которой входят: представитель администрации Центра, методисты, психолог, педагоги дополнительного образования. 3. Критерии оценки результатов аттестации Критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников: ✓ соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; (знание основных понятий, приемов, методов, технологии работы в избранном виде деятельности) ✓ свобода восприятия теоретической информации; ✓ осмысленность и свобода использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников: ✓ соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; ✓ свобода владения специальным оборудованием и оснащением; ✓ качество выполнения практического задания; ✓ технологичность практической деятельности. Критерии оценки уровня развития и воспитанности: ✓ уровень организации практической деятельности; ✓ культура поведения; ✓ творческое отношение к выполнению практического задания; ✓ аккуратность и ответственность при работе; ✓ уровень творческих способностей, уровень познавательной активности. 4. Система контроля качества обучения. Оценка,оформление и анализ результатов аттестации. Для отслеживания эффективности деятельности творческих объединений в МБОУ ДОД ЦВР мы осуществляем мониторинг по трем направлениям: развитие, воспитание, обучение. Система отслеживания результатов образовательной деятельности у нас в МБОУ ДОД ЦВР включает в себя: 1.Вводный контроль это предварительное выявление уровня подготовленности и доминирующих мотивов детей к выбранному виду деятельности; уровень воспитанности обучающихся (ценностные ориентации). Вводный контроль проводится в начале учебного года при наборе детей в творческие объединения. 2.Промежуточный контроль – осуществляется в процессе усвоения учебного материала по теме, блоку. В рамках этого контроля проводится повторная проверка (параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного), периодическая проверка (для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательных программ, для ликвидации пробелов в знаниях и умениях). Этот вид контроля проводится в конце учебного года. Дополнительна я информация Уровень ЗУН Уровень креативности Уровень самооценки Коммуникат. Навыки трудолюбие Познават. потребность Фамилия, имя № Уровень воспитанности 3. Итоговый контроль - осуществляется в конце учебного года для проверки знаний, умений и навыков по образовательным программам, для перевода обучающихся с одного этапа обучения на следующий. В соответствии с результатами итогового контроля определяется, насколько достигнуты результаты программы каждым ребенком, полнота выполнения образовательных программ. Каждый педагог в своей программе выявляет результаты образовательной деятельности детей на различных возрастных этапах их самоопределения, определяет параметры результативности на основании содержания своей образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. Педагоги используют различные формы подведения итогов по образовательным программам: зачеты, тестирование, соревнования, конкурсы, турниры, выставки, смотры, фестивали, творческие задания. Выпускники защищают свои творческие работы и проекты, пишут рефераты и доклады, проходят трудовую практику. Основные показатели результатов обучения по образовательным программам педагогов МБОУ ДОД ЦВР включают в себя: • Практическую подготовку обучающихся (что за определенный промежуток времени ребенок должен научиться делать); • Теоретическую подготовку обучающихся (какой объем знаний в результате обучения он должен усвоить за определенный промежуток времени); • Предметные достижения за данный промежуток времени (призовые места в выставках, конкурсах); • Личностное развитие обучающихся. Оценка полученных детьми знаний и умений производится по двум уровням: справились с заданием; справились в неполном объеме. Проявление знаний и умений по уровням, соответствующих количеству баллов, каждый педагог подробно раскрывает в программных требованиях. Для фиксации полученных результатов образовательной деятельности в творческих объединениях мы разработали сводные карты развития по группам, с учетом возраста детей, которые заполняют педагоги. Сводная карта развития младшей группы 5 – всегда; 4 – иногда; 3 – редко; 2 – никогда. Или: В-высокий; С-средний; Уудовлетворительный; Н-низкий. Уровень креативности Уровень ЗУН Уровень креативности самооценка Коммуникативные навыки Уровень воспитанности Отношение к труду Активность (ответственность) Фамилия, имя Познавательная потребность № Дисциплинированно сть Сводная карта развития средней группы Преобладание характер работ Состояние раб. места Уверенность самостоят-ть Темп, работоспособность творч. Активность в деятельности Устойчивость интересов к Отношение поручениям Уровень креативности Дела, Уровень воспитанности Самооценка Ценности, Мечты Фамилия, имя № Фамилия, имя № Обществен. активность 5 – всегда; 4 – иногда; 3 – редко; 2 – никогда. Или: В-высокий; С-средний; Уудовлетворительный; Н-низкий Сводная карта развития старшей группы. В-высокий; С-средний; У-удовлетворит, Н-низкий;. Хар-р работ: Ттворческая, ( оригин., не скопир)., П-полутворческая ( копии с элементами творчества); Р-репродуктивная (копии). Начиная со второго года обучения, каждый ребенок заводит себе личную творческую книжку, где фиксирует все выполненные работы, свои успехи и достижения, определяет направления саморазвития. У младших ребят это просто лист успеха, а более старшие отслеживают результаты своих достижений по итогам участия в конкурсах, смотрах, выставках, концертах, по полученным дипломам, грамотам. Результаты аттестации обучающихся анализируются педагогами и администрацией по следующим параметрам: 1. Количество обучающихся, полностью освоивших образовательную программу; освоивших программу в достаточной степени.. 2. Количество детей, переведенных или не переведенных на следующий этап обучения. 3. Количество выпускников по образовательным программам. Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах, которые является одним из отчетных документов. Результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся детских объединений анализируются администрацией совместно с педагогами дополнительного образования Центра внешкольной работы, по итогам пишется аналитическая справка